Вторник, 06.12.2016, 08:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК 4-го УКРАИНСКОГО ФРОНТА В ХОДЕ НАСТУПЛЕНИЯ В КАРПАТАХ В СЕНТЯБРЕ 1944 ГОДА

Н.В.Филоненко, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК 4-го УКРАИНСКОГО ФРОНТА В ХОДЕ НАСТУПЛЕНИЯ В КАРПАТАХ В СЕНТЯБРЕ 1944 ГОДА

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются проблемы организации тылового обеспечения войск 4-го Украинского фронта в ходе боев с немецко-венгерскими частями в Карпатах в годы Великой Отечественной войны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: тыл, тыловое обеспечение, оснащение войск, советские войска, 4-й Украинский фронт, горно-лесистая местность.

 

Советские войска к концу июля 1944 г. вышли к предгорьям Карпат. 30 июля 1944 г. вновь был сформирован 4-й Украинский фронт, в состав которого вошли 1-я гвардейская армия, 18-я армия, 17-й стрелковый корпус и 8-я воздушная армия. Перед фронтом ставились следующие задачи: завершить освобождение Западной Украины, в дальнейшем захватить перевалы через Карпаты и выйти на Среднедунайскую равнину. 29 августа 1944 г. войска 4-го Украинского фронта получили приказ Ставки ВГК временно перейти к обороне и начать подготовку наступательной операции с преодолением Восточных Карпат [1, с. 15]. Предстоящее наступление в Карпатах вызвало необходимость в специальной подготовке войск, их снаряжения и вооружения.

Одной из сложнейших задач подготовительного периода явилось создание необходимого запаса материальных ресурсов: боеприпасов, продовольствия, фуража, горюче-смазочных материалов. Фронтовые и армейские станции снабжения находились на довольно значительном удалении от войск. Организация устройства фронтового и армейского тыла имела своей целью максимальное приближение к войскам запасов материальных средств, и в соответствии с этим - сокращение плеча подвоза средств до войскового тыла. Глубина армейского и войскового тыла уже в сентябре не превышала 90-100 км [2, л. 6-7]. Благодаря усилиям командования, тыловых служб удалось на армейских складах и в войсках к началу операции создать необходимые запасы.

Перебоев в обеспечении войск боеприпасами не было. По мере продвижения войск в глубь Карпат увеличился завоз боеприпасов для горной артиллерии. Полностью оправдала надежды система высылки отделений артскладов вслед за продвигающимися войсками, что дало возможность бесперебойного обеспечения действующих частей всеми видами боевого имущества [2, л. 13].

Во избежание возможных перебоев в снабжении ГСМ были приняты все меры к использованию местных ресурсов нефти - были восстановлены и пущены в эксплуатацию нефтеперегонные заводы в Дрогобыч, Болехув, Устрики Дольные и ряд других мелких заводов. Вырабатываемые на них ГСМ полностью направлялись на обеспечение нужд фронта [2, л. 8].

Бесперебойное снабжение войск продовольствием и фуражом, организация своевременного и качественного питания личного состава были основными задачами тыловой службы. В период подготовки к наступлению необходимо было создать запасы продовольствия на фронтовых, армейских и войсковых складах. Согласно утвержденному плану неснижаемый запас продовольствия составлял 27 суточных дач, из них 7 сутдач в войсках (из них 3 сутдачи горного сухпайка), 5 - на армейских складах и их отделениях, 15 - на фронтовых складах и их отделениях [2, л. 9].

Обеспеченность продовольствием и фуражом к началу наступления войск фронта в соответствии с планом была удовлетворительной. Приготовленная пища в кухнях подвозилась непосредственно в подразделения, там, где не было возможности подвезти кухню, пища доставлялась в термосах на вьюках или подносилась вручную. В случае, когда в результате наступления войска находились в условиях абсолютного бездорожья и подвоз пищи был невозможен, пища готовилась в ведрах и котелках бойцов из продуктов сухого пайка, имевшегося на руках всего личного состава. В норму этого пайка входило: 700 гр. сухарей, 130 гр. сала или 250 гр. колбасы, банка мясных консервов, пакет концентрата (каша или суп), 35 гр. сахара, 3 гр. чая, 15 гр. соли, 20 гр. табака. Сухой паек был расфасован в индивидуальные упаковки по 3 сутдачи в каждой. Наличие кухонь, термосов, ведер и котелков обеспечивало организацию питания личного состава боевых частей в любых условиях боевой обстановки и горно-лесистой местности [2, л. 10, 11].

Материальное обеспечение наступающих войск в условиях нарастающего отрыва от железных дорог стало полностью зависимым от автотранспорта. В сентябре 1944 г. своевременное снабжение боевых частей всем необходимым осуществлялось благодаря наличию основных фронтовых и армейских дорог, покрытых щебенкой, а также хорошим погодным условиям (ясная сухая погода и только к концу месяца незначительные осадки). В горнолесистой местности, где обычный грузовой транспорт не проходил, использовался отдельный автотранспортный батальон фронтового резерва, укомплектованный автомашинами повышенной проходимости «Виллис».

В войсковом и частично в армейском тылах, где в условиях горно-лесистой местности подвоз продуктов и необходимых вещей автотранспортом был невозможен, применялся гужевой транспорт частей, соединений и резерва армий [2, л. 16].

В целях обеспечения наиболее эффективного использования автомобильного транспорта в оперативном тылу и прифронтовых районах проводилась большая работа по восстановлению и строительству шоссейных и грунтовых дорог. Работы фронтовых дорожно-строительных и мостостроительных частей в сентябре 1944 г. по своему характеру могут быть разделены на два этапа.

На первом этапе проводились во фронтовом и частично армейском тылу работы по восстановлению и строительству высоководных и обычных мостов длиной свыше 30 метров. Были восстановлены и вновь построены следующие мосты:
1. 167-м ОМ СБ был восстановлен мост через р. Быстрица-Солотвинская длиной 119,6 м в г. Станислав.
2. 149-м ОМСБ и 105-м ОД СБ в г. Стрый был построен деревянный мост через р. Стрый длиной 275,5 м.
3. 96-м ОМСБ построен регельно-подкосный мост через р. Ломница длиной 143 м у с. Пукасовце.
4. 426-м ОКДСБ в. г. Самбор был восстановлен металлический мост через р. Днестр длиной 180 м.

Для постройки и восстановления данных мостов также привлекалось местное население.

На втором этапе, в связи с продвижением войск к Карпатским перевалам, почти все фронтовые дорожно-строительные части были переброшены в распоряжение армий, корпусов и дивизий для обеспечения работ по расширению и ремонту горных троп и прокладке новых грунтовых путей подвоза и эвакуации вслед за продвигающимися войсками. Армейские дорожно-мостостроительные части занимались производством различных дорожно- строительных и мостостроительных работ в армейском и войсковом тылу.

Основными работами в войсковом тылу были: прокладка новых путей по целине на косогорах и перевалах, устройство жердевых дорог. В большинстве своем эти работы производились под артиллерийским и минометным огнем противника. Большая работа была проведена в армейском и войсковом тылу по постройке объездов и подысканию бродов в местах разрушения противником мостов и переправ через реки Сан и Ослава, по пути наступления советских войск [2, л. 20-21].

Медико-санитарное обеспечение войск. Госпитальная база фронта развертывалась в августе по мере прибытия госпиталей с места прежней дислокации. На 9 сентября 1944 г. она насчитывала 23038 развернутых коек, из них 7073 - фактически занятых [2, л. 27]. Наличие достаточного резерва коек позволило обеспечить в полной мере потребности в медицинском обслуживании поступающих раненых и больных из армейских районов.

Боевые действия и их медицинское обеспечение в горах имели специфические особенности, поэтому лечебно-эвакуационный план обеспечения предстоящей операции 4-го Украинского фронта учитывал эти особенности и ставил перед санитарной службой фронта следующие задачи:
- своевременный вынос раненых с поля боя, оказание им квалифицированной первой помощи и эвакуация для дальнейшего лечения в тылу;
- подготовка всех этапов санитарной эвакуации для работы в горно-лесистой местности, снабжение эвакуационных пунктов необходимым медимуществом и специальными средствами эвакуации в горах, а также организация питания и обогрева раненых на путях эвакуации;
- проведение санитарно-профилактической работы в частях и среди местного населения в интересах противоэпидемической защиты войск;
- своевременное свертывание госпиталей и их вывод из зоны боевых действий при изменении боевой обстановки.

Санитарно-эпидемическая защита войск. Особенность работы санитарной службы в прикарпатских районах состояла в протяженности линии фронта, отсутствии налаженной системы здравоохранения, недостатке медицинских кадров, большой рассредоточенностью эпидемических очагов сыпного тифа и дизентерии. Большое значение для санитарного благополучия войск имел слабый контакт с местным населением: районы дислокации частей находились на склонах гор, в лесах, вне населенных пунктов, и только дивизионные и армейские тылы размещались вблизи деревень и поселков. В плане проводимых мероприятий много внимания уделялось местному населению. До 50% всех кадров и до 50% санитарной техники находились в селах, среди местного населения. При плохой организации гражданского здравоохранения приходилось выявленных среди местного населения инфекционных больных госпитализировать в военные госпитали и проводить среди окружающих санитарную обработку. Итогом принятых мер было отсутствие эпидемических очагов в войсках фронта. В войсках регистрировались лишь единичные случаи инфекций [2, л. 30, 31].

Медснабжение. Исходя из особенностей войны в горно-лесистой местности, задолго до начала сентябрьского наступления был составлен расчет потребности в медико-санитарном имуществе. В частности, были затребованы вьючные носилки с седлами, вьючные комплекты имущества, вьючные дезинфицирующие камеры и душевые установки, теплые вещи для эвакуации раненых, химические грелки. Кроме того, были приняты меры к изготовлению вьюков на месте, а армиям предоставлен необходимый материал.

Уже в августе из Москвы и Рузаевки были отгружены первые 2 транспорта с медимуществом, которые прибыли на фронтовой склад 28 августа 1944 г. Всего в течение августа было отгружено фронту 6 транспортов с имуществом (свыше 100 вагонов). 2 сентября был отгружен последний транспорт с вьючными комплектами. Немедленно по прибытии транспортов имущество отгружалось в войска. К 20 сентября армии и фронтовой эвакуационный пункт (ФЭП) были полностью обеспечены теплыми вещами для санитарной эвакуации и вьючными носилками. Для обеспечения своевременной внутриармейской и фронтовой эвакуации весь наличный санитарный транспорт (автосанитарные роты и конно-санитарные роты) был распределен по армиям и основным путям санэвакуации. В помощь авто и конно-санитарному транспорту был использован находящийся в распоряжении санитарного управления фронта авиасанитарный транспорт [2, л. 26, 27, 31, 32].

Роль и значение ветеринарной службы фронта определялись наличием большого количества конского состава, необходимостью сохранения его боеспособности. Главными задачами службы были: ветеринарное обеспечение конского состава и ветеринарный надзор за довольствием личного состава войск продуктами животного происхождения.

Армейские и часть фронтовых ветлазаретов в преддверии наступления были освобождены от тяжелобольных лошадей, а также разного рода имущества, сковывавшего их маневренность, особенно при действиях в горно-лесистой местности. Для своевременного обеспечения эвакуации больных и раненых лошадей из войскового тыла в армейский и фронтовой тылы и оказания более полной и своевременной лечебной помощи на всех этапах ветеринарной эвакуации армейские и фронтовые ветлаза- реты были приближены к действующим войскам и развернуты в узлах дорог и на тропах, идущих от основных направлений действий войск, удобных для эвакуации конского состава.

Эвакуация больных и раненых лошадей из войск осуществлялась полковыми ветлазаретами; тяжелобольные и раненые лошади, не способные следовать своим ходом, эвакуировались силами дивизионных ветлазаретов на специальных повозках. Каждому стрелковому корпусу эваковетлазаретом было выделено по одному эваковетотделению (ветфельдшер и пять красноармейцев).

Трудности в снабжении ветимуществом заключались в том, что ветсклады армий находились на большом расстоянии от войск, в особенности в 1-й гв. армии - около 400 км. Однако снабжение войск ветимуществом осуществлялось бесперебойно и своевременно [2, л. 33, 34, 35].

Несмотря на большие трудности, с которыми столкнулись тыловые службы 4-го Украинского фронта в ходе подготовки и проведения Восточно- Карпатской операции, а именно - большой отрыв наступающих войск фронта от железнодорожных коммуникаций и незначительное количество пригодных для автотранспорта дорог в войсковом и армейском тылу в условиях горно-лесистой местности, тыл со своими задачами успешно справился.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:  

1. Гречко, А.А. Через Карпаты [Текст] / А.А. Гречко. — М. : Воениздат, 1970. — 479 с.
2. Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 4 УФ (244). Оп. 3000. Д. 751.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (23.09.2016)
Просмотров: 40 | Теги: тыловое обеспечение | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016