Вторник, 06.12.2016, 05:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

Творческая интеллигенция в эвакуации. Южный Урал, 1941-1945 гг. (часть 2)

Творческая интеллигенция в эвакуации. Южный Урал, 1941-1945 гг. (часть 2)

Предыдущая страница

В 1942 г. в Оренбурге под руководством композитора Соловьева-Седого В.П. был создан театр малых форм «Ястребок».[1] Композитор так вспоминал о создании театра: «… решил организовать свой маленький театр, который мог бы обслуживать части действующей армии. Придумал и название – «Ястребок». Так называли наши крылатые истребители».[2]

Коллектив театра состоял из 14 человек. Руководил театром сам Соловьев-Седой. Состав артистов был самым разнообразным: опереточные партии исполняли артисты Оренбургского театра музыкальной комедии Л. Василько и В. Котов, цирковые номера были показаны в исполнении Ж. Рузанова и З. Рузановой. Танцевальные номера – артисты балета М. Петрусевич и В. Ярош. В состав театра также входили артисты женского ансамбля – Т. Васильева, Л. Василько, Н. Толчинская, Л. Радина.[3]

В феврале 1942 г. коллектив отправился в г. Москву, где проходил просмотр в Центральном Доме Красной армии подготовленной программы. Концертная программа молодого коллектива была показана на Калининском фронте. В состав программы были включены народные песни, оперные арии, национальные, классические танцы. На фронте «Ястребок» пробыл полтора месяца.

Одиннадцать месяцев с 16 сентября 1942 по 18 августа 1943 г. работал в Чкаловской области Государственный ансамбль песни и пляски Донских казаков, эвакуированный из Ростова-на-Дону.[4] Кроме выступлений на местных концертных площадках, коллектив ансамбля неоднократно выезжал с выступлениями на Сталинградский и Западный фронта.[5]

Приказом от 18 октября 1941 года отделом по делам искусств Челябинский театр драмы им. С. Цвиллинга был переведен для работы в Шадринск, в связи с приездом в город Московского академического малого театра.[6] Эвакуация театра началась в октябре 1941 года. На Южный Урал приехала практически вся труппа: Яблочкина А.А., Турчанинова Е.Д., Пашенная В.Н., Гоголева Е.Н., Зубов К.А., Садовский П.М., Светловидов Н.А., Нароков М.С., Ильинский И.В., Остужев А.А., Ленин М.Ф., Шатрова Е.М., Зражевский А.И., Царев М.И., Яковлев Н.К., Зеркалова Д.В.

Театральный сезон театра в Челябинске открылся 23 декабря 1941 года. Был показан спектакль по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». За 11 месяцев пребывания театра в Челябинске, было, поставлено пять новых пьес:

«Отечественная война 1812 года» по роману Л.Н. Толстова «Война и мир» (постановка Судакова И.Я.) – 24 февраля 1942 г.

«Партизаны в степях Украины» Корнейчук А. (постановка Судакова И.Я.) – 1 мая 1942 г.

«Испанская легенда» быль в одном действии Щепкиной - Куперник Т. (постановка Межинского С.Б.) – 14 июня 1942 г.

«Осада мельницы» по роману Золя Э. (постановка Велихова Е.П. и Царева М.И.) – 28 июля 1942 г.

«Девушка – гусар» Кони Ф. Постановка Зубова К.А. – 28 июля 1942 г.

Постановки артисты театра показывали на сценической площадке драматического театр (ул. Кирова, 116), а с июля 1942 года артистам была предоставлена летняя площадка в городском саду им. А.С. Пушкина. В день театр показывал четыре спектакля.

Кроме показа спектаклей театром велась концертная и военно-шефская работа. Начиная с ноября 1941 года до сентября 1942 года, регулярно проводились концерты артистов Малого театра. Полученные средства от них артисты перечисляли в фонд обороны. Концерты прошли в Челябинске, Магнитогорске, Копейске, Златоусте, Чебаркуле. За время пребывания в нашем регионе артистами было дано 600 концертов. Формы концертной деятельности были самыми разнообразными. Они включали в себя вечера комедии, творческие вечера ведущих артистов.

За 11 месяцев уральской жизни артисты не прекращали вести военно-шефскую работу – выступления в подшефных госпиталях и военных частях[7]. Появляются новые формы художественной работы:

Концерты - конвейеры, когда артисты выступали по палатам госпиталя. Подобная форма работы позволяла одним и тем же составом артистической бригады обслужить в день до 6 палат.

Чтение  драматического произведения в лицах в госпитале перед ранеными.[8]

Два раза бригады Малого театра выезжали на фронт.  Так,  23 апреля 1942 года на фронт была отправлена бригада, которую возглавили Остужев А.А., Ленин М.Ф.

18 января 1942 года  в газете Магнитогорский рабочий появилось открытое письмо рабочих Магнитогорского металлургического комбината. В письме рабочие обращались к руководству Малого театра взять шефство над местным драматическим театром, а также просили прислать для работы в драматическом театре Магнитогорска квалифицированных работников, которые бы смогли поднять уровень художественной работы театра.[9]

В апреле 1942 года в адрес директора Малого театра Судакова И.И. пришло письмо Челябинского отдела искусств с просьбой оказать помощь в создании высокохудожественного и политически грамотного репертуара Магнитогорскому драматическому театру им. А.С. Пушкина. Малый театр написал ответное письмо, в котором он возложил на себя обязательства: «Оказывать помощь в создании высокохудожественного и политически полноценного репертуара; посылать бригады из лучших мастеров театра для приема в Магнитогорске выпускаемых премьер и рецензировать их; проводить творческие беседы квалифицированных мастеров малого театра с работниками Магнитогорского театра».[10]

По решению художественного совета в Магнитогорск был направлен в качестве художественного руководителя режиссер Прозоровский Л.М. а также ряд актеров, прежде всего представителей молодого поколения: Супруненко И., Пролыгина А., Гопонцева Б. В Магнитогорске они проработали до 1944 года.

Эвакуированные композиторы в Оренбургскую область продолжали активно творчески работать. Со своим творческим отчетами с ноября 1941 по май 1942 гг. на местном радио выступили Дзержинский, Френкель, Соловьев-Седой, Шульгин, Р. Ромм, М. Ростропович.[11] Здесь же в эвакуации начинается музыкальная деятельность юного виолончелиста М. Ростроповича. В Оренбург он приезжает вместе с семьей из блокадного Ленинграда в конце 1941 года. Здесь он учится в школе и продолжает получать музыкальное образование в музыкальном училище, где преподает его отец. После смерти отца в 1942 году М. Ростропопович начинает работать вместо него в музыкальном училище, продолжает выступать с сольными программами в кинотеатре «Молот», ездит с концертами в колхозы, окрестные городки, госпиталя.[12]

Местные власти принимают попытки позаботиться о юном гении М. Ростроповиче после смерти отца. Так начальник Отдела по делам искусств Незнамов в письме председателю Комитета по делам искусств Храпченко Н.Б. пишет, что «необходимо позаботиться о судьбе Славы Ростроповича. Он исключительно одаренный виолончелист и композитор».[13] Далее Незнамов пишет, что местный Отдел по делам искусств может обеспечить обучение Ростроповичу у одного из концертмейстеров Ленинградского ордена Ленина малого оперного театра, а также платить ему ежемесячную стипендию.

Неизвестно какой отклик нашло это письмо у председателя Комитета по делам искусств СССР Н.Б. Храпченко. Но в том же 1942 г. Ростропович начинает заниматься у композитора Чулаки М.И. по композиции. Его выступления были включены в отчетный концерт советских композиторов. Выступал Ростропович и как композитор, и как виолончелист.[14]В газете «Чкаловская коммуна» выступление юного Ростроповича прокомментировано было так: «… Произведения Славы Ростроповича свидетельствуют о большом мелодическом даровании, тонком гармоническом чутье и высоком музыкальном вкусе. Юный актер подкупает слушателя своими прекрасными исполнительскими возможностями».[15] В 1943 г. М. Ростропович уезжает в Москву продолжать свое обучение.

Художественная жизнь Южного Урала в годы войны обогатилась работой эвакуированных художников, приехавших из Эстонии, Москвы, Ленинграда, Киева. За годы войны художниками только ЧО СХ СССР было проведено 15 выставок.[16] Большую общественную работу проводили художники, оформляя госпиталя, военкоматы, призывные пункты, вокзалы. Яркой страницей в живописи Южного Урала было творчество ленинградского художника Малышева Л.А., приехавшего в Челябинск вместе с Кировским заводом. творчество художника во время войны было полностью посвящено героическим будням легендарного Танкограда. Его произведения военных лет – летопись завода («Осмотр танков», «Конвейер «Т-34», «ИС» и другие). Подведением этого военных лет стали две персональные выставки Малышева, прошедшие в 1945 и 1946 годах в Челябинске.[17]

За годы войны скульпторами Южного Урала было создано более сорока работ.[18] В 1942 г. прошла выставка «Великая Отечественная война». Дипломом второй степени была удостоена скульптура Роос Э.К. «Партизаны в оккупированной Эстонии». Скульптор во время войны находился в эвакуации в г. Челябинске.[19]

В годы Великой Отечественной войны Южный Урал становится одним из центров, куда проводилась эвакуация представителей творческой интеллигенции. Несмотря на эвакуацию, проблемы с жильем, питанием, работой работники искусства продолжали активно работать. Деятельность эвакуированных представителей интеллигенции обогатила местную культуру, повысила профессионализм работников культуры регионального уровня, дала толчок для ее дальнейшего послевоенного развития.

___________________

[1] ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 50. Л. 74.

[2] См.: Федорова А.В. Оренбург в годы Великой Отечественной войны. – Оренбург: «Оренбургское книжное издательство», 1995. – С. 120.

[3] ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 45. Л. 77.

[4] ГАОО. Ф. Р -1581. Оп. 2. Д. 52. Л. 129.

[5] ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 52. Л. 196.

[6] ОГАЧО. Ф. Р-288. Оп. 4. Д. 254. Л. 78.

[7] Зубов К.А. Малый театр в дни Великой Отечественной войны // Малый театр на фронтах Великой отечественной войны. – М-Л.: «Гос. изд-во «Искусство», 1949. С. 25; ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д, 233. Л 8.

[8] Малый театр на фронтах Великой отечественной войны. – М-Л.: «Гос. изд-во «Искусство», 1949. С. 8-9.

[9] ОГАЧО. Ф. Р – 914. Оп. 1. Д. 241. Л. 2-2 об.

[10] Прозоровский Л.М.  В сталинской Магнитке // Малый театр на фронтах Великой отечественной войны. – М-Л.: «Гос. изд-во «Искусство», 1949. С. 25; ОГАЧО. Ф. Р-914. Оп. 1. Д, 233. Л  132.

[11] ЦНДОО. Ф. 371. Оп. 6. Д. 255. Л. 44.

[12] Место эвакуации – Чкаловская область // архивные находки. Вып. 5. – Оренбург: ГАОО, 1995. – С. 1-2.

[13] ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 45. Л.149.

[14] Место эвакуации – Чкаловская область // архивные находки. Вып. 5. – Оренбург: ГАОО, 1995. – С. 1-2.

[15] Чкаловская коммуна, 1942 г., апрель.

[16] Байнов Л.П. Художники Челябинска. - Челябинск, 1979. – С. 59.

[17] Челябинская организация Союза художников. Справочник. 1936-1991 / автор - составитель Кудзоев О.А. – Челябинск, 1996. –С. 312.

[18] Подсчеты автора.

[19] ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 58. Л. 10.

Предыдущая страница

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (08.05.2015)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016