Вторник, 28.03.2017, 13:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

ТЕАТР ВИРГИНИИ В КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

П.В.Востриков, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

ТЕАТР ВИРГИНИИ В КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена истории возникновения и становления театра на американской колониальной сцене в Виргинии, наиболее важной английской колонии в Америке. В статье исследуются вопросы культурной преемственности и социального окружения, в которых проходило развитие этого вида искусства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: театр, сцена, представление, актеры, Виргиния, колониальный период.

 

История американского театра начинается в Виргинии, поскольку она была одной из первых английских колоний на американской земле, к тому же не скованной пуританскими ограничениями. Разумеется, существование театра обычно ассоциируется с городским укладом жизни, где сформированы материальные условия для организации представлений, а также имеется весьма многочисленная публика, готовая их посещать. Тем не менее, Виргиния, с ее недостаточным развитием городов в сравнении северными колониями, стала местом, где в годы губернаторства Уильяма Беркли в графстве Аккомак состоялось первое в Америке театральное представление, отмеченное историками. Пьеса называлась «Медведица и медвежонок» и была представлена 27 августа 1665 г. в придорожной таверне Фоукса. Мы знаем об этом только благодаря доносу некоего Эдварда Мартина, очевидно, человека с пуританскими убеждениями, который с возмущением воспринял «выходку» трех участников представления: Корнелиуса Уоткинсона, Филипа Ховарда и Уильяма Дарби. Очевидно, все они были работными людьми, а один из них являлся автором пьесы. 16 ноября 1665 г. они были вызваны в суд и получили распоряжение надеть те самые костюмы, в которых ранее выступали, и использовать те же декорации, а затем и разыграть представление перед судьями. Их второе выступление состоялось в декабре, и суд не нашел в том спектакле ничего незаконного, а вот Мартина обязали заплатить судебные издержки [1, р. 229-230]. На месте, где, как предполагают исследователи, находилась таверна Фоукса, в наши дни можно увидеть мемориальную доску [2].

Более ранних свидетельств о театральных представлениях не сохранилось, но можно предположить, что они были, если учитывать, какую популярность приобрел театр в Англии конце XVI - начале XVII вв., и как воображение англичан, особенно драматургов, было увлечено фантастическими образами Нового Света. Существенным источником вдохновения для английских драматургов в первые годы колонизации было «Истинное сообщение» Уильяма Стрэтчи, события которого легли в основу последней пьесы Шекспира «Буря» [3].

Виргинский губернатор Беркли сам увлекался драматургией, и его пьеса 1639 г. «Пропавшая леди» была достаточно известна [4, р. 209]. Правда, пуритане относились к театру с неодобрением, так что театральное искусство не получило развития в ранней Новой Англии, да и в других северных колониях, хотя историки располагают некоторыми свидетельствами о состоявшихся там спектаклях [5, р. 21-41].

После основания Колледжа Уильяма и Мэри и переноса центра колонии из Джеймстауна в Уильямсбург сохранилось уже больше свидетельств о театральных постановках, чем в предшествующем столетии. Губернатор Френсис Николсон сообщал архиепископу Кентерберийскому в 1702 г. о «декламации пасторальной поэзии на английском языке, исполненном некоторыми самыми молодыми учащимися колледжа». Это исполнение носило выраженный театральный характер [6, р. 126 - 127]. К тому же XVIII в. не только в Европе, но и в колониальной Америке отмечен влиянием идей Просвещения.

Немаловажную роль в распространении просветительских идей, несомненно, играл театр.
Первое здание театра и профессиональные актеры появились в Уильямсбурге в 1716-1718 гг. Театр располагался напротив губернаторского дворца. Раскопки, производившиеся американскими археологами в 1960-е гг., позволяют судить, что у театра было кирпичное основание, и дают представление о его размерах [7]. Объявления в «Виргиния газетт», содержащие описание здания, свидетельствуют, что это было довольно примитивное деревянное здание, являвшееся имитацией английского провинциального театра [8, р. 1193].

Появилась в Уильямсбурге и небольшая труппа актеров. Центром этого коллектива были Чарльз и Мария Стегги, бывшие кабальные слуги Уильяма Левингстона, торговца, организатора школы танцев, строителя здания театра, прибывшего в Уильямсбург в 1716 г. Левингстон, отправил запрос в Лондон на присылку актеров и музыкантов в дополнение к Стеггам. Супруги же получили освобождение от своего кабального договора при условии, что они будут сотрудничать с Левингстоном в деле продвижения театрального искусства. Было заключено соглашение с местными властями «построить театр в Уильямсбурге и обеспечить актеров, сцену и музыку для представления комедий и трагедий». Левингстон приобрел участок, на котором разместился сам театр, лужайка, сад и жилой дом» [8, р. 1258].

Первое упоминание о выступлении супружеской четы Стеггов относится к 1718 г. В честь дня рождения короля Георга I губернатор Александр Спотсвуд давал различные представления, в том числе была поставлена пьеса. Об этом он упоминает в одном из писем: «Чтобы торжественно почтить день рождения Его Величества, я собрался дать представление у себя дома, и вход был доступен для всех джентльменов, которые бы выразили желание прийти. ... Но восемь джентльменов не пожелали в этом участвовать, они не пошли и на пьесу, которая проходила по этому случаю, но, напротив, собрали толпу буйных и неудовлетворенных граждан для участия в своем собственном развлечении в Доме бургесов, а также выставили обильное угощение с крепкими напитками... Они не обращали никакого внимания на правительство, как будто его и не было на месте» [9, р. 284].

Хотя ранее у Левингстона была неплохая школа танцев при колледже Уильяма и Мэри, с практической стороны театральное предприятие не стало успешным. В 1721 г. Левингстон заложил театральное имущество Джону Блэру, брату президента колледжа и настоятеля церкви Уильмсбурга, а когда не смог заплатить по долгам, то лишился его. Некоторое время он проживал в домике на территории бывшего театра, но судебным постановлением был выселен. Новым владельцем этого театрального участка стал аптекарь Джордж Гилмер в 1736 г. [8, р. 1287].

«Виргиния газетт» 20 сентября 1736 г. объявила, что «юные джентльмены колледжа представят пьесу Джозефа Аддисона "Трагедия Катона", а в понедельник, среду и пятницу на следующей неделе джентльмены и леди из местных жителей сыграют комедии Сюзанны Сентливр "Хлопотун" и Джорджа Фаркера "Рекрутирующий офицер"» [10]. Некий полковник Томас Джонс писал жене спустя неделю после представления об этих спектаклях: «Ты можешь сказать Бетти Прэт, что с тех пор, как она уехала, в прошлую среду состоялись два театральных представления: "Катон", разыгранный студентами колледжа, и "Хлопотун" в исполнении театральной труппы, и я думаю, что будет еще один спектакль...» [8, р. 1287].

Актер Чарльз Стегг умер в 1735 г. достаточно обеспеченным человеком (сохранилась опись его имущества), а его жена, первая ведущая актриса в истории американского театра, продолжала зарабатывать на жизнь преподаванием танцев. К ней присоединилась графиня Барбара Граффенрейд швейцарского происхождения. Она была вдовой Кристофа Графендрейда, инициатора швейцарской колонизации в Северной Каролине. Вместе с Мэри Стегг они помогали в устройстве очень эффектных балов. От этого периода сохранилось письмо У. Берда Дж. Рэндольфу, в котором он упоминает недавнюю кончину Стегга [8, р. 1287].

Как видим, о первом американском театре Стеггов имеются весьма ограниченные сведения. Мы только догадываемся, что многие его актеры были также кабальными слугами. Ничего неизвестно и о репертуаре труппы Стеггов. По-видимому, театр перестал существовать в 1723 г., когда Левингстон был вынужден покинуть Уильямсбург. Некоторое время после смерти Стегга помещение театра не использовалось, а затем в 1745 г. оно было выкуплено группой видных джентльменов и преобразовано в мэрию и помещение суда Уильямсбурга. Последнее упоминание об этом строении относится к 1766 г., когда помещение использовали для демонстрации Уильямом Джонсоном «любопытного и развлекательного явления натуральной философии, называемого электричеством» [11, р. 206]. На некоторое время театральная жизнь в колониальной столице полностью замерла.

Второй театр был возведен в Уильямсбурге в 1751 г. на Уолер-стрит на месте, которое занимает сейчас таверна Кристины Кэмпбелл. Вскоре жители Уильямсбурга снова увидели спектакль. В начале 1750-х гг. труппа, известная как «Мюррей и Кинкомпани» после выступлений в Филадельфии, Аннаполисе, Чарльстоне и Нью-Йорке решила посетить Уильямсбург и представить среди прочих спектаклей шекспировскую пьесу «Ричард III» [8, р. 1287]. В ожидании их приезда «Виргиния газетт» напечатала следующее объявление: «С соизволения председателя Совета, исполняющего обязанности губернатора, компания нью-йоркских комедиантов намеревается дать представление в этом городе; предлагается построить театр по подписке, каждому подписчику предлагается внести пистоль для допуска на премьеру.

Тех же леди и джентльменов, которые будут так добры и смогут способствовать данному представлению, просят отправить средства мистеру Финни, в таверну Рай ли, где можно будет приобрести билеты» [12].

Под театр была выделена площадка за Капитолием. Сохранившиеся свидетельства показывают, что двух месяцев хватило, чтобы построить театр, который с внешней стороны более походил на строение наподобие склада. К октябрю все было готово к приезду труппы, и компания комедиантов открыла сезон возле Капитолия в Уильямсбурге. Этот театральный коллектив имел некоторые денежные затруднения, поэтому в ноябре артисты отправились на гастроли по городам Виргинии, включая, по крайней мере, Норфолк и Петерсбург. Вернувшись в Уильямсбург, они представили пьесу Дж. Фаркера «Постоянная пара» и Д. Гаррика «Лживый валет» [8, р 128]. В апреле они снова отправились в турне и в июне посетили Фредериксбург, где проходила в то время ярмарка, и где Джордж Вашингтон, возможно, впервые побывал в театре, судя по отметке в его дневнике, что «он дал денег взаймы Самуэлю в театре» [13, р, 44].

Неизвестно, каким образом в виргинских городах были оборудованы места для выступлений. Спектакли могли проходить в залах суда и в любых помещениях, достаточно вместительных для этой цели. После ярмарки актеры компании «Мюррей и Кин» вернулись в Аннаполис (Мэриленд).

Следующая группа актеров, появившаяся в Виргинии, была представлена известной театральной семьей из Лондона Льюсом Хэлламом и его женой Нэнси. Участниками труппы были также их юные сыновья и дочь, брат Хэллама Уильям, ветеран сцены Патрик Малоун, ведущий актер Уильям Риг- би, интересный комедиант Джон Синглтон и Уильям Эддок со своей женой, исполнявшие вокальные партии. Их репертуар состоял из популярных в то время лондонских спектаклей, включая Шекспира, но часто в адаптированных формах. 2 июня 1752 г. труппа прибыла из Лондона прямо в Иорктаун и после непродолжительной рекламной кампании (помимо объявления в «Газетт» была выпущена повторяющая его театральная афиша) дала представления в столице колонии [11, р. 206-207].

Здание театра было отремонтировано и приведено в «правильный вид». Это был первый, действительно профессиональный, театр в Уильямсбурге. Сезон открыл «Венецианский купец» в версии лорда Лэнсдауна как «Венецианский еврей», хотя Шекспир был указан в качестве автора. Были представлены «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Генрих IV» , «Ричард III» Шекспира, «Любовь за любовь» У. Конгрива, «Джордж Барнвелл» Дж. Лилло, «Огорченная мать» Дж. Филипса, «Беспечный муж» К. Сибера и еще несколько популярных произведений.

В ноябре 1752 г. спектакли стали частью официальных мероприятий по поводу заключения мирного договора с индейцами племени чероки. В Уильямсбург прибыла индейская делегация: вождь племени с женой, сыном и группой воинов.

Некоторые из них присутствовали на представлении «Отелло». Сражение с обнаженными мечами на сцене встревожило индейцев, они выбежали на сцену, намереваясь предотвратить убийство [8, р. 1289]. Сезон продолжался 11 месяцев, а затем труппа отправилась в Нью-Йорк. Позже оказалось, что многие актеры задолжали местным кредиторам, а ведущий актер Ригби сбежал из Уильямбурга, так и не рассчитавшись с ними. Отвечать за это пришлось оставшимся членам труппы. Хэллам был вынужден отдать здание театра в залог местному парикмахеру и почтмейстеру, с условием, что если долги будут уплачены, оно будет возвращен актерам. Срочно требовались средства, было решено заработать их, увеличив количество представлений в различных подходящих помещениях. Хэллам и его труппа сознавали, что они не смогут выступать в Уильямсбурге, представляя в нем шесть новых пьес в неделю, так как город был слишком мал для того, чтобы предоставить достаточно большую аудиторию. Несмотря на то, что они много раз возвращались в Уильямсбург, все же в 1757 г. они предпочли Нью- Йорк как свою основную площадку для выступлений [11, р. 208].

Компания «Мюррей и Кин» выступала в Петерсбурге зимой 1751-1752 г. в здании на Олд-стрит, которое позже было использовано как религиозный центр. К 1763 г. в Петерсбурге установилась некоторая театральная традиция, о чем свидетельствует письмо Джефферсона своему другу Джону Пейджу, где он помышлял о поездке в этот город, «если актеры будут там в августе» [8, р. 1281]. Многие театральные коллективы, пользуясь удобством водных путей сообщения, давали представления в доступных поселениях в Виргинии.

Второй театр Уильямсбурга возле Капитолия не действовал в течение нескольких лет. В 1755 г. в помещении театра была организована необычная форма массового развлечения - механический «микрокосм».

В январе 1768 г. в Норфолке группа Уильяма Верлинга, именовавшая себя «Виргинская компания комедиантов», объявила о начале сезона, который продолжался до марта того же года. Сохранившиеся экземпляры «Виргиния газетт» содержат детальную информацию об их спектаклях, включая имена актеров. Представления состояли из двух номеров: сначала шел главный спектакль, после которого следовали пантомимы, фарсы, музыкальные интерлюдии или танцы.

С 1770 г. по 1772 г. в Уильямсбурге выступала труппа Дэвида Дугласа. Сам Дуглас женился на вдове Халлама - Нэнси. Она блистала в роли Имогены в «Цимбелине» Шекспира. Ее сын, Льюис, отлично исполнял ряд ролей. Популярнейшим спектаклем в эти сезоны была «Опера нищих», за ней последовали «Нежный муж» и «Честный йоркширец». Также в этот сезон была представлена трагедия Шекспира «Король Лир». В октябре, с окончанием заседаний Генеральной ассамблеи, закончился и театральный сезон, труппа покинула Виргинию и отправилась в Нью-Йорк. А в октябре 1773 г. в «Газетт» появилось сообщение о смерти Нэнси Дуглас в Филадельфии, которое, правда, вскоре было опровергнуто.

Интерес к театру был характерен для виргинцев. Несмотря на очевидный недостаток свидетельств о театральной жизни, составе зрителей, посещавших представления, внешнем виде театров, существует достаточно много косвенных доказательств этого увлечения. Это сохранившиеся библиотеки или описи библиотек Берда, Джефферсона, Картера и других представителей джентри. В них произведения драматургов занимают не последнее место. Это упоминания о спектаклях в дневниках и письмах известных виргинцев. Косвенным доказательством являются и нередкие визиты видных колонистов в Лондон, где мир театра занимал значительное место в культурном пространстве [14]. Любителем театра в Виргинии был Джордж Вашингтон, о чем свидетельствуют многочисленные, хотя и краткие, записи в дневнике [1, р. 246 - 249]. Историк Дэвид Мак-колош писал, что страсть к театру уступала у Дж. Вашингтона увлечению архитектурой и ландшафтным дизайном. Первый раз он присутствовал на спектакле на Барбадосе, когда он в девятнадцатилетнем возрасте путешествовал со своим братом.

Позже, в Уильямсбурге, где он часто бывал в качестве члена Генеральной ассамблеи, он посещал театр регулярно. Довольно часто он бывал на спектаклях в Аннаполисе и Нью-Йорке. Любимым его драматургическим произведением был «Катон» Джозефа Аддисона. Будучи командующим континентальной армией он часто приводил одну цитату из его трагедии: «Не смертным дано управлять судьбами, но мы добьемся большего, Семпроний, мы заслужим это» [15, р. 47]. Вашингтон смотрел эту трагедию многократно, для него Катон являлся лучшим литературным героем и идеальным примером следования философии стоиков. В молодые годы Вашингтон сам принимал участие в

любительских спектаклях. В 1758 г. перед последним маршем на форт Дюкен молодой офицер писал Салли Фэрфакс: «Я думаю, что мог бы намного лучше провести время, играя в трагедии "Катон" вместе с упомянутыми вами людьми, и я был бы вдвойне счастлив в роли Юбы, а вы были бы Марцией» [16, с. 46-47].

В последующие годы, в период Войны за независимость, здание театра при Капитолии пустовало, последнее упоминание о нем относится к 1787 г., когда оно было разобрано, а кирпичи и доски проданы [8, р. 1289-1291]. Континентальный конгресс, собравшийся в 1774 г. в Филадельфии, исходя, очевидно, из серьезности политической обстановки, среди прочих своих постановлений, принял документ, ограничивающий театральную деятельность вместе с «азартными играми, петушиными боями, скачками и другими формами развлечений» [17, р. 24]. После переноса столицы в Ричмонд, Уильямсбург утратил свое политическое и культурное значение. Профессиональный театр не мог выжить в небольшом городке в последующий период, за исключением некоторых любительских и студенческих представлений [11, р. 210]. Так закончилась история колониального театра в Виргинии.

То, что в колониальный период театральные традиции возникают и поддерживаются именно в Виргинии, объясняется общей культурной средой этой колонии, чей жизненный уклад резко контрастировал с пуританизмом Новой Англии. Виргинцы, по мнению историка Дж. Бэнкрофта, являлись «продолжением английского общества, были приверженцами монархии и англиканской церкви, проявляли сильную привязанность к Англии и английским институтам». Виргиния и Мэриленд были единственными колониями, не принимавшими законов, запрещающих в той или иной форме театральные представления.

Виргинцев вообще отличала любовь к удовольствиям, они любили скачки, охоту на лис, танцы, петушиные бои и азартные игры. И эти занятия нравились им больше, чем театральное искусство. Наиболее богатые виргинцы не были покровителями и спонсорами театра, поэтому актеры испытывали постоянные материальные трудности, а помещения для театра существовали только ограниченный период времени. Материальная поддержка театру исходила, скорее, от плантаторов

среднего достатка, которые по-своему стремились подражать образу жизни, модам и традициям Старого Света [5, р. 38 - 40]. Театр в колониальной Виргинии не был постоянно действующим институтом, неотъемлемой частью социокультурного пространства, причиной этому являлась неразвитость городов в связи с аграрным характером экономики, ориентированной на выращивание табака. В 1948 г. был реализован проект самого большого музея «живой истории» в мире -  «Колониальный Уильямсбург». На его реконструированной сцене нового театра ставились постановки XVIII в. [8, р. 1289-1291].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Stanard, М. Colonial Virginia: Its People and Customs [Text] / M. Stanard. - Philadelphia, 1917.
2. The Historic Interpreter of the Georgian Era. — (http://www.historicinterpreter.worldpress.com).
3. Strachey, W. The True Reportory of the Wracke and Redemption of Sir Thomas Gates in a Voyage to Virginia in 1609 [Text] / W. Strachey; ed. by L.B. Wright. - Charlottesville, 1965.
4. Fischer, D.H. Albion Seed. Four British Folkways in America [Text] / D.H. Fischer. - N.Y., 1989.
5. Homblow, A. History of the Theater in America. Vol.1. [Text] / A. Homblow. - Philadelphia, 1919.
6. Historical Collections Relating to the American Episcopal Church in Virginia, 1650—1776 / ed. by W.S. Perry [Text], - London, 1870.
7. Fischer, L.E. Douglas-Hallam Theater: Excavation of an Eighteenth-Century [Text] / L.E. Fischer. - (http://www.history.org).
8. Davis, R.B. Intellectual Life in the Colonial South [Text] / R.B. Davis. - Knoxville, 1979.
9. Letters of Alexander Spotswood [Text] / ed. by R.A. Brock, vol. 2. — Richmond, 1855.
10. Virginia Gazette. 20 Sept. 1736.
11. Kale, W. Thespis Takes His Bows on the Williamsburg Stage [Text] / W. Kale // Williamsburg, Virginia, A City Before a State, 1699-1999. Three Hundred Years of History. - Charlottesville, 2000.
12. Virginia Gazette. 29 August. 1751.
13. The Colonial American Stage, 1665-1774: A Documentary Calendar [Text] / ed. by O. Johnson, W.J. Burling. Madison. — New Jersey, 2001.
14. Theater in Colonial Virginia. — (http://www.historv.org).
15. McCulloch, D. 1776. America and Britain at War [Text] / D. McCulloch. - N.Y., 2005.
16. Яковлев, H. Джордж Вашингтон [Текст] / H. Яковлев. — М., 2003.
17. Journals of the American Congress: from 1774 to 1788. - Vol. 1. - Washington, 1823.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (12.01.2017)
Просмотров: 55 | Теги: театр, Виргиния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017