Суббота, 03.12.2016, 07:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИДЕЙ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА В РАЗВИТИИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ США КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Н.Э.Кутеева. Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). Философские науки. Вып. 39. С. 104-109.

РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИДЕЙ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА В РАЗВИТИИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ США КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье рассматривается влияние культурологических и социальных положений философии Г. Спенсера на развитие американской социальной науки и культуры рубежа XIX-XX века. К американским ученым, критически переосмысливавшим социокультурную концепцию английского философа, относятся Т. Вулси, Б. Адамс и Г. Джордж, в трудах которых получили последовательное развитие спенсеровские идеи культурного прогресса, либеральных ценностей и свободной кооперации.

Ключевые слова: культурный прогресс, социокультурная эволюция, социальная справедливость, частная собственность на землю, laissez-faire.

 


Философско-культурологические идеи английского философа Герберта Спенсера (18201903) стали попыткой создания универсальной концепции социокультурного развития человечества, исходя из теории мирового прогресса, и сыграли важную роль в формировании гуманитарных наук, общественного сознания и культуры Соединенных Штатов Америки рубежа XIX-XX вв. Бурный экономический и промышленный рост, переживаемый в этот период Америкой, способствовал распространению новых идей и тенденций в развитии исторической, политической и социальной мысли. Американские ученые, воспринимавшие эволюционную теорию Г. Спенсера как апофеоз прогресса и индустриальной эры, стремились применить ее к реалиям страны для поиска путей ее дальнейшего развития.

Рецепция Спенсера в США многоаспектна и разнообразна. Прежде всего, следует отметить две линии восприятия эволюционизма в Соединенных Штатах: узкую, научно-философскую, и более широкую, общекультурную. В области философии, социологии, культурологии, истории, психологии закономерным итогом распространения теории всеобщей эволюции Спенсера стало возникновение таких направлений, как: культурная антропология, этнологический эволюционизм, прагматизм, инструментализм, бихевиоризм, функционализм, диффузионизм, этология. Спенсерианство сыграло важную роль в формировании мировоззрения целого ряда американских философов, историков, социологов, культурологов Э. Л. Юманса, Д. Фиска, У. Г. Самнера, У. Джеймса, Р. С. Джордана, Г. Джорджа, Б. Ф. Скиннера, У. М. Уилера, А. Л. Крёбера. По мнению М. Каули, его популярность в США на рубеже веков «не имела себе равных во всей истории философских учений» [3. С. 62]. В широком смысле, в аспекте отражения позитивизма и эволюционизма в различных областях американской культуры, следует отметить, что идеи Спенсера о прогрессе культуры и социума оказали существенное влияние на общественное мнение, прогрессивную журналистику, литературу и литературную критику, идеологию, искусство и интеллектуальную атмосферу Америки в целом.
Существенной особенностью культурологической теории Спенсера является сочетание органицизма с социоцентричностью, позволяющее трактовать культуру как атрибут человеческого социального поведения, что позволяет обнаруживать тесную связь между концепцией культуры философа и его социальными воззрениями.

Социокультурная концепция Спенсера сыграла определяющую роль в развитии социальной, экономической и политической мысли в США и стала интеллектуальной базой политико-социальных реформ Прогрессивной эры (Progressive Era, 1890-1920-е гг.). Восприятие спенсеровских идей постепенного ослабления принудительной власти государства в процессе общественного развития и установления добровольного сотрудничества всех членов социума привели к тому, что английский философ воспринимался в США как основоположник политико-экономического принципа laissez-faire - «невмешательства» государства в хозяйственные и личные дела, хотя основные принципы данной доктрины были заложены ранее, в политической экономии Адама Смита и Дэвида Рикардо.

Согласно социальной теории Спенсера, в промышленном типе общества, который в трудах философа позиционировался как высший этап социокультурного развития, главной функцией государства является защита граждан, а главным признаком - отсутствие контролирующего граждан органа, так как в промышленном типе индивидуальности людей ограничиваются в наименьшей степени. «С падением милитаризма и развитием индустриализма, - писал Спенсер в «Основаниях социологии» (The Principles of Sociology, 1876-1896), - власть и область авторитета уменьшаются. А действия, не подлежащие контролю власти, расширяются, договорные отношения становятся главными, а в развитом типе они становятся всеобщими» [5. С. 452]. Защищая права частной добровольной кооперации, он стоял на позициях децентрализации власти в промышленном обществе, уничтожения официальных организаций, которые «давят» на гражданина.

«Принудительные учреждения» «не уживаются с промышленным типом», - утверждал он. «Ограничение государственных функций» Спенсер понимал как результат «процесса специализации функций» [5. С. 478], который сопровождает социокультурную эволюцию.
Степень важности влияния социокультурной теории Спенсера на развитие гуманитарных наук США подчеркивает Дороти Росс в книге «Происхождение американской социальной науки» (The Origins of American Social Science, 1991). Автор, исследуя развитие американской идеологии «исключительности» (exceptionalism), основанной на идеях либерализма, эгалитаризма, индивидуализма и laissez- faire, отмечает определяющую роль позитивизма и спенсерианства в ее формировании. В частности, Д. Росс утверждает, что американская теория исключительности, базирующаяся на такой важной особенности американской культуры как экономическая и социальная мобильность, предполагающая высокую степень адаптивности, возникла под влиянием позитивизма, бесспорным лидером которого для США был Спенсер. Д. Росс, рассматривая процесс формирования социальной науки в США, отмечает влияние идей английского философа как на отдельных представителей социологии и культурологии в США (Б. Адамс, Д. Дьюи, Л. Уорд, У. Самнер), так и его влияние на процесс утверждения принципов либерализма в социальной, исторической и политической науке, в целом.

Полагая, что Спенсер «развил либеральную версию социологии», базирующуюся на «радикальных республиканских политических теориях», Д. Росс подчеркивает, что философ «пытался конструировать либеральное видение истории» [9. P. 15]. Однако подобное «конструирование» исторического процесса, исходящее из философски осмысленного идеального проекта культурного развития человечества, приходило в противоречие с практическими задачами конкретного государства и общества в определенный исторический период.

О важности идей Спенсера для американской науки и степени их влияния на сферы гуманитарного знания свидетельствует и тот факт, что американские ученые, обосновывая собственные фундаментальные теории, ставшие базой будущей американской экономики и политики, во многом отталкивались от спенсеровских положений. Особенно важной работой Спенсера, сыгравшей ключевую роль в формировании американской социальной мысли, стала его ранняя книга «Социальная статика» (Social Statics, 1851), которую экономист Мюррей Ротбард назвал «величайшей из когда-либо написанных книг в либеральной политической философии» [цит. по 7. P. 246], и которая для целого ряда американских ученых стала отправной точкой в формировании собственных научных доктрин.

Несмотря на то, что либеральная теория «невмешательства» стала определяющей политико-экономической основой внутренней политики США на многие годы и определила идеологию «Эры прогрессизма», восприятие данной концепции в Америке было неоднозначным. К ученым и политикам, критически переосмысливавшим социокультурные идеи Спенсера, относились Теодор Вулси, Брукс Адамс и Генри Джордж, основу исследований которых составили проблемы соотношения либеральных прав и свобод.

Одним из тех, кто придерживался общей стратегии рассуждений английского философа, но не принимал отдельных положений его социальной теории, был основоположник американской политической и социальной науки Теодор Дуайт Вулси (1801-1889). Т. Д. Вулси развил теорию естественного государства и общества, опираясь на просветительские идеи «естественного человека» и «естественного права» и спенсеровскую идею социального прогресса. Подобно Спенсеру, Т. Вулси утверждал, что «общественное состояние - это единственное подлинно естественное состояние» [11. P. 24]. Не соглашаясь со взглядами Спенсера, основанными на теории laissez-faire, американский ученый не одобрял и противоположную идею о государстве, распространяющем свою власть на все области.

Вулси принадлежит фундаментальный двухтомный труд «Политическая наука» (Political Science: The State Theoretically and Practically Considered, 1877), который сыграл важную роль в формировании американской политической мысли и во многом определил вектор социально-политического развития страны. В разделе «Теория Герберта Спенсера» Вулси анализирует «Социальную статику» и особо обращает внимание на отношение к проблеме частной собственности (private property) на землю, в конечном счете сводившейся к противоречию, возникающему между либеральными правами и законом равной свободы.

Земельный вопрос был далеко не праздным для США, решение его было продиктовано стремлением к решению жизненно важных вопросов американской действительности. В сложной экономической ситуации, в которой оказались США в момент становления государственности, земельный вопрос стоял достаточно остро, и лучшие умы искали ответы на животрепещущие вопросы. По мнению Р. В. Анделсона, экономические депрессии, потрясавшие Америку в XIX веке, были следствием «интенсивной земельной спекуляции, которая буквально взрывала всю экономику. В 1836, в 1857, в 1873, в 1893 и в 1929 гг. - в каждом случае экономический крах был спровоцирован разрывом земельного пузыря» [1]. В этих условиях монополия на землю становилась тормозом прогресса.

Известно, что Спенсер был сторонником равноправия и противником частной собственности на землю и последовательно отстаивал это свое убеждение, исходя из высших принципов социальной справедливости. В «Социальной статике» он неуклонно настаивал на «нравственной несообразности частной собственности на землю» [10. P. 124]. Доводы Спенсера против «права на использование земли» были «основаны на законе равенства» и сводились к следующему положению: «Справедливость, следовательно, не допускает собственности на землю» (Equity, therefore, does not permit property in land) [Здесь и далее перевод наш - К. Н.] [10. P. 144]. Аргументы Спенсера, по мнению Вулси, были основаны на следующем положении: «...если одна часть поверхности земной становится собственностью» какого-либо лица, другие части также будут находиться в исключительной собственности, то «в конечном итоге вся поверхность земли может оказаться принадлежащей одной личности» (eventually the whole of the earth' surface may belong to a single individual) [11. P. 63].

Возражения Вулси строятся на том, что теория Спенсера верна с моральной точки зрения, но практически неосуществима. По мнению американского ученого, «закон равной свободы не запрещает частную собственность» (But the low of equal freedom does not prohibit private property) [11. P. 67]. «Мы не можем ограничиться законом равной свободы г-на Спенсера в пределах какой-либо части или отдельной нации человечества» (We cannot confine Mr. Spencer's low of equal freedom within any one division or separate nation of the human race) [11. P. 66].

Сложность земельной ситуации в США была обусловлена еще и тем, что прирост населения за счет притока эмигрантов делал чрезвычайно важной проблему земельных наделов. Те философско-культурологические идеи Спенсера, которые могли быть гипотетически осуществимы для Старого света, где поток внутренней и внешней миграции населения был контролируемым, для Америки XIX века, периодически попадающей в ситуацию миграционной турбулентности, становились трудно реализуемыми. Был необходим уникальный выход из создавшейся ситуации, по возможности не нарушающий ни правовых норм, ни экономических законов, что вызывало определенные затруднения. «Если все люди являются владельцами всей земли, - писал Вулси, - то перенаселенные государства должны иметь право требовать от менее густонаселенных часть своей территории для эмигрантов, и при отказе соблюдать права должны иметь такое же право применения насилия тогда, когда какое-либо другое право нарушено» (If all men are owners of all the earth, an over-populated state must have the right to demand from one less densely populated a part of its soil for emigrants, and on refusal to comply with right must have the same right of recourse to violence as when any other right is violated [13. P. 66-67]. Расхождения Вулси со Спенсером носят важный не только социальный, но и философско-культу- рологический характер, ибо свидетельствует о том, что либеральные суждения Спенсера во многом расходились с практическими устремлениями молодого государства, теоретики которого пытались обосновать политические и экономические притязания развивающегося американского капитализма.

Об отсутствии связи между «практическими проблемами, перед которыми ставит» американцев «цивилизация, и глубочайшими вопросами, с которыми имеет дело спекулятивная философия» [8. P. xiv], писал в своем труде и другой выдающийся американский экономист и социолог Генри Джордж (1839-1897). Прежде всего, следует отметить, что Г. Джордж высоко оценил роль Спенсера на мировой научной арене. Признавая спорными многие моменты его философии и высказывая критическое отношение к некоторым теоретическим построениям английского философа, Джордж писал: «Не может быть никаких сомнений, что в настоящее время, в 1892 г., - Герберт Спенсер, из всех его современников, сохраняет первое место в интеллектуальном мире, и даже более, чем любой из ныне живущих и, возможно, чем любой человек нашего века, он один из самых глубоких, оригинальных и авторитетных мыслителей, действительно, величайший мыслитель, каких мир еще не видел» [8. P. xi].

Такая высокая оценка, однако, не мешала Джорджу, подобно Вулси, расходиться со Спенсером в вопросах всеобщего равенства и права. Анализу синтетической философии Спенсера, детальному разбору его «Социальной статики», а также исследованию эволюции взглядов английского ученого относительно вопросов земельной собственности, Г. Джордж посвятил работу «Запутавшийся философ» (Perplexed Philosopher, 1892) [2]. В вопросах собственности Джордж занимал промежуточную позицию: оставаясь приверженцем либеральной идеи моральной справедливости, но, не отказываясь от частной собственности как таковой, он утверждал идею общественной собственности на землю. Джордж яростно обрушивался на земельные монополии, видя в них причину бедности и социального неравенства, тормоз экономического и промышленного прогресса, и усматривая в них большую опасность для поступательного развития культуры. Он считал недостаточно действенной программу Спенсера, согласно которой избавление от бедности неминуемо наступит в процессе эволюции, но произойдет это очень нескоро. Сам Джордж предлагал, по его мнению, более эффективный способ изменения социальной структуры путем установления единого земельного налога. Несмотря на расхождения в частностях, американские ученые оставались верны основной спенсеровской идее - идее социального и индустриального прогресса как единственной возможности существования современной культуры.

Следующее поколение американских ученых уже не было так уверено в незыблемости идеи общественного прогресса. Скептически к социальному эволюционизму относился американский историк и социолог Брукс Адамс (1848-1927), отвергавший «гуманистический оптимизм» Спенсера, дающий «надежду на будущий прогресс», и его «экономический оптимизм», который «вселял надежду на постоянные прибыли» [4. С. 300]. Б. Адамс не считал прогрессивным современное состояние Америки с господствующей в ней «алчностью и жаждой наживы», что не исключало его веры в прогресс как таковой. В книге «Теория социальных революций» (The Theory of Social Revolutions, 1913) он писал, что уклонение капиталистов от соблюдения законов негативно влияет «на формирование американского правосознания» [6. P. 214].

В. Л. Паррингтон, рассуждая о скептицизме Б. Адамса по отношению к теории социальной эволюции, высказывал мнение, что Адамс мог бы стать первым представителем американской элиты, способным выдвинуть «теорию детерминизма, обнажая перед поколением романтиков неприглядные явления действительности» [4. С. 300]. Адамс утверждал, что исторические процессы строго детерминированы и подчиняются тем же законам, что и физические и биологические процессы. Он предрекал закат индустриальной эры, если не будет изменена система администрирования. «Это очевидно, - писал он, - что в последние годы возникают тревожные подозрения, что основание власти сильно пошатнулось, и что социальная система, если она объединится, должна быть реорганизована» (I think it clear that within recent years an uneasy suspicion has come into being that the principle of authority has been dangerously impaired, and that the social system, if it is to cohere, must be reorganized) [6. P. 1]. Именно Адамс, следуя идее прогрессивного развития американской культуры, заложил основы теории американской исключительности, и многие его построения послужили основой идеологии прогрессизма.

Социокультурные идеи Спенсера получили горячий отклик в культуре Соединенных Штатов. Однако рецепция спенсеровских социокультурных идей была неоднозначна и избирательна. Американские ученые и общественные деятели принимали в основном те идеи английского философа, которые во многом соответствовали системе ценностей, существующей в национальной культуре. Несмотря на то, что американские социологи и экономисты критически относились к суждениям английского философа, спенсеровские идеи всеобщего прогресса, либеральных свобод, свободной кооперации способствовали развитию социальной концепции lassez-faire и политики «невмешательства», ставшими идеологической основой Прогрессивной эры.

Список литературы

1. Анделсон, Р. Генри Джордж и реконструкция капитализма / Р. Анделсон. - URL: http:// pozdnyakov.tut.su/Seminar/art97/a010297.html.
2. Джордж, Г. Запутавшийся философ. Разбор мнений Герберта Спенсера по земельному вопросу в связи с его синтетической философией: пер. с англ. / Г. Джордж. - СПб.: Издание Л. Ф. Пантелеева, 1902. - 355 с.
3. Каули, М. Дом со многими окнами: пер. с англ. / М. Каули. - М.: Прогресс, 1973. - 327 с.
4. Паррингтон, В. Л. Основные течения американской мысли. Американская литература со времени ее возникновения до 1920 года: в 3 т.: пер. с англ. / В. Л. Паррингтон. - М.: Изд-во иностр. лит., 1963. - Т. 3. - 603 с.
5. Спенсер, Г. Сочинения. Полные переводы, исправленные по последним английским изданиям. Основания социологии: в 2 т. / Г. Спенсер. - СПб.: Типогр. А. Пороховщикова, 1876-1877. - 707 с.
6. Adams, B. The Theory of Social Revolution / B. Adams. - N. Y.: The Macmillan Company, 1913. - 240 p.
7. Duncan, D. D. The life and letters of Herbert Spencer: in 2 vol. / D. D. Duncan, - L.; N.Y.: D. Appleton and Company. MCMVIII, 1908.
8. George, H. Perplexed Philosopher / H. George. - N. Y.: Doubleday Page & Company, 1904. - 276 p.
9. Ross, D. The Origins of American Social Science / D. Ross. - N. Y.: Cambridge University Press, 1991. - 536 p.
10.Spenser, H. Social Statics / H. Spenser. - London: John Chapman, 1851. - 542 p.
11.Woolsey, T. D. Political Science: The State Theoretically and Practically Considered: in 2 vol. / T. D. Woolsey. - N. Y.: Scribner, Armstrong & C, 1878. - Vol. I.

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385).
Философские науки. Вып. 39.

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (05.11.2016)
Просмотров: 31 | Теги: Спенсер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016