Понедельник, 05.12.2016, 11:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА КОММУНИКАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

А.Э.Григорян

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 5 (387).
Философские науки. Вып. 40. С. 44-47.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА КОММУНИКАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Обоснована эколого-аксиологическая модель проектирования пространства социальных коммуникаций, показана востребованность содержательных трансформаций и реформирования коммуникативных стратегий в контексте экоориентированных целей и ценностей социального управления.

Ключевые слова: проектирование, социальные коммуникации, социальное управление, пространство-время, гуманизм.

 

Пространство социальных коммуникаций сегодня представлено множеством стремительно и спонтанно развивающихся потоков информации, содержательные параметры которых детерминируют мировоззренческие ориентации социума в целом. Для регуляции социально-коммуникативного пространства, особенно в условиях кризиса и разбалансированности социальной системы, всё более востребованным оказывается проектирование его содержания, качества и структурных элементов для оптимизации процессов социального управления.

В общем плане социальное управление можно рассматривать как «сознательное воздействие людей на общественную систему и её отдельные звенья на основе познания объективных закономерностей и тенденций развития для обеспечения оптимального функционирования и регулирования системы при согласовании интересов настоящего и будущего» [1. С. 42]. При этом управление выступает как проявление нормативности социального порядка, которая обеспечивает устойчивость социальной системы и её функций. Однако в условиях развития общества, постоянного изменения его структур и системных трансформаций сохранение устойчивости означает, что разрешение противоречия между устойчивостью структуры и динамикой коммуникативных потоков, которая снимает эту устойчивость, становится задачей социального управления.

При ближайшем рассмотрении социум существует как система организованных пространств коммуникаций, связанных друг с другом функционально и иерархически и вместе с тем распределённых в рамках существующей структуры. Пространство коммуникаций — это особая часть социального пространства, или его функционально выделенный аспект, выступающий проводником не только горизонтальных связей в обществе (партнёрство, обмен информацией, энергетикой, деятельностью, ресурсами и др.), но и связей вертикальных, выражающих аксиологическое измерение процессов управления.

В процессах проектирования социального управления важную роль играет ценностная модель, которая положена в основу регуляции. Её конкретизацией, с нашей точки зрения, выступает эколого-аксиологическая модель проектирования социальных коммуникаций [2-4]. «Наиболее соответствует потребностям развития современного социокультурного пространства, с нашей точки зрения, эколого-аксиологическая модель проектирования данного пространства. В центре этой модели лежат понятия и категории коэволюции, универсальные ценности жизни и здоровья, общие для всех народов и наций, гармоничное существование человека как части экосистемы, глобальная этика, ориентирующая на нравственное отношение и взаимодействие субъектов на нашей планете» [5. C. 27].

Регулятивная функция этой модели проявляется в формировании гуманистического содержания процессов социального управления. «Очевидной стала необходимость ориентации на человека, что является важнейшим условием распространения гуманистической парадигмы социального управления» [6. C. 14].

В социальном управлении для преодоления разбалансированности социального пространства оказывается важным соответствие между горизонтальными и вертикальными коммуникациями. Оно выражается в том, что вертикальное воздействие на горизонтальные связи, хотя и является для них определяющим, но не блокирует их взаимодействие между собой. Это важно потому, что при горизонтальном взаимодействии передаётся опыт повседневности, информация об изменениях, инновациях, проявлении свободного действия субъектов и подсистем, в которых улавливаются изменения общества, — его собственное время.

И хотя социальное управление также реагирует на время и его требования, но оно выражает это в крупных реформах — системных изменениях, изменении показателей и критериев контроля, в которых уже обобщаются те изменения, которые накопились в динамике повседневных коммуникаций. Но по своей сути социальное управление может и сдерживать изменения в горизонтальных коммуникациях, так как оно направлено на поддержание устойчивости социального порядка, сохранение нормативности и обязательности его требований.

Решение этой задачи в социальном управлении происходит через процесс проектирования пространства коммуникаций. Подчеркнём, что социальное управление не требует постоянного проектирования пространства всех и любых коммуникаций. К примеру, пространство взаимодействия персонала на предприятии возникает как его внутренняя и внешняя системная организация, в которой налаживаются информационные потоки между отделами, сотрудниками, партнёрами и потребителями, между ним и данной отраслью хозяйства и др. Это пространство выражает условия и отношения, необходимые для достижения целей предприятия, его устойчивости в рыночной среде и др. И это пространство не выводится непосредственно из социального управления как осуществление его проектной функции.

Основная задача проектирования социального пространства коммуникаций в системе управления — формирование связей между горизонтальными и вертикальными коммуникациями, то есть создание такого метапространства, в котором эти связи становятся не только проводниками информации, выражением интересов и позиций субъектов, на их основе и разрешаются противоречия между структурой и динамикой общества, его устойчивостью и изменениями. Это проявляется в формировании пространства доверия в этих связях. «Существуют коммуникативные стратегии, которыми руководствуются в своём поведении организации для сохранения и поддержания доверия к организации и внутри неё. Одна из таких стратегий — гуманность и честность как основа ситуационного подхода, направленного на сохранение доверия в организации» [7. C. 154].

Поэтому проектирование пространства коммуникаций — это всегда создание пространства-организации, то есть пространства, уже функционально организованного. Но в системе управления проектирование новых пространств должно обеспечивать в первую очередь регулятивную функцию. Поэтому аспектами такого проектирования здесь являются:
- рефлексия цели, задач и ценностей регуляции коммуникативного пространства;
- выбор типа пространства управления (линейное, матричное и др.) в зависимости от необходимого уровня оптимизации потока коммуникаций;
- чёткое определение функций данного пространства, которые выражают его целевое предназначение;
- выявление собственного места проектируемого пространства коммуникаций, которое само становится проводником внешних и внутренних информационных потоков;
- формирование в этом пространстве-организации способа взаимодействия вертикальных и горизонтальных коммуникаций, который будет обеспечивать их согласование не только на своём уровне, но и на других уровнях, смежных с ним, выражая общую направленность социального управления.

Кроме того, специфика проектирования моделей гуманистического содержания социального управления «определяется и тем, что в него вводятся не просто формальные структуры или функции, но и культурные стили, встречающиеся в межкультурных коммуникациях. Они требуют своей адекватной реконструкции и моделирования, поскольку все культуры по отношению друг к другу асимметричны и формируют свои ценностные и мировоззренческие акценты и приоритеты. В них представлены цели, идеалы, символика, особенности культурного пространства и времени» [Там же].

Конечно, здесь будет действовать и принцип оптимизации: выявление и закрытие возможностей дублирования, обеспечение требуемой динамики коммуникаций (нормы времени их осуществления); согласование полномочий субъектов, которые начинают осуществлять коммуникации в рамках нового пространства; разработка наиболее оптимальной сети коммуникаций в проектируемом пространстве, в которой сохраняется автономность горизонтальной и вертикальной коммуникаций и др.
В проектировании пространства коммуникаций должна действовать своеобразная «бритва Оккама»: не вводить пространство новых коммуникаций до тех пор, пока прежняя структура управления не начинает обнаруживать своё отставание от изменяющегося общества. Но здесь также нужно выявить, необходимо ли проектировать новые пространства-организации или же менять систему ценностей, корректировать цели, стиль управления, политику, организационную культуру и др.

Ещё одним аспектом, который предполагается в проектировании пространства коммуникаций, является решение проблемы инноваций. Как известно, обновление системы управления и её компонентов (как и инновационная политика любой конкретной организации) встречает сопротивление персонала по разным причинам: неизвестность и неопределённость результатов внедряемого новшества, психологическая неготовность к его принятию и освоению, отсутствие должных знаний и навыков и др. Поэтому в проектировании пространства коммуникаций важно сохранять те традиции и ценности, которые существуют в системе социального управления и работают как признанный инструментарий воздействия на персонал. Но если эти традиции не согласуются с требованиями нового пространства коммуникаций, то приоритет отдаётся именно новому пространству коммуникаций как средству решения более значимых для управления противоречий и проблем.

В жизни современного общества одним из важнейших видов пространства коммуникаций являются СМИ. Спецификой проектирования их пространства является не только расширение и демократизация пространства горизонтальных коммуникаций, но и выявление возможностей обратной связи в вертикальных коммуникациях. В пространственном выражении — это рост статуса общественного мнения, создание пространства коммуникаций между различными социальными слоями, группами, поколениями.

Таким образом, в пространстве социального управления экоориентированное проектирование коммуникативных процессов открывает более перспективные стратегии реформирования общества, а также выявляет ценности экологии человека, природы, общества и потенциал содержания коммуникаций, обеспечивающих развитие российского общества, его движение к интеграции на основе ценностей культуры гуманизма.

 

Список литературы

1. Иванов, А. А. Социальное управление и социальный менеджмент / А. А. Иванов // Теория и практика обществ. развития. - 2005. - № 2. - С. 42-43.
2. Баркова, Э. В. Философия межкультурных коммуникаций в стратегиях развития современного мира / Э. В. Баркова // Вестн. Рос. экон. ун-та им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2016. - № 1. - С. 5-16.
3. Социокультурные среды и коммуникативные стратегии информационного общества : тр. Между- нар. науч.-теорет. конф. / отв. за вып. О. Д. Шипунова. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 318 с.
4. Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества : тр. Междунар. науч.- теорет. конф. / М-во образования и науки РФ, С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 259 с.
5. Бузская, О. М. Модели проектирования современного социокультурного пространства / О. А. Бузская // Молодёжь и гражданское общество в современном мире: стратегии взаимодействия и модели воспитания : материалы I Междисциплинар. науч. симп. с междунар. участием, 28-29 мая 2015 г. - М., 2015. - С. 26-29.
6. Сафонов, К. Б. Гуманистическая парадигма социального управления / К. Б. Сафонов // Теория и практика обществ. развития. - 2015. - № 15. - С. 13-15.
7. Гуриева, С. Д. Коммуникативные стратегии поддержания доверия / С. Д. Гуриева // Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества : тр. Междунар. науч.-теорет. конф. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - С. 153-155.
 

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 5 (387).
Философские науки. Вып. 40.

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (07.09.2016)
Просмотров: 37 | Теги: социальные коммуникации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016