Понедельник, 05.12.2016, 07:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 1953-1960 ГОДАХ

А.А.Дорош. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 1953-1960 ГОДАХ
(по материалам местных архивов)

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена обзору политики советского государства в отношении религиозных культов в Воронежской области в 1953-1960 годах. Автор подчеркивает научно-исследовательскую ценность ранее не опубликованных фактических сведений, содержащихся в материалах (описях, делах) Государственного архива Воронежской области и Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: религиозные культы, сектантство, советское государство, Государственный архив Воронежской области, Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области.

 

После окончания эпохи И.В. Сталина и в период обострения внутрипартийной борьбы в рядах КПСС по-прежнему по линии Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР и его Воронежского Уполномоченного отслеживались различные течения и движения [1], по линии органов государственной безопасности и судебных органов практиковались карательные меры [5, с. 156]. Следует заметить, что преследованиям и репрессиям подвергались исключительно «истинно-православные христиане», видимо, действительно представлявшие весомую «идеологическую опасность» для совершенно не терпевших оппонентов Русской православной церкви и советской власти.

Вместе с тем в протоколе № 32 заседания бюро Воронежского областного комитета КПСС 9 августа 1954 года отмечалось следующее: «...разные религиозные секты значительно оживили свою деятельность, укрепили свои кадры и, гибко приспосабливаясь к современным условиям, усиленно распространяют религиозную идеологию среди отсталых слоев населения» [2].

Казалось бы, вот она - причина для усиления запретительно-карательной политики, с помощью которой можно было бы окончательно ликвидировать какие бы то ни было религиозные культы. Однако в итоге всё вышло с «точностью наоборот»: в 1955-1956 гг. была освобождена из ссылок и заключений достаточно значительная группа «сектантского» духовенства, которая частично осела как в самом г. Воронеже, так и в Воронежской области; не были искоренены тайные богослужения в воронежской сельской местности; на время прекратились судебные преследования «сектантов». Как кажется, вышеназванные явления в третьей четверти 1950-х гг. были вызваны тем, что советская власть попросту использовала религиозные течения, движения и группы православного вероисповедания в качестве реального «противовеса» РПЦ, значительно ослаблявшего её и не позволявшего ей усиливать свой авторитет и влияние на паству.

Значительным событием в отношении религиозных культов стало заседание бюро Воронежского областного комитета КПСС 24 ноября 1958 г., в протоколе № 31 которого были отмечены следующие моменты: во-первых, обозначен потенциальный «контингент» церковных организаций и религиозных сект - малосознательные граждане, временно переживающие материальные или другие трудности; во-вторых, практически слово в слово повторены положения Постановления ЦК КПСС от 7 июля 1954 г. о содержании и следствии активизации деятельности различных религиозных сект; в-третьих, видимо, во всём виновато формальное отношение к усилению научно-атеистической пропаганды, раз не удалось искоренить следующее явление: «Некоторые советские и финансовые органы примиренчески относятся к активизации деятельности ... религиозных сект и общин...» [3].

Реакция областной партийной власти была вполне предсказуема: вновь - «декларации о намерениях», «сотрясания воздуха», некие «программы решительных действий», что хорошо прослеживалось в выступлении секретаря обкома КПСС И.С. Смирнова на Втором пленуме Воронежского обкома КПСС 26-27 февраля 1960 г.: «Особенно следует усилить борьбу с религиозным сектантством. В работе по отрыву верующих от сект главное внимание должно быть обращено на меры воспитательного характера. Наряду с проведением мероприятий массового характера (лекции, доклады, антирелигиозные вечера и т.п.), шире использовать метод индивидуальной работы с людьми. В проводимой работе по борьбе с деятельностью религиозных сект нужно отделять честных советских людей, по своей политической незрелости попавших под влияние религиозных элементов, от нечестных людей, сознательно пользующихся невежеством верующих в своих корыстных целях» [4]. Было также констатировано, что так называемые «сектантские группы» так и не собирались выходить из подполья и становиться официально зарегистрированными культами.

Основываясь на вышесказанном, сформулируем итоговые выводы: 1) «антисектантская» политика государства, проводившаяся на территории Воронежской области в 1953-1960 гг., так и не смогла уничтожить религиозные православные «неофициальные» течения, движения и группы, отвратить местное население от «сектантства»; 2) религиозные культы продолжали демонстрировать высокую степень «живучести», находясь под постоянным прессингом со стороны репрессивно-карательной машины государства; 3) областные партийные власти и советские органы в очередной раз продемонстрировали «пренебрежение» к законоположениям и установлениям советской власти, совершенно откровенно не выполняя их и ничего не предпринимая для ограничения и запрещения деятельности оппозиционных Русской православной церкви «сект»; 4) советское государство посредством находящихся на нелегальном положении групп стремилось всячески ослаблять положение, авторитет и влияние РПЦ на территории Воронежской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ГАВО. Ф. Р-967 (967). Оп. 5. Д. 28

2. ГАОПИВО. Ф. 3. Оп. 32. Д. 57 «Протокол № 32 заседания бюро Воронежского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза 9 августа 1954 года».
3. ГАОПИВО. Ф. 3. Оп. 40. Д. 33 «Протокол № 31 заседания бюро Воронежского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза 24 ноября 1958 года».
4. ГАОПИВО. Ф. 3. Оп. 43. Д. 14 «Стенограмма Второго пленума Воронежского обкома КПСС 26-27 февраля 1960 г.».
5. Сапелкин, Н.С. Жребий истины. Церковные расколы XX века [Текст] / Н.С. Сапелкин. - Воронеж : Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 2012. - 236 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (14.11.2016)
Просмотров: 9 | Теги: религиозные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016