Суббота, 03.12.2016, 07:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ-НАЧАЛЕ XXI В.

И.В.Горностаева

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ-НАЧАЛЕ XXI В.

В статье проанализированы подходы к определению правового статуса коренных малочисленных народов в государственной политике России во второй половине ХХ-начале XXI в. Показаны взаимосвязь развития национального и международного законодательства по использованию термина «коренные народы», специфика развития российского законодательства. Обосновывается применение государством «политики позитивной дискриминации». Делается вывод о необходимости более сбалансированной политики со стороны государства к решению проблем коренных малочисленных народов.

Ключевые слова: правовой статус коренных малочисленных народов, государственная политика, «политика позитивной дискриминации». 

 

По итогам переписи населения 2010 г. в Российской Федерации проживают около 180 различных народов, объединенных в четыре большие группы: государствообразующий коренной (титульный) народ страны (русский народ), коренные (титульные) народы субъектов РФ, коренные малочисленные народы регионов, национальные меньшинства [13, с. 258]. Коренные малочисленные народы, составляют менее 0,5 % всего населения России, занимая вместе с тем более 60 % территории РФ [16, с. 86] (табл. 1).

Таблица 1
Сравнительная характеристика общей численности населения РФ и численности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (по данным итогов переписи населения 2002 и 2010 гг.)

Длительное время основными в регулировании взаимоотношений государства и малых народностей в нашей стране были властно-императивные методы. Тем не менее, в российской практике можно выделить ряд подходов к осмыслению положения иноязычного и иноверческого населения окраин, отраженных в документах администрации, научных трудах и публицистике. Согласимся с точкой зрения С. В. Соколовского, считающего, что «в отличие от многих колониальных держав Запада в России колонизация была направлена не на уничтожение и искоренение населения колонизуемых земель, а на его «природнение», превращение «чужих» в «своих». Представителей этих народов называли «туземцы», «инородцы», «иноземцы» (табл. 2).

С середины ХХ в. до середины 1980-х гг. в государственной практике общеупотребимым было выражение «малые народности Севера», закрепленное в Постановлении Совета министров РСФСР 1957 г. № 501 «О дополнительных мероприятиях по развитию экономики и культуры народностей Севера» [4], которое постепенно вытеснялось словосочетанием «малые народы Севера, Сибири и Дальнего Востока». Неприятие термина «коренные народы» и замена его выражением «малые» («малочисленные») народы объяснялось официальной позицией, выраженной представителем СССР на одной из сессий Рабочей группы ООН по коренному населению, согласно которой использование выражения «коренные народы» уместно лишь в колониальном контексте. В соответствии с данной позицией было заявлено, что «коренных народов» в юридическом понимании на территории СССР нет [17, с. 375].
В рассматриваемый период также использовался термин « народности»: «народности Севера», «народности Дагестана» и др. В отношении этого термина подчеркнем, что он не имеет аналогов в зарубежной литературе.

Под влиянием идей перестройки (гласность, демократия, общечеловеческие ценности) предпринимались различные меры для восстановления прав коренных малочисленных народов, что нашло отражение в довольно резкой смене терминологии. Вышедший из официального употребления термин «малые народности» был заменен термином «малочисленный народ». Так, Постановлением Верховного Совета СССР «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» рекомендовалось в 1990 г. закрепить территории традиционного природопользования, не подлежащие отчуждению под промышленное освоение, за коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока [5]. Данная рекомендация получила юридическое закрепление в Постановлении Президиума Верховного Совета РФ 1992 г «Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья малочисленными народами Севера» [8].

Что касается непосредственного применения в официальных документах термина «коренные народы», то до 1993 г. он лишь дважды появился в Указах Президента РФ:

1. В Указе «Об ассоциации автономных округов Российской Федерации» от 5 февраля 1992 г. № 118 [6] было выдвинуто предложение о ратификации Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» [7]. Необходимость данного шага была обусловлена тем, что Конвенция определяла содержание международного стандарта использования термина «индигенный» («коренной») народ через следующие аспекты:

- аборигенность, под которой понимается исконное население данной территории, народы, заселившие ее ранее других народов, проживающих на ней в настоящее время;
- самобытность этих народов, которая в наибольшей степени проявляется в языке и культуре, чаще всего исчезающих в условиях современной цивилизации;
- сохранение традиционного образа жизни и способа хозяйствования, существенно отличающегося от современного способа хозяйствования. Для коренных народов, как правило, сохранение традиционного способа хозяйствования является условием сохранения этноса как такового.

2. Указ «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» от 22 апреля 1992 г. № 397 содержал распоряжение «подготовить до конца 1992 г и внести в Верховный Совет РФ проекты Законов «О правовом статусе коренных народов Севера» и "О правовом статусе национального района, национального сельского и поселкового Советов, родовых и общинных Советов коренных народов Севера"» [9].

Таблица 2
Подходы к определению положения иноязычного и иноверческого населения окраин России

Процесс реформирования, начатый в России в 1990-е гг., коснулся и положения коренных малочисленных народов. Вследствие отсутствия определенного списка коренных малочисленных народов России к ним традиционно относили преимущественно народы Севера. Косвенно, через утверждение Перечня районов проживания этих народов, на государственном уровне подтверждалась принадлежность населяющих данные районы этнических общностей к группе коренных малочисленных народов Севера [12].

С середины 1990-х гг. органы государственной власти стали обращать внимание на проблемы коренных малочисленных народов. В частности, в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 мая 1995 г. «О кризисном положении экономики и культуры малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [10] подчеркивалось, что, несмотря на принимаемые меры, продолжается развал традиционных отраслей хозяйствования, растут безработица и обнищание населения; ухудшается состояние здоровья, уровень смертности малочисленных народов в 1,5 раза выше, чем у других жителей, и заметно превышает рождаемость; приняли угрожающие размеры алкоголизм и преступность.

В 1995 г. был разработан законопроект, закреплявший основы правового статуса коренных малочисленных народов России, однако он не был принят. Данный законопроект вводил два критерия, которым должны отвечать коренные малочисленные народы:
1) качественный (проживание на территории традиционного расселения своих предков, сохранение самобытного уклада жизни, осознание себя самостоятельной этнической общностью);
2) количественный (должны насчитывать не более 50 тыс. человек) [1, с. 69].

Именно эти признаки коренных малочисленных народов были впоследствии закреплены в действующем в настоящее время Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации» [11].

В конце XX в. улучшение положения коренных малочисленных народов стало рассматриваться в качестве важного элемента государственной национальной политики. В юридической литературе появилось понятие «политика позитивной дискриминации», связана с созданием более благоприятных условий, способствующих выравниванию положения коренных малочисленных народов с положением других этнических групп. По мнению исследователя В.А. Кряжкова, такая политика должна осуществляться взвешенно и с соблюдением определенных правил:

1. Дополнительные права и льготы должны устанавливаться, если они востребованы данными народами и не могут быть реализованы в рамках общего правопорядка, а также имеет место ограниченность тех или иных ресурсов.

2. Специальные права коренных малочисленных народов необходимо закреплять только федеральным законодательством, так как регулирование прав и свобод человека и гражданина, в том числе представителей национальных меньшинств, - предмет ведения РФ (п. «в» ст. 71 Конституции РФ).

3. Льготы в экономической сфере необходимо вводить с учетом иерархии пользователей ресурсами и целей природопользования: от непосредственного жизнеобеспечения до коммерческого или спортивно- оздоровительного использования.

4. Следует избегать иждивенческого подхода коренных малочисленных народов, так как это снизит потенциал конкурентоспособности, не будет стимулировать появление предпринимателей из числа малочисленных коренных народов, что, в конечном счете, отрицательно скажется на иных сторонах жизни [2, с. 21].

Значительным достижением 1990-х гг. стало укрепление институтов самоорганизации коренных народов и их партнерства с органами власти. В это время произошло становление и развитие Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ставшей значительным инструментом защиты их прав. В субъектах РФ создавались региональные общественные организации этих народов. С конца 1990-х гг. активизировалось включение их представителей в состав консультативных и координационных Советов при органах власти субъектов РФ, а затем и полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах.

В конце XX-начале XXI в. коренные малочисленные народы России оказались в весьма рискованном положении. Конфликт доиндустриальной и индустриальной цивилизаций подвергает опасности основы их существования. В основе потребительской индустриальной рыночной цивилизации лежат уничтожение природной среды и катастрофический рост населения. По данным ООН, к 2050 г. население планеты удвоится. Происходят глобальное угнетение биосферы планеты, разрушение ее естественной иммунной системы, изменение климата. Индустриальная рыночная цивилизация в принципе не может обеспечить возобновляемого использования природных ресурсов.

Однако опасность для коренных малочисленных народов заключается не только в возможности их прямого уничтожения в результате индустриальной экспансии или поглощения традиционных культурно-хозяйственных укладов, но и в том, что борьба коренных народов за особый правовой статус, который призван обеспечить защиту их этнокультурной целостности, концентрируется вокруг борьбы за ресурсы. В результате эта борьба все более превращается в механизм втягивания коренных народов в борьбу за использование ресурсов по правилам индустриальной цивилизации. Как известно, районы расселения коренных малочисленных народов России имеют огромное значение в развитии экономического потенциала РФ. На Север, Сибирь и Дальний Восток приходится 1/5 часть национального дохода и 60 % валютных поступлений. Здесь добываются 97,5 % газа, 75 % нефти, 91 % олова, 100 % алмазов, большая часть золота, меди, никеля, 15 % каменного угля, вырабатывается 1/5 часть электроэнергии, производится весь апатитовый концентрат, половина лесопродукции [3, с. 73]. Большинство ресурсов безальтернативно с точки зрения возможностей их добычи в других регионах страны.

С учетом этих факторов особое значение приобретают вопросы защиты прав коренных малочисленных народов в контексте промышленного освоения территорий их проживания.

К сожалению, приходится признать, что среди всех народов РФ коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока наименее защищены. Более того, некоторые из малочисленных народов стоят на грани полного исчезновения. По мнению С.Н. Харючи, это обусловлено:
- пренебрежением к интересам коренных малочисленных народов в период освоения находящихся в местах их традиционного проживания источников нефти и газа;
- невозможностью сохранить свой образ жизни в условиях перехода к рыночной экономике, занимаясь исключительно привычными для них оленеводством, рыболовством и охотой [15, с. 180].

Представляется, что для сохранения коренных малочисленных народов как самостоятельных этнических групп, им необходимы социальная помощь и защита их прав и свобод государством. К сожалению, предпринимаемые сегодня государством усилия в этом направлении пока явно недостаточны.

Библиографический список

1. Кряжков В.А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории) // Государство и право. - 1996. - № 1. - С. 68-70.
2. Кряжков В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования // Государство и право. - 1997. - № 1. - С. 20-22.
3. Никитин М.А. Актуальные вопросы государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации // Коренные народы Ямала в современном мире: Сценарии и концепции развития: темат. сб. / под ред. Ю.В. Попкова. - Новосибирск ; Салехард, 2007. - С. 70-75.
4. О дополнительных мероприятиях по развитию экономики и культуры народностей Севера: Постановление Совета министров РСФСР 1957 г. № 501 // Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР Т. VI. - С. 297-302.
5. О неотложных мерах экологического оздоровления страны: Постановление Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 г // СУ РСФСР - 1989. - № 25. - Ст. 487.
6. Об ассоциации автономных округов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 февраля 1992 г. № 118 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 7. - Ст. 356.
7. О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах: Конвенция МОТ № 169 от 1989 г. // ВВС РФ. - 1992. - № 11. - Ст. 533.
8. Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья малочисленными народами Севера: Постановление Президиума Верховного Совета РФ от 30.03.1992 г. № 2612-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 16. - Ст. 868.
9. О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера: Указ Президента РФ от 22 апреля 1992 г. № 397 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 18. - Ст. 1009.
10. О кризисном положении экономики и культуры малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 мая 1995 г № 816-1 ГД / / Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 24. - Ст. 2260.
11. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2208.
12. Перечень районов проживания малочисленных народов Севера. Утв. Постановлением Правительства РФ от 11 января 1993 г // САПП РФ. - 1993. - № 13. - Ст. 176.
13. Права человека и народов: учеб. пособие / под ред. О.О. Миронова. - М. ; Саратов, 2006. - 350 с.
14. Соколовский С.В. Категория «коренные народы» в российской политике, законодательстве и науке // Kennan Occasional Papers. Washington, 1999.
15. Харючи С.Н. Коренные малочисленные народы: проблемы законодательства. - Томск, 2004. - 320 с.
16. Харючи С.Н. Права коренных малочисленных народов Севера: реализация международно-правовых стандартов в Российской Федерации // Права коренных народов Севера: реализация международно-правовых стандартов в Российской Федерации : сб. науч. ст. / под ред. Г.А. Бордовского, С.А. Гончарова. - СПб., 2005. - С. 83-87.
17. Barsh R. Indigenous Peoples: An Emerging Object of International Law // American Journal of International Law. - 1986.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (22.11.2016)
Просмотров: 6 | Теги: МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016