Вторник, 22.01.2019, 10:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ РУССКОЙ АРМИИ В 60-90-е годы ХIХ ВЕКА

А.М.Демин, канд. истор. наук

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ РУССКОЙ АРМИИ В 60-90-е годы ХIХ ВЕКА

Аннотация. В статье дается характеристика состояния подготовки офицеров русской армии накануне военных реформ 60-90-х гг. Х1Х в., показано содержание изменений системы военно-учебных заведений в период реформ. Раскрываются вопросы преобразования военной школы и создания обновленной системы подготовки офицерского корпуса русской армии.

Ключевые слова: реформа, подготовка офицерского корпуса, система военного образования.

 

Анализ состояния вооруженных сил России после Крымской войны 1853-1856 гг. показал, что в этот период сложился ряд объективных предпосылок для проведения крупных преобразований во всех сферах военного строительства, в том числе и в деле подготовки офицерских кадров. Из этого ряда наиболее значимыми являлись политические, экономические причины, вызывавшие необходимость проведения реформ и, собственно, состояние военной организации государства.

Политические причины военных преобразований органически вытекали из многообразия внешнеполитических и внутренних проблем, с которыми столкнулась Россия в рассматриваемый период.

В результате поражения России в войне внешнеполитические позиции империи оказались значительно подорванными. Уменьшилось ее влияние в Европе, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии. Восстановление утраченной военной мощи России, а следовательно, и утраченных позиций на международной арене было возможно только путем проведения военной реформы.

Второй составляющей группы политических причин, определивших необходимость проведения военной реформы, явилось усиление внутриполитических противоречий в России. В условиях революционного брожения правительство особые надежды возлагало на армию, как на силу, способную сохранить существующий строй. Проводниками государственной идеологии должны были быть офицеры. Задачи по воспитанию такого рода командных кадров призваны были решить реформированные военно-учебные заведения.

Следующей важной предпосылкой проведения военной реформы являлось неудовлетворительное состояние вооруженных сил. Стало очевидным, что система подготовки и комплектования командных кадров устарела и не могла обеспечить армию достаточным по количеству и качеству командным составом, особенно в военное время. Так, по данным Военного министерства, в годы Крымской войны лишь 13-21 % офицеров получали военное образование в военно- учебных заведениях , остальные «поступающие в военную службу недоросли из дворян и вольноопределяющихся, производились в офицеры после сдачи несложных экзаменов, приобретя познания только в строевом уставе . В результате недостатков в деле подготовки войск и офицеров «...в войну 1853-1856 гг. войска наши более чем честно исполняли свой долг - стояли и умирали, но делали только то, чему их учили в мирное время, а учили их не тому, чему следовало учить».

Проблема подготовки офицерских кадров стала одной из центральных в вооруженных силах. Без ее разрешения было невозможно осуществить преобразования армии. Вот почему реформа Д.А. Милютина и преобразования П.С. Ванновского в области подготовки офицеров явились важнейшим звеном в решении сложнейших задач, связанных с переустройством русской армии.

Реорганизация системы военно-учебных заведений России во второй половине Х1Х в. являлась сложным и длительным периодом. Начавшись уже в годы Крымской войны она непрерывно проводилась вплоть до конца Х1Х столетия. По условиям проведения и содержанию можно выделить три этапа в реформировании системы военного образования.

Первый из них охватывал период с середины 50-х до конца 1862 г. Основным его содержанием являлась работа по подготовке реформ. Второй этап - 1863-1881 гг., связан с деятельностью военного министра Д.А. Милютина и его соратников. Этот этап характеризовался коренными изменениями системы вузов, приведением ее в соответствие с общим состоянием вооруженных сил на новом этапе их развития. В рамках третьего этапа - 1882-1899 гг., под руководством нового военного министра П.С. Ванновского была продолжена работа по реорганизации вузов с учетом двадцатилетнего опыта деятельности Главного Управления военно-учебных заведений.

Представляется, что положительным событием явилось создание перспективного плана реформирования вузов с привлечением к его разработке, наряду с военными специалистами, представителей других министерств и ведомств. Так, в созданный в октябре 1862 г. комитет по реорганизации вузов поступило более 25 крупных записок видных государственных и военных деятелей России. Наиболее крупными и интересными из них являются предложения Д.А. Милютина, А.В. Головина, С.Г. Строганова, Н.В. Медема и других авторов.

Изучение этих документов показывает, что все авторы признавали несоответствие вузов требованиям времени и необходимость реформирования военной школы. Считалось, что целесообразно отделить общее образование от специально-военного. Значительные разногласия возникли при обсуждении вопросов, связанных с судьбой средней военной школы.

В ходе дискуссии о судьбе военного образования предлагалось два варианта системы вузов. В первом варианте выделялось три этапа военного образования: общее среднее образование и воспитание; среднее военное образование и высшее военное образование. Этим этапам соответствовали следующие типы учебных заведений: гимназии и училища министерства народного просвещения; юнкерские школы (училища), специальные военные училища; военные академии. Авторами такой классификации являлся военный министр Д.А. Ванновский и его соратники.

Согласно другой точки зрения в качестве этапов военного образования выделялись общее среднее и начальное военное образование (предлагалось давать в общих классах кадетских корпусов); среднее военное образование (военные училища) и высшее военное образование (военные академии).

Принципиальные отличия программ реформы военной школы заключались в двух основополагающих положениях. Первое из них - это судьба учебных заведений, дающих среднее образование, второе - выбор типа школы, предназначенной для профессиональной подготовки обер-офицеров.

В конечном итоге, принятая концепция реорганизации военной школы вобрала в себя лучшее из предложений программ как группы сторонников военного министра, так и его оппонентов, и была основана на учете реально сложившейся в этот период в стране обстановки.

Разработанная и принятая система военного образования являлась значительным шагом вперед по сравнению с дореформенными порядками, обеспечила развитие военно-учебных заведений всех категорий, призванных обеспечить подготовку офицеров различной квалификации.

Все преобразования, лежащие в основе проводимой реформы вузов, можно сгруппировать в три основные группы: преобразования центральных органов управления вузами; изменения, связанные с совершенствованием организационно-штатной структурой вузов; преобразования, приведшие к изменению содержания и методики учебно- воспитательного процесса.

В ходе реформ был создан централизованный орган управления военно-учебными заведениями, в результате чего Главное Управление военно-учебных заведений получило возможность напрямую решать все вопросы, связанные с подготовкой командных кадров всех степеней.

Реорганизация высших военных школ заключалась в увеличении количества военных академий и, как следствие этого, количества их выпускников; в создании нового типа военной школы - специальных курсов, приравнивавшихся к академиям; в улучшении учебных программ, методики преподавания.

Крупным событием, оказавшим благотворное влияние на уровень подготовки офицеров, явилось разделение военных школ на заведения, призванные давать общее и специально-военное образование.

Военные и юнкерские училища, созданные в ходе реформ, позволяли укомплектовать армию контингентом командиров со средним военным образованием и прекратить тем самым доступ в войска офицеров, не получивших никакого военного образования.

С созданием нового типа средних военно-учебных заведений - офицерских школ, был ликвидирован один из самых крупных недостатков всей системы военного образования - отсутствие краткосрочных курсов для подготовки старших офицеров к занятию командных должностей в звене батальон-эскадрон.

Общеобразовательные военно-учебные заведения, созданные в 60 - 70-е гг. Х1Х в., обеспечили в значительной степени контингент поступающих в военные училища. Военные гимназии давали подготовку, превосходящую получаемую в гражданских заведениях подобного типа. Тем не менее требования времени привели к необходимости преобразования военных гимназий в кадетские корпуса. В результате, не снижая уровня общеобразовательной подготовки выпускников, удалось добиться улучшения основных показателей деятельности учебных заведений в интересах военного министерства. В частности, конкурс при поступлении в кадетские корпуса по сравнению с военными гимназиями увеличился с 3-4 человек на место до 6-7 человек, количество выпускников, составляющих контингент военных училищ, выросло с 55-60 % в военных гимназиях до 92-96 % в кадетских корпусах  .

Изучение порядка подготовки офицеров в вузах подтвердило, что это был сложный и многогранный процесс. Выявлено, что под организацией обучения во второй половине Х1Х в. понималось выполнение комплекса задач, направленных на подготовку офицеров для войск. Его основными элементами являлись: определение потребностей в офицерах, уровня и объема знаний и навыков; составление программ обучения; организация и проведение учебной и методической работы; подбор, подготовка и повышение квалификации преподавательского состава; материальное обеспечение; контроль за ходом обучения.

Качественная подготовка специалистов для войск обеспечивалась целенаправленной и согласованной работой во всех звеньях сложившейся системы военного образования. Так, в компетенцию Военного министерства входило определение потребностей войск в офицерах и требований, предъявляемых к ним.

ГУВУЗ решал следующие задачи: составление и оптимизация программ обучения, организация и проведение методической работы, подбор и повышение квалификации военных педагогов, осуществление общего надзора за жизнедеятельностью военно-учебных заведений.

Внутривузовская работа по организации обучения заключалась в выработке предложений по созданию наиболее оптимальных программ обучения, организации и проведения учебной и методической работы, отборе и обучении преподавателей.

Опыт боевых действий в военных кампаниях второй половины XIX в., анализ повседневной деятельности офицеров указали на необходимость дополнить вузовскую подготовку офицеров обязательными занятиями в процессе прохождения службы. В результате в последнее двадцатилетие XIX в. в русской армии была создана целостная система подготовки командиров в процессе прохождения службы. Ее создание закреплялось Инструкцией для занятий с офицерами, выпущенной в 1882 г., и рядом других руководящих документов, разработанных на ее базе. Согласно их требованиям подготовка офицеров в процессе прохождения службы рассматривалась как составная часть боевой подготовки. Она включала комплекс мероприятий, направленных на повышение профессиональной и методической подготовки командиров. Основными элементами системы совершенствования профессиональной подготовки офицеров в войсках считалось составление руководящих документов, подготовка руководителей занятий, организация и проведение занятий, материальное обеспечение и контроль за результатами обучения.

Таким образом, с введением командирских занятий в русской армии к концу XIX в. было завершено создание единой военной школы, основными звеньями которой стали вузовская подготовка и система обучения командиров при прохождении службы. Это позволило более качественно, чем прежде, осуществлять подготовку командных кадров.

Библиографический список

1. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в Х1Х в. - М.: Наука, 1973.
2. Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 гг. в России. - М.: Изд. Московского университета, 1952.
3. Тактическое образование офицеров нашей армии (составил полковник Кондратьев). - СПб., 1897.
4. ЦГВИА ф. 725, оп. 19, д. 116, л. 6; 125-127; ф. 725, оп. 28, д. 21, л. 13-14.

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института"  № 1 (60) 2017

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (11.12.2018)
Просмотров: 29 | Теги: русская армия, офицер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь