Воскресенье, 24.09.2017, 20:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

Платон

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ, ученик Сократа, основатель учения объективного идеализма, глава учрежденной им в Афинах философской школы (академии).

До нас дошло около 35 его философских сочинений. Главные из них: «Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство». Написаны они в форме диалогов, эпиграмм и писем.

За основу всего сущего Платон принял невоспринимаемое чувствами и постигаемое только умом бытие или «виды» («идеи»), которые одновременно и причины всех вещей, и их умопостигаемые формы и образцы, по которым демиург творит вещи чувственного мира, и цель, к которой они направляются. Бытию («идеям») противостоит небытие или материя – начало обособления вещей в пространстве. Посредником между миром «идей» и «материей».

Платон провозгласил объемлющую мир «мировую душу». Над царством вечных и неизменных «идей» главенствует «идея» блага, она доставляет предметам способность быть познаваемыми, существовать и получать сущность.

Благо (добро) не есть сущность, но по достоинству и силе стоит выше пределов сущности и является предполагаемым началом всего. Идея блага сообщает учению Платона характер идеализма теологического, основанного на представлении о действующей в мире высшей целесообразности, а также идеализма этического: все вещи напрвляются к благой цели, хотя чувственный характер делает их неспособными достигнуть блага. Верховная цель всех живых существ, предмет стремлений – счастье, которое состоит в обладании благом. Учение об «идее» блага Платон считает наивысшим из всех философских учений. Мир чувственных вещей занимает, по Платону, серединное положение между областью бытия и небытия и есть единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единству и множественного.

Этика Платона пронизана теологическими представлениями его теории «идей» и учения о тройственном строении бытия: истинно сущих «идей», «мировой души» и мира чувственных вещей. Тройственность эта отображается в строении души человека, в которой Платон различает три способности: интеллектуальную, волевую и эффективную (первая является господствующей). Платон представил это в образе крылатой колесницы, где возница (ум) правит двумя конями, олицетворяющими волевое и эффективное начало души.

Понятая таким образом каждая индивидуальная душа есть истечение объемлющей мир «мировой души». Тройственным составом души определяются основные добродетели: мудрость (добродетель ума), мужество (добродетель воли) и добродетель, представляющая просветление страстей или аффектов. Синтез и равновесие этих добродетелей осуществляются четвертой добродетелью – справедливостью.

В ранних диалогах Платон находится под сильным влиянием этического рационализма Сократа и рассматривает всякую добродетель как знание. Затем знание ставится в связь с любовью (эротом), а в «Государстве» рассматривается в единстве с состоянием тела. В «Федоне» тело изображается как «могила души». Взгляд Платона на соотношение интеллектуального начала с удовольствием – типично эллийский. С одной стороны, счастье достижимо только для духа, для мысли, освободившейся от всего чувственного, приобщившейся к добру и божеству (с этой точки зрения даже государство предназначено лишь для философской добродетели).

С другой стороны, этическое учение Платона завершается учением о единстве разума и «чистого» чувственного удовольствия. Однако этика Платона не является учением чистого спиритуализма: основное ее положение  - равновесие как духовных, так и телесных сил и способностей. Знание, совпадающее с добродетелью, рассматривается как мудрое и дающее блаженство состояние всех природных способностей человека.

«Словарь по этике» под ред. О.Г.Дробницкого и И.С.Кона

Читайте также:

Конфуций (Кун-цзы, Кун-Фу-цзы) (551 – 479 до н.э.)

Сократ (469 – 399 до н.э.)

Демокрит (ок.460 – 370 до н.э.)

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

Аристотель (384 – 322 до н.э.)

Цицерон Марк Туллий (106 – 143 гг. до н.э.)

Марк Аврелий (121 – 180)

Лютер Мартин (1483 – 1546)

Ларошфуко (1613 — 1680)

Блез Паскаль (1623 – 1662)

Руссо Жан Жак (1712 – 1778)

Иммануил Кант (1724 – 1804)

Сен-Симон Клод Анри де Ревруа (1760— 1825)

Гегель (1770 – 1831)

Фурье Шарль (1772 – 1837)

Людвиг Фейербах (1804 – 1872)

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (21.05.2017)
Просмотров: 51 | Теги: Платон | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь