Суббота, 03.12.2016, 22:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

ОТ ЧЕЛОВЕКА ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО К КУЛЬТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

А.И.Мацына

ОТ ЧЕЛОВЕКА ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО К КУЛЬТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Обосновывается актуальность осмысления совокупного человеческого опыта преодоления как трансцендирования человеческого бытия. Перспективы исследования связываются с предметно-энергийным подходом, выводящим на биосоциальный уровень понимания феномена.

Ключевые слова: антропологический кризис, человек преодолевающий, феномен преодоления, метафизика Преодоления, дихотомия жизни и смерти, смерть, инициация, культура преодоления.

 
Дефицит способности человека к разрешению порождаемых им ситуаций отражён в нравственных аспектах глобальных проблем: насилие над человеком, над природой и духовно-нравственный кризис человечества [8]. Ключевая проблема углубляющегося духовно-нравственного кризиса свидетельствует об исключительной значимости идеи духовно развитой личности как монады [4. С. 53]. Атрибутом такой монады является способность к духовному саморазвитию как преодолению собственной ограниченности в соответствии с высшими человеческими ценностями. Человек в этом смысле может быть определён как принципиально преодолевающее существо.

В перспективе подходов М. Шелера [11], Х. Плеснера [9], А. Гелена [3], А. Бергсона [2] человек есть уникальное существо, погружённое в динамику культурного преодоления внешних и внутренних вызовов, наиболее значимые из которых сопровождаются изменением возможностей самоосуществления. При этом феномен преодоления как таковой практически остаётся неосмысленным в философии. Это обстоятельство указывает на необходимость комплексной разработки содержания совокупного человеческого опыта, описывающего, генерализующего и актуализирующего ситуацию преодоления как трансцендирования человеческого бытия.

Философское осмысление культурного снятия дихотомии жизни и смерти позволило создать метафизику Преодоления [5], моделирующую динамизм духовного пространства личности как соотношение имманентности части с трансцендентностью целостного бытия. Преодоление как принцип соотнесения части и целого представлен в инициатических практиках, когда неоднократное преодоление субъектом собственной чувственной реальности является самоотречением конечной ограниченной части ради наполнения её трансцендентными содержаниями бесконечной целостности Бытия. Возвратная онтология, древнейшая смысловая основа инициатического акта, содержит в своём составе маркер смерти- рождения, обозначающий циклический переход биологического (живого) в абиологическое (неживое) и обратно. Предметно-энергийный подход [6. С. 9; 7] направляет к биосоциальным основаниям этой модели [10].

Согласно мысли Аристотеля, единичное бытие для познания есть сочетание «формы» и «материи» [1]. Постижение непреходящего бытия выступает как познание «формы», энергийно насыщенный образ предмета в сознании. Энергийная составляющая развивает учение о движущей причине, которая может быть трактована как деятельность человека, переводящего форму вещи в форму действия, а затем в форму мысли. Тезис о метаморфозе формы по трём пунктам её бытия (в вещи, в действии и в мысли) становится особенно актуальным в связи с проблемой преодоления.

Радикальное преодоление господства инстинкта в видовом становлении человека связано с внедрением абиологического содержания в жизнь предчеловека [10. С. 143], с систематической целенаправленной подработкой материального орудия под воздействием мощнейшего объективного вызова. Это выводит на категорию «начала» в форме превращения, в виде «процесса становления новой формы, нового типа структурного сцепления» [Там же. С. 103]. Преодоление, активный момент «начала», превращает сцепление предпосылок в соответствующие условия, создавая «просвет» в ранее сплошном горизонте инстинктивной жизни становящегося человека; помещая биологически незначимое в сферу его внимания.

Человек открывается миру, концентрация внимания на подработке орудий изменяет его видовые характеристики. Неизъяснимость, фундаментальность, скачкообразность этой изначальной практики перехода от одной предметной идентичности (биологическое, живое) к принципиально иной (абиологическое, неживое), по всей видимости, и запечатлена в институте инициации, в моделях архаической доктрины имманентного (перманентного) воскресения. Такова природа первого Преодоления зависимости человека от собственной биологической природы в длительном, тяжелейшем процессе «задерживания вожделения», сравнимом с «возведением плотины» (Ф. Энгельс). Дав свободу, оно формирует механизм зарождения ценностей, идеалов и культуры.

Усиление роли абиологического приводит к идентичности «я» с неживым, в культуре нарастает преобладание материального. Это оканчивается апофеозом капиталистического рынка, «игрой идентичности», когда на место человека заступает вещь, на место вещи—человек (К. Маркс). Теперь как никогда явственно возникает потребность преодоления абиологического фокуса сознания. Проблема второго Преодоления требует поворота к восстановлению значимости живого при сохранении достигнутых результатов цивилизации. Системно вывести за рамки вещной зависимости способна предметность «ничтойной» философской мысли [7].

«Нетость» (М. Хайдеггер) ставит человека на границу живого и неживого и, философски дистанцируя от обеих, позволяет организовать их разумное сочетание. Второе Преодоление можно рассматривать как спасительность на фоне философской любящей мысли, возвращение духа в мир (А. Невелев). Таким образом, крайне востребовано осмысление сущности феномена преодоления, его культурного механизма, значимости этого принципа и закрепления этих положений в понятии культуры преодоления.

Список литературы

1. Аристотель. Метафизика / Аристотель. - М. ; Л., 1934. - 348 с.
2. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. - М., 2006. - 382 с.
3. Гелен, А. О систематике антропологии / А. Гелен // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 152-201.
4. Ковальчук, Н. Д. Антропологический кризис: пути выхода из него / Н. Д. Ковальчук // Учён. зап. Таврич. нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. «Философия. Культурология. Политология. Социология». - 2010. - Т. 23 (62), № 1. - С. 50-53.
5. Мацына, А. И. Смерть как онтологическая категория (метафизика смерти) : дис. ... канд. филос. наук / А. И. Мацына. - Челябинск, 2006.- 150 с.
6. Невелев, А. Б. Предметность и энергийность бытия / А. Б. Невелев // Бытие человека: проблема единства в многообразии современного мира : материалы междунар. науч. конф. - Челябинск, 2012. - С. 9.
7. Невелев, А. Б. Предметно-энергийный метод / А. Б. Невелев // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад — диалог мировоззрений : тез. докл. VII Рос. филос. конгресса, Уфа, 6-1 0 окт. 2015 г. : в 3 т. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2015. - Т. I.- С. 41.
8. Нижников, С. А. Глобальные проблемы современности / С. А. Нижников // Философия : курс лекций. - М. : Экзамен, 2006. - 383 с.
9. Плеснер, Х. Ступени органического и человек / Х. Плеснер // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 96-151.
10. Плотников, В. И. Социально-биологическая проблема / В. И. Плотников. - Свердловск, 1975.
11. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С. 31-95.

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 8 (390).
Философские науки. Вып. 41.

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (25.11.2016)
Просмотров: 11 | Теги: Преодоление | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016