Вторник, 06.12.2016, 03:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

Особенности восприятия мира народа саха

Е.Г.Винокуров, П.П.Неустроев

Особенности восприятия мира народа саха

Философское мировоззрение народа саха опирается на уровень взаимоотношений человека с одушевленной природой. Основоположник письменной художественной литературы, великий поэт и мыслитель А.Е. Кулаковский отмечал двойственный характер особенностей восприятия мира. Его высказывания о собственной « религии высокого развития» выражено еще в следующем изречении «... полуматериалистическая идея о душах вполне гармонирует с мировоззрением самих якутов, отличающихся склонностью к материализму» (1,8-9.).

Основоположник философской школы, доктор философских наук, профессор А.Е.Мординов подчеркивал глубинные истоки философских воззрений народа саха, берущих со времен донаучного периода саморазвития системных представлений. Он подчеркивал: «Якутский народ создал олонхо. С олонхо начинается якутская философия. Вот почему, следует особо изучать его, нашу духовность»( 2, 127.).Таким образом, когда А.Е.Мординов говорил о том, что якутская философия берет свое начало со времен сложения героических сказаний олонхо, видимо, четко сознавал закономерный процесс разумно - сознающей деятельности человека на протяжении долгой истории своего существования.

Человек в структуре мировоззрения народа саха выступает как самопознающее и самосознающее существо. Он - модель природы, модель космоса, модель общества. Великие тайны каждого из них сосредоточены и сокрыты в нем. Познающая, самосознающая суть, сущность человека сформировалась с глубин древних веков. В это время сложились и духовно - нравственные концепции. Везде и повсюду прослеживается главная , центральная мысль философии народа саха о том, что понять человека как устроителя собственной жизни и личной судьбы.

Итак, в мировоззренческой системе народа саха выдвигается идея и теория саморазвития, самовоспитания человека.

Таким образом, лейтмотивом философских рассуждений является постоянная, мудрая фраза: «Человек есть человек», т.е. человек не только самостоятельное онтологическое существо, но и чудотворящего и рационального начала.

Сегодня, человечество в целом, да и отдельно взятый социальный индивид единственный путь самоспасения человека как природного вида и социального существа видят в определяющей ориентации духовного развития общества, в гуманизации технического прогресса, в сближении и гармонизации отношений двух направлений: технического и духовного. Отсюда вытекает, во - первых, выправление духовного потенциала до уровня техногенной цивилизации, во - вторых, приоритетное направление духовного уровня культуры народа саха. Они органически однородны и едины, их нельзя разрывать. Следовательно, духовный ориентир развития, сфера культуры народа должны стать одной из ведущих направлений государственной политики по возрождению духовно - нравственного климата общества, всей системы интегрирующих процессов Республики Саха (Якутия).

Культура народа саха рассматривается во всей совокупности структурообразующих звеньев. В ней сосредоточены все признаки философии, педагогики, традиционных верований, ремесла народа саха. Итак, культура не может взята вне функционирования многовекового опыта и способов ведения хозяйства: скотоводство, коневодство, оленеводство, охоты, рыболовства и земледелия. Самобытные черты национальной культуры формирует облик и духовную натуру народа.

Изучение корневого пласта культуры сопровождается рядом трудностей исторического, социального и методологического планов. По части последнего следует напомнить о необходимости использования в процессе наблюдения за явлениями и предметами культуры методов философских и культурологических знаний. При этом от исследователя требуется личное соучастие в жизненных процессах, событиях конкретных народов. Иначе, он не сможет вникнуть в центр культурных ситуаций и дать более подробную ценностную ориентацию того или иного народа. Поэтому углубленное изучение немыслимо без единства истины и заблуждения. Используются модели поиска, лабиринтная и структурно - семантические модели, взятые из арсенала философских систем. Кроме того в ходу будут функционировать культурологические методы проблематизации эмпирического материала, сопоставлений, объяснение противоречащих тенденций происходящих явлений. Умелое использование культурологических методов изучения дает наиболее полную возможность прояснить картину движения подразделений культуры народа как в отдельности, так и в целом. По этому поводу уместно привести слова кандидата философских наук, доцента Д.С.Макарова: «Путем анализа народного мировоззрения, его положительных (рациональных), мифологических и религиозных компонентов нам удалось выявить в нем положительные знания и представления, которые составляют мировоззренческую основу народной мудрости способствующую всей познавательной деятельности народа. Этим устанавливается связь между ними и народной мудростью» (3, 54.).

В заключении хотим подчеркнуть о том, что природный инстинкт самосохранения народа, его общественное бытие актуализируют проблему возрождения традиций культуры народа саха. Поэтому мегатенденция развития общества связывается с восстановлением духа и духовности народа. Безусловно, она опирается на благодатную почву морфологического слоя национальной культуры.

Литература

1. Кулаковский А.Е. Научные труды. - Якутск,1979.- С.8-9.
2. Мординов А.Е. Избранные труды. - Якутск, 2010. Т.2.- С.127.
3. Макаров Д.С. Избранные труды. - Якутск, 2009. С.54.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.



Источник: http://Саха
Категория: История. Философия | Добавил: x5443x (26.07.2016)
Просмотров: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016