Суббота, 03.12.2016, 07:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОГО МИРА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

А.Ф.Смакаев. Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). Философские науки. Вып. 39. С. 57-60.

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ДУХОВНОГО МИРА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматриваются особенности процесса изменения в структуре духовной деятельности самих потребностей человека в условиях быстро изменяющегося современного социума. Анализ «потребностей» осуществляется автором на материале ретроспективного анализа идеи структуры «духовной жизни». Автор исследует сам генезис «духа» потребления, который оказывается неспособным соотнести себя с будущим временем, но и оказывается лишь чистым присутствием в самом конце культурного, духовного пути.

Ключевые слова: особенности изменения в структуре потребностей человека, структура «духовной» жизни, идея «треснувшего» субъекта, генезис «духа» потребления, потребительский дух.

 
В современную нам эпоху благодаря интенсивному развитию духовного производства и воспроизводства ценностей, благодаря достаточно разветвленной системе распространения ценностей само удовлетворение потребностей, в принципе, не связано с процессом преодоления каких-либо существенных трудностей. Но это удовлетворение, тем не менее, связано не с духовным и материальным голодом, а с ощущением самой избыточности информации, с предпочтением одних ценностей другим. Современный информационный «взрыв» породил, в этом плане, потребность в отказе от лишней информации, причем как на личном, так и на общественном уровнях. Это, в свою очередь, как бы «взломало» само общественное, духовное бытие людей, так что само «Я», самосознание человека оказалось как бы расколотым и треснувшим под воздействием современных экономических и социокультурных обстоятельств.

Любое переживание человека уже не поддается описанию в пространственно-временных формах, а сам чувственный мир оказывается подверженным процессу разделения, раздробления на части, причем на совершенно разнородные виды своего существования. «Треснувшее» самосознание человека оказывает негативное влияние и на сам мир потребностей и интересов. Ведь потребность как некий способ отношения человека к миру, в той мере «разлетается» на части, в какой разрушается само отношение индивидуума к миру, которое сегодня становится чисто потребительским, бездуховным.

В истории философской и общественной мысли мы наблюдаем момент, когда сам субъект, выступающий под именами «ноумен» и «феномен», оказывается «разделенным двумя различными формами схватывания реальности - пространством и временем, с одной стороны, и «Я мыслю» и категориями, с другой» [1. С. 394]. Ж. Делёз, в данном плане, пытается отстоять ту мысль, что кантовское «Я» есть «разорванный» субъект, некое «треснувшее» самосознание [2. С. 114-115]. Если картезианское «ego cogito» как некое переживание всеобщего характера бытия оказывается поставленным под вопрос, то и само «единство» духовной жизни становится расколотым, что мы и наблюдаем в самом мире потребностей человека.

В настоящее время существует немалое число людей, которые не читают книг, не посещают картинных галерей и музеев, театров, все их помыслы направлены, в конечном счете, на развитие потребительского духа. Эмпирический мир, мир феноменальный пришел сегодня в движение и грозится поглотить духовный, «ноуменальный» мир. При этом сам потребительский дух выглядит тем более убого, что сегодня перед человеком приоткрываются возможности по освоению духовных ценностей, которые не потребляются до конца, а имеют тенденцию к своему вечному освоению и развитию.
Этот процесс невозможен в условиях господства узко-прагматического духа, т. е. в условиях капитализации всех форм жизни людей. Ведь цены на книги, плата за вход в театры и т. д. являются высокими, и потребительство оказывается направленным на приобретение предметов «первой необходимости».

Люди в условиях господства буржуазного, чисто прагматического духа начинают думать о «куске хлеба», поскольку духовные ценности им далеко не по карману. Сама плата за обучение в колледже или в университете, зачастую, значительно превышает годовой доход служащего или рабочего.

Итак, необходимо, чтобы рост материальных благ сопровождался возрастанием духовно-нравственной жизни людей. Нарушение данного условия, зачастую, приводит к рецидивам примитивной мещанской психологии, а сама жизнь показывает, что сам процесс улучшения условий материальной жизни не приводит автоматически к подъему нравственного уровня людей.

«Треснутый» объект получает свое продвижение к «духу» современности, в развитии самой потребности в вещах, которые не обязательны, не необходимы для полноценной жизни. Эту потребность люди иногда именуют «неразумной потребностью». Но неразумные потребности и интересы, в принципе, означают духовный голод для человеческой личности.

Неразумная потребность, в принципе, и есть сам потребительский дух, который достоинство человека, талант и его ум соотносит с такими потребностями, как потребность во внешнем, сугубо вещном окружении. По сути дела, это и есть проявление «мещанской» психологии, в которой сама ценность личности измеряется меркой ее возможностей, которые, в свою очередь, состыкуются с приобретательским духом, чисто потребительским духом.

Такая жизненная установка человека не имеет ничего общего с духом гуманизма, с той мировоззренческой позицией, для которой духовное богатство личности именуется в качестве высшей ценности. Современная жизнь, в этом плане, предстает в качестве неотъемлемой способности самого человека быть человеком, что, в принципе, означает становление гуманного духа.

Гармоническая личность человека включает, как свой весьма существенный элемент, духовное богатство личности общества. Поэтому мы должны оказаться нацеленными на сам процесс приобщения народных масс людей к сокровищам нравственной культуры. Это делается для того, чтобы приумножить само духовное богатство личности.
Дух «вещемании» - весьма характерная черта духовной, общественной жизни людей. Эта черта в частнособственнических обществах существовала почти всегда, как всегда находились и проповедники, философы, которые гневно клеймили дух «вещизма». Человек не должен отнимать у другого «драгоценных украшений», духа гостеприимства. Иначе, современный потребительский дух, словно театр или «жертвенник», окажется готовым для того, чтобы превратить самих зрителей в ничто.

Потребительский дух не способен утверждать саму демонстрацию «возвышенной воли», которая так необходима для становления человека. Но претензии человека на свою независимость от государства означают в то же время вызов на некие полномочия, которые далеко не всегда оказываются вовлеченными в ритуальную игру общественных сил, которая требует деликатности общественного действия, не исключающей драматического исхода.

Сама потребность человека оказывает влияние на его духовный мир, когда сама оппозиция и соединение государственного и общественного начал резким образом прочерчивает горизонт духовного мира человека.

Потребность в структуре духовного мира современного человека апеллирует к некоей всеобщей основе, к единому мировому порядку, к некоему «прообразу» универсальных законов разума. Так, потребность всегда связана с принципом «всеобщей любви» человека к человеку. А данная потребность, в свою очередь, имеет отношение к вещам, которые связаны с особенностями миросозерцания людей. Потребность человека не есть некий индивидуалистический дух, который противится индивидуальному долгу.

Потребность, как отношение человека к миру, не является неким безликим «угломером» социальных событий. Люди всегда сторонились казенных регламентов и стремились преодолевать общественную агрессивность, которая скрывается за демагогией деспотических порядков. Мы должны, при этом, понимать, что некое внешнее насилие есть не более чем продолжение внутреннего насилия. Ведь исток насилия скрывается в самом стремлении гипостазировать ценности, опредметить себя и мир.

Иное дело «благомыслие», которое, не оставаясь незаметным для всех людей, начинает постепенно отсылать настоящее к «собственному» духовному «свету», а при этом, сама «душа» человека будет испытывать радость, близкую ей. «Душа» человека, как видим, постоянно устремлена к добру, но это добро остается скрытым для людей, которые всегда готовы оставить и вместо них выставить «побрякушки», «ожерелья» и всякого рода ничего не значащие украшения.

Поэтому, главной особенностью процесса изменения в структуре потребностей современного человека выступает никогда не отчуждаемое от человека духовное и нравственное богатство. Это богатство не идет ни в какое сравнение с простым обладанием вещами и процессами. Само зло возникает в тот момент, когда люди начинают призывать делать добро ради добра. Всякая дискуссия, всякая самоапология несут, при этом, на себе родовое пятно этого «первичного насилия», которое, будучи мерой отъединенности человека от мира, оказывается проявлением его духовного бессилия.

Особенности процесса изменения в самой структуре потребностей связаны, на наш взгляд, с самим генезисом духа потребления. Дух потребления оказывается неспособным соотнести себя с будущим временем. Это время нуждается в определении, точнее, в кристаллизации самого будущего времени. Сущность духа потребления еще не готова проявиться сейчас, сегодня, но она находится в самом начале становления потребительского общества. Дух потребления, не перерастающий в потребительский дух, есть лишь некое присутствие в конце культурного пути. Этот «путь» требует диалектически взрывающейся морфологии «гештальтов онтологии еще-не-бытия». Дух потребительства коренится в еще неосознанном субъекте, в еще не ставшем объекте, который оказывается подчиненным взаимосвязи человека и его окружающей среды. Это открытая социальная онтология требует, в то же время, и открытой антропологии, которая, в свою очередь, оказывается в «эпицентре» самого потребностного акта. Именно в этом и состоит главная особенность самого процесса изменения в структуре потребностей современного человека, которая, в свою очередь, основывается на процессах, которыми чреват внешний мир, не вошедший в «радиус» человечности самого труда, в «радиус» действия самого труда, на которые направлены наши усилия с точки зрения человеческой «архитектоники» и культурной предпосылки к стремлению человека сделать этот мир лучше и совершеннее.

Итак, можно сделать следующие выводы.

1. Человек всегда оказывается устремленным, хотя и к утопичному, тем не менее, к содержательному смыслосодержанию мира. Потребность (и в этом состоит ее основная особенность) сопряжена с объективным ожиданием культурных событий. Но это ожидание часто срывается, но все же приближается к своему «ядру» духовности и социальности, причем не только в символических очертаниях.

2. Потребительский «дух» не может удержать мысли человека в деформированном состоянии. Он, конечно, хотя и может помыслить нечто малое, тем не менее, сам ход философской мысли «потребительства» остается, на наш взгляд, замкнутым на самом себе. Не то - сама потребность, которая, в принципе, всегда остается открытой внешнему миру.

3. Чувства человека, в основном, изменчивы. Они мешают ему собраться с мыслями. Но их жалит каждый раз нечто, не «включенное» содержание в культурные, духовные события. Чувства постоянно «убегают» от человека, и «потребительский» дух распространяется прыжками в духовную сторону событий, причем, зачастую, любой ценой. Но разумное потребление человеком всех граней реальности противится «расколу» бытия, которое, на наш взгляд, собирает до сих пор то весьма отдаленное, что существует от человека на почтительном расстоянии. Таким образом, сам сущностный мир, отдаленный от потребительского духа, собирается в духовном и весьма надежном месте, где бытуют всечеловеческие, общечеловеческие ценности.

Список литературы

1. Комаров, С. В. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания / С. В. Комаров. - СПб.: Алетейя, 2007. - 736 с.
2. Делёз, Ж. Различие и повторение / Ж. Делёз. - СПб., 1998.

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385).
Философские науки. Вып. 39.

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (02.11.2016)
Просмотров: 13 | Теги: духовный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016