Суббота, 16.02.2019, 06:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

О ВЛИЯНИИ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА УПРАВЛЕНИЕ В ДОИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В.В.Уханкин, кандидат юридических наук

О ВЛИЯНИИ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА УПРАВЛЕНИЕ В ДОИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Многонациональный народ, российская государственность, российская нация, федерализм, этнические процессы, управление, национально-этнический принцип, полиэтничность, национальная политика, доимперский период.

В статье рассматриваются некоторые этнические процессы, оказавшие в определенной степени влияние на управление, методы и механизмы российской государственности. Отмечается, что полиэтничность России имеет длительную историю, в которой наблюдаются различные тенденции, связанные с формированием национальной политики и управления в этой сфере и повлиявшие на них. Рассматриваются этнические процессы в российской государственности и некоторые особенности управления в доимперский период, что необходимо с точки зрения формирования целостной картины и понимания процессов, происходивших в последующие исторические периоды. Автор приходит к выводу, что национально-этнический принцип в рассматриваемый период не был положен в основу управления, но он его сопровождал, как и многие процессы в различные периоды становления и развития российской государственности.

 

Российская государственность изначально формировалась как многонациональная, и элементы федерализма в государственном строительстве и управлении присутствовали изначально [1, с. 99]. Полиэтничность России имеет длительную историю, на протяжении которой можно наблюдать различные тенденции, связанные с формированием национальной политики и управления в этой сфере или повлиявшие на них. Исходя из этого, будем говорить об этнических процессах в российской государственности и некоторых особенностях управления. Это необходимо с точки зрения формирования целостной картины и понимания процессов, происходивших в последующие исторические периоды.

Представляется, что следует оперировать преимущественно традиционными историографическими аргументами, но все же делая определенные оговорки. Как писал Л.Н. Гумилев: «История, в смысле - наука о событиях в их связи и последовательности, закончила свой накопительный период к концу XVIII в., и тогда же появилась потребность в ее интерпретации, нашедшая завершение в историческом материализме» [2, с. 654].

В связи с рассматриваемыми вопросами обратим внимание на отдельные моменты российской истории. Оттолкнемся от того, что на государственном уровне в качестве точки отсчета российской государственности признан 862 год, когда произошел акт добровольного соглашения славянских и угро-финских племен, договорившихся ради прекращения междоусобиц призвать в качестве правителя «человека со стороны», не связанного ни с одним из местных кланов, который должен был выполнять функции третейского судьи и судить по закону. Таким приглашенным правителем стал князь Рюрик, положивший начало первой русской династии, правившей страной более семи веков, и непрерывности преемственности власти. Это событие получило в историографии условное название «призвание варягов», и с этого времени берет начало российская государственность.

Прежде всего, отметим, что в результате призвания варягов в середине IX века на севере образовалось государство, которое было основано на строгом соблюдении приглашенным князем и его дружиной, выработанных новгородцами условий. Получается, что в отличие от своего преемника Олега, который захватывает (с помощью силы и хитрости) власть в Киеве, Рюрик становится
правителем на основе договора. Это повлияло на то (в качестве одной из причин), что изначально Киев развивался как монархия, а в Новгороде складывается и сохраняется до конца XV века боярская демократия.

Из источников известно, что Рюрик оставался у власти семнадцать лет. Годы его правления были важным этапом в ранней истории Руси. В этот период очерчиваются начальные границы государства, на единой территории которого и с его помощью сосуществуют местные племена, формируются неписаные законы, признаваемые его подданными. Устанавливается система безопасного плавания по пути «из варяг в греки».

С первых лет существования Российского государства налаживаются тесные связи с европейскими государствами посредством экономических, культурных и династических связей, которые впоследствии только укреплялись. И в эти же годы происходит постепенная ассимиляция призванных варягов.

Б.А. Рыбаков пишет: «В IX и X веках в Русскую землю начали проникать с севера отряды норманнов-варягов. Один раз при конунге Олеге они захватили даже Киев, но в дальнейшем они упоминаются как наемные отряды. Вливаясь в русские войска как наемники русов или их временные союзники, варяги принимали имя русов и считали это выгодным для себя, как это явствует из того, что в 839 году шведы, служившие «русскому кагану», прикинулись в Западной Европе и сами руссами». «В VI-VII вв. в Среднем Поднепровье сложился мощный союз славянских племен. Иноземцы называли его «Рос» или «Рус». Память о границах этого Русского союза сохранилась до XII-XIII вв. К середине X века Русью стали называть как все восточнославянские земли, платившие дань Руси, так и наемные отряды варягов, принимавшие участие в делах Руси. Объединение всех восточнославянских земель под именем Руси просуществовало до конца XIV века и ощущалась даже в более позднее время, несмотря на вычленение украинцев и белорусов» [3, с. 96-97].

Постепенно государственность в Новгороде перерастает в государство-республику и с точки зрения современного понимания приобретает определенные черты федеративного устройства. Причиной федеративности можно обозначить полиэтничный характер государства. К примеру, когда в документах описывается поход Олега из Новгорода в Киев и из Киева в Константинополь в качестве участников в нем упоминаются словены, кривичи и чудь. Из этого следует, что дружина Олега состояла из представителей различных племен, объединенных военным управлением. Во времена княжения Владимира в его дружине также упоминаются «Варяги, Словене, Чудь, Кривичи, Вятичи». Три тысячи воинов (по тысяче от каждого племени) было под началом князя Ярослава Мудрого [4, с. 147-148]. Это подтверждает полиэтничность и федеративность новгородского государства [5, 11].

Отметим еще один момент с точки зрения этнических процессов. Сыновья у Владимира были от разных жен, к тому же они были различного этнического происхождения. Рогнеда была дочерью Полоцкого князя, Анна - сестрой императоров Василия и Константина и являлась греческой царевной. Были в женах у Владимира болгарка, хорватка, чешка, полька. Все сыновья возглавили затем какое-либо княжество и также женились на девушках различного происхождения.

В период, когда Русь была измотана постоянной борьбой с печенегами, ее единым правителем становится Владимир. Он приходит к пониманию того, что для борьбы нужно объединить народ, а для этого необходима идея. Как мы знаем, такой идеей становится христианство. Будучи язычником, приблизительно в 988 году Владимир принимает христианство и затем велит крестить всех русских. Исторические факты свидетельствуют о том, что в укреплении российской государственности крещение сыграло важную роль. С принятием христианства продолжился процесс территориального формирования Руси. Как писал Н.И. Костомаров, «Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных» [6, с. 13-14]. Стоит сказать, что по поводу причин ухода Руси от язычества имеется достаточно много рассуждений и предположений. Как полагал академик Д.С. Лихачев, «объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-XII вв., не могло быть осуществлено язычеством», «интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской» [7, с. 503, 505].

Обратим внимание на Древнерусское государство с точки зрения управления. Управление в нем Владимир осуществлял с помощью своих сыновей. Старший сын Вышеслав княжил в Новгороде, Изяслав - в Полоцке, Свя- тополк - в Турове, Всеволод - во Владимире. К древлянам был определен Святослав, у муромы княжил Глеб, в Ростове (у мери) - Борис, в Тмутаракани - Мстислав. То есть отец направил сыновей в центры бывших племенных союзов. Ярослав начинает править в Новгороде после смерти Вышеслава.

В 1015 году Великий князь Владимир умирает, и начинаются усобицы между братьями, каждый из которых претендовал на великое княжение. В результате долгой борьбы за великокняжеский пост великим князем становится Ярослав (по прозвищу Мудрый), он продолжает княжение Владимира «как по отношениям киевского князя к подчиненным землям, так и по содействию к расширению в Руси новых начал жизни, внесенных христианством» [6, с. 16]. В 1026 году с братом Мстиславом они делят Русскую землю. Мстислав овладел Левобережьем Днепра с Черниговом и Переяславлем, а Ярославу остались Киев и правобережные земли. В 1036 году Мстислав умирает, не оставив наследников. Левобережье снова воссоединилось с другими землями, а Ярослав стал править всей Русью. Своей деятельностью он добивается объединения многих русских земель путем заключения договоров.

Ярослав Мудрый, живя в Новгороде, женился на дочери шведского короля Олафа и имел постоянную связь по делам военным с варягами. Готовясь к войне со своим отцом Владимиром (Киев), он нанял варяжское войско. Варяги контактировали с местными жителями и женщинами в том числе. Принятие христианства Ольгой, Владимиром и последующее распространение православной веры по русско-славянским и угро-финским землям создавало все больше элементов так называемого единства в многообразии. Вырабатывалась общая культура, общий язык, общие традиции.

«Ярослав расширил область русского мира подчинением новых земель. Кроме приобретения червенских городов от Польши, он успешно воевал с Чудью и в 1030 году основал на Чудской земле город Юрьев, названный таким образом по христианскому имени Ярослава, нареченного Юрием в крещении. В 1038 и 1040 годах он предпринимал походы на ятвягов и Литву и заставил их платить дань. Червенские города все еще составляли спорную область между Польшей и Русью, но Ярослав укрепил их за Русью тем, что помирился и породнился с польским князем Казимиром. Ярослав отдал за него свою сестру» [6, с. 23]. Но со смертью в 1054 году Ярослава Мудрого раздоры и разделы стали терзать Русскую землю. Один князь сменял другого. 17 апреля 1113 года надвое разделился даже Киев.

Стабилизация рубежей Новгородской земли происходит в конце X - середине XI века. С одной стороны, этому способствовали распри с Киевом, с другой - появление княжеских столов в соседних центрах, занятых сыновьями Владимира и Ярослава, а следовательно, и формирование территорий, тяготевших к этим центрам.

Особенно это касается границ Новгородской земли с Полоцким и Смоленским княжествами. С X по XIII век новгородская городская территория, сформировавшаяся на основе племенной территории словен, кривичей (псковских) и чуди, значительно расширилась за счет освоения эстонской земли (земли эстов) (в 1030 г. Ярослав построил г. Юрьев, позже - Тарту), земли в низовьях рек Луги и Нарвы. Позже были подчинены Новгороду ижоры и корелы. Возрастает влияние и в других землях.

Кроме того, необходимо отметить, что новгородская юрисдикция над населением осуществлялась в форме дани. Вопреки гипотезе, что варяги-россы насильно захватили власть в Новгороде, свой упрямый характер новгородцы доказали частым изгнанием князей, особенно тех, кого им направляли из Киева. Уже в 1015 году Новгород отказывается от уплаты дани Киеву и начинает борьбу за политическую независимость, которая завершается тем, что новгородцы на вече стали избирать из своей среды посадника (1126 г.), а с 1136 г. - князя, но уже не обязательно из своей среды. Киевского ставленника Всеволода новгородцы изгнали, распустили его администрацию и заменили ее на вече, которое уже было выборным. Говоря современным языком, свой государственный суверенитет новгородцы закрепили в названии «Господин Великий Новгород».

Как уже отмечалось, князь избирался на вече и действовал на основе договора с Новгородом. Науке известно около восьмидесяти договоров XIII-XV вв. [8, с. 112]. Этими договорами существенно ограничивалась компетенция князей. Его главная функция - защита Новгорода и строительство оборонительных сооружений. Князь не имел права приобретать в собственность землю в Новгороде. Волости тоже управлялисьновгородскими « мужиками». Единолично князь не мог ни объявить войну, ни заключить мир. Более того, новгородцы с опаской и недоверием относились к князю. Возможно, такое отношение возникло у них в момент приглашения варягов-россов. Таким оно и осталось вплоть до потери Новгородом самостоятельности в 1478 году после неоднократных битв с Иваном III.

В 1053 году родился Владимир Мономах. Мать Владимира была последней супругой Всеволода, любимейшего из сыновей Ярослава, и дочерью греческого императора Константина Мономаха. Владимир Мономах непрерывно обращал свою деятельность на ограждение Русской земли от половцев. В 1101 году он поднимает против них князей. Услышав о сборах русских князей, половцы одновременно от разных орд прислали просьбы о мире. Русские согласились на мир. Но в 1103 году этот мир был нарушен половцами, и Мономах побудил русских князей предпринять первый наступательный поход на Половецкую землю [6, с. 30, 50-51]. Он также пытался обезвредить отдельные половецкие племена (орды) и мирным путем, в частности посредством браков своих сыновей с дочерьми их ханов и беков (влиятельных сановников).

Владимир Мономах не оставлял мечты о единстве русских земель. Для этого нужно было завладеть Киевом. Благодаря восстанию 1113 года вспомнили о Владимире Мономахе. Великим киевским князем он становится в возрасте 60 лет. Распавшаяся Русь опять объединяется. «Славяно-русские народы, с незапамятных времен жившие отдельно, мало-помалу подчинились власти киевских князей, и, таким образом, задачей их совокупной истории стало постепенное и медленное образование государственной цельности» [6, с. 28].
Владимир Мономах прочно держал в своих руках всю Русь. Княжил он до своей кончины в 1125 году. Держалась Русь еще семь лет при его сыне Мстиславе. После его смерти в 1132 году Древнерусское государство опять начало распадаться по различным объективным причинам: междоусобицы, отсутствие прочной экономической базы, разделение по этническому принципу. В конечном итоге на этапе распада Древнерусского государства из него вышли самостоятельными 12 наиболее значительных государственных образований, судьба которых сложилась по-разному.

Позднее в середине XII века половцы начали зачастую целыми родами переходить в христианство. Кроме того, походы русских князей в степь (1190-1193 гг.) окончательно подорвали их силы, и набеги прекращаются. Вновь открывается торговый путь на Кавказ, но происходит столкновение в татаро-монголами. Московская Русь начинает борьбу с ними за освобождение русских земель, постепенно освобождая от них и другие земли совместно с населяющими их народами.

Монголо-татарское господство в определенной степени ускорило интеграционные процессы под началом русских. Потребность в безопасности во времена правления Московского князя послужила возвеличению Москвы. Она становится центром великого княжества. В Москве вызревает мысль о единодержавии ради обретения независимости отдельными русскими княжествами от монголо-татар, а не друг от друга. Но для этого нужно было укрепить Москву.

Правление Иоанна Данииловича (Ивана Калиты) открыло его наследникам путь к объединению русских земель. Неслучайно, когда он умер, народ присвоил ему имя «собирателя земли Русской». Иван Калита, расправившись с несколькими непокорными князьями руками хана, сохранил жизнь и обеспечил безопасность населения (он вообще не любил проливать кровь простонародья). Казня русских удельных князей, хан невольно укреплял власть Ивана Калиты. Постепенно была заложена основа освобождения от монголо- татарского ига и формирования России как многонационального государства с центром в Москве. Кроме того, Иван Калита сформировал тенденцию сотрудничества с представителями монголо-татар, их перехода на русскую службу.

После его смерти в 1340 году началась борьба за великое княжение между удельными князьями, не желавшими признавать за Москвой ведущую роль. Сын Ивана Калиты Симеон поехал к хану, за счет дорогих подарков, лести и обхождения ему удалось добиться от него признания его великим князем. Безусловно, определенная хитрость помогла Симеону, но надо отметить, что и у монголо-татарских ханов изменились приоритеты. Пожив в других условиях (культурных, экономических, природных и др.) и искупавшись в роскоши, они постепенно утратили интерес к сражениям и завоеваниям. Теперь они желали властвовать за счет назначения на разные посты, в том числе и на великокняжеский пост. Имея деньги в казне, московские князья обретали «друзей» в стане Орды. Но и при этом Симеон не отступал от главной линии, обозначенной отцом. Он продолжал укрепление великокняжеской власти, повелевал другими русскими князьями, за что и получил прозвище «Гордый».

Говоря об этнических процессах, нельзя не сказать, что сам Иван IV (Грозный) является ярким образцом слияния в одном теле, в одном организме что называется «двух кровей» - русско-славянской и татаро-монгольской. Это определило его характер, поведение, оказало влияние на проводимую им политику. Создание Русского централизованного государства, вне пределов которого оказались другие восточнославянские земли, находившиеся под управлением Польши и Литвы, закрепило территориальное разделение древнерусской на- родностииспособствовалоформированиютрех современных восточнославянских народов: русских, украинцев, белорусов.

В период правления Ивана IV в ходе реформ происходило укрепление государства и активное расширение его границ. В состав Русского государства по договорам вошли башкиры, мордва, удмурты. В 1555 г. подданство России приняла Кабарда. Поместными и вотчинными землями управлял поместный приказ. Вновь присоединенными землями и народами управлял Казанский приказ, а потом и Сибирский приказ. Делалось это с учетом особенностей вошедших в состав России земель и народов и специфики управления ими. Во владении России оказывается и вся Северо-Восточная Азия, а также народы Поволжья, часть народов Северного Кавказа, Севера, Сибири. Поход Ермака в Сибирь позволил включить в состав России сибирских татар, хантов, манси, селькупов, карелов, саамов, потомков волжских булгар - татар, чувашей, удмуртов, мерь, мордву, башкир.

В исторически короткое время после правления Ивана Грозного последовала Смута. 17 февраля 1598 года собирается Земский собор, который единогласно постановляет передать царский престол Борису Годунову. Коронованным правителем Русского государства становится потомок татарского мурзы, брат царицы Ирины Борис Годунов. Он не торопится с венчанием на царство и совершает его 1 сентября. Официально царем Борис Годунов был семь лет и пять недель, но фактически управлял русским государством двадцать лет. Он мечтал установить династию Годуновых в Русском государстве, но этого не случилось. Если учесть, что в нем текла русская и татарская кровь, то при реализации его мечты могло усилиться влияние Востока в Российском государстве, проходящем путь своего формирования. Однако возможен был и процесс христианизации мусульманских народов.

Смута расчищает почву для дальнейшего формирования России. Западу была показана способность русского народа отстоять свою
цивилизацию, объективная неизбежность формирования российской цивилизации путем взаимопроникновения западного, русского, восточного элементов. Как ни трагична страница истории России в период Смуты, это была жестокая необходимость, в результате чего произошла самоидентификация людей: сознавая себя представителями разных этносов, люди поняли свою принадлежность к одному государству. Они пошли в народное ополчение, отбросив национальную и социальную разность, чтобы защитить свое отечество от чужих, от иностранцев. Русские укрепились в понимании того, что есть русский народ, а другие народы укрепились в понимании того, что у них с русскими одно государство. Не случайно в документах после Смуты все чаще употребляются слова «всея Россия» [9, с. 285-303].

Отметим еще несколько моментов с позиции рассмотрения этнических процессов. Территориальное расширение государства и формирование русской нации происходило за счет разных этносов (татар, удмуртов, мордвы, башкир, чувашей, калмыков, хакасов, бурят, якутов и др.) и различными способами. Свой вклад в процесс формирования России в XVI-XVII вв. внесла и Церковь. Она, распространяя православие, учила веротерпимости. Благодаря этому многие иноверцы принимали православие, как гуманную и справедливую религию. Принимая православие, люди брали русские фамилии, говорили на русском языке, и, по сути, считали себя русскими. К примеру, ногайские мурзы, отъезжая в Россию и принимая православие, превращались в князей Юсуповых, Урусовых и т.д. Тенденция жертвования интересами русских, давших имя государству, проявлялась уже тогда. И это касается отношения не только к мусульманам, но и к лютеранам, представителям других исповеданий.

Расширение территории государства, вовлечение в орбиту русскости многих народов требовало выработки норм и методов управления. Этими вопросами занимались царь, Боярская дума и специально созданные органы управления - приказы. К таковым можно отнести Посольский (отраслевой), Казачий (социальный), Сибирский, Казанский, Астраханский, Малороссийский приказы (территориальные). Управление строилось на принципах признания самоуправления и веротерпимости. Внутренняя организация народов, существовавшая до вхождения их в Россию, как правило, не разрушалась. Более того, старались учитывать образ жизни, природ- но-хозяйственные и другие условия. Этим привлекалась местная знать. Даже повинности одного и того же этноса, рассредоточенного по разным местам проживания, разнились, не говоря уже о том, что повинности, к примеру, башкир и хакасов отличались.

Р.Г. Абдулатиповполагает: «Сформулированная Александром Невским доминанта поведения - альтруистический патриотизм - на несколько столетий вперед опередила принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до XIX в. привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. В те далекие времена уровень толерантности в Москве, видимо, был гораздо выше, чем в наше время. В смутные же времена прежде всего страдают народы, разрушается их внутренняя целостность и внешние связи. Этнонации - это наиболее устойчивые корневые основы российского, да и любого другого государства. Исторически они представляют собой достаточно консервативные образования, которые не успевают скоро модернизироваться» [10, с. 217-218].

Если многие западные страны подгоняли государства под один доминирующий народ и всячески, в том числе и насильственно, ассимилировали другие этносы-нации, фиксировали за нацией-государством название этой доминирующей нации-этноса, то в России наоборот: из чисто этнического названия «Русь» она становится многонациональной Россией именно в силу объединения этносов-наций вокруг доминирующего этноса-нации [10, с. 217].

Национально-этнический принцип в рассматриваемый период не был положен в основу управления, но он его сопровождал, как и многие процессы в различные периоды становления и развития российской государственности. ¦

Библиографический список:

1. Уханкин В.В. Федеративная государственность в России: Монография. Калининград, 2015.
2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. СПб, 2013.
3. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. Происхождение Руси и становление ее государственности / 2-е изд. М.: Академический проект, 2014.
4. Древнерусские княжества X-XIII вв. М., 1975.
5. Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951.
6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее глав-нейших деятелей. М.: «Астрель», 2014.
7. Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М.: Российский Фонд Культуры, 2006.
8. История государства и права СССР. Ч. 1. / Под ред. Г.С. Калинина, А.Ф. Гончарова. М., 1972.
9. Болтенкова Л.Ф. Становление и развитие Российского многонационального государства (VI в. - настоящее время) Ч. 1. М., 2011.
10. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. СПб, 2004.
11. Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (54) 2018

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (25.01.2019)
Просмотров: 27 | Теги: государственность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь