Суббота, 03.12.2016, 07:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

НЕРАВЕНСТВО В РЯДАХ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА РУССКОГО ФЛОТА

Д.В.Ливенцев, доктор исторических наук, профессор. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

НЕРАВЕНСТВО В РЯДАХ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА РУССКОГО ФЛОТА

АННОТАЦИЯ. Статья рассматривает проблемы неформального неравенства в рядах офицерского корпуса Российского императорского флота. Одновременно исследуются особенности развития русского военно-морского образования. Особое внимание автор уделяет истории сословных отношений в Российской империи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сословия, Морской кадетский корпус, офицеры, флот, Российская империя.

 

Офицерский корпус русского флота начал свое формирование в начале XVIII в. Причем изначально служба в его рядах считалась для дворянского сословия малопрестижной. В офицеры флота шли дворянские сыновья из «мелкотравчатых семей», т.е. фамилий, далеких от аристократического происхождения. Судьбу офицера русского флота в начале XVIII в. можно назвать незавидной, т.к. жалованье часто не выплачивалось годами, а шансы погибнуть, даже не во время морского сражения, а от бури или шторма, были значительно выше, чем у армейского офицера.

Однако постепенно ситуация с престижем профессии офицера флота меняется в лучшую сторону. Уже в начале XIX в. представители неизвестных дворянских семей начинают передавать собственную службу практически по наследству. В то же время доходит до того, что Морской кадетский корпус превращается в элитарное и полностью закрытое для посторонних учебное заведение. Собственно, при поступлении в Морской кадетский корпус, учрежденный еще в 1701 г. Петром I, теряется присущая для Российской империи сословность. Оставаясь закрытым или дворянским учебным заведением, Морской кадетский корпус не принимает в свои ряды многих лиц дворянского происхождения. Главным для получения профессии офицера флота стало вхождение в узкий круг дворянских семей, имеющих в течение нескольких поколений отношение к военно-морской службе.

Причем собственную кастовость и привилегии адмиралы флота охраняли неистово. Как утверждает исследователь А.В. Панова, 26 октября 1873 г. Морское министерство по инициативе императора Александра II выпустило указ: «...Обсудить вопрос о приеме в Морской кадетский корпус молодых людей всех исключительно сословий по конкурсному экзамену».
 

Рис. 1 — Гардемарин XVIII века

В ответ на высочайшую инициативу последовал решительный отказ, аргументированный следующим образом: «...1) Условия морской службы далеко отличаются от службы военно-сухопутной. Морские офицеры, обязанные проводить в плавании свою жизнь в небольшом замкнутом пространстве, тогда только могут достигнуть мирного сожительства, когда взгляды их и полученное до того образование и домашнее воспитание будут однородны, а этого нельзя достигнуть, если допустить в значительной мере в производство офицеров из низших сословий. 2) Морские офицеры должны служить представителями России в дальних и заграничных плаваниях, для чего, кроме специального образования, нужен известный характер домашнего воспитания, которого нельзя ожидать от лиц податных сословий. 3) Строгость в выборе сословий может только поднять значение Морского кадетского корпуса» [1].

почести оказывать». Получается, в святая святых элитарного сообщества офицеров флота, а именно в кают-компанию корабля, проникает персона, не имеющая поколений родственников, связанных с флотом, не получившая должного домашнего воспитания и, страшно сказать, вообще происходящая из податного или, как говорили в Российской империи, «подлого сословия».

К тому же формально данный человек по своему юридическому статусу был равен выпускникам элитарного Морского кадетского корпуса. Естественно, подобная ситуация усугубилась в середине XIX в., когда романтика парусного флота постепенно меняется на корабли, закованные в броню. Именно тогда флоту потребовались технические специалисты, потеснившие в кают-компании кастовых морских офицеров.

 
Рис. 2 — Морской врач

Фактически подобный ответ содержит решительный отказ императору в защиту интересов собственной военно-морской касты и прямой намек, что не все дворяне из-за отсутствия особенных условий домашнего воспитания могут претендовать на место в Морском кадетском корпусе.

Для людей, не славных военно-морскими родственниками, существовало с 1856 г. Штурманское училище, переименованное в 1873 г. в Морское техническое училище [2]. Вот сюда могли поступать представители абсолютно разных сословий, включая податные. Например, в 1869 г. в Штурманское училище поступили 3 дворянина, 20 разночинцев, 2 представителях духовного сословия, 3 мещанина и 1 крестьянин [3].

В результате возникает ситуация, как в общеизвестном указе Петра I: «...Штурман персона подлая, но дело своё зело знает, поэтому в кают-компанию пущать и офицерские

Конечно, подобное положение вещей заслуженные адмиралы решили подкорректировать, чтобы «персона подлая», по крайней мере, чувствовала собственную некую неполноценность. В некотором роде корабль Российского императорского флота представлял не что иное, как модель русского общества от небожителя капитана и до последнего матроса, выполнявшего самую грязную и непрестижную работу. Отсюда подобный офицер должен был знать свое место.

Рис. 3 — Морской кадетский корпус

Прежде всего, дело коснулось служебных ограничений. Все офицеры, выпускавшиеся из Морского технического училища, получали сухопутные, а не военно-морские звания. Например, «поручик по адмиралтейству» или «капитан по адмиралтейству» [4]. Последующая их карьера была весьма затруднена и обычно дослужиться к пенсии до «полковника по адмиралтейству» счи' •Гуманитарные науки достижением.
 

Рис. 4 — Офицеры флота

Присутствовал ряд отличий в форменной одежде. Достаточно привести серебряные, а не золотые погоны. Наконец, всех офицеров с сухопутными званиями пренебрежительно называли «мятым паром» [5]. Ко всему перечисленному необходимо добавить отсутствие у технических специалистов глубокого знания иностранных языков и благородного воспитания.

Кстати, только две категории посетителей кают- компании признавались с оговорками равными строевым офицерам флота - судовые врачи и священники. Особенным презрением у представителей Морского кадетского корпуса пользовались гражданские чиновники по адмиралтейству, стоявшие в самом низу негласной иерархии. Считалось, что штатским на боевом корабле вообще нечего делать.

В результате кают-компания корабля русского флота к началу XX века включала представителей разных сословий российского общества. Формально все они имели по своему юридическому статусу право на место в кают-компании и офицерском сообществе. Причем флотский механик или какой- нибудь аудитор по адмиралтейству часто по своим профессиональным качествам находился выше строевого офицера. Однако на стороне выпускников Морского кадетского корпуса выступали вековые традиции, общность воспитания и взглядов, сознание собственного превосходства и неотъемлемого права занимать вершину негласной иерархии. Отсюда до 1917 г. им удалось заставить других офицеров флота чувствовать свою неполноценность при формально равном юридическом статусе. В поддержке подобной политики значительную роль сыграли руководители российского Морского министерства, придерживавшиеся также позиции сохранения элитарности и кастовости военно-морской офицерской службы, которые рядом незначительных ограничений в карьере и форменной одежде офицеров по адмиралтейству подчеркнули их более низкое положение по отношению к воспитанникам Морского кадетского корпуса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

4. Панова, А.В. Личный состав Российского императорского флота в условиях общенационального кризиса: 1917—1921 гг. : дис. на соиск. ученой степ. канд. ист. наук : 07.00.02 [Текст] / А.В. Панова. — М. : Московский педагогический государственный университет, 2011. — С. 68—70.
5. Ливенцев, Д.В. Морской ученый комитет 1847—1891 гг. [Текст] / Д.В. Ливенцев. — Воронеж : Изд. ВГУ, 2002. - С. 94.
6. Российский государственный архив военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 162. On. 1. Д. 1405. Л. 15.
7. Манвелов, Н.В. Жизнь и смерть на корабле Российского императорского флота [Текст] / Н.В. Манвелов. — М. : Изд. Яуза-ЭКСМО., 2008. - С. 15.
8. Ливенцев, Д.В. Императорский флот в российской политике: стратиграфия социального конфликта [Текст] / Д.В. Ливенцев. - Воронеж : Изд. ИИТУОР, 2008. - С. 23.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (23.10.2016)
Просмотров: 19 | Теги: кадетский корпус | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016