Суббота, 19.08.2017, 03:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» И МИРОВАЯ ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ОТ В.И. ЛЕНИНА К И.В. СТАЛИНУ

С.В.Печенкин, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» И МИРОВАЯ ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ОТ В.И. ЛЕНИНА К И.В. СТАЛИНУ

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется развитие идеи мировой пролетарской революции от революционного «романтизма» В.И. Ленина к прагматичной политике И.В. Сталина в виде «национального государственного интереса»; предлагаются варианты развития теории мировой революции. Доказывается, что воплощение идеи на практике происходило постепенно, и поворотным пунктом стали события Второй мировой войны, в рамках которой создаются предпосылки для формирования мировой социалистической системы, а значит и самой мировой пролетарской революции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: национальный интерес, национальный государственный интерес, мировая пролетарская революция, В.И. Ленин, И.В. Сталин.

 

Проблема мировой пролетарской революции, ее осуществление уже не являются актуальными в XXI в., как это было в веке XX.

В литературе либерального толка ее оценки, как правило, негативны и уничижительны, тогда как в коммунистическо-патриотической - положительны. Имеются и сбалансированные точки зрения. Можно согласиться с историком-германистом Ю.В. Ватлиным, который пишет: «Стремление "забыть" деятельность Коминтерна или "рассчитаться" с его наследием отражает преобладающую ныне тенденцию к дискредитации левых альтернатив ушедшего века. <...> история международного коммунистического движения не нуждается ни в героизации, ни в криминализации» [1, с. 1].
Автор данной статьи ставит целью проанализировать разработку теории мировой революции В.И. Лениным и И.В. Сталиным сквозь призму национального государственного интереса.

В политологии «национальный интерес» (фр. «national», от «nation» - «нация» и лат. «natio» - «народ», «нация») определяется как реальные причины действий государства, направленных на обеспечение стабильности его функционирования и развития; совокупность национальных целей и базовых ценностей, играющих важную роль в сфере национальной безопасности» [2].

В.И. Ленин начинает теоретически оформлять идею мировой пролетарской революции в годы Первой мировой войны, когда он принимает решение дистанцироваться от Второго Интернационала и его руководителей. В работе «Несколько тезисов от редакции», датированной сентябрем 1915 г., он уже предлагает алгоритм действия в русле мировой революции. Этот алгоритм можно разделить на три составляющие:
1. «Довести до конца буржуазно-демократическую революцию в России», потому что «победа пролетариата в России дала бы необыкновенно благоприятные условия для развития революции и в Азии, и в Европе».
2. Поднять на «восстание социалистический пролетариат Европы против его правительств...».
3. Поднять на «восстание все ныне угнетенные великороссами народы, все колонии и зависимые страны Азии (Индию, Китай, Персию и пр.)».
4. Огромную роль должна в революции сыграть «международная солидарность революционного пролетариата...» [3, с. 50-51].

Это были первые размышления лидера большевиков о развитии мировой революции. Что же они означают?

Россия, по мысли В.И. Ленина, не является той страной, где могут быть созданы условия для построения социалистического государства: «...пролетариат России, на известное, может быть, очень короткое время, будет застрельщиком революционного пролетариата всего мира», а в отсталой России нет условий для существования высокоорганизованного общества. «Россия - крестьянская страна, одна из самых отсталых европейских стран.

Непосредственно в ней не может победить тотчас социализм» [4, с. 91]. Поэтому В.И. Ленин видит предпосылки мировой революции только на путях развития европейской революции и европейского социализма.

Для того чтобы легче было пролетариату Европы проводить свои социалистические революции, он предлагает отвлечь империализм, сузить его базу посредством поднятия на борьбу народов Востока и одновременно расширения массовой базы мировой революции. Чтобы эти восстания на Востоке прошли успешно, нужна интернациональная помощь со стороны европейского пролетариата, который поможет не только им, но и пролетариату России.

Эти три составляющие с дополнениями можно встретить во всех последующих ленинских работах. В них В.И. Ленин продолжает развивать идею о России как форпосте мировой революции, но никак не ее составляющей. Революция в России может стать только прологом к всемирной социалистической революции.

Следовательно, здесь можно говорить о ленинских идеях только в контексте веры, веры в европейскую пролетарскую революцию, объективных условий для которой еще не существовало. Эти условия существовали только в воображении и рассуждениях В.И. Ленина. Веру можно принимать или отвергать, но на ней нельзя строить фундамент нового государства. Вера может оказать помощь, служить подспорьем, но она не является основой для национального государственного интереса. Для В.И. Ленина в русле теории мировой революции Россия как отдельное, суверенное государство не существует.

С октября 1917 г. и до конца своих дней В.И. Ленин жил в ожидании мировой социалистической революции в одной или нескольких странах Запада. В связи с этим ожиданием можно выделить два аспекта в его деятельности во главе Советского государства (в рамках нашей проблемы).

Первый аспект - эйфория, которая проистекает от феноменально быстрого свержения нового буржуазно-демократического строя в России. Этот аспект достаточно широко освещен в отечественной литературе. В частности, он подчеркнут Д.А. Волкогоновым, который приводит ряд свидетельств эйфории В.И. Ленина в деле продвижения революции: «Находясь под впечатлением заседания Конгресса Коминтерна, донесений с мест, собственно анализа, а самое главное - успешного наступления Красной армии на Варшаву, вечером 23 июля 1920 года Ленин отправляет шифровку в Харьков Сталину: "Положение в Коминтерне превосходное. Зиновьев, Бухарин, а также и я думаем, что следовало бы поощрить революцию тотчас в Италии. Мое личное мнение, что для этого надо советизировать Венгрию, а может, также Чехию и Румынию"» [5, с. 334-335]. Ради близости мировой социалистической революции и сохранения России как некоего катализатора В.И. Ленин был готов пожертвовать территорией государства, как это произошло, например, во время подписания Брестского мирного договора 1918 г. с Германией, когда была отдана практически вся Украина.

Второй аспект - иррациональность лидера большевиков. К 1923 г. революционный кризис в Европе буржуазными государствами был в целом преодолен, но В.И. Ленин продолжал финансировать компартии через Коминтерн и ждать социалистической революции. Такое поведение можно считать фанатизмом.

В теории мировой пролетарской революции ленинский этап можно охарактеризовать как революционно-идеалистический.

Сталинский вариант развития мировой революции начинает теоретически оформляться только после событий 1923 г., когда в Германии при огромной финансовой, идеологической помощи РКП(б) не удался коммунистический переворот, до этого И.В. Сталин придерживался полностью ленинской версии.

В 1924 г., в работе «Октябрьская революция и тактика русских коммунистов. Предисловие к книге "На путях к Октябрю"» И.В. Сталин начинает модернизацию ленинской концепции мировой революции.

Основа всех его размышлений состоит в том, что «победа социализма в одной стране, если даже эта страна является менее развитой капиталистически, при сохранении капитализма в других странах, если даже эти страны являются более развитыми капиталистически, - вполне возможна и вероятна» [6, с. 370]. В то же время он утверждает, что «для полной победы социализма, для полной гарантии от восстановления старых порядков необходимы совместные усилия пролетариев нескольких стран» [6, с. 374]. Но одновременно с этим И.В. Сталин развивает тезис о том, что советское государство может самостоятельно «завоевать себе необходимую обстановку для серьезной строительной работы...» и «...двинуть вперед дело организации социалистического хозяйства» [6, с. 375].

Тема сохранения СССР как оплота социализма и проведение мировой революции в необозримом будущем становится основной, а тема мировой революции - вспомогательной. И.В. Сталин констатирует, что «пути развития мировой революции не так просты, как это могло бы показаться раньше, до победы революции в одной стране, до появления развитого империализма, являющегося "кануном социалистической революции"» [6, с. 396-397]. Вот, на наш взгляд, ключевая фраза в его рассуждениях о мировой революции: «...появился такой новый фактор, как огромная Советская страна, лежащая между Западом и Востоком, между центром финансовой эксплуатации мира и ареной колониального гнета, которая одним своим существованием революционизирует весь мир» [6, с. 397].

Именно сохранение этой «Советской страны» становится основой деятельности Сталина. И далее: «...само развитие мировой революции, самый процесс отпадения от империализма ряда новых стран будет происходить тем скорее и основательнее, чем основательнее будет укрепляться социализм в первой победившей стране, чем скорее будет превращаться эта страна в базу дальнейшего развертывания мировой революции, в рычаг дальнейшего разложения империализма» [6, с. 399].
Мировая революция становится для Сталина одним из вариантов сферы национальных интересов в ее классовом варианте. Революционное нетерпение, свойственное Ленину, отступает, и начинается период накопления внутренних сил Советского государства.

Октябрьскую революцию И.В. Сталин рассматривает как первый этап мировой революции и прогнозирует вариант развития революции в перспективе: «Вероятнее всего, что в ходе развития мировой революции, наряду с очагами империализма в отдельных капиталистических странах и с системой этих стран во всем мире, созда • Гуманитарные науки лизма в отдельных советских странах и система этих очагов во всем мире, причем борьба между этими двумя системами будет наполнять историю развертывания мировой революции» [7, с. 400].

В докладе активу московской организации РКП(б) в мае 1925 г. И.В. Сталин прогнозирует длительный этап развития мировой революции: «Эпоха мировой революции есть новый этап революции, целый стратегический период, охватывающий целый ряд лет, а пожалуй, и ряд десятилетий» [7, с. 92]. В речи, прочитанной в Свердловском университете в том же 1925 г., И.В. Сталин подчеркнул: «Победа социализма в одной стране не может быть окончательной, ибо она не может быть гарантирована от интервенции, пока не победит революция хотя бы в ряде стран». По его мнению, нужно понимать элементарное требование интернационализма, согласно которому «победа социализма в одной стране является не самоцелью, а средством для развития и поддержки революции в других странах» [7, с. 167-168].

Такова в целом сталинская концепция мировой революции, в которой: 1) защита Советского Союза как оплота социализма становится определяющей; 2) осуществляется отказ от прямого подталкивания мировой революции; 3) продолжается укрепление связей с мировым рабочим движением; 4) происходит поддержка любых национально-освободительных и революционно-демократических движений в странах Востока.

После германских событий 1923 г. для И.В. Сталина, как нам представляется, тема мировой революции на Западе утратила свою актуальность. Об этом свидетельствует его выступление перед активом московской организации РКП (б), в котором Сталин несколько раз подчеркивал при- ливно-отливный характер революции.

Во второй половине 20-х - 30-х гг. XX в. СССР помогал странам, где протекали буржуазные революции и происходили гражданские войны с социалистической перспективой. Это в первую очередь Китай и Испания. И.В. Сталин никогда не забывал о предназначении СССР быть оплотом социализма. Когда же появлялись реальные возможности расширить географические контуры, он постарался в полной мере использовать «национальный интерес».

Это начинается с перекройки границ Советского Союза в 1939 г., когда к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. Следующий акт защиты национальных интересов был продемонстрирован в советско-финской войне 19391940 гг., по итогам которой СССР приобрел Карелию, входившую в состав Финляндии. Присоединение ряда территорий, в том числе стран Прибалтики, стало очередным этапом продвижения мировой революции и распространения социализма.

Автор полагает, что для И.В. Сталина понятия «мировая революция» и «национальные государственные интересы» в 1930-е гг. становятся синонимами. Коминтерн как орудие мировой революции в это десятилетие постепенно утрачивает значимость для Сталина, так как Советский Союз с этой ролью справляется намного эффективнее. Устаревшая по всем параметрам международная организация «Коминтерн» перестает существовать, но идея мировой революции и национальный интерес советского государства продолжали реализовываться на мировой арене.

Создание мощного очага социализма, где были бы представлены страны Европы, Азии и Африки, начинает оформляться в рамках Тегеранской (1943 г.), Ялтинской и Потсдамской (1945 г.) конференций стран антифашистского блока. На этих конференциях И.В. Сталин добивается контуров нового миропорядка, и главное, сфер влияния большевизма, а значит - мировой революции.

Национальный государственный интерес, по версии Сталина, был в 1940-е гг. реализован окончательно. План Сталина по защите национальных интересов заключался в возврате земель и территорий, потерянных в связи с Октябрьской революцией 1917 г. Сталину нужно было вернуть то, что было утрачено в результате политической и государственной эйфории Ленина в первые годы советской власти, который отдавал территории России иностранным государствам-интервентам, надеясь на скорый возврат этих утерянных земель в результате мировой революции. На наш взгляд, И.В. Сталин окончательно превращается в «государственника» к концу Второй мировой войны, и присоединение южного Сахалина и Курильских островов в 1945 г. ознаменовало эту метаморфозу личности Сталина. Мировая революция приобретала иные очертания и этапы, но это уже другая тема для обсуждения и анализа.

Подытоживая можно констатировать, что национальный интерес понимался В.И. Лениным и И.В. Сталиным по-разному. Для Ленина Россия являлась лишь эпизодом в череде мировой революции, так как основные силы ее виделись только на Западе, среди наиболее развитых капиталистических стран. И национального интереса у Ленина не существовало. Его можно рассматривать как «классового космополита». Сталин, не уповая на мировую революцию, начинает строить мощное социалистическое государство, защищая до конца своих дней национальные интересы СССР, а в теории и практике мировой революции Россия из эпизода (как у Ленина) превращается в основное средство. Именно И.В. Сталину удалось на практике осуществить теорию мировой революции и создать мировую социалистическую систему, основываясь на национальном интересе (в его классовой интерпретации).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:  

1. Ватлин, А.Ю. Коминтерн в мировой истории прошедшего века: реальность, память и легенда. История и общество: истина и мораль [Электронный ресурс] / А.Ю. Ватлин // Сборник трудов в честь 70-летия профессора М.М. Мухамеджанова. — М., 2006. — (http://www.rusgermhist.ru/index.-php/documents/- isledovateli/vatlin/2.pdf).
2. Политологический словарь-справочник / авт.-сост.: Д.Е. Погорелый, К.В. Филиппов, В.Ю. Фесенко. — Ростов н/Д : ООО «Наука-Спектр», 2008. - 320 с.
3. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. [Текст] / В.И. Ленин. - Изд. 5-е. - Т. 27.
4. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. [Текст] / В.И. Ленин. - Изд. 5-е. - Т. 31.
5. Волкогонов, Д.А. Ленин [Электронный ресурс] / Д.А. Волкогонов. — М. : Яуза, Эксмо, 2011. — ИЗО с. — (https://www.litres.ru/dmitriy-volkogonov/lenin-18007062/).
6. Сталин, И.В. Сочинения [Текст] / И.В. Сталин. — М. : Государственное издательство политической литературы, 1947. - Т. 6.
7. Сталин, И.В. Сочинения [Текст] / И.В. Сталин. — М. : Государственное

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (12.02.2017)
Просмотров: 132 | Теги: Сталин, Ленин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь