Понедельник, 27.05.2019, 04:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

«МИР ЯСЕН И НЕБЕСА РАДУЮТСЯ...», ИЛИ ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА Ф. НИЦЩЕ ПРИ ПАДЕНИИ В БЕЗДНУ

В.А.Кузнецов, доктор исторических наук

«МИР ЯСЕН И НЕБЕСА РАДУЮТСЯ...», ИЛИ ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА Ф. НИЦЩЕ ПРИ ПАДЕНИИ В БЕЗДНУ

...И если ты долго смотришь в бездну, то бездна притягивает тебя.

В начале 1889 г. после очередного нервного припадка, когда на глазах Ф. Ницше хозяин избил свою лошадь, философа настигло помутнение разума. Его немногие друзья получают от Ницше непонятные письма, подписанные словом «Распятый». Один из текстов гласил: «Я Фердинанд Лессепс, Я Прадо, Я Шамбиг (двое убийц, о которых писали все парижские газеты); я был погребен в течение осени два раза... Дионис». Давний друг философа Франц Овербек, получивший, такую же записку, сразу же приезжает в Турин и застает Ницше в пансионе, за роялем, «играющим на нем локтем своей руки и поющим гимны во славу Диониса» («Ницше и Дионис обрели единство»). Овербек поместил Ницше в клинику для душевнобольных в Базеле. Затем мать забрала его в Наумбург. После ее смерти Ницше был перевезен в Веймар, где 25 августа 1900 г. философ умер. Его похоронили на родине в старинной рёккен- ской церкви, датируемой первой половиной XII в. Рядом с ним покоятся его родные.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900) — философ, филолог, страстный мыслитель, борец с предрассудками общества, критик религиозного насилия против личности, отвергавший все, что подавляет дух, волю и свободу человека, считавший главным проявлением безнравственности человека лицемерие. Он как представитель философии жизни полагал основой нравственности — свободу распоряжаться своей душой, судьбой.

Ницше родился в семье лютеранского пастора в городке Рёккен (недалеко от Лейпцига). Он, будучи одаренным мальчиком, стал сочинять музыку и стихи (между прочим, сочинил две песни на слова А. Пушкина). Некоторые исследователи биографии философа утверждают, что по линии отца он принадлежит к польскому роду графов Ницких и они же подчеркивают, что для юного Фридриха славянское происхождение было значимым: «Он любит все славянское, тяжело переживает потерю русскими Севастополя». С детства он отличается дисциплинированностью и сильной волей. Нескольким соученикам Ницше по учебе в гимназии казался неправдоподобным рассказ о Гае Муции Сцеволе, сжегшему на алтарном огне свою правую руку, показав тем самым, что ему не страшны пытки и смерть, если он откажется раскрыть свой замысел. Друзья отрицали существование этого события и рассуждали так об этом: «Ни у одного человека не хватило бы мужества положить в огонь руку». Юный Фридрих вынул из печи раскаленный уголь и положил его себе на ладонь. Знак от этого ожога остался у него на всю жизнь.

Ницше изучал в Боннском и Лейпцигском университетах теологию, философию, филологию. В 25 лет он, будучи еще студентом, был приглашен на должность профессора филологии в Базельский университет. Восхищался учением философа А. Шопенгауэра и испытал истинно духовное потрясение от личного знакомства с великим композитором Рихардом Вагнером, становится его учеником и под его влиянием начал писать свою первую книгу «Рождение Трагедии».

В 1870 г., будучи швейцарским подданным, ушел добровольцем на войну с Францией в качестве санитара и едва не умер, заболев дизентерией и дифтеритом. После опубликования в 1872 г. первого серьезного трактата «Рождение трагедии», Ницше перешел к фундаментальной разработке своей философской системы, в центре которой — сильная и свободная личность.

Трагическую роль в жизни Ницше сыграла его дружба с немецким писателем и философом Паулем Рее (Рэ) и Лу Саломе(э). В 1882 г. в поездке по Италии в салоне Мальвиды фон Мейзенбуг Рее и Ницше познакомились с Лу Саломе, и красивая русская дворянка, дочь генерала, интересовавшаяся великими людьми и великими идеями, изумительно умевшая слушать, покорила их обоих. Лу Саломе была единственной женщиной, в которой Ницше признал ум и нашел достойного собеседника среди женщин («Это самая умная женщина в мире», — писал Ницше). Они создали своеобразный союз, жили в одном доме, вели интеллектуальные и философские беседы, путешествовали, писали. Ницше даже предложил ей свою руку, но Лу отказала ему и предложила свою дружбу. Союз распался, и Ницше окончательно расстался с ней осенью того же года.

В этом «грустном» году (1882) выходит его книга «Веселая наука». В ней Ницше рассматривает сущность зла, связь искусства с природой, упорядоченность мира по законам логики. Именно в этом труде появляется известный афоризм: «Бог умер», что означает потерю христианских ценностей, ведущую к декадансу, вырождению человечества, потерю смысла бытия (ответа на вопрос: «Зачем?»). Ницше разрабатывает новые идеи: «воля к власти», «вечное возвращение», «сверхчеловек».

Непризнанность его идей философами, обществом, полный разрыв с Вагнером, ухудшающееся здоровье, приступы слепоты, так или иначе, порождают у него отчаянье. Но в этих ужасных условиях, терзаемый большим масштабом духовных проблем, Ницше пишет в 1883 г. «потрясающий, полный прозрений, откровений» философский текст: «Так говорил Заратустра. Книга для всех и не для кого» («Пятое Евангелие», как называл его сам Ницше). Одной из идей романа является мысль о том, что человек является переходной ступенью эволюции между животным и сверхчеловеком: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком». Человек есть нечто, что следует преодолеть. Великая весть о «Сверхчеловеке» и «Вечном Возвращении». Это процесс великого отрицания и после великого разрушения. Сверхчеловек откроет Новую Истину, установит новые ценности. Вечное возвращение он сравнивает с женщиной, секрет которой непостоянство. «Вечное Возвращение — вот скала, о которую разобьется самый совершенный корабль».

Важнейшую роль в организации творческой деятельности Ницше сыграл немецкий писатель и композитор Йохан Хайнрих Кезелиц. Их дружба началась после 1876 г. в Базельский период жизни. Философ дал ему псевдоним Питер Гаст. Кезелиц (Гаст) читал для Ницше философские и другие тексты во время недомоганий и во время приступов слепоты. Он подготовил большинство работ Ницше к печати, переписывал, правил рукописи и вычитывал корректуры его произведений, а иногда и дописывал некоторые части трудов Ницше. П. Гаст искренне поклонялся своему учителю. Кроме Гаста среди друзей Ницше выделяется еще один, который с 1870 г. непрерывно был сначала соседом молодого Ницше по дому, потом и верным другом, а затем и помощником Ницше в практических делах: это историк церкви Франц Овербек.

В 1888 г. мыслительная и нравственная напряженность у Ницше достигает высших пределов. Он готовит новый памфлет «Ницше против Вагнера» и правит текст последнего труда «Ecce Homo». Дионис против Распятого (Положительный идеал против того, кто стоит выше противопоставления добра и зла.) Здоровье окончательно расстраивается. Безумие уже стоит на пороге. Что собой представляют последние строки величайшего из думающих людей. Это уже не философия, а лирика, видения, поэзия, и прежде всего, дифирамбы к Дионису. Последнее, что он написал, прежде чем перейти в «иное» состояние духа: «Солнце заходит. // Die Luft geht fremd und rein. // Schielt nicht mit schifem Verfuhrerblick // die Nacht mich an? //Воздух отчужден и чист. //Уж не косится ли своим зовущим взглядом Ночь на меня. // Sei stark mein tapfres Herz // Frag nicht warum? // Будь сильным, храброе сердце! // Не спрашивай: "Почему?"»

Питер Гаст получает письмо, написанное Ницше 1 января в 4 часа утра 1889 г: «Моему maestro Pietro. Спой мне новую песню. Мир ясен и все небеса радуются. Распятый» (другой перевод: «Спой мне новую песнь. Мир преобразовался, небеса ликуют. Распятый»). Вдова Вагнера Козима Вагнер, с которой он был знаком, когда она еще была Козимой Лист, дочерью гениального Ф. Листа, получает такое послание: «Козима Вагнер, я люблю Вас. Фридрих Ницше». Далее Бездна.

Жизнь философа богата несправедливостью и пренебрежением к гению, никогда еще не было такого разительного контраста между полной безвестностью мыслителя при жизни и такой безмерной и несравненной славой после смерти. В этом драматизм жизни Ницше.

Источник: Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 13 (409). Философские науки Выпуск 46


Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (22.04.2019)
Просмотров: 28 | Теги: Ницше | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь