Воскресенье, 24.09.2017, 20:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах (1804 – 1872)

Немецкий философ-материалист.

С 1837 г. после отстранения от преподавания в университете за публикацию «Мыслей о смерти и бессмертии» почти безвыездно жил в деревне и не принимал участия в общественной жизни. Антифеодальная и антирелигиозная направленность философии и этики Фейербаха, отстаивание идеала «цельного, действительного, всестороннего, совершенного, образованного человека».

Материалистическая точка зрения Фейербаха в обосновании морали опирается на принцип эгоизма, трактуемый как сообразность поведения человека с природой и разумом. Именно эгоизм отрицает теологию, религию, деспотизм, т.е. те силы, которые, обусловливая поведение человека извне, противоположны его действительной природе и потребностям. Последние только тогда станут основой нравственности, когда будут регулировать поведение человека в качестве его личных эгоистических интересов.

Из антропологического характера материализма Фейербаха вытекает трактовка добра как удовлетворение индивидуальных, исключительно природой обусловленных потребностей человека (добро есть  то, что отвечает эгоизму всех людей) и эмоциональная окрашенность теории морали (чувство – критерий нравственности; как добро воспринимается то, что доставляет людям удовольствие; наивысшее из человеческих стремлений – стремление к счастью).

Способ ухода от крайнего индивидуализма в этике Фейербаха также сугубо антропологичен: индивидуальная мораль немыслима, ибо нравственность предполагает и только наличие Я, но и его контакты с другими людьми (с Ты); стремление к счастью для одного неотрывно от счастья его близких. Поэтому такое стремление становится одновременно и нравственным долгом: не препятствовать счастью других.

«Убожество и пустота» (Энгельс) фейербаховского понимания морали, следовательно, обусловлены абстрактно-всеобщим, внеисторическим пониманием человека. Эта мораль, по словам Энгельса, «скроена для всех времен, для всех народов, для всех обстоятельств и именно потому не применима нигде и никогда».

Вместе с тем «общечеловечность» морали Фейербаха есть не что иное, как систематизация существующих в современном ему обществе моральных норм. Революционно-критическое отношение к действительности исключается – то, что не соответствует абстрактно трактуемой «сущности человека» рассматривается как временный и индивидуальный недостаток, устранение которого не требует изменения существующих порядков. Такая мораль бессильна, а отношение ее создателя к действительности всецело остается в рамках морализирования.

В качестве единственного средства придать морали действенность Фейербах признает превращение элементарных нравственных принципов в религиозные догмы, обожествление индивидуально-психологических отношений людей. Попытки же Фейербаха выйти за рамки идеалистического понимания истории (например, признание «законности» эгоизма групп людей) не оказали какого-либо существенного влияния на систему его этических взглядов, но получили некоторое развитие в теории разумного эгоизма.

«Словарь по этике» под ред. О.Г.Дробницкого и И.С.Кона

Читайте также:

Конфуций (Кун-цзы, Кун-Фу-цзы) (551 – 479 до н.э.)

Сократ (469 – 399 до н.э.)

Демокрит (ок.460 – 370 до н.э.)

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

Аристотель (384 – 322 до н.э.)

Цицерон Марк Туллий (106 – 143 гг. до н.э.)

Марк Аврелий (121 – 180)

Лютер Мартин (1483 – 1546)

Ларошфуко (1613 — 1680)

Блез Паскаль (1623 – 1662)

Руссо Жан Жак (1712 – 1778)

Иммануил Кант (1724 – 1804)

Сен-Симон Клод Анри де Ревруа (1760— 1825)

Гегель (1770 – 1831)

Фурье Шарль (1772 – 1837)

Людвиг Фейербах (1804 – 1872)

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (21.05.2017)
Просмотров: 57 | Теги: Фейербах | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь