Четверг, 23.11.2017, 10:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

КРАСНАЯ ДОНСКАЯ ФЛОТИЛИЯ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ

Д.В.Ливенцев, доктор исторических наук, профессор

КРАСНАЯ ДОНСКАЯ ФЛОТИЛИЯ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ

АННОТАЦИЯ. Статья описывает деятельность красной речной флотилии на территории Воронежской губернии. Уделяется внимание истории Гражданской войны в России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: флот, Россия, моряк, ранение.

 

В период Гражданской войны, учитывая наступление Белой армии на юге России весной - летом 1919 г., советское командование должно было создать какой-нибудь противовес Донским военным и транспортным флотилиям.
В 1918 г. из-за объективных трудностей советской власти на Дону не было сформировано военно- речных сил. Робкая попытка создания красной Донской военной флотилии была предпринята в марте 1919 г. [1], когда контроль белых флотилий над бассейном реки Дон можно было назвать тотальным (рис. 1).

На формирование советской Донской военной флотилии существенно повлияли два фактора: 1) отсутствие достаточного количества кораблей, вооружения и финансирования; 2) расположение красных частей в верховьях Дона, что не позволяло рассчитывать на военизацию качественных гражданских судов.

Советская Донская военная флотилия создавалась в полосе действий 9-й и 10-й армий Южного фронта для оказания поддержки сухопутным войскам, охраны судоходства и обеспечения военных перевозок. Решение о создании красной Донской флотилии было принято командованием 10-й армии еще в начале февраля 1919 г. Согласно акту от 13 марта 1919 г., можно было вооружить: «4 парохода - "Воронеж", "Заря", "Луна" и "Грузовой" и пять моторных лодок, зимующие все, кроме одной моторной лодки, в гор. Коротояке, последняя - в Усть-Медведицкой. Кроме этих судов, имеется в гор. Павловске нефтеналивная баржа. Из этих средств предложено создать флотилию следующего состава.

"Воронеж" - штаб и плавучая база. Вооружение - два пулемета.

"Заря" - буксир для баржи, вооружение то же; баржа - плавучая батарея, вооружение - три 75-мм. орудия; одна моторная лодка для связи» [2].

Затем, 13 апреля 1919 г., определилась главная база флотилии - город Павловск. 7 мая вопрос о формировании флотилии обсуждался Советом Рабочей и Крестьянской обороны во главе с В.И. Лениным. Кстати, В.И. Ленин лично принимал участие в судьбе становления и развития Донской военной флотилии, о чем свидетельствуют две телеграммы, направленные им Воронежскому районному управлению водного транспорта. Вот содержание телеграммы от 25 мая 1919 г.: «Постановлением Совета Обороны Республики было приказано передать Донской военной флотилии пароход "Воронеж". Если он до сих пор не передан, немедленно передайте его флотилии и об исполнении донесите» [3]. Следующее распоряжение, подписанное В.И. Лениным, последовало 4 июня 1919 г: «Немедленно передайте пароход "Павловск" с инвентарем и топливом Дон-флотилии. Об исполнении донесите» [3].

Рис. 1. Агитационный плакат

В состав советской Донской флотилии также входил отряд Верхнего Дона, отряд Среднего Дона, Царицынский отряд (Волжский) и моторно-понтонная флотилия 10-й Армии. Как утверждает официальная информация, всего Донская флотилия располагала 2-мя речными канонерскими лодками, 4-мя вооруженными пароходами, 1-й плавбатареей, 6-ю сторожевыми катерами, 9-ю вспомогательными судами, 16-ю моторными понтонами и различными плавсредствами [4].

Однако вначале реально были вооружены и вели боевые действия только два отряда.

Отряд Верхнего Дона включал пароход «Заря», приспособленный под штаб флотилии и вооруженный двумя пулеметами, баржи, вооруженные двумя 75-мм пушками, буксиры для баржи «Воронеж», катер «№ 1» (один пулемет) и посыльный катер «№ 2».
 

Рис. 2. Большевики на Дону

Отряд Среднего Дона состоял из буксира «Сокол», пассажирского парохода «Венера», пассажирского парохода «Пустовойтов», железной баржи «Кавказ» (на 35 тыс. пудов нефти), двух моторных лодок и двух паромов. Также в отряде имелось некоторое количество деревянных барж и лодок.

Кроме того, в распоряжении 10-й Армии находились 15 моторных понтонов, 9 моторных шлюпок, 3 парохода, 2 моторных катера и 2 посыльных катера.

Боевые возможности красной Донской флотилии резко увеличились после прибытия с Волги речных канонерских лодок «№ 3» и «№ 6», построенных в июле 1918 г. акционерным обществом маталургических, механических и судостроительных заводов «Беккер и К°» по заказу Главного военно- инженерного управления (ГВИУ) [5]. Обе канонерки были отправлены по железной дороге из Саратова 17 мая и через три дня прибыли на станцию «Лиски». 25 мая туда же были доставлены 75/50-мм пушки и 750 снарядов к ним. От зенитных 2,5-дюймовых пушек, которые имелись в Нижнем Новгороде, командование флотилии отказалось и потребовало 37-мм автоматы «Максим», но пока шла переписка с Обуховским заводом, флотилия была ликвидирована. Помимо этого, на станцию «Лиски» доставили 100 речных мин типа «С» [5].

Командующим флотилией были П.П. Дело (апрель - май 1919 г.) и Б.Ф. Корсак (май - август 1919 г.). Должности комиссаров занимали А.В. Бабкин (апрель - май 1919 г.) и П.И. Бакшук (май - июнь 1919 г.) [6].
Флагманским артиллеристом Донской военной флотилии был назначен С.А. Благодарев (будущий заместитель начальника Ленинградского нахимовского училища). В 1915 г. он окончил Морской кадетский корпус. За отличную учебу его оставили преподавать при Морском корпусе. В 1916 г. по собственной просьбе С.А. Благодарев был направлен на Балтийский флот, где проходил службу на должностях вахтенного начальника эскадренного миноносца «Сибирский стрелок», артиллериста эсминца «Константин» и помощника командира дивизиона по охране реки Невы. В феврале 1917 г. его избрали членом Ревельского исполкома [7].

Перейдя на сторону советской власти, С.А. Благодарев участвовал в Ледовом походе Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт весной 1918 г. [7]. Он был единственным офицером на флотилии, получившим военно-морское образование. Остальные лица комсостава являлись партийными выдвиженцами.

В исследовании говорилось о проблемах белых Донских флотилий, но надо признать, что у советской Донской флотилии их было намного больше. Ни по корабельному составу, ни по оснащенности вооружением, ни по профессиональному качеству кадров красная Донская флотилия не могла превзойти белые флотилии. Речь может идти, скорее, о военно-речном формировании Красной армии на реке Дон, а не о боеспособной флотилии. В такой ситуации советская Донская флотилия избегала возможных столкновений с белыми военно-речными силами и поспешно отступала с частями Красной армии. Отсюда следует, что ее короткий боевой путь не был богат столкновениями с кораблями противника на реке Дон (рис. 2).

Несмотря на это, можно выделить несколько боевых эпизодов. 13 апреля 1919 г., с открытием навигации, флотилия в составе штабного парохода «Заря», буксира «Воронеж» с нефтяной баржей и сторожевого катера «№ 1» была переведена в Павловск, где для окончания ремонта имелись более приспособленные мастерские Рупвода. 26 мая из-за невозможности установить прибывшие из Петрограда 75/50-мм пушки (по причине отсутствия болтов) командование 9-й Армии, которой оперативно подчинялась флотилия, приказало временно вооружить суда 76-мм полевыми орудиями, что и было сделано. Однако через несколько дней удалось изготовить временные болты к 75/50-мм пушкам, и в начале июня их установили на корабли.

К моменту открытия навигации линия Южного фронта проходила через Георгиевкую (18 верст южнее Луганска), Каменское, Перовку. В районе станицы Качалинской красные перешли Северный Донец, далее линия фронта шла через хутора Золоторецкий, Хурный и Дальний. Таким образом, нижнее течение Дона было свободно до впадения Северного Донца. В среднем же течении Дона продолжалось восстание кулаков во всем районе от Богучара до устья Хопра.

28 мая 1919 г. Донская флотилия под командованием Б.Ф. Корсака в составе буксирного парохода «Воронеж» (вооруженного одним пулеметом), баржи (две 76-мм полевые пушки обр. 1900 г. и 4 пулемета) и парового катера (два пулемета) снялась с якоря и под проводкой лоцманов пошла вниз по течению. На борту судов имелось 450 снарядов.

Перед флотилией стояла задача оказать содействие правофланговым частям левобережной группы красных по захвату станицы Казанской и восставших хуторов левого берега Дона.

Во время движения судов флотилии вниз по реке никакой связи с левым берегом не было, поэтому флотилия, опасаясь остаться в тылу левобережной группы, шла в полной боевой готовности для обстрела станицы Казанской. В 15 час. 30 мин., проходя мимо сел Монастырица и Пасека, Б.Ф. Корсак получил предупреждение от командира 105-го полка о том, что дальше флотилии идти небезопасно, т.к. оба берега Дона за Белой горкой находятся в руках казаков, которые имеют здесь же и батарею [5].

Не доходя до селения Белая Горка, Б.Ф. Корсак послал вперед на разведку паровой катер. Судно было остановлено командиром находившейся там роты 106-го полка, передавшим приказ начальника Экспедиционных войск задержаться у Белой Горки. В 19 час., находясь у берега, флотилия была обстреляна батареей противника, дислоцировавшейся на правом берегу в районе хутора Демидово. Выпустив в ответ два снаряда, корабли поменяли место стоянки. Одновременно батарея красных из населенного пункта Сухой Донец открыла огонь и заставила замолчать батарею белых войск.

29 мая 1919 г. Б.Ф. Корсак получил просьбу командира 106-го полка об оказании содействия левому флангу в занятии им хутора Демидово и очистке от мятежников Ореховой Балки, а также указание уничтожить пулеметы, выставленные восставшими на правом берегу и обстреливающие красные части с фланга.

 
Рис. 3. Агитационный плакат

По приказу Б.Ф. Корсака флотилия пошла вниз и открыла огонь по засевшим в ущельях правого берега казакам и по левому берегу для очистки его от пулеметов. Заставив после первых выстрелов белых убрать пулеметы с левого берега, флотилия перенесла огонь по наступающим на хутор Демидово казакам. Причем огонь по скоплениям войск противника велся вслепую по указаниям находящихся на берегу красноармейцев. Оказав содействие левому флангу, занявшему хутор Демидово, флотилия открыла огонь химическими снарядами по хуторам Матюшинскому и Рубежному с целью выявления замаскированной батареи, располагавшейся в том районе по сведениям разведки.
Дойдя до Демидова, ввиду наступления темноты флотилия отшвартовалась на берегу, где предполагалось остаться на ночь. Однако через некоторое время неприятельская батарея открыла по судам огонь шрапнелью. Узость реки в этом районе не позволяла маневрировать на месте, пришлось отступить вверх по течению ввиду того, что флотилия оказалась под сильным обстрелом. Все время, идя вверх по реке, суда ввели ответный огонь. Ночью флотилия пришла в Белую Горку, где стала на якорь. За сутки корабли выпустили 118 снарядов. В носовом орудии одного из кораблей случилась вторичная поломка подъемной муфты, и оно пришло в негодность [6].

На следующий день, 30 мая, не имея сведений о положении на левом берегу, Б.Ф. Корсак около 16 час. послал паровой катер в Дедово. Вернувшись к вечеру, командир катера доложил, что, по собранным сведениям, как курсанты, так и отряд моряков ушли из Дедово в направлении Березняков. В 19 час. 31 мин. командир флотилии получил по телефону просьбу командира 106-го полка очистить хутор Рубежный, где казаки поставили пулеметы и обстреливали оттуда красные части, находящиеся в районе Демидова. Флотилия снялась с якоря, спустилась вниз по реке и открыла огонь по хутору Рубежный, выпустив 32 снаряда. Казаки пулеметы убрали, и флотилия ушла обратно.

С рассветом 31 мая Б.Ф. Корсак послал паровой катер к месту наводки моста, куда утром прибыл и сам с пароходом и баржой, оказав содействие командиру 106-го полка при выполнении заданной ему операции. Получив вечером распоряжение начальника Экспедиционных войск о передаче сухопутных орудий в 106-й полк, командующий флотилией той же ночью разоружил корабли. Кроме того, красным частям флотилия отдала 7 пулеметов, 275 снарядов, 30 тыс. патронов и 68 пулеметных лент. Утром 2 июня, согласно приказанию начальника Экспедиционных войск, флотилия вышла в Богучар, оставив на фронте паровой катер [5]. Описанным эпизодом заканчивается боевая деятельность первой советской Донской флотилии.

Таким образом, с 17 мая по 2 июня 1919 г. отряд Верхнего Дона проводил операцию по подавлению мятежа казаков в тылу 8-й и 9-й армии, но не справился с поставленной перед ним задачей из-за приближения деникинских войск. 20-29 июня 1919 г. в связи с прорывом армий генерала А.И. Деникина канонерские лодки «№ 3» и «№ 6», вооруженный катер и баржа советской Донской флотилии были переправлены в г. Лиски, ставший их основной базой [8]. 26 июня ввиду угрозы захвата кораблей противником экипажи кораблей вывели из строя вооруженный пароход «Воронеж», сторожевой катер «Эльба» и 7 вспомогательных судов, а у хутора Белужинский были взорваны 16 моторных понтонов. 29 июня поступило указание расформировать Донскую военную флотилию в связи с отходом Красной армии. 28-29 июня в Астрахано-Каспийскую военную флотилию были переданы 3 вооруженных парохода, 2 канонерские лодки, 7 сторожевых катеров, 2 вспомогательных судна и артиллерийские орудия с боезапасом [8].

Окончательно советская Донская военная флотилия была расформирована в августе 1919 г. года из-за наступления армии генерала А.И. Деникина.

Собственно, на этом и заканчивается история советских донских флотилий периода Гражданской войны. Полноценная военно-речная флотилия с главной базой в Ростове-на-Дону [9] появилась у Красной армии только 8 марта 1920 г. по распоряжению командующего Кавказским фронтом [10], когда белые войска практически оставили бассейн реки Дон, поэтому она могла выполнять только вспомогательные операции по ликвидации остатков белогвардейских отрядов, но не встречала никакого сопротивления на речном театре боевых действий. Даже название флотилии говорит об отдаленности района боевых действий от реки Дон - Доно-Азовкая военная флотилия.

В ее состав входило 17 судов. Она обороняла устье Дона и Таганрогский залив, оказывала артиллерийскую поддержку войскам, перевозила и высаживала десанты, осуществляла разведку и перевозила продовольствие. 11 мая 1920 г. ее корабли были переданы Азовской военной флотилии (АВФ), возглавляемой Е.С. Гернетом, а из речных судов сформирована Донская флотилия Кавказского фронта, которая с сентября 1920 г. подчинялась командующему войсками Донской области [11]. В состав Донского речного дивизиона (Донречдива) входили колесные пароходы «Беднота» (до апреля 1920 г. - «Внучек»), «Тухачевский» (до 2 мая 1920 г. - «Богатырь) и «Уборе- вич» (до 2 мая 1920 г. - «Донец»), а также моторные лодки: «Военмор», «Пылкий», «Стела», «Лебедь» и «Чайка». Позже были вооружены мобилизованные пароходы «Советский» и «Рошаль». Колесные пароходы имели на вооружении одну или две 76-мм полевые пушки образца 1902 г. и два пулемета.

Главное назначение Донречдива заключалось в борьбе с возникавшими в тылу в районе реки Дон беспорядками, преимущественно на почве мародерства и массового дезертирства. Банды держали в страхе целые округа, отдельные хутора, станицы. Второй задачей было снабжение сторожевых постов Красной армии, стоявших по речным системам бассейна Дона, а иногда и в освобождении их от нападения вышеуказанных шаек (рис. 3).

Представить деятельность флотилии в хронологическом порядке довольно сложно, т.к. плавание судов Донречдива по водной системе Дона носило постоянный характер, прерываясь лишь необходимостью пополнять запасы топлива, смазочных материалов, провизии, и большинство военных операций против банд являлось результатом разведки на месте или указаний ближайшего поста.

Все эти операции не носили характер настоящих военных действий, хотя при усмирении некоторых банд, вынуждая их к отступлению, нередко приходилось прибегать даже к артиллерийскому огню. Примером подобных операций может служить подавление банд дезертиров в районе станиц по Северному Дону: Нижней Курдючинской - Верхней Курдючинской и по Дону в районе станиц Константиновской - Листовской - Богаевской [2]. Донречдив прекратил свое существование с окончанием навигации 1920 г.

Донской флотилией Кавказского фронта командовали: В.В. Потемкин (март - май 1920 г.), С.П. Лосев (май 1920 г. - февраль 1921 г.), М.Г. Степанов (февраль - август 1921 г.). Она имела разветвленную структуру: флотский полуэкипаж [12], дивизион канонерских лодок, группы разведывательных катеров [13] и караульную роту [14]. Вскоре в июне - августе 1921 г. Донская флотилия кавказского фронта также была расформирована.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Большая Советская Энциклопедия. - М., 1975. - Т. 8. - С. 450.
2. Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах. - JL, 1925. - Т. 2. - С. 112115.
3. Ленинский сборник. - М., 1942. - Т. 34. - С. 150-162.
4. Военно-морской словарь. - М., 1990. - С. 455.
5. Широкорад А.Б. Великая речная война. 1918-1920 гг. / А.Б. Широкорад. - М., 2006. - С. 398-399.
6. Басов А.В. Боевой путь советского военно-морского флота / А.В. Басов. - М., 1988. - С. 527.
7. РГА ВМФ. Ф. 2235. On. 1. Д. 10. Л. 39-40.
8. Боевая летопись ВМФ 1917 - 1941 гг. - М., 1993. - С. 193.
9. РГА ВМФ. Ф. 600. On. 1. Д. 15. Л. 9.
10. РГА ВМФ. On. 1. Д. 18. Л. 21.
11. РГА ВМФ. On. 1. Д. 20. Л. 101.
12. РГА ВМФ. Ф. 1478. On. 1. Д. 1. Л. 77.
13. Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). - 545. On. 1. Д. 5. Л. 11.
14. РГА ВМФ. Ф. 1645. On. 1. Д. 4. Л. 18.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (31.05.2017)
Просмотров: 104 | Теги: флот, Дон | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь