Четверг, 08.12.2016, 10:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР КРЕСТЬЯНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНИЙ В СИБИРЬ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

С.П.Батурин, Т.В.Батурина
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР КРЕСТЬЯНСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНИЙ В СИБИРЬ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Рассмотрены проблемы строительства культовых учреждений в Сибири в период её массового освоения многонациональным российским крестьянством, принадлежащим к разным конфессиям: православию, старообрядчеству, католицизму, исламу.

Ключевые слова: переселение, Сибирь, конфессии, православие.

 

В начале XX столетия Российская империя стимулирует переселение на окраины, преимущественно в Сибирь и на Дальний Восток, огромной армии многонационального российского неимущего и малоимущего крестьянства, оказывая ему определённую материальную помощь. Особо выделяют исследователи переселенческого движения период с 1906 по 1914 гг., который совпадает с годами проведения столыпинской аграрной реформы.

Кульминационными стали 1907-1908 годы. За семь лет (1907-1913 гг.) за Урал прибыло до 3 млн переселенцев. Сибирь стала районом самого высокого уровня прироста населения в стране [3, с. 7].

По мере роста переселенческого движения удельный вес новосёлов в составе сельского населения Сибири возрос с 27 % в 1897 г. до 49 % в 1914 году. Они создали тысячи населённых пунктов. Только с 1898 по 1912 гг. в Сибири и на Дальнем Востоке возникло более 6400 сельских обществ. Так, к 1917 г. почти половину всех населённых пунктов Енисейской губернии составляли деревни и посёлки, основанные главным образом с середины 1880 до 1914 года.
Нужды переселенцев, в том числе в сфере конфессиональных отношений, обострились. Например, в Тобольской губернии все переселенцы размещались в селениях старожилов или в посёлках, ранее водворившихся переселенцев. Большинство из водворившихся в 1908 г. переселенцев во всех уездах, за исключением Тюкалинского и Ишимского, образовали новые посёлки, а не сливались с ранее образованными. Новые посёлки образовали 2785 (или 8900 душ мужского пола) семей; причислилось к старожилам или ранее построенным посёлкам 1050 (или 2617 душ мужского пола) семей. Особенно заметно стремление переселенцев к образованию своих посёлков в Туринском уезде, где из 668 семей лишь 11 разместились в ранее существующих селениях, а остальные 657 - образовали новые посёлки. То же самое отмечается и в Тарском уезде, где из 1580 переселившихся семей 1468 образовали новые посёлки, а остальные 94 семьи поселились среди старожилов и ранее водворённых переселенцев [6, с. 25].

В других заселяемых губерниях и областях подавляющее большинство новосёлов образовало свои отдельные посёлки на отведённых им земельных участках, и лишь незначительная часть была приписана к старожильческим селениям либо по приёмным приговорам, либо распоряжением власти путём допричисления на оставленные в наделах старожилов «излишки» из землепользования. Если в период феодализма основная масса населённых пунктов основывалась путём заимок, то уже с 90-х гг. XIX в. преобладающим становится другой путь - переселенческие посёлки. Основным путём образования новых населённых пунктов и в первые десятилетия XX в. продолжали оставаться они же. Кроме того, столыпинская реформа наложила свой отпечаток на систему расселения переселенцев. Значительное распространение получила такая форма населённых пунктов, как хутор. Реформа изменила по всей Сибири географию возникающих посёлков. Участки вдоль линии железной дороги уже были все заняты, почти не оставалось свободных мест в лесостепи, новые поселенческие посёлки стали возникать в притаёжных и в таёжных местностях [6, с. 40-41].

Переселенцы неправославного вероисповедания, составлявшие 7,5 % населения Сибири, устраиваясь на новом месте, так же как и православные, нуждались в собственных культовых центрах (костёлах, мечетях и т.д.). В тех пунктах, которые являлись центральными по отношению к католическим посёлкам, создавались костёлы. В архивных документах часто встречаются прошения о выдаче ссуд на их строительство. Значительно реже - прошения старообрядцев, что, видимо, объясняется традициями. Типичным примером может служить приговор крестьян Тюхтет- ской волости Мариинского уезда Томской губернии.

«Приговор Соединённого приходского сельского схода, крестьян римско- католического вероисповедания: 1908 года декабря 28 дня мы, нижеподписавшиеся крестьяне Томской губернии, Мариинского уезда, Тюхтетской волости разных посёлков и участков, быв сегодня на приходском сельском сходе выборных от каждого общества по два и более человека, под председательством нашего сельского старосты, где имели суждение о том, что в данное время в наших посёлках имеется крестьян римско-католического вероисповедания до одной тысячи душ, около пятисот семейств, вследствие чего из числа наших единоверцев умирают без церковного обряда, дети остаются некрещёными более чем по шести месяцев, сами мы остаёмся без принятия святых таинств, ибо ксендз в нашу местность приезжает очень редко, не более в полтора года один раз. Костёл хотя и имеется в посёлке Бо- роковки, но он находится в 120 верстах. Лес для постройки и другие строительные материалы у нас имеются в настоящее время, только не имеем средств на постройку в с. Тюхтет костёла. На основании вышеупомянутых данных мы все единогласно постановили: ходатайствовать настоящим приговором перед г. чиновником особых поручений Переселенческого Управления об отпуске для постройки костёла в с. Тюхтет ссуды от правительства 5 000 рублей с тем, что означенные деньги мы обязуемся за круговою порукою возвратить в течение десяти лет, в чём, составив настоящий приговор, и подписуемся» [3, д. 72, л. 15].

В течение 1910-1911 гг. в Томском, Енисейском, Иркутском переселенческих районах по приговорам сельских обществ было построено семь костёлов. По просьбе Переселенческого Управления или по инициативе католического духовенства в переселенческие районы командировались священники и пасторы для объезда посёлков с целью совершения треб у переселенцев католиков и лютеран. В феврале 1911 г. Томское губернское Управление по переселенческому делу удовлетворило ходатайство настоятеля каинского римско-католического костёла о выдаче 3 000 руб. в безвозвратное пособие переселенцам этого прихода на построение причтовых домов и обзаведение костёла необходимой утварью. Данное ходатайство подкреплялось приговором переселенцев-католиков посёлков Парамоновского (Ниже-Каминской волости), Досинского и Федоровского Каминской волости. К ходатайству присоединялись католики других посёлков Каинского и Барнаульского уездов, входящие в состав Каинского католического прихода - более 2 000 чел. католиков, проживающих в 72 посёлках одиннадцати волостей Каинского уезда и в пяти посёлках трёх волостей Барнаульского уезда [3, д. 72, л. 66].

На основании закона от 19 апреля 1909 г. Управление по переселенческому делу Томской губернии положительно решило вопрос о выдаче ссуды в 500 руб. обществу переселенцев - лютеран участка Николайдарского № 35 Славгородской волости Барнаульского уезда на построение молитвенного дома. Заведующий вторым Кулундинским подрайоном доложил, что все жители упомянутого участка принадлежали к лютеранскому вероисповеданию и за отсутствием своей церкви лишены возможности удовлетворять религиозные потребности в общественном богослужении [3, д. 67, л. 1].

Долго решался вопрос по ходатайству католиков соединённого схода о выдаче ссуды в 3 000 руб. на постройку костёла в селе Тюхтет Мариинского уезда. Дело затянулось вследствие того, что переселенцы-католики посёлков Тюхтетской волости не составляли целого общества и среди них жили переселенцы православного вероисповедания, которые, разумеется, не могли участвовать в ходатайстве о получении ссуды на постройку костёла. Поэтому решено было срочно объехать посёлки и заручиться письменными ходатайствами католиков о выдаче ссуды с указанием суммы для каждого товарищества. Просьбу решено было удовлетворить, так как католики со своими религиозными потребностями должны были обращаться за 120 вёрст в село Боровое, что, естественно, было сопряжено с большими трудностями. Однако ссуду выдали не обществу, а отдельным группам (товариществам) каждого из 12 посёлков, заселённых переселенцами-католиками: Тюхтетского - 500 руб.; Ордынского - 340 руб.; Безымянного - 80 руб.; Чистого ручья - 216 руб.; Ерлыковского - 220 руб.; Никольского - 40 руб.; Ново-Митропольского - 220 руб.; Ларневского - 150 руб.; Вознесенского - 420 руб.; Мирославского - 195 руб.; Леонтьевского - 45 руб.; Зареченского - 574 руб. [3, д. 72, л. 27].

В фондах Государственного архива Томской области хранится дело по переписке по поводу строительства мечети в деревне Тухаевой второго Золотоисковского подрайона. Переписка велась в 1916 году [3, д. 125, л. 16].
Особого внимания заслуживает такое явление, как старообрядчество. Переселялись, старообрядцы, как правило, большими группами, целыми поселениями. Обустраивались на новом месте крепко. И, что характерно, между членами общины существовали куда более тесные связи, чем между православными. Эта сплочённость, очевидно, объяснялась многолетним преследованием со стороны государства. Отсюда - укоренившаяся традиция держаться вместе. Это единство внушало местным жителям симпатию и зависть, а властям - тревогу. Так, в приговоре крестьян посёлка Усть-Мерту Солонешинской волости Бийского уезда говорилось, что старообрядцев раскольников Поморского Согласия в их посёлке насчитывается 32 двора. Они собираются на моления, имеют наставников и строят молитвенный дом. У православных же нет ни школы, ни учителя, ни молитвенного дома [3, д. 2, л. 11].

Аналогичную картину рисует в рапорте Его Преосвященству Макарию, Архиепископу Томскому и Алтайскому Черно-Ануйский миссионер священник Стефан Борисов. «Старообрядцы успели уже отстроить приличный молитвенный дом, построить также избу и амбар для своего наставника. Теперь собираются повесить на молельню колокола. ... Православные жители моты, съехавшиеся из разных мест, живут бедно и разрозненно, они весьма нуждаются в открытии школы и молитвенного дома, но средств не имеют» [3, д. 2, л. 10].
Среди переселенцев в Сибирь старообрядцы были самой многочисленной группой, за ними по численности - католики. Поселяясь на новом месте, неправославные переселенцы часто оказывались без культовых центров, что побуждало их обращаться за помощью к властям. Из переселенческих кредитов ссуды и пособия старообрядческим общинам на постройку их молитвенных домов выделялись, однако это происходило редко, потому что старообрядческие общины предпочитали сохранять автономию и строили молельные дома чаще своими силами [7, л. 61-69].

Однако следует иметь в виду тот факт, что, несмотря на уравнивание всех религий законами о свободе вероисповеданий 1905 г., правительство стремилось помогать укореняться на Сибирской земле преимущественно православию. В «Положении об уездных комитетах Енисейской губернии по содействию переселенцам в их стремлении к удовлетворению религиозных потребностей», принятом в 1910 г. на основании указаний Святого Синода, прямо сказано, что эти «...комитеты учреждаются для выяснения и скорейшего, по-возможности, удовлетворения религиозных потребностей исключительно православного переселенческого населения» [2,
д. 3410, л. 3-4].

Приведённые ниже данные подтверждают это положение. В Сибири только с 1905 по 1917 гг. число православных церквей увеличилось с 2500 до 3700 [5, с. 11]. За двенадцать лет их было построено 1200. Если до организации массовых переселений в Сибирь господствующей религией населения Азиатской России был ислам, то в конце ХК - начале ХХ вв., благодаря главным образом переселению русских крестьян, картина резко изменилась. Так как переходов в другие религии у мусульман не было, то указанные изменения достигнуты всецело переселением русских крестьян - православных. К 1913 г. исповедующие ислам заняли второе место (42,4%). За ними следовали буддисты, ламаисты и конфуцианцы (1,8 %), затем - христиане инославных вероисповеданий (католики, протестанты, армяне- грегориане - 1,3 %), шаманисты - 0,6 %, исповедующие иудаизм - 0,4 % [1, с. 233].

Такова общая картина вероисповедного состава населения Зауралья, сложившаяся в результате массовых переселений по столыпинской аграрной реформе. Мы далеки от того, чтобы переоценивать значение религии и церкви в жизни переселенцев. Заслуга переселенческих органов заключается в известной заботе о духовной жизни, душевном комфорте сибирских переселенцев. Деятельность этих организаций способствовала тому, что, покинув родные места, новосёлы находили определённое утешение в вере и храме, построенном с помощью государства. Однако, как свидетельствуют факты, православных церквей в местах заселения было недостаточно, вновь открываемые приходы оставались подолгу вакантными. Крестьяне постепенно привыкали обходиться в повседневной жизни без напутствия священника, годами не имея возможности причаститься. Эти факторы отрицательно сказывались на общей религиозности русского сибирского крестьянства - и старожильческого, и переселившегося из-за Урала.

История государственной политики в этноконфессиональной сфере конца Х!Х - начала ХХ в. была сложной и противоречивой. Она отличалась богатством идейно-теоретических моделей и вариантов их реализации в самых различных социально-политических условиях, большим числом поучительных примеров осуществления политического и социокультурного самоопределения российских народов, взаимодействия этнических и конфессиональных факторов. Вряд ли правомерно увязывать современные проблемы жизнедеятельности и укрепления политкуль- турной России с опытом её прошлого, но их решение, безусловно, не может не учитывать чувствительности исторической памяти народов, противоречивых проявлений религиозного ренессанса и особенно злободневных сейчас задач восстановления этнокультурных традиций и ценностей.

Список литературы
1. Азиатская Россия. Т. 1. Издательство Переселенческого Управления. СПб., 1914.
2. ГАКК. Ф. 674. Оп. 1.
3. ГАТО. Ф. 239. Оп. 8.
4. Горюшкин Л.М. Переселенческое движение и сельское хозяйство Сибири во второй половине Х1Х - начале ХХ вв.: препринт. Новосибирск, 1989.
5. Долотов А. Церковь и сектанство в Сибири. Новосибирск, 1930.
6. Ноздрин Г.А. Заселение Енисейской губернии в период капитализма (1861-1917) // Социально-культурное развитие Сибири. Бахрушинские чтения. Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1991.
6. Обзор Тобольской губернии за 1908 г. Тобольск, 1909.
7. ЦХАФАК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 464.
8. Батурин С.П. Православизация Сибири как форма цивилизационного характера её колонизации на рубеже XIX-XX веков / С.П. Батурин, Т.В. Батурина // Социогуманитарный вестник. Кемерово: Кемеровский институт (филиал)

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Категория: История. Философия | Добавил: x5443x (12.03.2016)
Просмотров: 212 | Теги: сибирь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016