Среда, 22.01.2020, 10:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ ОФОРМЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

А.А.Новикова, П.И.Квачева, доктор юридических наук, профессор

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ ОФОРМЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению исторического опыта развития федеративного устройства на примере оформления Российской Федерации и Федеративной Республики Германии. Проводится анализ нормативных правовых актов, оформляющих федеративные институты двух государств.

Цель статьи в проведении сравнительно-правового исследовании оформления федеративных отношений на примере двух стран: России и Германии, являющихся крупнейшими государствами с разными формами института федерализма (симметрического и асимметрического федеративного развития).

Ключевые слова: федерализм, принцип федерализма, государство, право, закон, правовой опыт, история федерализма в Германии и России.

 

Исследование института федерализма в аспекте историко-правового анализа на примере Российской Федерации и Германской Федеративной Республики, а также государственно-территориального устройства как формы развития территории государства в сравнительно-правовом аспекте при изучении федеративных договоров и распределения полномочий между уровнями власти является актуальным, так как форма государственно-территориального устройства отражает развитие государства как политического и правового института, имеющего социально-политическое основание.

Круг задач данного исследования предусматривает необходимость проведения историко-правового анализа становления федерализма в нормативно-правовых актах Республики Германии в период с 1356 по 1949 гг. и в Российской Федерации - в период с 1918 по 1993 гг.

Федеративная Республика Германия активно участвует в развитии европейских государственных и политических институтов на протяжении более чем тысячелетнего периода, что позволяет нам рассматривать германский федерализм как опыт государственного и территориально-административного развития в историко-правовой перспективе.

Вышеизложенное подтверждает актуальность данного исследования, а именно - изучение самого принципа федерализма и исторического опыта по его осмыслению, как в Российской Федерации, так и непосредственно в зарубежных странах.

Прежде чем вносить какие-то ни было новые поправки в формирование принципов федерализма в нашем государстве, необходимо прежде всего изучить исторический правовой опыт федерализма на примере Федеративной Республики Германия.

Правительство Германии ставит главной задачей перед собой сохранение и развитие в перспективе правового регулирования системы федерализма, а также, опираясь на свой исторический опыт, поскольку и в настоящее время федерализм в Германии нельзя назвать совершенным, так как он имеет ряд сложностей по внедрению в реальную жизнь государства. Что касается исторического развития государственного федерализма Германии, необходимо отметить такой юридический акт, как «Золотая булла». Данный законопроект впервые установил принципы территориального верховенства, а также закрепил избрание императора членами коллегий. Отсюда следует, что период с 1356 по 1806 гг. явился зарождением применения централизованной формы правления государством с учетом самостоятельности субъектов в условиях политической нестабильности при неограниченной власти императора.

Что касается конституции 1871 г., в Германии «сохранился принцип монархического правления, но при этом здесь учитывались три обстоятельства, определивших структуру и особенности вновь образованной империи. Во-первых, это был авторитет прусского монарха; во-вторых, притязания союзных государств; в-третьих, сила демократического либерального общественного мнения. Проект конституции давал монарху президентство, союзным государствам - союзный совет, общественному мнению - Рейхстаг» [1, с. 130]. Только кайзер и имперский совет имели право объявлять о войне, что касается канцлера, то он был в подчинении у императора, а также парламент со своей стороны был ответственным за экономические вопросы страны, а именно: «торговля, налоги». Согласно конституции Германии 1871 г., этот период можно отнести к централизованному правлению государством, а федерализм Германии был с имперским превосходством.

Веймарская Республика явилась результатом принятия совершенно новой конституции 1919 г., «с началом работы национального собрания в феврале 1919 г. и утверждения новых органов власти рейхспрезидент издаёт указы, имевшие силу закона о введении чрезвычайного положения на отдельных территориях, а также министра обороны и местных руководителей, направленные на подавление беспорядков и восстановление общественного спокойствия в Германии» [2, с. 6]. Власть переданная военному командованию для урегулирования протестующих восстаний проявлялась в виде массовых арестов, расстрелов. В июле 1919 г., были созданы «народные суды», которые впервые рассматривали вопросы, касающиеся государственной измены. Деятельность «народных судов» не предусматривала состязательность и равноправие сторон. Отсюда следует, что в период существования «народных судов» решения выносились с нарушениями, а судебные процессы чаще всего были не справедливыми.

«Если говорить о классовом назначении Веймарской конституции, то она, несмотря на формальное провозглашение относительно широких буржуазно- демократических прав и свобод, юридически закрепляла политическое и экономическое господство капиталистов и обуржуазившихся землевладельцев, выступающих в едином блоке, как и в период кайзеровской империи. Разница была в одном: до ноябрьской революции 1918 г. руководящее положение в государстве принадлежало юнкерам; в Веймарской республике оно перешло к магнатам промышленного и банковского капитала» [3, с. 86.].

«Историки выделяют пять основных факторов, послуживших причинами падения Веймарской республики. Ими являются недостатки Конституции 1919 г., широкие властные полномочия реакционного чиновничества и армии, недостаточная политическая сила демократических партий, эффективная пропаганда деятельности националистических партий. На фоне разрухи и кризиса народ был озлоблен на власть, находился в состоянии отчаяния и больше всего хотел стабильности, при этом его не волновало, в каком обличии она придет» [4, с. 118].

Веймарская конституция Германии закрепила за собой перечень основных прав и свобод человека и гражданина. «Другими словами, перед нами практически весь каталог современных политических прав, которые можно ныне обнаружить практически в конституции любого государства, так или иначе признающего политические ценности европейской цивилизации» [5, с. 43].

Таким образом, Веймарская конституция Республики Германия оказалась несовершенной в части соблюдения принципа федерализма, как способа государственно- правового регулирования, поскольку применялись диктаторские с имперским началом принципы осуществления власти со стороны государства на всей территории Германии, направленные на принуждение и подавление граждан своей страны.

Государство Германии с 1933 по 1945 гг., в период правления диктатуры национал-социалистической немецкой рабочей партии, ликвидировало саму федеративную систему как форму государственного и административного устройства, заменив ее партийно-идеологической структурой тоталитарного государства.

Основополагающее направление при формировании Конституции Германии в 1949 г., заключалось в провозглашении демократических принципов в становлении парламентской системы правления государством, а также в отмене смертной казни, отмены раздела о чрезвычайном положении. В связи, с чем «у немецкого населения появилась уверенность в том, что они имеют право на выбор своего собственного пути общественного развития, право на приверженность демократическим ценностям и традициям» [6, с. 62].

«Эволюция системы федеративных отношений происходит через смену моделей федеративных отношений» [7, с. 4]. Соответственно, Конституция Германии, представленная в 1949 г., закрепила за собой демократические принципы, основанные на федерализме; что касается государственно-правового статуса Республики Германия, то он находился в ведении Федерации, где ответственность за законность, правосудие, равноправие сторон была закреплена за членами судей Федерального конституционного суда, федеральными судьями и судьями земель.

«Федерализм как принцип государственного управления включает обязательное сочетание функционирования относительно самостоятельных (автономных) территориальных центров (субъектов федерации) с существованием и реализацией единой системы власти и управления, с высшим федеральным центром» [8, с. 78].

«Устойчивость федерации предопределяется оптимальностью выстроенной модели взаимодействия, предполагающей достижение определенного баланса интересов, поэтому вопросы распределения компетенции между уровнями власти в нашей стране не теряют своей остроты» [9, с. 5].
Исторический опыт по созданию государственного федерализма используется сегодня, как платформа для проведения сравнительного анализа, где выделяются наиболее острые вопросы и закладывается направление для последующего их решения и развития федерализма как государственно правового регулирования.

Первый конституционный акт был принят Советской властью в январе 1918г.. «III съезд Советов стал объединительным для Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Большинство на нем принадлежало партии большевиков. Съезд принял программный документ, не принятый Учредительным собранием - Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» [10, с. 303].

«На процесс создания первой советской Конституции оказывала влияние политика «военного коммунизма», предполагавшая отказ от принципа разделения властей. Разработка первой советской Конституции проходила в процессе острых дискуссий с оппонентами большевиков из социалистического лагеря. В содержании Конституции РСФСР 1918 года переплетались черты социально-политической программы (Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа) и конституционных установлений, выдержанных в духе юридического позитивизма» [11, с. 38].

«Процесс организации трудовых отношений первых лет советской власти отражал идею создания новой советской модели экономики, основанной на всеобщем государственном регулировании посредством принуждения, что отвечало идеологии большевиков, направленной на создание государства-фабрики» [12, с. 22].

Основополагающим принципом федерализма первой конституции РСФСР заключалось в федеративном государственном устройстве, зарождением диктатуры пролетариата. В этот период были созданы дисциплинарные суды, трудовые армии. В связи с этим можно сделать вывод, что государственно-правовое регулирование в период с 1918 по 1922 гг., было с применением меры принуждения, такой, как трудовые армии, а также была введена многоступенчатая система выборов в советы.

«Первая Конституция СССР, утвержденная в январе 1924 г., просуществовала около 13 лет в довольно сложный период «строительства социализма» - новая экономическая политика, начало коллективизации и индустриализации» [13, с. 189].

«В основных положениях Конституции СССР 1924 г. были закреплены федеративная форма устройства и республиканская форма правления» [14, с. 104].

Конституция СССР 1924 г., установила структуру органов государственной власти, закрепила права и обязанности союзных органов государственной власти, но не были учтены все этапы оформления федерализма, а именно: не в полной мере были рассмотрен правовой статус граждан нашего государства и порядок выборов. В этот период выступала диктатура пролетариата.

«В Конституции 1936 г. открытое голосование было заменено тайным» [15, с. 115]. «Конституция СССР 1936 г. закрепила значительные завоевания советского народа на пути социалистического преобразования общества, ликвидацию эксплуататорских классов и юридически предоставила равные права всем трудящимся, независимо от пола и национальности» [16, с. 3].

В Конституцию СССР 1936 г. были внесены изменения, действие которых было направлено на соблюдение полного равноправия и охрану прав и свобод граждан. Важное место было отведено такому понятию, как право на отдых, которое отражалось в качестве оплачиваемого отпуска. Впервые было введено право на получение бесплатного всеобщего образования.

Данный опыт нашего государства сыграл важную роль в защите и охране прав и свобод граждан со стороны государства после периода в котором существовало тотальное принуждение эксплуатируемого народа через осуществление и претворение в действительность идеологии социалистического характера.

В 1978 г. была опубликована Конституция РСФСР, текст которой не претерпел кардинального изменения. «Автономные округа были определены в качестве элементов административно-территориального устройства РСФСР, стали частью областей, а их планы экономического и социального развития, бюджеты являлись составными частями планов и бюджетов соответствующих областей» [17, с. 69].

Анализируя Конституцию 1978 г., можно сказать, что в этот период произошло закрепление полномочий за советами народных депутатов, которые несли ответственность за государственно-правовое регулирование, а также был продлен срок их правления. В новой Конституции впервые был внесен раздел, об административно- территориальном делении нашего государства на 16 АССР, 5 областных автономий и 10 автономных округов. В ней утверждалось окончательное оформление федерализма, который выражался в соблюдении и защите конституционных прав и свобод граждан, а также устанавливался суверенитет страны, а также началось строительство демократического общества.

«12 декабря 1993 г., состоялся референдум, одобривший новую Конституцию России» [18, с. 306].

«Российская Конституция 1993 г. включает в себя распределение по всем разделам следующих элементов, заимствованных из конституций других стран: например, на трактование прав гражданина оказали воздействие международные и европейские хартии по правам человека; на формирование модели асимметричного федерализма повлияли конституции Испании, Бельгии и, отчасти, Индии; влияние Германского конституционализма отразилось на общей трактовке федерализма и на концепции формирования верхней палаты российского парламента - Совета Федерации» [19, с. 60].

Таким образом, проведя анализ исторического опыта по оформлению федерализма в Российской Федерации и Федеративной Республики Германия, общим неизменно остается сам институт федерализма, и значимое место отводится понятию принципа федерального приоритета, как одного из методов государственно-правового регулирования.

Проблематика заключается непосредственно в самой реализации принципа федерализма на всей территории действующего государства. Это связано с разными экономическими показателями, потенциалами и возможностями существующих субъектов на территории Российской Федерации.

В настоящее время актуальной проблемой остаётся реализация федерализма с учётом следующих аспектов, а именно:

- для реализации принципов федерализма необходимо учитывать территориально- географические, с индивидуальными климатическими особенностями, показатели действующего состава субъектов Российской Федерации;

- постоянно и непрерывно совершенствовать законодательство Российской Федерации, действующие нормативно-правовые акты, которые направлены на защиту интересов граждан нашего государства;

- государственно-правовое регулирование осуществлять с учетом принципов федерализма.
«Конституция Российской Федерации 1993 года предоставила субъектам Российской Федерации право осуществлять на своем уровне правовое регулирование. Одним из определяющих признаков федеративного устройства государства является многоуровневая система правового регулирования, включающая федеральное правовое регулирование и регулирование на уровне субъектов федеративного государства» [20, с. 3].

Таким образом, можно сказать, что непрерывное развитие федерализма способствует становлению союза между органами государственной власти и её субъектами, кроме того, федерализм отвечает за государственно-правовое регулирование, а также форму правления, способствует экономической стабильности в государстве.

Литература

1. Чилькина К.В. Реализация конституционных принципов в Германской империи в начале XX века // Вестник Саратовской государственной юридической академии Издательство: Саратовская государственная юридическая академия. Саратов, 2016.
2. Денисов С.И. Становление Чрезвычайного законодательства Германии от падения монархии до принятия Веймарской конституции // Вестник Брянского государственного университета Издательство: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского. Брянск, 2017.
3. Оманидзе М.М. Форма правления Германии по Веймарской Конституции 1919 г. // Известия высших учебных заведений. Правоведение, Издательство: Санкт- Петербургский государственный университет. 1981. № 6.
4. Леонтьев А.И. Конституция Веймарской республики 1919 г. // Право, Общество, Государство: История, современные тенденции и перспективы развития, Издательство: ООО «Издательство РИТМ». Воронеж, 2017.
5. Рузляев М.Ю. Историческое значение Веймарской конституции 1919 года для развития идей конституционализма // Наука. Общество. Государство. Издательство: Пензенский государственный университет. Пенза, 2018.
6. Некрылова О.Г. ХДС на пути становления западногерманской государственности (1948-1949 годы) // HISTORIA PROVINCIA-Журнал региональной истории. Издательство: Череповецкий государственный университет. Череповец, 2018.
7. Бурнасов А.С. Эволюция системы федеративных отношений в современной Германии: конец ХХ - начало XXI вв.. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ист.н. Екатеринбург, 2007.
8. Улогов А.А., Илларионов А.Е. Федерализм-принцип государственного управления // Ученые записки. Издательство: Владимирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Владимир, 2018.
9. Сыманюк Н.В. Сравнительное Конституционно-правовое исследование порядка распределения компетенции в федеративных системах России и Германии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. Екатеринбург, 2014.
10. Исаев И.А. История отечественного государства и права: Учебник. Москва: «Проспект», 2012.
11. Берлявский Л.Г. «Конституция гражданской войны»: 100 лет конституции РСФСР 1918 года // Избирательное законодательство и практика, Издательство: Издательская группа «Юрист». Москва, 2018.
12. Буряк Е.М. Трудовые отношения в первые годы советской власти(на материалах промышленных районов Урала). Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ист.н. Ижевск, 2009.
13. Рощин Б.Е. Конституция СССР 1924 года: Основные положения и особенности (к 90-летию принятия первой Конституции Советского Союза) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, Издательство: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2014.
14. Третьякова К.Ю. Конституция СССР 1924 года: Общая характеристика и особенности, // Фундаментальные и прикладные научные исследования: Актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XV Международной научно - практической конференции, Издательство: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.). Пенза, 2018.
15. Шаяхметова И.З. Эволюция Советского Избирательного права по Конституции СССР 1924, 1936, 1977 гг. (на примере Выборов в Городские Советы Южного Урала) // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. Издательство: Воронежский государственный университет инженерных технологий. Воронеж, 2018.
16. Абул К.А. Из Истории разработки Советских Конституций (1918, 1924, 1936 гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук, Москва, 1991.
17. Палхаева Е.Н. Правовое положение Бурятских автономных округов после принятия Конституции СССР (1977 г.), Конституции РСФСР (1978 г.) // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Издательство: Восточно-Сибирский государственный институт культуры. Улан-Удэ, 2012.
18. Чанаева К.А. История принятия Конституции РФ 1993 года // Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России Материалы Х
Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, Издательство: «Саратовский источник». Саратов, 2017.
19. Беджанова Т.Е. Конституция РФ 1993 года: заимствования, особенности содержания, некоторые проблемы реализации // Юридический Вестник ДГУ, Издательство: Дагестанский государственный университет, Махачкала, 2018.
20. Газизова Л.М. Правовое регулирование на уровне субъекта федеративного государства: историко-теоретический аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. Уфа, 2019.

Источник: Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». 2019. № 4


Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (18.12.2019)
Просмотров: 63 | Теги: федерализм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь