Пятница, 09.12.2016, 12:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ II СОЗЫВА (1996-1999 гг.) В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

Д.В.Щукин. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ II СОЗЫВА (1996-1999 гг.) В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению ключевых аспектов процесса становления и формирования в 1996 г. нижней палаты Федерального Собрания РФ - Государственной Думы II созыва. В статье приведён перечень политических сил и партий - участников избирательной кампании по выборам депутатов в Государственную Думу РФ второго созыва, представлена краткая характеристика итогов данных выборов и деятельности Думы в период 1996-1999 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: парламент, Государственная Дума, Федеральное Собрание РФ, политическая партия, выборы, фракция, история России.

 

Период становления и формирования России как самостоятельного и независимого государства после распада СССР одновременно проходил с активным развитием политических и парламентских процессов в стране. Общественно- политическое развитие России в период 1990-х гг. - это время многопартийности, организационной неустойчивости политических партий, их разнообразия и «разноцветия». В результате ряда важных событий (политического и конституционного кризиса в РФ в 1993 г.; указа № 1400 от 21 сентября 1993 г. президента РФ Б.Н. Ельцина; Всенародного голосования 12 декабря 1993 г. по проекту новой Конституции РФ и его принятие; выборов 12 декабря 1993 г. депутатов в новый законодательный орган страны (по Конституции РФ 1993 г.) - Федеральное Собрание, состоящий их двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы) в стране начинает складываться практика активной политической борьбы в свете избирательных кампаний по выборам депутатов в Государственную Думу РФ и местные представительно-законодательные органы власти [1, с. 300].

В данной статье внимание обращено исключительно на исторические аспекты формирования и работы Госдумы РФ второго созыва.

Выборы в декабре 1995 г. в нижнюю палату российского парламента (Думу) и сама её деятельность стали одной из «центральных тем» общественно- политического развития России в период 1996-1999 гг. При этом период деятельности Государственной Думы РФ второго созыва совпал с выборами президента РФ («президентской гонкой 1996 г.») и вторым сроком Б.Н. Ельцина на посту президента, что, несомненно, повлияло на характер и итоги её практической работы.
Определяющее влияние на процесс выборов 17 декабря 1995 г. депутатов Государственной Думы РФ второго созыва оказали социально-экономическая ситуация и проблемы федеративного устройства в стране. Основными «конкурентами» за голоса избирателей на данных выборах выступили КПРФ, проправительственные силы в лице учреждённого в мае 1995 г. Всероссийского общественно- политического движения «Наш дом - Россия» (НДР), ЛДПР, «Яблоко» и др.

Коммунистическая партия РФ (лидер Г.А. Зюганов) выступала за восстановление мирным путём советского строя, прекращение процесса разгосударствления и национализации средств производства, расторжение внешнеполитических договоров, «ущемляющих» интересы страны, за активизацию социальной защиты граждан.

Программа движения «Наш дом - Россия» была утверждена в сентябре 1995 г. Её основными приоритетами выступили: укрепление государственности, сильная федеральная исполнительная власть, смешанная, социально ориентированная экономика на основе рыночных отношений, равноправие форм собственности. Лидерами движения стали B.C. Черномырдин и О.Н. Сосковец [2, с. 427].

Выборы депутатов в Госдуму РФ II созыва проходили 17 декабря 1995 г. на основании Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» ФЗ-90 от 21 июня 1995 г. В них приняли участие более 69,5 миллиона российских граждан (64,7% от общего числа избирателей). По сравнению с выборами 1993 г. в I Думу РФ число избирателей, пришедших на избирательные участки, увеличилось на 11 миллионов человек [3].

Итоги выборов в Государственную Думу РФ II созыва оказались следующими:

1. По партийным спискам:
- КПРФ - 22,3% голосов;
- ЛДПР - 11,5% голосов;
- «Наш дом - Россия» - 9,9% голосов;
- «Яблоко» - 6,9% голосов.

2. По одномандатным округам:
- КПРФ - 147 мест;
- «Наш дом - Россия» - 67 мест;
- ЛДПР - 51 место;
- «Яблоко» - 45 мест [2, с. 427].

По результатам выборов глав администраций в субъектах РФ в 24 республиках, краях и областях победили сторонники оппозиции, в 23 - представители президента и правительства, в остальных регионах - независимые кандидаты.
Таким образом, можно говорить об усилении позиций оппозиционной стороны по отношению к пропрезидентским силам в данный период истории России.

16 января 1996 г. Государственная Дума РФ II созыва начала свою работу в составе 450 депутатов. Председателем Думы 17 января был избран секретарь ЦК КПРФ Г.Н. Селезнев. Председателем Совета Федерации стал бывший член Политбюро ЦК КПСС Е.С. Строев (глава администрации Орловской области). 19 января были избранны заместители председателя палаты и главы комитетов Думы. В результате КПРФ получила 10 комитетов и мандатную комиссию, ЛДПР, НДР и «Яблоко» - по 4 комитета, депутатские группы - по 2. Отметим, что в Думе второго созыва были сформированы пять «новых» комитетов по сравнению с Думой первого созыва (1994-1995 гг.). К числу вновь созданных комитетов относились: по делам ветеранов, по конверсии и наукоемким технологиям, по проблемам Севера, по культуре, по туризму и спорту [4].

В политическом портрете Думы РФ второго созыва можно отметить следующие характеристики. Депутатский корпус традиционно оказался преимущественно мужским. Женщин-депутатов было избранно только 46, их доля по сравнению с Думой первого созыва сократилась с 13% до 10% . Нижняя палата российского парламента была представлена всеми возрастными категориями. Подавляющее большинство депутатов было в возрасте от 30 до 60 лет. При этом на момент избрания 11 депутатов были моложе 30 лет, а возраст 44 депутатов превысил 60 лет. Средний возраст «думцев» составил 47 лет. За период работы Думы данного созыва досрочно были прекращены полномочия 52 депутатов (10 умерли, 42 перешли на государственную службу). Кроме того, 41 депутат был заменен (путем дополнительных выборов в одномандатных округах или передачи мандата в федеральном округе). Вакантными к концу работы Думы остались 11 депутатских мест [5].
Итоговые результаты выборов в Государственную Думу РФ второго созыва фактически заранее предопределили острый характер межпартийной (межфракционной) борьбы по всем рассматриваемым в ней внутри- и внешнеполитическим вопросам жизни страны. Самой многочисленной фракцией Думы оказалась КПРФ, не став при этом большинством (табл.).

Таблица - Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы РФ II созыва (16 января 1996 г. - 24 декабря 1999 г.) [5]

В рамках данной статьи отметим лишь некоторые наиболее яркие моменты деятельности Государственной Думы РФ второго созыва.

15 марта 1996 г. Дума по инициативе КПРФ денонсировала решение Верховного Совета РФ от 12 декабря 1991 г. о ратификации Беловежских соглашений, что обострило её взаимоотношения с президентом РФ Б.Н. Ельциным.

В июне - июле 1996 г. в России прошли президентские выборы, участие в которых принимали лидеры трёх самых крупных фракций: Г.А. Зюганов (КПРФ), В.В. Жириновский (ЛДПР) и Г.А. Явлинский («Яблоко»). По итогам второго тура президентских выборов, состоявшегося 3 июля 1996 г., президентом РФ вновь стал Б.Н. Ельцин, набравший большее количество голосов избирателей, чем его соперник Г.А. Зюганов.

15 января 1997 г. председатель думского комитета по безопасности В. Илюхин (КПРФ) пытался инициировать импичмент президента РФ Б.Н. Ельцина по медицинским показаниям, но безуспешно.

24 января 1997 г. Государственная Дума приняла бюджет на 1997 г. в четвёртом чтении (245 голосов - «за», 90 - «против» и 17 - «воздержались»). Расходы бюджета были установлены на уровне 529,8 трлн. руб. (или 94,3 млрд. дол.), доходы - 434,4 трлн. руб., бюджетный дефицит - 3,5% ВВП. Налоговые поступления ожидались в сумме 374,7 трлн. руб., что на 25% было выше уровня прошлого года. Отметим, что после очередных обещаний правительства погасить задолженность по зарплатам и пенсиям фракция КПРФ поддержала бюджет. В тот же день Дума в первом чтении одобрила «бюджет развития» в сумме 18 трлн. руб. [5].

27 марта 1997 г. прошла Всероссийская акция протеста под эгидой Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и при поддержке КПРФ, основные требования которой формулировались в лозунге: «Зарплата, занятость, законность». В стране прошли массовые забастовки и демонстрации с требованиями выплаты заработной платы и решения других социальных проблем.

16 апреля 1997 г. Государственная Дума приняла постановление по итогам акции протеста 27 марта. В постановлении отмечалось, что главной причиной, вызвавшей акцию протеста, является острый социально-экономический кризис, выразившийся в систематически нарастающих невыплатах заработной платы, пенсий, стипендий и др. Это происходило в первую очередь из-за невыполнения Правительством РФ обязательств по нормализации социально-экономического положения в РФ и несогласованности в действиях ветвей государственной власти. В ответ правительство подготовило программу социально-экономических преобразований, получившую по количеству пунктов название «Семь главных дел». В рамках реализации данной программы намечалось ликвидировать задолженности по зарплате, перейти к адресной социальной поддержке, реформировать жилищно-коммунальное хозяйство, внедрить единые правила игры для банкиров и предпринимателей, ограничить влияние естественных монополий, вести борьбу с чиновничьим произволом и коррупцией, активизировать региональную экономическую инициативу, широко разъяснять общественности смысл и цели предпринимаемых шагов («вторая либеральная революция»). Однако не все предложенные правительством РФ меры по решению поставленных в данной программе задач получили парламентскую и более широкую общественную поддержку.

5 июня 1997 г. Дума приняла постановление «О ходе приватизации в РФ и допущенных нарушениях российского законодательства при её осуществлении», осуждающее политику приватизации 1992-1996 гг. В данном постановлении, в частности, говорилось, что вследствие приватизации Россия понесла огромные материальные потери, вместо повышения эффективности производства возникли тенденции к спекуляциям, неоправданно высокими оказались масштабы и доходы иностранного капитала, итогами приватизации воспользовались в первую очередь криминальные структуры [4].
9 октября 1997 г. Дума в первом чтении 326 голосами против 13 при одном воздержавшемся отвергла проект бюджета страны на 1998 г. Фракция КПРФ объявила о готовности вынести вотум недоверия правительству страны. В ответ на это президент Б.Н. Ельцин объявил о готовности провести переговоры с оппозицией («парламентско-правительственный кризис» осени 1997 г. в России).

15 октября 1997 г. думцы отложили голосование о недоверии правительству, рассмотрение вопроса было перенесено на 22 октября. Однако в этот день фракция КПРФ отозвала с повестки дня вопрос о вынесении вотума недоверия правительству [5].

«Мирный период» во взаимоотношениях между парламентом и исполнительной властью страны продлился до 23 марта 1998 г., когда в отставку было отправлено правительство B.C. Черномырдина, а исполняющим обязанности премьер-министра страны стал глава Минтопэнерго С.В. Кириенко. Отметим, что его утверждение Думой произошло только с третьей попытки (23 апреля 1997 г.), что только подтверждает высокий градус противостояния исполнительной и законодательной власти в России в данный период времени.

20 мая 1998 г. по инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе начался сбор подписей за выдвижение обвинения против президента РФ Б.Н. Ельцина для отрешения его от должности. За данную инициативу проголосовало 205 депутатов.
17 августа 1998 г. разразился внутренний финансовый кризис в России (дефолт), и уже 23 августа 1998 г. правительство С.В. Кириенко было отправлено в отставку. 24 августа 1998 г. кандидатура B.C. Черномырдина на пост главы правительства России снова была предложена Б.Н. Ельциным на рассмотрение Государственной Думе. Однако Дума дважды отклонила его кандидатуру. На третий раз президент России Б.Н. Ельцин предложил кандидатуру занимавшего на тот момент пост главы МИД РФ Е.М. Примакова. 11 сентября 1998 г. Дума проголосовала за него широким большинством: 317 - «за», 63 - «против» [2. с. 430].

10 марта 1999 г. депутаты приняли в первом чтении конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации» [5].

13-15 мая 1999 г. Государственная Дума РФ впервые в истории современной России рассматривала вопрос о досрочном прекращении полномочий (импичменте) президента России Б.Н. Ельцина. По Конституции РФ для этого депутатам необходимо было набрать не менее двух третей голосов [1, с. 18]. Процедура импичмента была инициирована на основании пяти обвинений, предъявленных Б.Н. Ельцину: развал СССР; расстрел Белого дома в 1993 г.; развязывание войны в Чечне; развал армии; геноцид российского народа. Однако ни по одному из пунктов обвинения не было набрано необходимых для принятия решения Госдумой 300 голосов. При этом для прекращения полномочий президента РФ Б.Н. Ельцина требовалось ещё и решение Совета Федерации РФ. За обвинение в развале СССР проголосовало 239 депутатов, за обвинение в событиях 1993 г. - 263, за обвинение в развале армии - 241, за обвинение в войне в Чечне - 283, за обвинение в геноциде русского народа - 238 [5]. Таким образом, попытка Госдумы отрешить президента РФ Б.Н. Ельцина от власти провалилась.

19 мая 1999 г. новым главой правительства РФ стал С.В. Степашин. 9 августа 1999 г. президент РФ Б.Н. Ельцин своими указами отправил правительство С.В. Степашина в отставку, ввел третью должность первого заместителя председателя правительства и назначил на нее В.В. Путина, освободив его от должности секретаря Совета безопасности и директора ФСБ. Кроме того, он поручил В.В. Путину исполнять обязанности премьер- министра, определил дату парламентских выборов 19 декабря 1999 г., а президентских - 2000 г. 16 августа 1999 г. Дума в первом же голосовании утвердила предложение президента РФ Б.Н. Ельцина назначить председателем правительства России В.В. Путина [2. с. 432].
13 декабря 1999 г. Дума ратифицировала договор о создании Союзного государства Российской Федерации с Республикой Беларусь, заложив основы «новой политической конструкции» на постсоветском пространстве, а 24 декабря 1999 г. состоялось ее последнее заседание.

В конечном итоге, рассматривая место и роль Государственной Думы РФ второго созыва в новейшей истории страны, нельзя не признать «яркость» её характера и бойцовский дух. Оказавшись еще более политизированной и оппозиционной правительству и президенту страны, чем первая Дума, она, с одной стороны, создала свой неповторимый образ «нижней палаты народного гнева» в современной летописи российского парламентаризма, а с другой - практику законодательной работы в быстро меняющихся условиях отечественного политического пространства. Она стала последней в истории России XX столетия, войдя в неё «как в великом, так и в малом» [6].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Щукин, Д.В. Государственная Дума РФ I созыва (1994 г. — 1995 г.) в новейшей истории отечественного парламентаризма (штрихи к политическому портрету) [Текст] / Д.В. Щукин // Парламентаризм в России: история и современность. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: сборник научных статей. - Уфа: УГАТУ, 2015. - С. 300-308.
2. Отечественная история России новейшего времени: 1985—2005 гг. : учебник [Текст] / отв. ред. А.Б. Безбо- родов. - М. : РГГУ, 2007. - 804 с.
3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 21.06.95 № 90-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 26. - Ст. 2398.
4. Государственная Дума Федерального Собрания РФ второго созыва // История Государственной Думы: от созыва к созыву. — (http://www.duma.gov.ru).
5. Федеральное Собрание: Совет Федерации, Государственная Дума: справочник. — М. : ИЭГ «Панорама», Фонд развития парламентаризма в России, 1996—2000. — (http://www.politika.su/fs/gd2so.html).
6. Лолаева С.П. Повседневная жизнь депутатов Государственной думы. 1993—2003 [Текст] / С.П. Лолае- ва, Г.Ю. Черкасов. — М. : Молодая гвардия, 2007. — 468 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (06.10.2016)
Просмотров: 44 | Теги: государственная дума | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016