Воскресенье, 24.09.2017, 20:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Ю.А.Панасенко

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

Рассматривается феномен культуры воинской службы на основе философских методов осмысления различных авторов, которые под культурой воинской службы понимают материальные и духовные аспекты человеческой деятельности, связанные с войной и военным делом. При этом указывается, что воинская культура как культура воинской службы возникает в виде эмерджентного свойства культуры и существует в двух формах: латентной и явной. Проанализирована философско-культурологическая концепция возникновения воинской культуры, которая позволяет представить воинскую культуру общества и военную сферу как целостность.

Ключевые слова: культура воинской службы, философское осмысление, феномен, генезис, философия войны, философско-культурологическая концепция, ценностные ориентации.

 
Понятие «культура» — одно из наиболее употребляемых в современном знании, пришедшее в европейские языки от латинского cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание (словарь терминов). В самом широком смысле она есть всё то, что создано человеком — все продукты деятельности человека, формы социальной организации общества, духовные процессы, состояния человека и видов его деятельности. Культура включает и объединяет опредмеченную деятельность, её результаты и саму жизнь человека.

Понятие культуры воинской службы представляет собой довольно сложный феномен, требующий для изучения, с одной стороны, анализа самого концепта и, с другой, выявления места и основных её функций в системе культуры общества вообще. Традиционно генезис культуры воинской службы, как и культуры в целом, рассматривался как развитие способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления. В XX в. генезис культуры начал трактоваться по-разному. К орудийно-трудовой концепции добавились многие другие — психологические, антропологические, социокультурные.

Особенности развития настоящего времени требуют исследования культуры воинской службы, что, в свою очередь, предполагает применение различных методов осмысления, в том числе и философских. Результаты такой работы позволяют выполнять ориентировочную и инструментальную функции в процессе организации и регулирования формирования культуры воинской службы.

Вопросы осмысления воинской службы и её культуры нашли своё отражение в работах различных авторов, начиная с древнейших времён до настоящего времени. Вопросами формирования культуры воинской службы занимались Аристотель, Платон, Тертуллиан, Н. Макиавелли, Ф. Аквинский, Э. Роттердамский, П. Гольбах, И. Кант, Ф. Ницше, Ж.-Ж. Руссо, Э. Тейлор, А. Минделл, А. Тоффлер, С. С. Антюшин, А. Г. Дугин, С. Ю. Иванова, Ю. В. Мамонтов, С. А. Тюшкевич и др. [1; 2].
Весьма интересны в плане нашего исследования работы таких русских религиозных философов, как В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, В. Ф. Эрн, Ф. М. Достоевский [3].

В работах В. Н. Гребенькова и А. Б. Григорьева предпринята попытка дать определение и выявить специфику современного состояния воинской культуры в Российской Федерации с учётом исторического аспекта, а также проведён анализ структурных компонентов культуры воинской службы [4].

В отечественной литературе сложилась традиция рассмотрения военных действий в рамках философии и социологии войны. Неоднозначная с точки зрения оценок возникающая в ходе военных действий морально-нравственная ситуация, обусловленная насилием, смертью во имя жизни, формированием образа врага, а также вопросы войны и мира являются объектом исследования «философии войны» таких учёных, как А. Г. Дугин, B. C. Заболотный, А. Е. Снесарев и др. [5].

Ещё один пласт теоретических изысканий направлен на анализ и разработку моделей военно- патриотического воспитания, вопросы которого в условиях развития современного мира приобрели особое звучание.

Проблема формирования ценностных ориентаций и социальных установок военно-патриотической направленности у молодёжи призывного возраста носит комплексный и междисциплинарный характер, при этом система военно-патриотического воспитания связана с культурным развитием вообще и воинской культурой в частности.
Анализ научной литературы по данной теме показывает, что авторы рассматривают культуру воинской службы как частное проявление и необходимую составляющую познавательного освоения действительности, являющегося всеобщим условием теоретической и практической деятельности человека.

В условиях развития современного научного знания наряду с собственно «военными» проблемами сформировались самостоятельные отрасли исследования, так называемые философия войны, социология войны, психология войны, антропология войны, военная педагогика и т. п., которые так или иначе обращаются к вопросам осмысления воинской службы. Однако однозначного понимания и целостного представления о культуре воинской службы в научном сообществе сегодня ещё не сложилось.

Под культурой воинской службы обычно понимают материальные и духовные аспекты человеческой деятельности, связанные с войной и военным делом. Поэтому наиболее распространённое мнение, что воинская культура есть не что иное, как воинская служба, которая наиболее полно и явно демонстрируется только в условиях войны. Именно в войне фиксируются и демонстрируются основные характеристики служения государству, поэтому философско-культурологические концепции позволяют представить воинскую культуру общества и военную сферу как целостность в социокультурном пространстве общества, а также установить диалог между теорией и практикой по проблеме воинской культуры общества, соединив усилия личности, общества и государства по обеспечению надёжной защиты Отечества.

В целом же воинская культура как культура воинской службы возникает в виде эмерджентного свойства культуры и существует в двух формах: латентной и явной.

В латентной форме воинская культура «растворена» в повседневной экономической, политической, правовой, нравственной, религиозной и других формах культуры.

В явном виде, на наш взгляд, воинская культура проявляется в готовности защищать свою Родину.

Сегодня как никогда важно обратиться к основным концепциям культуры воинской службы, что позволит помочь системному анализу социальной реальности, так как воинская культура, по нашему мнению, относится к системообразующим культурным факторам.

 
Список литературы

1. Аристотель. Политика / Аристотель // Политика. Афинская полития. — М. : Мысль, 1997. — 458 с.
2. Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. — М. : Мысль, 1982. — 345 с.
3. Русские философы о войне: Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, В. Ф. Эрн : антология / сост. И. С. Даниленко. — М. ; Жуковский : Куликово поле, 2005. — 495 с.
4. Гребеньков, В. Н. Военная культура российского общества : дис. ... д-ра филос. наук / В. Н. Гребеньков. — Курск, 2011. — 307 с.
5. Дугин, А. Г. Философия войны / А. Г. Дугин. — М. : Яуза, 2004. — 220 с.

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 10 (392).
Философские науки. Вып. 42.

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (05.06.2017)
Просмотров: 71 | Теги: философское осмысление | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь