Вторник, 20.08.2019, 04:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НЕОТЧУЖДАЕМЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ РАННИХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

А.Г.Колмаков, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Международного юридического института

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НЕОТЧУЖДАЕМЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ РАННИХ БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования и развития концепции неотчуждаемых прав человека, ставшей доминантной парадигмой части западной политико-философской мысли конца XVI - середины XVIII вв. Автор рассматривает идеологическое возрождение и обоснование теории естественного права, определяет перечень неотчуждаемых прав индивида в работах видных философов данного периода.

Ключевые слова: философская доктрина, неотчуждаемые права, индивид, теория, позитивное право.

 

Теория о прирожденных правах человека не являлась новой для философов-правоведов западной цивилизации. Представление о неотчуждаемых правомочиях индивида получило начальное обоснование в античной философии, последующее развитие - в творчестве светских и духовных авторов Средневековья и эпохи Реформации. Свобода совести (веры) - исходное содержание нарождающегося народного либерализма. По мнению Г. Еллинека, «борьба за свободное распоряжение своими силами и способностями («право на жизнь») и своим имуществом («право на собственность») развертывалась в странах Запада на фундаменте борьбы за веротерпимость» . Однако собственно естественно-правовая доктрина выдвигается на передний план фило- софско-правовой мысли исключительно в период транзакции европейской цивилизации от феодализма к капитализму, от традиционного общества к обществу индустриальному.

На начальном этапе дефиниция «личные права человека» (в современном понимании) не являлась самостоятельной философской, политико-правовой категорией. «Естественные права» человека не отделялись от понятия «естественное право» и понимались как атрибут, происходивший преимущественно из субстанции Бога, Мирового разума, духа, или природы. Тем не менее, тенденция определить для всех людей исключительные, неотъемлемые права, которые не могут быть отчуждены от индивида властью, становится все более выраженной.

Одним из первых естественное право выделил из права божественного голландский мыслитель Гуго Гроций (1583-1645). Естественное право в его концепции - это предписание разума, а его источником является сама природа человека. Описывая естественные права человека, он не имел в виду заранее предустановленные правила поведе- ния . Возводя в абсолют человеческий разум, стремление человечества жить в мире и спокойствии, автор приходит к однозначному суждению о необходимости воздерживаться от покушения на чужую собственность, о неотвратимости наказания за причинение ущерба чужому имуществу. Эти идеи в сочетании с обоснованием индивидуализма органично следовали из той исторической обстановки, которая сложилась в Голландии в период его литературного творчества. Однако в трудах Гроция не усматривается детального обоснования незыблемости таких прав человека как право на жизнь, свободу, человеческое достоинство. Аксиома сводится к тому, что волеустановленное право (делится на человеческое и божественное) должно отвечать предписаниям естественного права . Традиции рационализма во взглядах на естественные права человека, заложенные Гроцием, продолжили представители немецкой философии: С. Пуфендорф, Х. Томазий, Г. Лейбниц, Х. Вольф и др.

Схожие взгляды выражал и голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677). Под естественным правом ученый усматривал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют сама Природа и каждая ее часть в отдельности. При этом естественное (природное) право отождествлялось с «мощью» - способностью любой части природы к самосохранению. Философ отмечает неспособность людей в естественном состоянии находиться в состоянии покоя и мира из-за постоянных «влечений» и «аффектов», вследствие чего данные природой права нарушаются другими лицами. Объединение индивидов в государство способно обеспечить их естественные права. Все, что находится за пределами функций государства, должно оставаться естественным правом личности. К их числу относились свобода слова, право на распространение своего учения, мнения и др. Передавая полностью государству часть естественных прав, Спиноза замечает, что такое состояние может быть только «в теории», ибо невозможно перенести на другого всю мощь (свое право), не перестав быть человеком. В сферу контроля государством не входят свобода совести, вопросы религиозного познания, право не свидетельствовать против себя, право на попытку избежать смерти - то есть то, что мы сегодня можем отнести к естественным правам человека.

В то же время на общем фоне складывающейся революционной ситуации и обостряющихся противоречий между Англиканской церковью и идеологией пуританизма развивались события в Англии. По мнению английского исследователя Питера Джонса, в начале XVII в. теорию естественных прав и неограниченных свобод человека стал разрабатывать английский юрист и политический деятель Джон Сел- ден (1584-1654). Его взгляды были восприняты и впоследствии получили свое продолжение в сочинениях других сторонников естественно-правовой школы: Дадли Диггеса, Генри Хаммонда и Джереми Тэйлора . Бенедикта Спинозу и Томаса Гоббса также можно отчасти рассматривать идейными сторонниками направления заложенного в работах Дж. Селдена и его единомышленников .

Уже под непосредственным влиянием Английской буржуазной революции выстраивал философско-правовую концепцию Т. Гоббс (1588-1679). Согласно его убеждениям, в естественном состоянии человек имеет право на все, включая жизнь другого члена общества. Исходя из этого, Гоббс дает следующее определение естественному праву: «Естественное право есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для это- го» . Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные права. Сам же закон устанавливает, что каждый человек должен признать других равными себе от природы .

Естественное состояние - это состояние постоянного страха за свою жизнь, полагал Гоббс. Власть суверена есть фактически его монополия на жизнь и смерть подданных. Если люди хотят жить мирно, они должны отказаться от большинства своих естественных прав и создать моральные обязательства для появления политического и гражданского общества . То есть неотчуждаемые права на личную свободу, стремление к счастью и другие полностью находятся в поле регуляции со стороны государства. Следовательно, людям дозволяется только выбирать себе место жительство, вступать в договорные отношения и др. Гоббс категорически выступал против попытки вывести право позитивное из естественного права. Он полагал, что закон («lex») и право («jus»), хотя по смыслу и созвучны, тем не менее, право противоположно закону в отношении обязательств, в то время как собственно право относится к отсутствию обязательств . Это, в определенной степени, означало отход от средневековых взглядов на права человека, в которых обязанности подданных государства существенно доминировали над их правами.

Установление в Англии режима ограниченной монархии способствовало эволюции естественно-правовой теории. Философ, политический и общественный деятель Джон Локк (1632-1704), выстраивая философско-правовую доктрину, обращается к догосударственной стадии развития человечества, к его «естественному состоянию». Естественное состояние - это «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью» . В отличие от Гоббса, Локк видел в естественном состоянии людей проявление свободы, равенства и относительного порядка. При этом особо подчеркивал, что в естественном состоянии полная свобода действий человека ограничена с одной стороны законами природы и его разумом с другой. Здравый смысл исходит из инстинкта самосохранения человека. Никто не имеет права посягать на самое ценное - жизнь и здоровье другого человека, «ибо все люди созданы одним всемогущим и бесконечно мудрым творцом; они являются собственностью того, кто их сотворил, и существование их должно продолжаться до тех пор, пока ему, а не им это удобно» .

С позиции эмпирического знания идеолог обосновал наличие у человека от рождения целого ряда прирожденных прав, таких как право на свободу слова, совести, мысли, право на жизнь и личную неприкосновенность, а также на собственность и труд . Соответственно люди, добровольно создавая государство, передают не все принадлежащие им естественные права. Право на жизнь, свободу и равенство - на это у государства нет никаких прав, в то время как Создатель имеет полное право распоряжаться судьбами своего творения. Людям, напротив, не дано право добровольно передавать другим свои первичные права.

Заметим, рассуждения о полной свободе человека как необходимое условие экзистенции государства и гражданского общества сводятся к одному основополагающему имущественному праву. Философ глубоко убежден в том, что люди потому и объединились в государства, чтобы достичь главной цели - сохранить свою собственность. А для этого в естественном состоянии не хватает многого . Интерпретация частной собственности в качестве высшей неотчуждаемой ценности служила философской и идеологической основой для дальнейшего формирования буржуазных отношений, содействовала складыванию рынка сбыта английских товаров.

Также, о наличии у каждого индивида неотъемлемых прав писал английский философ и сторонник деизма Энтони Коллинз (1676 - 1729). Но, в отличие от Локка, он считает свободомыслие, свободное выражение человеком своего мнения важнейшим неотъемлемым правом каждого. Свободное мышление - это право, которое не может и не должно быть ограничено, поскольку оно является единственным средством достижения знания истины, вносит существенный вклад в благосостояние общества и не только разрешено, но и предписано самой Библией. Коллинз выдвигает и обосновывает тезис: «свободомыслие должно быть по крайней мере законным, должно составлять право человека» . Ограничение свободы мысли, отмечает автор, всегда приносило людям зло, тогда как «неограниченная свобода мыслить» может принести и людям, и обществу в целом «великую пользу» .

Идеи Дж. Локка получают определенное продолжение в идеологе- мах К.А. Гельвеция (1715-1771). Философ-материалист указывал на то, что «естественный закон свят, он исходит от бога» , признавая тем самым концепцию установления естественного права всевышним Создателем. Он также как и Локк указывает в качестве неотъемлемых прав человека право на жизнь, личную безопасность и частную собственность, аккумулируя их в более широкий концепт - индивидуальной свободы. Мудрые законы общества гармонически связывают личный интерес с интересом общественным .

Конкретизируя отдельные неотчуждаемые права человека, Гельвеций ставит на первое место право на имущество, т.е. на частную соб
ственность. Так, говоря о священных принципах или законах человеческого общежития, пригодных для всех социумов, он называет только «тот, который обеспечивает каждому право на его имущество, жизнь и свободу» . Мыслитель, как и его идеологические предшественники, напрямую увязывает естественные, богом установленные законы с правами человека на свободу индивидуального предпринимательства, невмешательство государства в дела частных владельцев.

Естественно-правовую теорию воспринял один из отцов- основателей шотландского Просвещения Френсис Хатчесон (16941746), проведя водораздел между неотъемлемыми правами человека и отчуждаемыми. В «Изложении оригинала наших идей красоты и добродетели» автор предвосхищает Декларацию независимости США (1776): «ибо там, где любое вторжение совершается на неотчуждаемые права, должно возникнуть либо совершенное, либо внешнее право на Сопротивление. При этом заявив, что «не может быть никакого права или ограничения права, несовместимого с великим общественным Добром» .

Позднее в «Декларации прав Вирджинии» (1776) было сказано, что все люди от природы свободны, независимы и обладают некоторыми неотчуждаемыми правами, «а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности» . Вместе с тем апелляция к общечеловеческим ценностям, личным правам человека, которые дарованы человеку Богом или природой - все это нужно было изначально правящим классам - феодалам, а позже - буржуазии - для того, чтобы закрепить и удержать свои привилегии и собственность.

Пытался найти классовый компромисс по вопросу обеспечения личных прав Томас Джефферсон (1743-1826). Уже в первой значительной работе «Общий обзор прав Британской Америки»  автор обосновывал тезис о необходимости вернуть народу «права, полученные по законам природы». Следует при этом особо отметить, что Т. Джефферсон не упоминает в «Декларации о независимости США»
частную собственность как право данное человеку по факту его рождения . Отсутствие упоминания о собственности можно объяснить стремлением отцов-основателей провозгласить главной целью государства благополучие и процветание всех граждан в независимости от социальной стратификации и имущественного состояния. Это всецело совпадало с убеждениями участника американской и французской революций, публициста и борца за социальную справедливость Томаса Пейна (1737-1809).

Философ-гуманист неоднократно обращался к теме прирожденных прав человека. В их числе, считал Пейн, есть те, «которые принадлежат человеку по праву его существования. Сюда относятся все интеллектуальные права, или права духа, а равно и право личности добиваться своего благоденствия и счастья, поскольку это не ущемляет естественных прав других» . Гражданская власть не может и не должна посягать на естественные права человека, потому что «безопасность является подлинным назначением и целью правительственной власти» . Пейн также полагал, что социальное и имущественное неравенство есть нарушение естественного права людей: «... нищета - это явление, порожденное так называемым цивилизованным образом жизни, и в естественном состоянии не существует» . В итоге, заложенные ранее идеи о неотъемлемых правах человека получили дальнейшее развитие в произведениях идеологов французского Просвещения Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье . В трактате «О духе законов» (1748) Монтескье называет мир первым естественным законом человека.

Таким образом, представление о неотчуждаемых правах человека опиралось на достаточно длительную эволюцию рационально- теоретического обоснования модели взаимоотношений индивидов в государственно-правовой системе и получило практическое воплощение в эпоху ранних буржуазных революций XVI-XVIII вв. Видные философы, правоведы и общественные деятели сформулировали набор неотчуждаемых прав, в котором конститутивными определены права человека на жизнь, свободу, личную безопасность и собственность. Единого, общего реестра неотчуждаемых прав человека в Новое время не было сформировано, прежде всего, ввиду отсутствия консенсуса по вопросу об истинной природе естественного права и его корреляции с позитивным правом. С течением времени, по мере эволюции общества и государства, перечень неотчуждаемых прав будет расширен, личные права и свободы человека и гражданина начнут приобретать всеобщий и универсальный характер.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Американские просветители. Избранные произведения в 2 т. Т. 2 / Сост. Н.М. Гольдберг; Под. ред. Б.Э. Быховского. Пер. с англ. М.: Мысль, 1969.
2. Английские материалисты XVIII в. Собрание произведений в 3 т. Т. 2 / Под общ. ред. В.В. Мееровского. М.: Мысль, 1967.
3. Гельвеций А. Сочинения в 2 т. Т. 2 / сост. и общ. ред. Х.Н. Момджяна. М.: Мысль, 1974.
4. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Пер. с лат. и англ.; сост. В.В. Соколов. М.: Мысль, 1991.
5. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине / пер. с лат. В. Погосского. М.: Изд-во Г.А. Леман и Б.Д. Плетнев, 1914.
6. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 2001.
7. Гроций Г. О праве войны и мира / Пер. с лат. А.Л. Саккетти; репринт с изд. 1956. М.: Ладомир, 1994.
8. Ивин А.А. Философия: энциклопедический словарь. М.: Гарда- рики, 2004.
9. История политических и правовых учений: Учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца; 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004.
10. История философии: Запад-Россия-Восток: в 4 кн. Кн. 2: Философия XV-XIX вв.: Учеб. для студ. вузов / Под ред. проф. Н.В. Мотрошиловой. 2-е изд. М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1996.
11. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII в. / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. М.: Высш. шк., 1986.
12. Локк Дж. Сочинения в 3 т. Т. 3 / Пер. с англ. и лат.; Под ред. И.С. Нарского, А.Л. Субботина. М.: Мысль, 1988.
13. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения / Под общ. ред. и вступ. статья М.П. Баскина. М.: Госполитиздат, 1955.
14. Руссо Ж.Ж. Трактаты / подгот. В.С. Алексеев-Попов, Ю.М. Лотман, и др.; М.: Наука, 1969.
15. Спиноза Б. Сочинения в 2 т. Т. 2. СПб.: Наука, 1999.
16. Пейн Т. Избранные сочинения / Пер. с англ. А.С. Богомолова и др.; под ред. М.П. Баскина. М.: Акад. наук СССР, 1959.
17. Jones P. Rights. Issues in political theory / Ed. P. Jones and A. Weale. London : Macmillan Press, 1994.
18. Hutcheson F. An Inquiry into the Original of Our Ideas of Beauty and Virtue in Two Treatises / Ed. A. Garrett. Indianapolis : 2002.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (68) 2019


Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (07.08.2019)
Просмотров: 11 | Теги: философская доктрина, неотчуждаемые права | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь