Суббота, 03.12.2016, 07:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Ю.А.Панасенко. Военный учебно-научный центрВоенно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. Н. Гагарина», филиал в г. Челябинске, Челябинск, Россия

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 8 (390). Философские науки. Вып. 41.

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ

Воинская культура рассматривается исходя из диалектики сложных взаимоотношений целого и части—культуры вообще как целого и культуры воинской службы как части. Дана характеристика различным концепциям и парадигмам возникновения и развития воинской культуры. Приведены философские основания этой культуры. Рассмотрены тенденции внутреннего развития культуры.

Ключевые слова: культура, воинская служба, социокультурная парадигма, структурно-функциональный подход, культурогенез, антропологический подход, мультикультуралистская парадигма.

 
Рассматривая культуру воинской службы, следует исходить из диалектики сложных взаимоотношений целого и части—культуры вообще как целого и культуры воинской службы как части. Наиболее распространено мнение, что воинская культура есть не что иное, как воинская служба, которая наиболее полно и явно демонстрируется только в условиях войны. Именно в войне фиксируются и демонстрируются основные характеристики служения государству. Поэтому философско-культурологическая концепция позволяет представить воинскую культуру общества и военную сферу как целостность в социокультурном пространстве общества, а также позволяет установить «диалог» между теорией и практикой по проблеме воинской культуры общества, соединив усилия личности, общества и государства. При этом важно обратить внимание на то, что культура воинской службы обладает своей сложной структурой. Тем не менее культура воинской службы выступает одной из форм культуры общества наряду с политической, экономической, правовой и др. Фундаментальные черты воинской культуры формируются не столько под влиянием военных доктрин, сколько под влиянием цивилизационного развития страны.

Также воинская культура может рассматриваться в рамках социокультурной парадигмы, которая подробно исследована в работе французского учёного Абраама Моля [1].

Структурно-функциональный подход предполагает данный феномен рассматривать в рамках теории стратификации и социальной мобильности. Вместе с тем понимание категорий «ценности» и «деятельности» в общественной мысли неоднозначно. Категории психологизируются или трактуются в контексте только объективных процессов, при этом рассматриваются, в одном случае, вне связи с экономической и политической, а в другом случае—вне связи с духовной сферами жизни общества. В данном случае интересна концепция П. Сорокина [2].

Подход, основанный на мысли о культурно- ценностной обусловленности социальных процессов, в определённом смысле стал общим для большинства русских мыслителей, а тема русского социокультурного цивилизационного своеобразия стала одной из ведущих в творчестве Н.А. Бердяева [3] и в работах других крупных исследователей. Для представителей русской религиозной философии размышления о воинской культуре—часть христианской этики, ищущей нравственное равновесие между универсальными христианскими ценностями и государственным патриотизмом.

Следует отметить, что в отечественной литературе оформилась традиция рассмотрения военных действий в рамках философии и социологии войны. Духовная и морально-нравственная компонента военных действий, а это формирование образа врага, вопросы войны и мира и т.п., становятся объектом исследования философии войны А. Г. Дугиным [4] и другими мыслителями.

Социология войны, как отмечает В. В. Серебрянников, обращается к объяснению места и роли войны в системе социальных отношений, её специфики как особого рода отношений между людьми, различными социальными общностями, государствами [5].

Специфический ракурс в социокультурном подходе к культуре можно увидеть в работах мыслителей XX и XXI столетий, который наиболее отчётливо демонстрирует характер взаимоотношений сформировавшегося массового общества и личности. Прежде всего это концепция игры И. Хейзинги «Человек играющий», согласно которой игра представляет собой не только пространственно-временные рамки культуры, но становится способом её существования. Игра есть начало культуры. В игровом континууме размещаются не только искусство, но и наука, быт, право, воинское искусство, мораль, религия. Способность играть связана глубоко с культурностью, которой противостоят отрицание игры, угрюмая серьёзность, основанная на отсутствии воображения, представления об относительности, временности, зыбкости. Вся человеческая деятельность есть не что иное, как игра, поэтому культура носит игровой характер [6].

Вместе с тем для подлинной культуры необходимо равновесие игрового и неигрового начал.

Интересная концепция культурогенеза представлена Э. Кассирером в работе «Философия символических форм» (т. 3). Мыслитель проанализировал различные формы творческой активности человека. Человек всегда обладал «приглушёнными» неразвитыми инстинктами, и поэтому формы его поведения произвольны. Природа даёт человеку шанс—не имея чёткой инстинктивной программы, человек присматривается к животным и выбирает образцы поведения, пригодные для себя. Так человек становится культурным и способен выжить [7].

Важную роль в исследовании воинской культуры сегодня играет антропологический подход, так как изменилось понимание человека-воина, особенно в условиях современного мира. Когда воин вообще не рассматривается как человек, он всего лишь высокотехнологичная машина.

В эпоху формирования общества информации и коммуникации и их различных технологий начинает формироваться и новый аспект философского рассмотрения культуры—культуры информационной эпохи, где доминируют медийные технологии и формируется общество потребления. Всё пространство культуры наполняется диктатурой рынка, время утрачивает свои привычные характеристики. Форма начинает доминировать над содержанием, мир предстаёт как копия копии и отмечается «смерть» духовной культуры. Наступает эпоха всеобщих стандартов и тиражирования однотипной и обезличенной информации, изолирующей её потребителя от работы по развитию представлений о смысле существования в социокультурном процессе. Формируется мультикультуралистская парадигма.

Однако культура—это открытая и, следовательно, развивающаяся система. В развитии культуры появляются тенденции её внутреннего развития, которые не могут не сказаться на развитии культуры воинской службы. К числу этих тенденций следует отнести:
- изменение баланса физических и умственных затрат энергии человека в пользу последних, и культура становится продуктом творчества духа и разума;
- переход от конфронтации культур к их диалогу и при этом взаимное непонимание и неприятие культур абсолютно неизбежны;
- стремление преодолеть конфликт традиционной и новаторской культур;
- символизм культуры, изменение субъекта культуры.

Все эти тенденции находят отражение в воинской культуре.

Исследуя философские аспекты осмысления культуры воинской службы, следует обратиться к философским основаниям этой культуры, среди которых можно выделить онтологическое, гносеологическое, антропологическое, аксиологическое и социальное.

Онтологические основания культуры воинской службы позволяют осмыслить метафизику культуры. Культура воинской службы развёртывается в пространстве диалектического противоречия между идеальным и реальным, формирующегося в ходе общественной практики. В культуре воинской службы идеальное и реальное адекватно выражается в принципе их взаимной обусловленности.

Гносеологические основания культуры есть формирование гносеологического образа. С этой целью необходимо обращение к человеческой духовной активности в целом.

Антропологические основания культуры позволяют понять природную ограниченность человека и развёртывание культуры как творческой активности человека. Культура компенсирует биологическую слабость человека силой его разума и творческими способностями к созиданию второй природы и воспроизводства человека. Культура обусловлена потребностью людей в освоении мира человеком и создания его.

Аксиологические основания проявляются в стремлении человека к оцениванию результатов деятельности. Одним из основных структурных элементов воинской культуры является нравственно-оценочный компонент (чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения). Культура даёт ценностную картину мира, которая формируется в результате освоения мира в ответ на его потребности. Выявив систему потребностей, можно понять систему ценностей человека. Ценностная картина мира имеет сложный многоуровневый характер, наиболее важным из которых выступает уровень общечеловеческих ценностей.

Социальные основания культуры выражаются в конкретном облике культур у различных народов, по странам и регионам, формирующихся в деятельности.

В воинской культуре, как и в культуре в целом, сегодня отмечаются серьёзные трансформации, связанные прежде всего с изменениями в социокультурном пространстве и времени. Открытость современных обществ, их государственных и социальных границ, вовлечение человека в глобальные образовательные и производственные процессы привели к изменениям парадигмы социализации, что не могло не найти фиксации и в воинской культуре.

Произошёл серьёзный сдвиг в системе ценностей—они стали многомерными. При этом, на наш взгляд, самое главное, чтобы идеи свободы личности в сознании общества и индивида не превратились во вседозволенность и безответственность, а признание успеха и престижа было сориентировано на саморазвитие, самосовершенствование и проявление личной инициативы, а не на материальные блага.

Список литературы

1. Моль, А. Социодинамика культуры : пер. с фр. / А. Моль ; предисл. Б. В. Бирюкова. - 3-е изд.-ММ. : ЛКИ, 2008.-416 с.
2. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. - М. : Политиздат, 1992.- 543 с.
3. Бердяев, Н. В. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности / Н. В. Бердяев.-ММ. : Мысль, 1990.- 305 с.
4. Дугин, А. Г. Философия традиционализма / А. Г. Дугин.-М. : Арктогея-Центр, 2002.- 624 с.
5. Серебрянников, В. В. Имидж армии: проблемы формирования / В. В. Сереябрянников // Воен. мысль. - 2005. - № 12.
6. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга; пер. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова.-М. : Прогресс:Традиция, 1997. -416 с.
7. Кассирер, Э. Философия классических форм / Э. Кассирер.- М. : Акад. проспект, 2011.- Т. 3 : Феноменология познания. - 397 с.

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 8 (390).
Философские науки. Вып. 41.

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (21.11.2016)
Просмотров: 11 | Теги: культурогенез | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016