Среда, 22.01.2020, 12:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

ФЕНОМЕН ПОКАЯНИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ПОНТИФИКАТ ИОАННА ПАВЛА II

Е.А.КУЗЬМЕНКО, А.К.СТОЛПОВИЦКАЯ

ФЕНОМЕН ПОКАЯНИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ПОНТИФИКАТ ИОАННА ПАВЛА II

Статья посвящена феномену великого покаяния, осуществленного во время понтификата Иоанна Павла II Этот прецедент остается поверхностно изученным как российским, так и зарубежным академическим сообществом. Тем не менее, данный эпизод в истории Католической церкви продемонстрировал потенциал ее гибкости, способности трансформировать свои идеи в меняющейся общественной и политической конъюнктуре. Статья показывает причины, побудившие польского Папу подготовить и осуществить покаяние, а также раскрывает общественную значимость покаяния.

Ключевые слова: история Католической церкви, Иоанн Павел II, покаяние, экуменизм, гонения, преступления Второй мировой войны


Покаяние является следующим по значимости после евхаристии таинством христианской Католической церкви и включает в себя несколько духовных аспектов, таких как: исповедь, раскаяние, прощение, искупление или наказание-епитимию (т. е. искупление через приобщение к страданию в виде разного рода аскетических упражнений). В ранней христианской церкви контроль над кающимися и совершение всех необходимых обрядов являлись прерогативой одного лишь епископа. Кающиеся составляли особую группу - ordo poenitentium - отделенную от остального сообщества верующих по различным параметрам: от внешнего вида до пространственного расположения. Так называемый пенитент не мог принимать причастие, соблюдал многочисленные ограничения в общественной и семейной жизни, но окончание собственно срока покаяния не означало возвращения кающемуся всех прав, которыми он обладал ранее [1].

Несмотря на принцип равенства всех христиан перед таинством покаяния, практическая реализация этого принципа была затруднена. Так, в 1870 г. по результатам работы Первого Ватиканского собора был провозглашен догмат о непогрешимости Папы [2], который подчеркивал особый привилегированный статус епископа Рима, действующего ex cathedra. Тем более интересным историческим и общественным явлением стало покаяние перед мировым сообществом за грехи Римско-Католической церкви папы Иоанна Павла II, первого епископа Рима польского происхождения.

Данная статья посвящена выявлению объективных и субъективных факторов, мотивировавших Иоанна Павла II совершить публичное покаяние. Научной базой статьи являются иностранные источники, а также отечественная и зарубежная историография. Методология работы включает ретроспективный анализ, текстологический анализ, комплексный анализ социальных и политических аспектов периода понтификата Иоанна Павла II.

Помимо сакрального статуса религиозного института, Святой Престол всегда идентифицировался как значимый игрок на международной арене со своими интересами в европейской и мировой политике. Соответственно, любые действия, направленные на мировое сообщество (вне зависимости от его конфессиональной принадлежности), не могут быть рассмотрены в качестве случайных и бессмысленных действий, в том числе, если акции совершаются со стороны Римско-Католической церкви.

За период существования Католической церкви и осуществления политики Ватикана одним из наиболее известных и необычных явлений стал понтификат Папы Иоанна Павла II (22 октября 1978 г. по 2 апреля 2005 г.). Иоанн Павел II (урожденный Кароль Юзеф Войтыла) родился 18 мая 1920 г. в маленьком городе под названием Вадови- це, на юге Польши. Построив свою религиозную карьеру активной деятельностью, яркой гражданской позицией и религиозностью, в 1978 г. Кароль Юзеф Войтыла стал 264-м папой римским, предстоятелем Римско-Католической церкви.

Из всех видных католических деятелей последних столетий особо выделяют папу Иоанна Павла II по причине беспрецедентности его действий и нововведений за весь 27-летний понтификат. Ключевым феноменальным явлением в период понтификата польского Папы стало покаяние перед мировым сообществом папы Иоанна Павла II за грехи Римско-Католической церкви. Данное событие произвело большое впечатление на католические массы и привлекло внимание всего мирового сообщества. Тем не менее, вопросы о смысле осуществления данного деяния и его «феноменальности» остаются по сей день не до конца раскрыты и поверхностно изучены.

Политика папы Иоанна Павла II в рамках его понтификата имела разнообразные направления. Одним из важнейших направлений его политики было миротворчество. Для попытки осуществления «мира во всем мире» папа Иоанн Павел II осуществлял международные поездки с целью попыток решения военных конфликтов, ведения межрелигиозного диалога, призыва к осуществлению экуменистического замысла, суть которого заключалась в единении Христианской церкви, стирании догматических различий для нового мирного существования единой Христианской церкви.

Тем не менее, активное развертывание политики миротворчества и продвижение идеи экуменизма не могло ограничиваться только лишь международными визитами, межконфессиональными диалогами и публикациями теологических работ, посвященных данным вопросам. Католическая церковь на своем примере должна была продемонстрировать свою готовность к практическому осуществлению мирного существования и интеграции с другими религиями. Таким показательным действием стал акт покаяния Католической церкви в лице папы Иоанна Павла II за многие грехи, которые совершила Католическая церковь за всю свою историю существования.

За период своего понтификата Иоанн Павел II просил прощения за более чем сотню негативных деяний Католической церкви. Посильную помощь в подготовке этого ритуала оказывали Международная Теологическая комиссия, основанная в 1969 году, и Комиссия по религиозным отношениям с евреями [3]. Таким образом, покаяние осуществлялось посредством публикации документов, посвященных ошибкам католического прошлого, и публичных выступлений папы Иоанна Павла II.

Однако стоит отметить, что идея об «инициативе прощения» возникла еще до начала его понтификата. В период работы Второго Ватиканского Собора в 1965 г. было составлено письмо польских католических епископов своим немецким коллегам, в котором польские епископы попросили прощения за все преступные действия во Второй мировой войне и выразили желание сотрудничать не только с католиками, но и немецкими протестантами. Одним из сподвижников написания данного письма был будущий 264-й понтифик Кароль Юзеф Войтыла [4]. Исходя из этого, стоит сделать вывод о том, что идея покаяния зародилась раньше, однако в практическом осуществлении его политики данная концепция также нашла свое применение.

Начиная с 1990-х гг., папа Иоанн Павел II осуществлял официальные публичные покаяния в сферах преступлений церкви против: 1) мусульман; 2) женщин; 3) евреев; 4) ученых Средних веков. А также Папа попросил прощения за скандалы, связанные со случаями сексуальных насилий, и за поведение католических миссионеров в колониальные времена [5]. Данная концепция Великого раскаяния была также упомянута в апостольском послании Tertio Millennio adveniente (10 ноября 1994 г.), посвященного Великому юбилею 2000 г., в котором обозначил задачу «очищение» Католической церкви от грехов, совершенных в прошлом [6].

Так, яркими примерами стали акты покаяния за: 1) Судебный процесс над итальянским ученым Галилео Галилеем (31 октября 1992 г. Галилей был официально реабилитирован Церковью) [7]; 2) Нарушение прав женщин и историческое унижение женщин (29 мая 1995 г.) [8]; 3) Участие католиков в работорговле в Африке (9 августа 1993 г.); 4) Крестовые походы (1992); 5) Молчание Католической церкви во время Холокоста (16 марта 1998 г.) [3]; 6) За нарушение прав других этнических народов, за презрение к их религиозным и культурным традициям (12 марта 2000 г., во время публичной мессы прощения) [4].

Таким образом, папа Иоанн Павел II совершив данные акты покаяния, продемонстрировал на своем примере то обстоятельство, что Католическая церковь встала на путь религиозного мирного существования, который впоследствии может перерасти даже в конфессиональную интеграцию. Для начала «нового, мирного» сосуществования, Католическая церковь раскаивается в своих грехах, очищая тем самым свое сакральное тело. Такой несвойственный Католической церкви открытый и демонстративный ход, оказал существенное влияние на массы. Это способствовало привлечению большого внимания, росту авторитета Католической церкви в глазах христианского населения, а также произвело резонанс во всем мировом сообществе.

Несмотря на необычное и неожиданное явление в форме Великого покаяния, которое, в свою очередь, произвело фурор, мировые извинения папы Иоанна Павла II были подвержены критике. Основной аргументацией критики являлось то, что Папа не выделял конкретных религиозных деятелей, которые были инициаторами тех или иных негативных действий. Следовательно, папа Римский признавал скорее ошибки, чем обвинял католических представителей в греховности. Большую критику папских покаяний выразили представители еврейской нации. Еврейская община высказала неудовлетворение по отношению к извинениям папы Иоанна Павла II, принесенным всему мировому еврейскому сообществу. Разочарование и неудовлетворенность заключалась в том, что Папа не рассмотрел и не попросил прощения за отдельные случаи содействия Католической церкви Третьему Рейху во времена Второй мировой войны и за отдельных католических деятелей, совершавших преступления против евреев. Также было выражено недовольство со стороны представителей политеизма. В своих речах Папа не упоминал гонения и истребления язычников на протяжении всей истории Католической церкви [9].

Критике были подвергнуты, также отсутствие извинений папы Иоанна Павла II за такие частные случаи, как: массовое уничтожение протестантов на территории Германии во время Реформации; выдача ватиканских паспортов нацистским лидерам после Второй мировой войны для того, чтобы они могли избежать судебного преследования за военные преступления; кастрации мальчиков- певцов в церковном хоре, чтобы они могли продолжать петь высоким тоном во взрослой жизни, а также многие другие частные случаи преступлений, совершенных Католической церковью [9].

Подводя итоги, стоит сказать, что явление Великого раскаяния папы Иоанна Павла II безусловно является феноменом в европейской истории. Данное утверждение аргументируется тем, что подобных действий никто никогда не совершал в истории Католической церкви и в истории международных отношений. Никто из римских Пап не рассматривал возможность покаяния за правонарушения Церкви, не брал на себя ответственность за преступления против как христианского, так и нехристианского населения. Иоанн Павел II смог трансформировать акт покаяния из ритуала раскаяния и самобичевания в ритуал нравственного излечения Католической церкви, чем поднял ее авторитет.

Несмотря на объемы критики данного явления, акт Великого раскаяния папы Иоанна Павла II представлял собой показательный публичный ход, который предположительно являлся частью инициативной политики миротворчества на уровне с международными визитами и продвижениями идеи «экуменизма», которые способствовали успешному продвижению данной концепции. Последующие понтифики учли опыт Иоанна Павла II и стали относится ко многим социальным проблемам с большей терпимостью.

Литература

1. Горюнов Е. В. Покаяние // Словарь средневековой культуры / под ред. А. Я. Гуревича. М., 2007. С. 375.
2. Штроссмайер Й.-Г. Папская непогрешимость. Сергиев Посад, 1914. С. 70.
3. WE REMEMBER: A REFLECTION ON THE SHOAH // THE HOLY SEE. 1998 URL:http://www.vati- can.va/roman_curia/pontifical_councils/chrstuni/documents/r c_pc_chrstuni_doc_16031998_shoah_en.html
4. Петрушко В. И., Тюшагин В. В. Иоанн Павел II // Православная Энциклопедия. 2015. Т. 24. С. 467-499. URL: http://www.pravenc.ru/text/471418.html (дата обращения 18.03.2019)
5. Мэг Г. Папа Иоанн Павел II. Биография / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2007. С. 225-229.
6. LETTRE APOSTOLIQUE TERTIO MILLENNIO ADVENIENTEDU SOUVERAIN PONTIFEJEAN-PAUL ПА L'EPISCOPATAU CLERGE ET AUX FIDELESSUR LA PREPARATIONDU JUBILE DE L'AN // The Holy See. 2000. URL: http://w2.vatican.va/content/john-paul- ii/en/apost_letters/1994/documents/hf_jp-ii_apl_19941110- _tertio-millennio-adveniente.html (дата обращения 19.03.2019)
7. DISCOURS DU PAPE JEAN-PAUL II AUX PARTICIPANTS А LA SESSION PLENIERE DE L'ACADEMIE PONTIFICALE DES SCIENCES // THE HOLY SEE. 1992. URL: http://w2.vatican.va/content/john- paul-ii/fr/speeches/1992/october/documents/hf_jp-ii_sp- e_19921031_accademia-scienze.html дата обращения 19.03.2019)
8. LETTRE DU PAPE JEAN-PAUL II AUX FEMMES // The Holy See. - 1995 URL: http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/fr/letters/1995- /documents/hf_jp-ii_let_29061995_women.html (дата обращения 19.03.2019)
9. A Roman Catholic apology for the past sins of its members Scope, language, implications, reactions // Religious
Tolerance URL: http://www.religioustolerance.org/- popeapo2.htm (дата обращения 19.03.2019)

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 14, № 2(106), 2019


Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (16.12.2019)
Просмотров: 24 | Теги: католическая церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь