Четверг, 08.12.2016, 12:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

Феномен большевизма в России

Феномен большевизма в России

А.Н. Смертин

В истории политической и правовой мысли России ХХ века огромное значение имела идеология большевизма. Большевизм надо рассматривать в контексте эволюции политико-юридической культуры  российского общества. Необходимо новое осмысление феномена большевизма, углубление знаний о природе и сущности данного явления, его исторической эволюции и последствиях.

В России в общественном сознании тоталитарная модель большевизма получила широкое распространение. Духовное наследие большевизма проявляется в контрастно-полюсном видении мира, порождает конфронтационную логику, «маятниковую» психологию.

Многие негативные оценки большевизма,[1] определенная идейная заданность на его полное ниспровержение, стремление заклеймить большевизм как полностью отрицательный опыт, упрощают и  огрубляют представление о сложном и неоднозначном историко-правовом явлении, как большевизм, препятствует его научному осмыслению.

Опора на какую-либо одну теоретическую и методологическую системы интерпретации, не поможет дать глубокое и исчерпывающее представление о большевизме, поскольку неизбежно связана с абстрагированием от целого ряда аспектов и черт данного многопланового явления. Появилась потребность в целостном осмыслении большевизма как общественно-политического движения, в реконструкции его истории, систематизации его доктринальных основ и обобщении опыта его внедрения.

Ортодоксальность марксисткой веры и монашески-воинственная нетерпимость к иноверцам достигли в большевизме своего фанатического предела, когда соединились с диктаторской формой правления.

Диктаторско-якобинские тенденции превратили большевизм в новый тип власти, названный Н.А. Бердяевым - «обратной теократией». Происходит «постоянное обличение еретиков и преследование обличенных в ереси». Вся политика поставлена под знак ортодоксии, функции церкви переходят к партийно-государственному аппарату. Господствует диктатура миросозерцания, «диктатура над духом, над совестью, над мыслью. Диктатура эта не стесняется в средствах и пользуется всеми средствами. Это – идеократия, псевдоморфоза теократии, одна из трансформаций платоновской утопии».[2]

Рассматривая марксизм и большевизм как особый духовный тип, А. Ципко выделяет следующие характерные для него черты: претензия на уникальное знание исторических путей и уверенность в своем праве ломать судьбы миллионов, причем для их же «блага»; приоритет идеи над здравым смыслом, неумение предвидеть последствия (не видели опасности обобществления средств производства, опасности гражданской войны); замена нравственности классовым подходом и интересами революции;[3] сознательное использование любых средств во имя достижения цели, политической выгоды. марксизм и большевизмбыл вдохновителем Ленина, когда тот учил молодежь, что нравственно все, что служит делу победы коммунизма.

Как к западным, так и к российским событиям относятся слова С.Л. Франка об установлении нравственного разделения: «между сторонниками права, свободы и достоинства личности, культуры, мирного политического развития, основанного на взаимном уважении, чувстве ответственности перед родиной как великим целым, с одной стороны, и сторонниками насилия, произвола, разнуздания классового эгоизма, захвата власти чернью, презрения к культуре, равнодушия к общенациональному благу – с другой».[4]

Таким образом, в определенной мере марксистские идеи оказали влияние и на формирование политико-правовых взглядов ряда видных российских мыслителей, которые включали различные элементы и положения в свои теории, которые в разной степени, и зачастую по ходу еще изменяя, пытались применить и на практике.

Разумеется, социальные и иные условия в странах Западной Европы и в России были различны. Отличалась от западноевропейской и степень просвещения, и уклад жизни, и менталитет российского народа.

Гораздо слабее в России был буржуазный либерализм, в силу прежде всего наличия абсолютной самодержавной монархии, которая не хотела допускать политическую конкуренцию. Основным носителем революционного сознания и революционных идей в отсталом российском обществе, где большинство населения продолжало жить в традиционных, патриархальных условиях, стала интеллигенция.

Бунтарский дух российского народа, при отсутствии сдерживающей правовой культуры, в кризисных условиях начала ХХ века подстрекался радикальными деятелями, ориентированными, прежде всего, на идеи разрушения самодержавного государства, на его огульную критику. Марксистскую и иные западноевропейские концепции российские мыслители прагматично использовали, подгоняя их под свои представления о должном устройстве государства и общества.

Поэтому революция в России, развернувшаяся благодаря широкой пропаганде социалистических идей революционной интеллигенцией и приведшая к победе большевиков, была исторически закономерна как общий итог общественного увлечения крайними формами социализма.

______________

[1] Карпинский Л. Перестройка кончилась, начинается новостройка // Московские новости. 1991. 1 сентября.; Маслов Н.Н. Идеология сталинизма: история утверждения сущность (19129-1956). –М.: Знание, 1990.64с.

[2] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. –М.: Наука., 1990. С.138.

[3] Ципко А. Хороши ли наши принципы? // Новый мир. 1990. №4.-С.178.

[4] Франк С.Л. Нравственный водораздел в русской революции // Свободная мысль. 1992. №4. С.63.

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (08.05.2015)
Просмотров: 801 | Теги: История, большевик, большевизм | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016