Суббота, 03.12.2016, 07:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

ФЭНТЕЗИ КАК НЕОМИФОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Е.В.Галанина, Д.А.Батурин. Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). Философские науки. Вып. 39. С. 41-45.

ФЭНТЕЗИ КАК НЕОМИФОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

В статье исследуется жанр фантастической литературы - фэнтези, ставший значимым феноменом массовой культуры XXI века. Фэнтези рассматривается в первую очередь не как сказка и художественный вымысел, а как неомифологическая реальность, обладающая собственными онтологическими основаниями. Описаны характеристики фэнтезийного неомифа, показана мифологическая сущность фэнтезийного мира.

Ключевые слова: фэнтези, миф, неомиф.

 

Актуальность исследования неомифологической сущности фэнтези обусловлена необходимостью философского осмысления феномена фэнтези, ставшего воплощением новых мифологических, культурных и социальных форм в духе «Нью-Эйдж».

Сегодня конструируются различные фэнтезийно-мифологические миры - «Вселенные», предлагающие совершенно новые системы норм и ценностей, новые идеалы героя, новые образы, символы, поведенческие практики, такие, как, например, практики ролевых игр. В настоящее время мы должны констатировать необходимость философского исследования идей, которые привносит фэнтезийная идеология и влияние фэнтези на мировоззрение человека, чтобы лучше понять культурные ценности современного мира, в котором фэнтези стала популярным трендом.

Действительно, жанр фэнтези сегодня имеет огромное количество последователей по всему миру, формирует особую субкультуру, обладает значительной возможностью влиять на массовое сознание, способен погружать человека в мифологические миры, действовать в которых предлагается по собственным установленным законам и правилам. Однако к настоящему времени существует лишь несколько философских исследований феномена фэнтези как мифологической реальности, обладающей собственным онтологическим основанием [1; 2; 3].

Современность сделала возможным существование множества онтологически независимых мифологических миров. В целом, на наш взгляд, культура постмодерна неомифологична [4; 5; 6]. Фэнтези становится заметным феноменом современной культуры, оказывающим значительное влияние на массовое сознание. В этом аспекте представляется необходимым исследовать неомифологическую сущность фэнтези.

Фэнтези представляет собой жанр фантастической литературы, появившийся в начале XX в. Фэнтези формирует особый вымышленный мир, действия в котором происходят в эпоху, во многом напоминающую эпоху средних веков. Фэнтезийным миром управляют сверхъестественные процессы и явления, однако они воспринимаются героями как закономерные и обыденные.

Английское значение слова «fantasy» - фантазия, иллюзия, игра воображения. Часто фэнтези понимают как разновидность сказки. Как фантастическую сказку рассматривал фэнтези известный российский писатель Н. Перумов [7]. «Волшебной сказкой» именовал свою трилогию «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкиен [8. С. 419]. Как «сказочную фантасмагорию вымышленных миров» описывает фэнтези писатель Э. Геворкян [9. С. 11]. Действительно, на первый взгляд, фэнтези представляет собой некое вымышленное сказочное повествование. На наш взгляд, сущностная природа фэнтези мифологична. А подобное понимание фэнтези как сказки носит достаточно поверхностный характер.

Фэнтези следует рассматривать не как сказку, а как неомифологическую реальность. Поскольку миф предстает истинной и жизненно необходимой реальностью для субъекта, погруженного в его пространство, а сказка и легенда для субъекта уже понимаются как иллюзия, вымысел. Лишенный своей жизненной силы миф в результате развенчания идеалов превращается в сказания, легенды и сказки. В случае с фэнтези мы наблюдаем обратный процесс: изначально сконструированный автором художественный вымысел, фэнтезийная сказка в результате интерактивности насыщается жизненными смыслами, воспроизводится определенными сообществами субкультуры фэнтези, превращаясь из сказки в неомиф.

Фэнтези формирует особое смысловое пространство, создает неомифологическую реальность, начинающую жить как суверенная форма в среде поклонников фэнтези, переносящих образцы вымышленного мира в повседневную реальность, придумывающих свои собственные продолжения любимого сюжета. Как и миф, фэнтези создает целостную картину мира, содержит в себе религиозно-мистическую идеологию и обряды. Мир фэнтези функционирует по мифологическим законам.
Создавая произведение в жанре фэнтези, автор в первую очередь создает новый мир и новую фэнтезийную мифологию.

Зачастую основой для этого становится миф архаический. Так, например, Дж. Р. Толкиен при написании своего знаменитого фэнтезийного эпоса «Властелин колец» использовал элементы кельтской и германской мифологии: финский эпос Калевала, младшую и старшую Эдду, песнь о Нибелунгах. Дж. Р. Толкиен сотворил на их основе полноценную вторичную неомифологическую реальность. Во многом благодаря данному процессу, фэнтези получает многие свойства и элементы мифа.

Как и миф, фэнтези обладает своими собственными онтологическими основаниями, собственной логикой и рациональностью. Миф содержит свою систему форм созерцания и понятий, на основании которых возможен опыт и познание мира. Для человека, погруженного в пространство фэнтезийного неомифа, этот мир предстает как первичная реальность, обладающая всем спектром ценностно-смысловых оснований.

Рассмотрим более подробно характеристики фэнтезийного неомифа:

1. Миф представляет собой единство противоположностей, единство материального и идеального, общего и частного, внутреннего и внешнего, профанного и сакрального. Как и миф, фэнтези предлагает нам единство времени сакрального и профанного. Сакральное время может рассматриваться как изначальное священное время: первородный мир, древние времена, когда все люди были едины с богами, так называемый, «потерянный рай». Это время прародителей и творцов, в первую очередь, оживает благодаря легендам и преданиям. Как писал Дж. Р. Толкиен, поясняя временные рамки существования Средиземья: «Это не какая- то особая земля, мир, или планета, как часто предполагают - в прологе, в самом повествовании и приложениях поясняется, что действие происходит в этом мире и под теми же самыми небесами, которые мы видим теперь. В моей истории действие происходит на этой земле, на той, на которой мы сейчас живем, но исторический период - вымышленный» [8. С. 527]. Тогда как эмпирическое, профанное время в фэнтези намеренно удалено от современного мира, это всегда некое условное средневековье, где на первый план выходят воители-герои, ведущие борьбу с тьмой, даже основной лейтмотив эмпирического времени, характеризуется эпической серьезностью. Оба времени сосуществуют в фэнтезийном мире одновременно. Прошлое в фэнтези обосновывается причинами настоящего. Так главный герой «Властелина Колец» - Фродо ведет поиски, начатые его предками, используя давно утраченное знание. Все события в фэнтезийном мире основываются на циклической модели времени, то есть постоянно соизмеряются со временем сакральным.

2. Пространство фэнтезийного мира устроено подобно мифу. Согласно К. Хюбнеру, «миф оказывается. замкнутой онтологической системой. обладает априорным фундаментом, посредством которого определяется то, что есть объект в рамках его интерпретации реальности» [10. С. 170]. Как и миф, фэнтези имеет свою систему координат, и все обретает смысл лишь в отношении к ней. Фэнтезийный мир создается замкнутым, с четкими границами.

Пространство фэнтези построено подобно пространству архаического мифа: вертикальное пространство - подземный хтонический мир, поднебесный и наднебесный мир (серия «Dragonlance» М. Уэйс и Т. Хикмэн, «Первое правило волшебника» Т. Гудкайнда, «Темный эльф» Р. Сальваторе, «Трое из леса» Ю. Никитина, «Лотар-миротворец» Н. Басова и др.) совмещается с моделью горизонтальной, где центром выступает архетипический образ горы или мирового древа («Сильмарионн» Дж. Р. Толкиена, «Черный баламут» Г. Л. Олди, «Око мира» Р. Джордана, «Камень света» Д. Зиндэлла). Автор фэнтези всегда создает специфическую географию фэнтезийного мира, описывает определенные ландшафты и местности, придумывает города со своими названиями, создает карту мира (Харбория, Средиземье, Эвиал, Средиземноморье, Арнакар и др.). Таким образом, фэнтезийный мир получает возможность развиваться, превращаясь в фэнтезийные саги и хроники.

3. Элементы сверхъестественного органично вплетаются в структуру фэнтезийного неомифа. В. Крапивин в фэнтези «В глубине Великого Кристалла» создал огромный мир, состоящий из множества параллельных миров, соприкасающихся друг с другом и переходящих друг в друга. Населены эти миры молодыми героями, которые могут мгновенно преодолевать любое время и пространство, как «койво», то есть пограничники. В фэнтезийной реальности прошлое, настоящее и будущее сливаются в единое, существующее по правилам мифа, пространство. Мифологические истоки фэнтезийного мира выражены и в следующих аспектах повествования: отсутствии причинно-следственных связей; в оборотничестве фэнтезийных героев; в наличии традиционных мифологических символов: дома, дороги, жизни, смерти, воды, центра мира и т. д. В фэнтези архаический миф проявляется и в особенном мифологическом типе мироощущения, когда весь мир наполняется таинственностью и высшим смыслом. Как и в мифе, все жизненное пространство человеческого сообщества в фэн- тези управляется нуминозными сущностями.

4. По правилам пространственно-временной модели формируются и персонажи фэнтези: боги, маги, чародеи, волшебники, духи. Темные существа локализованы в подземелье, в хтоническом, почвенном мире, на севере и востоке. Боги и светлые духи - на юге. Символом центра мира часто выступает главный герой, человек. Функция героя - установление нового порядка, может называться мифологической. Поведение героя в классической фэнтези продиктовано самой традицией фольклорного эпоса и рыцарского романа и так же этическими установками самого автора.

5. Ритуальные и обрядовые действия воспроизводят миф. В фэнтези обряд и ритуал также занимают центральное место. Герои фэнтези часто используют обрядовые действия для разрушения замков, приручения драконов, общения с духами и т. д. Самое интересное заключается в том, что фэнтезийный обряд часто начинает воспроизводиться в реальной действительности ролевыми молодежными субкультурами. Вот уже миллионы «толкиенистов» поют эльфийские гимны, поклоняются светлым богам валари, не задумываясь о том, что мир Средиземья есть, по сути, фэнтезийная неомифологическая реальность, новое прочтение древних ритуалов. Например, знаменитый писатель фантастических ужасов Г.Ф. Лавкрафт, в своих книгах сформировал обрядово-культовый пандемониум, которому сейчас поклоняются известные эзотерические организации Южный Крест и Золотое Братство.

6. Фэнтези содержит архетипы. В качестве примера можно привести фэнтезийный архетип мессии. «Мессия» представляет собой героическую личность, которая демонстрирует черты как положительного, так и отрицательного героя, но внутренне этой личности абсолютно чужды как злые, так и добрые душевные порывы. Специфика заключается в том, что фэнтезийных героев нельзя охарактеризовать словами М. Ю. Лермонтова «к добру и злу постыдно равнодушны» . Фэнтезийный герой - это не ценностно-безвольный, нравственно- равнодушный герой, это герой, для которого идеология взаимоисключающей противоположности «добра» и «зла» становится непонятной, неясной и чуждой. Даже дракон, традиционно воплощающий собой зло в архаических мифологиях, к примеру, в фэнтези Н. Перумова чужд понятиям добра и зла, не просто равнодушен к ним, но они есть категории иного порядка, понятия какого-то другого мира.
Основной герой фэнтези - «Мессия». Историческая традиция знает два типа Спасителя. Мессия Христос - провозвестник Царства Небесного, торжества духа и Мессия Антихрист- провозвестник Царства Божьего на Земле, - царства желанных земных радостей. А Мессия фэнтези представляет собой третий тип - это Спаситель без общепринятых альтернативных понятий. Он, по словам А. Кроули, «Безумный Спаситель», разрушитель мира со всеми его полярными альтернативами [11].

Таким образом, как архаический миф обуславливал мышление и мировоззрение древнего человека, так и фэнтезийный неомиф оказывает воздействие на сознание современного человека. Создаваемая автором фэнтезий- ная реальность есть, по словам А.Ф. Лосева, «смысловое бытие», реальное, как и миф [12]. Но фэнтезийный неомиф, на наш взгляд, в отличие от мифа архаического, объяснявшего мироздание, противопоставляет себя реальной действительности.

Список литературы

1. Батурин, Д. А. Виртуально-неомифологическая сущность фэнтези: автореф. дис. ... канд. философских наук / Д. А. Батурин. - Тюмень: ТГУ, 2015.
2. Винтерле, И. Д. Миф как основа литературы фэнтези / И. Д. Винтерле // Вестн. Нижегород. гос. ун-та. - 2012. - № 1-2. - С. 37-39.
3. Батурин, Д. А. Неомифологическая сущность фэнтези / Д. А. Батурин // Вестн. Челяб. гос. акад. культ. и иск-ва. - 2013. №3 (35). - С. 123-126.
4. Галанина, Е. В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры: монография / Е.В. Галанина. - М.: Издат. дом Академии Естествознания, 2013. - 130 с.
5. Галанина, Е. В. Мифологические миры постмодерна / Е. В. Галанина // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-1. - С. 200-203.
6. Razdyakonova, E. V. In falso veritas. Mythological worlds of postmodern // Актуальные проблемы гуманитарных наук: сб. науч. тр. студентов, аспирантов и молодых ученых 21-22 апреля 2011 г. - Томск: Изд-во ТПУ, 2011. - С. 526-528.
7. Белостоцкая, Е. Писатель Ник Перумов: «Я люблю гномов, а они любят пиво» / Е. Бело- стоцкая // Слово (Москва). - 2000. - № 9. - URL: http://perumov.com/interview/print/print_24.html
8. Толкиен, Дж. Р. Р. Статьи и письма / Дж. Р. Р. Толкиен // Сильмариллион. - СПб.: АСТ- Terra Fantastica, 2003. - 588 с.
9. Геворкян, Э. Чем вымощена дорога в рай / Э. Геворкян // Антиутопии XX века: Евгений Замятин, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл. - М.: Кн. палата, 1989. - С. 5-12.
10. Хюбнер, К. Истина мифа / К. Хюбнер. - М.: Республика, 1996. - 448 с.
11. Кроули, А. Магия в теории и на практике / А. Кроули. - URL: http://modernlib.ru/books/ krouli_alister/magiya_v_teorii_i_na_praktike/read
12. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1991. - 527 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385).
Философские науки. Вып. 39.

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (02.11.2016)
Просмотров: 32 | Теги: фэнтези | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016