Суббота, 30.05.2020, 04:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

ДЕСТРУКТИВИЗМ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Н.Н.Кузнецова

ДЕСТРУКТИВИЗМ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Аннотация. В статье говорится об истории формирования представлений о деструктивизме в обществе, предложен анализ толкования деструктивизма как социального явления в различных отраслях гуманитарных наук - философии, психологии, социологии, политологии, истории; представлено авторское определение понятия «деструктивность».

Ключевые слова: деструктивизм, проблема человеческого деструктивизма, деструктивность права, деструктивные общественные отношения, деструктивная культура.

 

В истории отечества деструктивизм как общественно-политическое явление комплексно не исследовался. В результате не определено содержание этого феномена, не систематизированы причины, способствующие появлению деструктивных идеологий, не выявлены негативные последствия воздействия деструктивного мировоззрения на социальную среду, не разработаны меры противодействия и защиты от распространения деструктивизма в обществе.

Исследование деструктивизма в исторической ретроспективе позволяет выявить грани данного явления, определить причины и закономерности распространения деструктивных концепций и идеологий на уровне государства. Появляющиеся в последние годы в отечественной гуманитарной науке работы посвящены различным аспектам деструктивизма. В большинстве публикаций авторы концентрируют внимание на деструктивной деятельности человека, связанной с разрушением социально-политической и правовой основ государства, однако содержание понятия «деструктивизм» с позиций исторической науки в работах не раскрыто.

Помимо историков толкование деструктивизма предложено психологами, социологами и политологами. Эти интерпретации по содержанию существенно отличаются друг от друга, так как выражают задачи отраслевых наук.

В психологии деструктивное поведение человека различается по направленности и характеру проявления. Деструктивизм обозначает отрицательное отношение человека, которое он направляет на некие внешние объекты (вовне), либо, как вариант, на самого себя (внутрь), а также поведение, которое соответствует указанным взглядам.

Несмотря на то, что деструктивность является одним из базовых понятий философии постмодернизма, в классической философии нет четкого определения природы данного явления. Проблема человеческого деструктивизма раскрывается через морально-этические нормы и ограничивается констатацией наличия в человеке доброго и злого начал, которые сопутствуют друг другу на протяжении всей человеческой истории и конкретной человеческой жизни. При этом «добро всегда побеждает зло», как бы ни пыталось зло утвердить себя в качестве могучей, влиятельной и труднопобеждаемой силы. По существу, решение проблемы добра и зла, как правило, лежит в русле дуализма, когда и поскольку признается, что на всякое добро найдется свое зло и наоборот.

В социологической литературе встречается определение деструк- тивности как особого типа целенаправленного воздействия социального субъекта (личности, социальной группы, социума в целом) на личностные, общественные и природные структуры, в результате которого происходит их полное или частичное разрушение (саморазрушение).

В политологическом контексте деструктивизм истолковывается как действие, главной целью которого является нарушение, ослабление, разрушение или уничтожение чего-либо созидательного, а также фор- мирвоание и усиление негативных явлений и процессов в человеке, семье, обществе и природе.

Деструктивизм связывается с агрессивными действиями личности. В основе агрессии лежит страх перед другими людьми. Страх заставляет видеть потенциального врага в каждом человеке. Борьба с противниками является главной составляющей существования деструктивной личности. Люди этой категории искренне считают себя борцами за добро и справедливость, ибо эти понятия у них прочно связаны с представлением о себе. Одержимые идеей угрозы со стороны окружающих, они испытывают особенно сильный страх при появлении рядом сильной и талантливой личности.

Существует сложившаяся в научном сообществе позиция, что де- структивность - это характеристика особого типа человеческой деятельности, которая проявлялась на всех этапах его развития. Деструктивная деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к миру, основное содержание которой составляет разрушение существующих объектов и систем.

В любом выражении феномен деструктивности затрагивает одну из важнейших сфер - сферу общественных отношений. По мнению А.С. Царёва, деструктивные общественные отношения - это такие негативные взаимодействия и связи между индивидами, различными социальными группами или общностями, которые разрушают или подрывают установленный в обществе и природе порядок. К основным формам деструктивных отношений относятся вандализм, единичное или массовое убийство, геноцид, каннибализм, терроризм, насильственная революция, государственный переворот, война, экоцид.

Автор данного суждения, безусловно, прав. Вместе с тем можно констатировать, что, помимо перечисленных явлений, встречаются явления не менее опасные, а именно: разрушение личности, рабство, нар - комания, алкоголизм и другие. Перечисленные деструктивные компоненты раскрывают поведенческие особенности деятельности отдельной личности или определенных социальных групп. Деструктивными их можно назвать потому, что они направлены на разрушение традиционных ценностей, устоев, менталитета, правоотношений, манипуляцию человеком, создают в обществе хаос и вселяют неуверенность в перспективе.

Деструктивное состояние общества определяется его агрессивностью, которая является реакцией на деградацию власти, не справляющуюся с государственным управлением. Деструктивность социума проявляется в активном или пассивном поведении. Активное поведение выражается в открытых выступлениях против действующей власти, уличных беспорядках, столкновениях с инакомыслящими, призывах к радикальной смене установленного правопорядка, государственным переворотам, революциям и гражданским войнам. Пассивное поведение проявляется в создании и распространении деструктивных взглядов, идей, теорий, учений и идеологий. Общество, зараженное деструктивной идеей, не имеет перспективы, так как в нем насаждаются антагонистические идеологии, в конечном итоге уничтожающие его устои. Примеров пагубного воздействия деструктивной идеологии, способствующей дестабилизации общества, в мировой истории достаточно.

В отечественной научной литературе Л.А. Калинин сформулировал понятие деструктивной идеологии - это «система теорий, взглядов, норм, ценностей и методов, отражающая интересы определенной социальной группы, способствующая разрушению тех общественных отношений, которые объективно необходимы в данных условиях развития общества» .

Следовательно, данная идеология выражается в неприятии правовой организации установленного порядка и социальных отношений, поэтому к деструктивному мировоззрению можно отнести концепции, в которых определены соответствующие вышеперечисленным позициям задачи.

Особое негативное значение для социума имеет правовой деструк- тивизм. Данное сочетание, на первый взгляд, может показаться абсурдным, так как право по определению должно быть конструктивным и решать задачи урегулирования правоотношений в самых различных сферах человеческого бытия. Однако многие исследователи считают, что данная дефиниция вполне допустима. Так, А. В. Кузьмина полагает, что правовая деструктивность представляет собой диалектический синтез объективной бытийной фактологичности и субъективного оценивания. И в этом смысле любая деструктивность как отклонение от актуальных жизненных стандартов объективно фактологична и одновременно является феноменом «отнесения к ценности» .

По мнению В.М. Баранова, в современных условиях очевидна де- структивнасть права по защите национальных интересов России. Автор считает, что проявления неспособности правовых механизмов решать задачи по своевременному выявлению, формулированию и обеспечению реализации национальных интересов подчеркивает де- структивность права. В качестве базового аргумента, поддерживающего суждение, он выделил отсутствие в государстве сформулированного перечня национальных интересов, что позволяет ими спекулировать. По его мнению, задача гуманитарной науки и государственной власти - сформулировать перечень и определить иерархию национальных интересов, хотя бы, на ближайшие десять лет .

Исследователь считает, что «деструктивность права заключается и в том, что оно позволяет жить по "двойным стандартам". Право по своей природе - регулятор «сегодняшнего» дня, хотя многие пишут о программно-прогностической его роли. Деструктивность заключается в том, что современное российское право не способно создавать предпосылки формирования национальных интересов. Ведомственный или, что еще хуже, узкокорыстный интерес зачастую отражается в праве как общегосударственная ценность .

Безусловно, в суждениях В.М. Баранова есть рациональная составляющая. Однако выводы слишком категоричны. Полагаем, что право формирует правоотношения, которые реализуют уполномоченные структуры и чиновники, и многое зависит от их профессиональных навыков и умений. Право в данном контексте формализует их роль, дозволяя или запрещая какую-либо деятельность. Отсутствие правовой нормы - скорее пробел в праве, а не признак деструктивности права.

На момент написания вышеназванной статьи в Российской Федерации действительно отсутствовали документы, определявшие её национальные интересы. Однако, спустя десять лет, вышел Указ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где в пункте 30 определены национальные интересы государства на долгосрочную перспективу. В частности были названы: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.

Нужно отдать должное В.М. Баранову, который своевременно обратил внимание на одну из актуальных проблем российской действительности. Тон статьи позволил автору максимально сконцентрировать внимание заинтересованных исследователей, однако вывод, по нашему мнению, слишком категоричный. Деструктивность права - это неудачный термин. Точнее было бы сформулировать понятие «де- структивность правовой идеологии», обеспечивающей реализацию специфических правовых идей и концепций. К таковым А.А. Головина относит противоречие в правовой системе, выражающееся в противопоставлении одних правовых идей и концепций другим .

Конфликты правовых идей и концепций отражают настроения, складывающиеся в обществе, и являются следствием стагнации или деградации общей и правовой культуры, порождающей правовой нигилизм и правовой идеализм.

Деструктивность правового нигилизма проявляется в форме негативного отношения к праву, неверия в правовые институты, средства и способы регулирования общественных отношений. Аналогичное значение имеет и правовой идеализм, который по факту порождает деструктивное отношение к праву только из- за чрезмерного преувеличения его возможностей.
Деструктивная правовая идеология базируется на юридической культуре, которая диалектически связана с деформированной политической системой, антисоциальными взглядами, закрепленными в обществе при помощи юридических инструментов. Подтверждением сказанного может служить пример формирования правовой идеологии фашисткой Германии, которая обеспечивала легитимность власти. В данном контексте была разработана юридически обоснованная теория превосходства одной расы над другой, и в этом случае право и юридические инструменты выполняли деструктивную функцию, направленную на геноцид и уничтожение народов.

Формированию деструктивной юридической культуры, с одной стороны, способствует снижение эффективности и качества функционирования правовых институтов, в частности, судебной системы, правоохранительных органов, структур, обеспечивающих защиту интересов граждан, с другой стороны - низкий уровень просветительской и разъяснительной работы. В результате в обществе складывается негативное отношение к праву и, как следствие, развивается дезорганизация и десоциализация общественных и правовых отношений. Культура, в основе которой лежат юридические антиподы или антиценности, отражает состояние и уровень развития правовой среды, формирующей деструктивный менталитет.

В одной из статей А.В. Кузьмина высказала предположение об уместности использования в научном обороте понятий «правовая и правоприменительная деструктивность». Автор сочла, что в юридической деструктивности выступает доминирующая роль интересов субъектов в воспроизводстве ее разных моделей - от полного игнорирования правовых принципов и норм до профессионального, творческого, глубоко осознанного злоупотребления правом. В авторском понимании деструктивность правоприменительных интересов представляет мотивационный ресурс субъекта, сориентированного рациональным сознанием на использование права, юридических процедур и механизмов в корыстных целях, противоречащих принципам актуальной публичной морали. Реализация деструктивных правоприменительных интересов может быть квалифицирована и как моральный проступок, и как злоупотребление правом. По сути, это две модели осуществления деструктивных правоприменительных интересов .

В качестве примера, подтверждающего справедливость вышеприведенного суждения, можно привести исторические примеры формирования коррупционных схем злоупотребления правом, активно используемых в Российской Федерации на протяжении последних десятилетий. В контексте борьбы с этим деструктивным явлением был подготовлен Федеральный закон «О противодействии коррупции». Однако коррупция от этого не исчезла.

Таким образом, можно констатировать, что в отечественной гуманитарной науке нет принятого научным сообществом толкования понятия «деструктивизм». В этой связи предлагается авторское понимание данной дефиниции. Деструктивизм - это совокупность взглядов, теорий, учений и идеологий, в основе которых положены идеи разрушения или отрицания общепринятых ценностей, идеалов, норм нравственности, культуры, установленного общественного порядка, суверенитета, негативно оценивающих роль государства в регулировании общественных отношений, способствующих развитию социального антагонизма, агрессии, ненависти и нетерпимости между людьми.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баранов В.М. Деструктивное воздействие права на национальные интересы//Журнал российского права. 2005. № 12. С.84-87.
2. Головина А.А. Конфликты правовых идей и концепций: конструктивные и деструктивные аспекты// Lex Russica. 2018. №2 (135).
3. Калинин Л.А. Деструктивная идеология как социальный феномен: социально-философский анализ. Автореф. дис. ... канд. филос. Наук. Нижний Новгород, 2007.
4. Кузьмина А.В. Природа и механизмы проявления деструктивных правоприменительных интересов//Вестник Московского университета МВД России. 2010. №7. С. 125.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (70) 2019


Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (03.04.2020)
Просмотров: 40 | Теги: деструктивизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь