Суббота, 03.12.2016, 07:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » История. Философия

ДЕЛЬТА-РЕЗУЛЬТАТ В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

В.А.Казанцева. Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 8 (390). Философские науки. Вып. 41.

ДЕЛЬТА-РЕЗУЛЬТАТ В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Рассматривается дельта-результат в системе производства политической власти и возможности его использования субъектами власти. Дельта-результат понимается как результат действий субъекта власти за вычетом продукта, имеющий различный потенциал использования. Выделяются типы политической власти и использование в них дельта-результата. Обосновывается, что некоторыми участниками международных отношений сегодня негативный потенциал дельта-результата используется для дестабилизации международной обстановки.

Ключевые слова: политическая власть, производство власти, дельта-результат, международные отношения, общество.

 
С начала истории международных отношений человечеству было свойственно стремление к их сознательному регулированию, в основе которого лежала потребность в безопасности и обеспечении порядка. Дестабилизация международной обстановки сегодня свидетельствует о том, что старые механизмы производства политической власти перестают работать. Террористические атаки, проблема беженцев, повышение уровня преступности—вот неполный список вызовов, грозящих мировому сообществу. Для выработки практических мер по урегулированию международных проблем необходимо, опираясь на социально-философские исследования, выявить систему производства политической власти.

Политическая власть представляет собой важный объект исследования, поскольку является необходимым условием организации общественных отношений. Она обеспечивает выполнение общей социальной функции—воспроизводства общества как целостности. В условиях растущей интернационализации власти проблема её производства приобретает особенную актуальность.

В. А. Лоскутов определяет производство власти как специфический способ превращения субъекта власти в её субстанцию [2. С. 344]. На этапе «простого производства власти» происходит превращение власти из «формы деятельности» в «форму бытия», в процессе которого она получает определённую форму предметности. Власть, которая используется для производства определённого продукта, Лоскутов называет «производимой властью».

«Производящей властью» он называет власть, которая используется для производства самой себя в качестве продукта.

«Власть становится из произведённой производящей по мере того, как она превращается из деятельности в самодеятельность, из продукта и результата деятельности в начало развития её самодеятельной природы» [Там же. С. 357].

Данные процессы производства политической власти диалектически переплетены, и одна форма власти не может воспроизводиться и реализовываться без другой. Переход от произведённой власти к производящей—важнейший фрагмент и принцип развития целостной властной реальности [Там же. С. 355]. В целях обеспечения общественной стабильности и порядка политическая власть должна постоянно воспроизводиться. Но при этом важно, чтобы продуктом её воспроизводства являлась не исключительно она сама.

Непрояснённым остаётся вопрос о том, посредством чего политическая власть из «произведённой» становится «производящей». Ответить на него возможно, обратившись к понятию «дельта-результат», разработанному в исследованиях А. Б. Невелева.

«Результат за вычетом продукта составляет ту разницу, которую можно назвать «дельта-результатом» (Д-результат). Это объективная составляющая, которая указывает на реальное положение дел, вне субъективных намерений целеполагающего человека» [3. С. 34]. В процессе производства бывает так, что продукт не совпадает полностью с мыслимой властным субъектом целью. Цель есть образ предполагаемого продукта, распредмеченное «я» субъекта деятельности, существующее на идеальном уровне бытия. При реализации им цели в процессе производства власти часть результата может оказаться независящим от воли субъекта вследствие ряда причин.

Дельта-результат как разница между фактически полученным, существующим уже независимо от сознания субъекта продуктом, и желаемой целью свидетельствует о том, что субъект деятельности ошибся либо на уровне проектирования цели, либо на уровне её реализации. На уровне проектирования дельта-результат возникает, когда субъект неверно определил предмет деятельности, средство, способ применения средства, цель. Не учёл объективно существующих качеств объекта, предмета и средств деятельности или неполно представил образ продукта. На уровне исполнения дельта-результат возникает, если деятельность субъекта не соответствует проекту и он не умел или был не способен пользоваться средствами деятельности. К внешним причинам возникновения дельта-результата можно отнести развёртывание властной воли других субъектов, действующих независимо друг от друга и преследующих различные цели. Так объективный мир посредством дельта-результата ограничивает властные притязания действующих в нём субъектов.

Но вместе с ограничением притязаний на власть дельта-результат может быть намеренно использован ими для приращения властного потенциала посредством оборачивания произведённой власти во власть производящую. Оценивать политическую власть можно по тому, как она работает с дельта-результатом. Властный субъект, чья деятельность направлена на производство «производимой власти», использует позитивный потенциал дельта-результата, а властный субъект, чья деятельность направлена на производство «производящей власти», использует его исключительно для укрепления собственной власти.

Позитивный потенциал дельта-результата велик. Он участвует в корректировании цели, уточнении средств деятельности и её предмета. Все эти операции уменьшают объективную составляющую результата, увеличивают долю продуктивности деятельности [3. С. 35]. Но не меньшим может быть его негативный потенциал.
Производство власти некоторыми субъектами на международной арене осуществляется путём намеренного производства дельта-результата и обращения его негативного потенциала в целях усиления собственной политической власти. Подобные действия приводят к дестабилизации международной обстановки. Примерами могут служить внешнеполитические инициативы США последних двадцати лет. Их вмешательство во внутренние дела Афганистана, Ливии, Ирака, Сирии приводило к осложнению международной ситуации. Политический аналитик Д. Бэндоу пишет, что партии США требуют вмешательства во внутренние дела любых государств, в любое время, независимо от последствий. Невзирая на возможную катастрофичность результатов лоббисты войны всё равно будут настаивать на том, что это намерение было вполне обоснованным. Такой двухпартийный консенсус приводит к постоянной интервенции, что грозит проблемами, перерастающими в новый виток войн, оккупаций, вторжений, дипломатического давления и других форм вмешательства [5]. Постоянное наслаивание одного дельта-результата на другой приведёт к дестабилизации мирового порядка. Показательна ситуация с сирийскими беженцами. Присутствие США в Сирии не способствовало урегулированию гражданской войны на её территории. За несколько лет страну покинули более 4 млн зарегистрированных беженцев. Конфликт в Сирии вызвал крупнейший кризис перемещения беженцев нашего времени, который раскалывает Европу. 23 июня 2016 г. состоялся референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе [4], на котором около 52 % британцев проголосовали за выход своей страны из Евросоюза. Кризис Евросоюза, с нашей точки зрения, можно рассматривать как использование негативного потенциала дельта-результата США в их собственных интересах.

При систематическом использовании властным субъектом негативного потенциала дельта-результата в целях приращения политической власти возникает противоречие между производимой и производящей властью. Постоянное наслаивание одного дельта-результата на другой приведёт к утрате политическим субъектом контроля над ситуацией и к дестабилизации международной обстановки. Разрешить противоречие можно путём восстановления единства произведённой и производящей власти.

Перекос в сторону производства производящей власти можно предотвратить путём контроля работы политического субъекта с дельта- результатом. Он возможен на двух уровнях: на уровне международных отношений инструментом контроля выступает международное право; на внутриполитическом уровне эту роль выполняют институты гражданского общества. К сожалению, на данный момент международное право является политизированным источником разрешения противоречий, позволяя подходить к действиям «своих» и «чужих» с разных правовых оценок.

Восстановление единства производимой и производящей власти возможно при формировании нового типа политической власти. В истории философской мысли известны различные классификации власти. Аристотель выделял, в зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, правильные и неправильные государственные устройства. Правильной формой он считал ту форму власти, при которой преследуется общее благо. «Только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются правильными; имеющие в виду только благо правящих—ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей» [1. С. 118]. Такими формами являются: монархия (власть принадлежит монарху), аристократия (власть принадлежит по наследству привилегированному сословию) и полития (правит большинство). К неправильным формам власти, при которых преследуются частные цели правителей, относятся: тирания (преследуются частные интересы одного правителя), олигархия (преследуются частные интересы группы состоятельных граждан), демократия (преследуются выгоды неимущих граждан) и охлократия (власть толпы) [Там же. С. 119-122].

Беря за критерий классификации цель использования власти, мы выделяем три типа политической власти:
1) политическая власть, производящаяся властным субъектом в интересах государства и общества в целом;
2) политическая власть, производящаяся властным субъектом в интересах другого властного субъекта;
3) политическая власть, производящаяся властным субъектом в личных интересах.

Политическая власть, работающая в интересах государства и общества, направлена на сохранение общества как целостности. В структуре производства такого типа власти производящаяся власть служит средством для достижения определённых целей. Такая власть работает в целях обеспечения суверенитета государства. Дельта- результат в процессе производства такого типа власти используется как средство корреляции реализации политических решений. Данный тип производства политической власти является необходимым для поддержания достигнутого качественного уровня жизни общества и его повышения. На наш взгляд, примером такого производства политической власти является современная Россия, отстаивающая свои национальные интересы. Начав военную операцию в Сирии, она действует в интересах мирового сообщества, поскольку угроза международного терроризма является глобальной проблемой.

Политическая власть, производящаяся одним властным субъектом в интересах другого, является порождением новой формы колониализма, заключающегося в том, чтобы создать систему разделения труда между государствами, которая бы обеспечила их взаимозависимость. Дельта- результат в системе производства такого типа власти создаётся и используется для приращения власти государства-колонизатора и против интересов общества. Примером является современная Украина, где глава государства служит интересам иностранного государства. Производимая им политическая власть не способствует укреплению государственности и поддержанию украинского общества как целостности. Создаваемый дельта- результат в виде экономических санкций и их последствий дестабилизирует экономическую и общественно-политическую ситуацию в мире.

При третьем типе власти её субъект использует производящуюся власть и дельта-результат не для обеспечения согласованности общества и поддержания его как целостности, а в целях приращения собственной власти и обеспечения своих интересов. Такой тип правления опасен для общества и ведёт к упадку и деградации государства. Продуктом производства такого типа власти является политическая коррупция. Международная антикоррупционная организация Transparency International определяет политическую коррупцию как злоупотребление служебным положением со стороны политических лидеров в целях личной наживы [6]. Опасность политической коррупции заключается в ценностном сдвиге по отношению к средству и целям в структуре производства политической власти, что приводит к применению властным субъектом непредусмотренных законом средств производства политической власти.

Итак, в современном мире проблема производства политической власти приобретает особенную актуальность, поскольку продукты её производства затрагивают всё мировое сообщество.

В процессе производства политической власти, помимо основного продукта, образуется дельта- результат, имеющий позитивный и негативный потенциал использования. Рассмотрение включения властным субъектом дельта-результата в структуру производства политической власти необходимо для выполнения основной цели нашего исследования: разработки концептуального основания технологий производства политической власти.

Список литературы

1. Аристотель. Политика / Аристотель.-ММ. : Эксмо, 2015. - 160 с.
2. Лоскутов, В. А. Власть в лабиринтах свободы : монография / В. А. Лоскутов.-Екатеринбург, 2013.1008 с.
3. Невелев, А. Б. Философия познания : учеб. пособие / А. Б. Невелев, Н.Л. Худякова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. - 123 с.
4. Референдум в Великобритании по вопросу выхода из Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/trend/brexit_EU_20062016
5. Bandow, D. Washington's Foolish Foreign Policy: American People Must Say No to More Wars [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forbes.com/sites/dougbandow/2015/02/21/washingtons-foolish-foreign- policy-american-people-must-say-no-to-more-wars/#ab6450a7bf10
6. Global corruption report 2004: political corruption [Электронный ресурс]. - URL: http://www. transparency.org/research/gcr/gcr_political_corruption

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 8 (390).
Философские науки. Вып. 41.

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (21.11.2016)
Просмотров: 6 | Теги: политическая власть | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016