Четверг, 23.11.2017, 14:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАГАДАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РСФСР В 1957-1969 ГГ.

И.Ю.Понкратова, А.А.Коновалова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАГАДАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РСФСР В 1957-1969 ГГ.

Статья посвящена истории создания и деятельности в 1957-1969 гг. Магаданского отделения Союза художников РСФСР. Анализируются его состав, основные направления, формы и методы работы. В научный оборот вводятся данные Государственного архива Магаданской области.

Ключевые слова: изобразительное искусство, Магаданское отделение Союза художников, музейный фонд, архив. 

 

В современных социально-политических, экономических и культурных условиях необходим поиск новых нравственных, патриотических и национальных идеалов. В этом направлении изучение культурно-исторического прошлого нашей страны, в том числе истории государственной политики в области культуры, деятельности художников, писателей, актеров, искусствоведов и учреждений культуры представляется важным.

Время становления и развития художественного искусства в Магаданской области приходится на 1950-60-е гг. Именно в этот период было образовано Магаданское отделение Союза художников РСФСР Информацию о жизни и творчестве художников Магаданской области за этот период можно найти в работах О. Толоконцевой и Л. Роньжиной [7], Т. Митлянской [6]. Произведения художников Магаданской области, представленные графикой, живописью, скульптурой, произведениями декоративно-прикладного творчества 1930-1970-х гг, имеются в коллекциях Загорского государственного историко- художественного музея-заповедника [8], Магаданского областного краеведческого музея [5]. На официальном сайте Министерства культуры РФ «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации» содержатся основные сведения о предметах и музейных коллекциях, включенных в состав Музейного фонда РФ [2], в том числе и о работах магаданских художников.

В опубликованных источниках имеется разнообразная информация о художниках Магаданской области, но данных о деятельности Магаданского отделения Союза художников РСФСР крайне мало. В Государственном архиве Магаданской области находится фонд для хранения материалов, связанных с деятельностью Союза (Р-376). В него вошли дела, связанные с этапом становления и деятельности Союза. В связи с этим, представляется актуальным на основе опубликованных и неопубликованных архивных материалов выявить особенности деятельности Союза в 1957-1969 гг.

Как известно, рубеж 1950-60-х гг. связан с активизацией художественной жизни РСФСР. Конец 1950-х - это время поисков новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства [4].

Художественная жизнь колымского края началась до организации Союза - прологом к его возникновению было «стихийное бытование искусства в любительской форме в 1930-50-х гг.». 20 ноября 1957 г. было проведено первое общее собрание Магаданской орггруппы Союза художников СССР - организации, которая в последующем превратится в Магаданское отделение Союза художников РСФСР [7, с. 7-8].

Согласно выписке из протокола № 25 заседания Секретариата правления Союза художников СССР от 12 августа 1957 г., в оргбюро были избраны 3 человека: А.В. Лукьянов (художник), М.М. Ракитин (скульптор), Л.Е. Тимашева (Волошенюк) (искусствовед) [1, д. 1, л. 1]. Председателем оргбюро был избран А.В. Лукьянов, секретарем - Л.Е. Тимашева (Волошенюк) [1, д. 1, л. 2]. 13 марта 1959 г. прошли довыборы в члены оргбюро. Членом оргбюро Союза художников был избран Д.А. Брюханов взамен выбывшего А.В. Лукьянова [1, д. 1, л. 42]. Но, для создания самостоятельной профессиональной организации было необходимо иметь кандидатов в члены Союза, а затем определенное количество его членов. И этот обычно затяжной путь художники области прошли быстро. Так, в начале 1957 г. девять художников были приняты кандидатами Союза художников СССР Это были живописцы - В.И. Антощенко-Оленев, Н.И. Гетман, И.Е. Гриценко, В.Г. Косогоров, Н.И. Ларин; скульпторы - Р.А. Мингалеева, М.М. Ракитин; искусствовед Л.Е. Тимашева. Позже к ним присоединился Д.А. Брюханов. Он, а также скульпторы Ким Ин Хо и М.М. Ракитин в 1960 г. стали первыми в городе членами Союза художников СССР. Вместе с чукотскими косторезами, также членами Союза, они образовали заветную «десятку» [7, с. 9].

30 апреля 1959 г., согласно Приказу № 41 по Магаданскому областному управлению культуры, при областном управлении культуры был создан художественный Совет. Обязанностями художественного Совета были просмотр и отбор для экспонирования всех творческих работ; просмотр и изъятие из учреждений, предприятий и т. д. - антихудожественных произведений; просмотр и отбор эскизов оформления города и прием оформления. В состав Совета входили Д.А. Брюханов (председатель), В.Д. Батище- ва, И. Гришин (отчество уточнить не удалось), Н.И. Гетман, скульпторы М.М. Ракитин и В.В. Ким, искусствовед Л.Е. Тимашева [1, д. 2, л. 9].

В феврале 1960 г. в целях упорядочения дела проектирования и сооружения памятников на территории Магаданской области было решено создать Совет по монументально-декоративной скульптуре, председателем которого стал начальник областного управления культуры Г.М. Слюзко, а его заместителем - председатель оргбюро Магаданской орггруппы Союза художников РСФСР Д.А. Брюханов. В состав Совета по монументально-декоративной скульптуре вошли главный архитектор г. Магадана Н.К. Швенде, скульпторы М.М. Ракитин и В.В. Ким, архитектор А.А. Лепковский, искусствовед Л.Е. Тимашева и др. [1, д. 3, л. 15].

Промежуточным этапом на пути к возникновению отделения Союза художников было образование в апреле 1959 г. Магаданских художественно-производственных мастерских от Якутского отделения Художественного фонда РСФСР. Но вскоре магаданцы организационно отделились от Якутии. Таким образом, по Уставу стало возможным создание Магаданского отделения Союза художников РСФСР. Учредительное собрание местных художников (27 апреля 1962 г.) положило начало областному творческому Союзу [7, с. 9]. На тот момент отделение насчитывало 10 членов Союза художников СССР, а к 1967 г. - 14 членов и одного кандидата в члены Союза художников СССР [1, д. 10, л. 10].

Одними из первых кандидатов в члены Союза художников СССР были: скульптор М.М. Ракитин (за работы «Учительница» и «Голова юноши»); график Н.И. Ларин (за серию карандашных рисунков «Рыбачьи кунгасы» и «Бухта Нагаева»); живописец В.Г. Косогоров (за работы «Портрет девушки» и «Комсомолка»); живописец Н.И. Гетман (за ряд этюдов и работу «Первый снег»), искусствовед Л.Е. Тимашева (Волошенюк) (за ряд искусствоведческих статей по местным темам); живописец А.В. Лукьянов за ряд этюдов; скульптор Р.А. Мингалеева (за работы «Пионерка» и «Портрет старейшего рабочего промкомбината Ф.Ф. Геннета») [1, д. 1, л. 3].

В течение 1962-1967 гг. бессменным председателем правления областного отделения Союза являлся Дмитрий Афанасьевич Брюханов [1, д. 4, л. 94] (русский, график [1, д. 1, л. 4]). Он был принят кандидатом в члены Союза художников СССР 24 апреля 1958 г. На момент принятия в кандидаты, он уже являлся участником 2-х областных выставок (1955 и 1956 гг.) [1, д. 1, л. 4]. 28 апреля 1960 г. его приняли в члены Союза художников СССР [1, д. 1, л. 50]. Кроме того, он являлся членом зонального выставочного комитета выставки «Советский Дальний Восток», членом областного художественного Совета и областного выставочного комитета [1, д. 4, л. 94].

О художественном таланте членов Магаданского областного отделения Союза художников РСФСР свидетельствуют факты из их биографий. Так, например, известный косторез - чукча Вуквутагин [8, с. 167; 1, д. 1, л. 19] с 1933 г. работал в Уэленской косторезной мастерской, с 1935 г. - возглавил ее [8, с. 167]. Был участником Всесоюзных, республиканских и зарубежных (Париж, Нью-Йорк) выставок; награжден двумя дипломами I степени и тремя почетными грамотами за участие в выставках. В 1951 г. награжден орденом Ленина. Принят кандидатом в члены Союза 9 октября 1958 г. [1, д. 1, л. 19], а в члены Союза - 8 июня 1961 г. [1, д. 1, л. 84].

Николай Иванович Гетман (живописец, член Союза художников СССР с 1964 г.), участник Великой Отечественной войны, 12 октября 1945 г. был арестован по ложному доносу за «антисоветскую деятельность» и осужден на 10 лет ИТЛ. Заключение отбывал в Сибири в Озерлаге, с 1950 г. - на Колыме. Выполнял оформительские работы в лагерных клубах. После освобождения 30 августа 1953 г. работал в пос. Ягодное художником в Доме культуры. В 1991 г. реабилитирован. Участник областных и городских выставок с 1946 г., участник Второго съезда художников СССР (1963). С 1963 по 1966 г. работал директором Магаданских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР [7, с. 139].

Ин Хо (Виталий Владимирович) Ким - кореец, скульптор [1, д. 1, л. 51], работал до 1957 г. скульптором в Китае (г. Харбин) и Корее (г. Пхеньян). 24 июля 1958 г. был принят кандидатом в члены Союза художников СССР [1, д. 1, л. 17], 8 июня 1961 г. - в члены Союза художников СССР [1, д. 1, л. 84]. Им выполнено и установлено большое количество скульптур для фонтанов, скульптура Ким Ир Сена и ряд других работ. За скульптуру «Ветер Октября», которая экспонировалась на II Областной выставке, получил диплом I степени [1, д. 1, л. 51]. Автор таких работ, как бронзовый бюст комсомолки Т. Маландиной, памятники - геологу Ю. Билибину, председателю Гижигинского уездного Совета А. Курилову, этнографу и писателю В. Богоразу-Тану и др. Ким Ин Хо были изготовлены восковые маски типов коренных жителей Севера [7, с. 156].

Анатолий Семенович Макаров первые шаги в искусстве сделал в Магадане. Участник областных и городских выставок с начала 1960-х гг. Занимался станковой графикой. Одним из первых в Магадане творчески использовал мотивы чукотско-эскимосской гравировки на моржовом клыке, традиционного орнамента и прикладного искусства коренных народностей Крайнего Северо- Востока в оформлении книг северной тематики. Оказал заметное влияние на творчество молодых магаданских графиков пришедших в искусство в конце 60-х гг. [7, с. 178].

Владимир Николаевич Мягков - член Союза художников СССР с 1968 г., Заслуженный художник РСФСР с 1987 г., живописец, театральный художник. С 1966 г. работал художником-постановщиком в Магаданском музыкально-драматическом театре имени М. Горького, а с 1967 г. - главным художником этого театра. Оформил около восьмидесяти спектаклей. Владимир Николаевич - автор декораций и костюмов к балету «Солнце над Ярангой», участник республиканской художественной выставки «Советская Россия» (1967) и зональных художественных выставок «Советский Дальний Восток» (1967 и 1969 гг.). Работал как станковый живописец. Создал портреты этнографа В. Богораза-Тана, художника В.И. Шухаева, певца В. Козина, чукотских косторезов И. Сейгутегина, Н. Килилоя, Л. Теютиной, эскимосского танцора Нутэтэина, артистов Магаданского театра В. Барляева и А. Девятериковой [7, с. 192]. Среди живописныхработ: «Колымские шоферы», «Чукотская баллада», «Дорога на рудник» и др. В 1967 г. В.Н. Мягков стал инициатором создания группы художников-монументалистов [7, с. 192].

Петр Степанович Попов в 1968 г. был принят в члены Союза художников СССР. Живописец. Работал художником-оформителем в клубе имени Ф.Э. Дзержинского. В первой половине 1950-х гг. занимался в студии рисунка и живописи при областном Доме народного творчества у художника В. Антонщенко-Оленева. Участник областных и городских выставок с 1956 г. В 1956-1961 гг. работал художником в Магаданском областном музыкально-драматическом театре имени М. Горького, в 1961-1987 гг. - в магаданских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР, был членом художественного совета фонда. Ведущие темы в творчестве художника - Чукотка и образ современника. Среди работ: «Морской охотник», «Каюр», «За вышиванием», «Материнство» и др. [7, с. 203].
 
Михаил Матвеевич Ракитин - скульптор [1, д.1, л. 51]. Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. был пленен и три года находился за границей, как перемещенное лицо. В период пребывания во Флоренции (Италия) занимался в студии военных художников. В 1945 г. был репатриирован, а затем приговорен за «активные террористические действия» к 10 годам ИТЛ. Освобожден из заключения в декабре 1953 г., в 1955 г. реабилитирован. Участник областных и городских выставок с 1956 г. [7, с. 209]. 29 сентября 1960 г. был переведен из кандидатов в члены Союза художников [1, д. 1, л. 51]. Один из первых директоров Магаданских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Работал в области монументальной, жанровой скульптуры и как портретист [7, с. 209].
Чукча Иван Сейгутегин - резчик, гравер. Вел уроки резьбы по кости в Уэленской школе. Основные работы - скульптуры оленей, композиции с изображением людей [6, с. 197]. Принят в члены Союза художников СССР 8 июня 1961 г. [1, д. 1, л. 84].

Лариса Ефремовна Тимашева (Волошенюк) принята в члены Союза художников СССР 8 июня 1961 г. [1, д. 1, л. 84]. Являлась членом Союза журналистов СССР. Лариса Ефремовна первый профессиональный искусствовед в Магаданской области. Она внесла значительный вклад в развитие изобразительного и прикладного искусства в крае. Открыла для широкой публики имена многих талантливых художников Колымы и Чукотки, способствовала пропаганде самобытного национального искусства коренных народов Крайнего Северо-Востока. Автор книг «Танцы народов Севера» (1959), «Современная чукотско-эскимосская резная кость» (1967), «Дмитрий Брюханов» (1969). Много лет Л.Е. Тимашева возглавляла общественную редакцию телевизионной передачи «В мастерских художников» на областной студии телевидения. Во второй половине 1950-х гг. преподавала историю искусств в художественной студии при областном Доме народного творчества. При ее деятельном участии в 1965 г. в Магадане открылась Детская художественная школа. Постоянно работала в выставочных комитетах зональных и областных выставок, многие годы была заместителем председателя зонального выставочного комитета [7, с. 226].

Чукча Туккай - косторез [1, д. 1, л. 20]. Родился в Уэлене. Сын резчика Хальмо, брат Вуквола [8, с. 167]. Не имел художественного образования [1, д.1, л. 20]. Резьбой по кости начал заниматься в 1932 г. В 1955-1973 гг. работал в Уэленской косторезной мастерской, с 1968 г. - ее художественный руководитель [8, с. 167]. Участник областных выставок и Республиканской выставки прикладного искусства 1956 г. За участие в последней был награжден дипломом I степени и грамотой Министерства торговли РСФСР. Принят кандидатом в члены Союза художников СССР 9 октября 1958 г. [1, д. 1, л. 20]. 29 сентября 1960 г. был переведен из кандидатов в члены Союза [1, д. 1, л. 52].

Чукчанка Галина Тынатваль - косторез. Не имела художественного образования. За участие в областной и окружной выставках награждена дипломами I и II степени. Принята кандидатом в члены Союза художников СССР 9 октября 1958 г. [1, д. 1, л. 21], а 29 сентября 1960 г. была переведена в члены Союза [1, д. 1, л. 52].

Владимир Иванович Удовенко в 1964 г. принят в члены Союза художников СССР. В 1958-1964 гг. преподавал живопись и композицию в художественной студии при областном Доме народного творчества. Участник областных и городских выставок с конца 1950-х гг. С 1960 г. В.И. Удовенко ежегодно совершал поездки по Колыме и Чукотке. Человек и природа северного края - основные темы его творчества. Среди работ: «Морские охотники», «Бригада зверобоев», «Юкагир» и др. [7, с. 229].

Чукчанка Вера Эмкуль - гравер по кости [8, с. 168]. Не имела художественного образования [1, д. 1, л. 19]. C 1935 г. работа в Уэленской мастерской [1, д. 4, л. 182]. На момент принятия кандидатом в члены Союза Художников имела 4 диплома I степени за участие во всесоюзных, республиканских и зарубежных выставках, 5 почетных грамот и свидетельство о внесении в книгу Почета за достигнутые высокие показатели в соцсоревновании. Принята кандидатом в члены Союза художников СССР 9 октября 1958 г. [1, д. 1, л. 19]. Переведена из кандидатов в члены Союза Художников СССР 23 апреля 1962 г. [1, д. 1, л. 126]. За годы работы в Уэленской косторезной мастерской ею было создано большое количество уникальных произведений, которые экспонировались на Всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале, на всесоюзных, республиканских, зональных, областных и окружных выставках [1, д. 4, л. 182].

Эскимос Хухутан - косторез [1, д. 1, л. 20]. Родился в пос. Наукан [8, с. 168]. Не имел специального образования [1, д. 1, л. 20].

Резьбой и гравировкой по кости начал заниматься в 1928 г. [8, с. 168]. Участник выставки народно-прикладного искусства в 1956 г. на которой представил 10 работ и республиканской выставки 1957 г. Принят кандидатом в члены Союза Художников СССР 9 октября 1958 г. [1, д. 1, л. 20]. 29 сентября 1960 г. был переведен из кандидатов в члены Союза художников СССР [1, д. 10, л. 53].

Чукчанка Елена Янку - косторез [8, с. 168]. Не имела художественного образования. Участница выставок народно- прикладного и декоративного искусства 1956 г. и республиканской выставки 1957 г. Принята кандидатом в члены Союза художников СССР 9 октября 1958 г. [1, д. 1, л. 21]. 29 сентября 1960 г. переведена из кандидатов в члены Союза [1, д. 1, л. 52].

По решению секретариата правления Союза художников РСФСР от 5 июля 1961 г. Магаданскому отделению Союза было выдано 11 единых членских билета Союза художников РСФСР и 5 единых кандидатских билета Союза художников РСФСР. Единые членские билеты были выданы: графику Д.А. Брюханову; искусствоведу Л.Е. Волошенюк; косторезам Вуквутагину, Суйгутегину, Туккай, Г. Тынатваль, Хухутан, Янку; скульпторам Ким Ин Хо и М.М. Ракитину; художнику театра М.М. Цибаровскому [1, д. 1, л. 87]. Единые кандидатские билеты Союза художников РСФСР были выданы: живописцам Н.И. Гетману и В.Г. Косогорову; графику Н.И. Ларину; скульптору Р.А. Мингалеевой и художественному декоратору искусства Эмкуль [1, д. 1, л. 88].

Согласно отчету за 1968 г. на учете в Магаданском отделении Союза художников РСФСР на 1 января 1968 г. состояло 13 членов и 1 кандидат. За год были приняты в члены Союза - 1 человек и в кандидаты в члены Союза художников СССР - 6 человек. В 1968 г. умерли заслуженные художники РСФСР Хохутан и Вуквутагин. Кандидат в члены Союза художников СССР А. Макаров выехал за пределы области. Таким образом, на 1 января 1969 г. на учете в отделении состояло 12 членов и 5 кандидатов в члены Союза художников СССР [1, д. 10, л. 4].

Магаданское отделение Союза художников РСФСР, являясь областной организацией, в период с 1964 по 1966 г. не проводило крупных городских мероприятий, но в 1964 г. в г. Магадане была развернута областная выставка профессиональных художников, которая познакомила магаданцев с лучшими произведениями художников. Члены Магаданского отделения Союза принимали участие в работе Совета красоты города и художественного совета при облисполкоме, работа которых была направлена на улучшение оформления г. Магадана [1, д. 10, л. 1].

В целях пропаганды изобразительного искусства члены отделения регулярно выступали перед трудящимися города с беседами и лекциями. За период с 1964 по 1966 г. было прочитано свыше 50 лекций в городском университете культуры, школах города, общежитиях рабочих Магадангорстроя, на семинарах учителей, в воинских частях и т. д. [1, д. 10, л. 1]. 36 из них прочитаны в 1964 г. [1, д. 5, л. 3]. Было проведено около 10 бесед о творчестве советских художников и художников Магадана по телевидению [1, д. 10, л. 1].

Помимо этого, за 1964 г. Магаданское отделение Союза подготовило 17 статей по вопросам эстетического воспитания, промышленной эстетике и творчеству Магаданских художников в газеты области. Была оказана помощь школе № 1 г. Магадана в оформлении ее интерьеров, организована студия самодеятельных художников в порту Певек, художниками дано свыше ста устных и письменных консультаций, принято участие в семинаре учителей города, посвященному эстетическому воспитанию детей в школе [1, д. 5, л. 3].

В работе художников Магаданского отделения Союза за период с 1964 по 1966 г. руководством отмечались недостатки, такие как нарушение трудовой дисциплины. Отсутствие выставочного помещения, мастерских и жилья для художников вызывало у них трудности, мешающие им работать с полной отдачей [1, д. 10, л. 1].

В январе 1967 г. в Магадане была проведена ретроспективная выставка на которой были представлены работы, созданные за период с 1955 по 1967 г. В этой выставке приняло участие 22 художника, представивших около 130 произведений. Выставка наглядно показала количественный и качественный рост профессионального творческого коллектива отделения. Но, были и недостатки, например, почти полное «отсутствие работ, рассказывающих о жизни промышленных районов области, плохое знание жизни героев произведений» [1, д. 5, л. 11].

Проделанная работа способствовала усилению творческой активности коллектива и в зональной юбилейной выставке «Советский Дальний Восток» (июль 1967 г., г. Владивосток) 28 магаданских художников представили 90 работ. Впервые Магаданское отделение Союза художников РСФСР так широко было представлено на большой выставке. При этом следует отметить, что магаданские художники экспонировали свои произведения почти во всех разделах выставки, начиная от монументального и заканчивая декоративно-прикладным искусством [1, д. 5, л. 12].

В сентябре 1967 г. в Москве открылась республиканская выставка «Советская Россия», посвященная 50-летию Октября. Ее участниками стали Заслуженные художники РСФСР Хухутан и Д.А. Брюханов, художники В.Н. Мягков, мастера-косторезы Туккай, Хуват, Килилой, граверы Эмкуль и Теютина [1, д. 5, л. 14].

Следует положительно отметить работу художников-оформителей к концу рассматриваемого периода. Повышение идейных и художественных качеств оформительских работ «свидетельствовало о понимании художниками задач, стоящих перед оформительским искусством, призванным коммунистически и эстетически воспитывать трудящихся» [1, д. 5, л. 15].

Заботясь о подрастающем поколении, художники оказывали помощь учителям путем занятий с ними на областных и городских семинарах. «Коммунистическое воспитание детей средствами изобразительного искусства», «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», «Советское изобразительное искусство», «Дети в творчестве советских художников», - вот далеко не полный перечень тем лекций, прочитанных на семинарах [1, д. 5, л. 19].

В 1968 г. вся работа Магаданского отделения Союза была направлена на подготовку к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. В связи с этим в апреле 1968 г. была проведена неделя изобразительного искусства, с которой совпала вся выставочная деятельность отделения за год. В Магадане в этот период была открыта областная художественная выставка, на которой экспонировалось около 200 работ 22 авторов. Ее посетило свыше 4000 человек. Одновременно были открыты и другие:

1. Выставка художников-оформителей, которую посетило около 500 человек. На этой выставке было представлено 33 работы художников А. Когана, А. Грибова, И. Шихова.
2. Выставка живописца В. Удовенко. Экспонировалось 20 работ, эту выставку посетило около 3000 человек.
3. Выставка книг оформленных художниками Д. Брюхановым, В. Кошелевым и А. Макаровым. На выставке было представлено 35 книг, ее посетило 300 человек.
4. Выставка «Художники театра». На выставке экспонировалось свыше 30 работ художников В. Мягкова, О. Желенкова, Т. Дидишвили, Г. Шломаниса. Выставку посетило около 2 000 человек.
5. Выставка художников-живописцев. Экспонировалось 45 работ художников Н. Гетмана, И. Шихова, К. Фукиной, П. Попова и И. Гришина. Выставка проходила в клубе автотранспортников, на ней присутствовало около 700 человек.
6. Выставка художников Магадана в Доме культуры пос. Ола. На ней экспонировалось 60 работ художников В. Удовенко, П. Попова, Э. Афанасенко, И. Шихова, Н. Гетмана, А. Макарова, Д. Брюханова, В. Мягкова, И. Васильева, И. Метальникова и скульпторов В. Кима, В. Троицкой, Л. Гаспаряна. Выставку посетило свыше 70 человек [1, д. 10, л. 5].

Таким образом, за 1968 г. было проведено 7 выставок, на которых экспонировалось 420 произведений живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного, монументального, оформительского и декоративно-прикладного искусства. На выставках было организованно 20 экскурсий.
 
Продолжилась работа по пропаганде изобразительного искусства. Было прочитано 35 лекций в пединституте, школах и на предприятиях города на темы: «Ленинский план монументальной пропаганды», «Как понимать произведения искусства», «Наш современник в произведениях Советских художников», «Советское изобразительное искусство» и др. По радио и телевидению проведены передачи: «Образ В.И. Ленина в изобразительном искусстве», «Художники Дальнего Востока - юбилей В.И. Ленина», «Ленинский план монументальной пропаганды», «Неделя изобразительного искусства», «Областная художественная выставка», «У косторезов Чукотки».

В целях пропаганды творчества местных художников было проведено 7 встреч с рабочими Магаданского машиностроительного завода, Кожевенно-обувного комбината, со студентами пединститута и книголюбами. В областных газетах было опубликовано 12 статей, среди них: «Образ В.И. Ленина в творчестве магаданских художников», «Галина Тынатваль», «Художники-дальневосточники - юбилею», «Областная художественная выставка». Была подготовлена статья к альбому «Художники Магадана» и монография о заслуженном художнике РСФСР Д.А. Брюханове [1, д. 10, л. 6].

Заботясь об эстетическом воспитании подрастающего поколения, художники оказывали помощь учителям путем занятий с ними на областных и городских семинарах. Помимо этого отделение Союза художников взяло шефство над школами города. Некоторые художники были закреплены за определенными школами, в которых они проводили встречи с учащимися и помогали коллективу учителей наладить работу по эстетическому воспитанию школьников. Особенно много энергии правление проявило к организации Детской художественной школы г. Магадана. С 1 октября 1967 г. ее учениками стали свыше 40 ребят [1, д. 5, л. 19].

Велась работа с кадрами по повышению профессионального мастерства. В этих целях были направлены в Дома творчества скульптор В. Ким, живописцы И. Метальников и И. Шихов, искусствовед Л. Тимашева [1, д. 10, л. 7].
Магаданское отделение Союза могло бы работать значительно лучше, если бы не ряд причин, мешающий более качественной работе художников. К этим причинам относятся: отсутствие жилья для художников; специального выставочного зала; помещений для творческих мастерских и салона-магазина, где можно было бы продавать произведения художников.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 1534 от 20 ноября 1962 г. и № 391 от 2 июня 1967 г. «О мерах по дальнейшему улучшению материальных условий для развития изобразительного искусства» в 1963-1965 гг. Магаданскому отделению Союза художников РСФСР должно было быть выделено 10 помещений под творческие мастерские, помещение для салона- магазина, а также должны были выделяться квартиры, наравне с другими категориями работников искусств. Но, это постановление было выполнено частично [1, д. 4, л. 114].

В январе 1967 г. Магаданский горисполком выделил отделению четыре комнаты для творческих мастерских, которые по своим размерам (одна - 18 кв. м, три по 13,5 кв. м при высоте 2,5 м) были не пригодны для мастерских [1, д. 4, л. 114].
Более тяжелое положение обстояло с жильем для художников. За 1962-1967 гг. были выделены три квартиры; одна - однокомнатная, для заслуженного художника РСФСР Д.А. Брюханова и две - двухкомнатные, для художников Н.И. Гетмана и П.С. Попова [1, д. 4, л. 109]. Такое положение привело к тому, что художники Шихов, Васильев, Сиротин были вынуждены выстроить себе сараи и приспособить их под жилье и мастерские [1, д. 4, л. 115].

Тяжелые квартирные условия и отсутствие мастерских снижало творческую активность магаданских художников. Кроме того, отсутствие квартир не давало возможности приглашать на работу в область молодых и квалифицированных специалистов. Эти же причины приводили к тому, что некоторые художники стали уезжать за пределы области [1, д. 4, л. 109]. Например, уехали из города Р. Юрьянов, имеющий высшее специальное образование, оформители Садовников и Мацкевич [1, д. 4, л. 115].

Затруднена была и выставочная деятельность магаданских художников. Специального выставочного зала не было, а платить арендную плату за зал в Магаданском областном драматическом театре или Дворце культуры у отделения Союза художников не было возможности, так как для проведения выставок ежегодно выделялось лишь 600 рублей [1, д. 4, л. 119].

Трудности были и в Уэленской косторезной мастерской. Анализируя деятельность косторезной мастерской в 1969 г., Правление Магаданского отделения Союза пришло к выводам, что творческому росту мастеров мешает принадлежность мастерской Обл- местпрому (организации, не имеющей достаточно квалифицированных специалистов); неправильная расстановка кадров в мастерской привела к тому, что заслуженные художники РСФСР Туккай и Хухутан, художники Сейгутегин, Эмкуль, Тынатваль не создавали новых образцов, а занимались копированием своих старых произведений; отсутствие должности художественного руководителя в Уэленской косторезной мастерской снижало качество произведений мастеров; русские мастера (такие как Тышов и Бугаев) «не знали и не понимали специфики чукотско-эскимосского искусства резьбы по кости и зачастую навязывали мастерам свои идеи и приемы резьбы, чуждые искусству Чукотки»; отсутствовало достаточное количество сырья (клыка), который колхозы не сдавали в мастерскую; отсутствие ученичества, приведшее к «кадровому голоду» [1, д. 4, л. 120].

Для создания наиболее благоприятных условий для работы членов отделения, правление ходатайствовало перед областными организациями о предоставлении художникам помещений для творческих мастерских и улучшению жилищных условий. Так, в начале 1967 г. горисполком выделил три помещения для творческих мастерских, в которых работали художники В. Удовенко, П. Попов и А. Макаров. Кроме того, в помещении художественно-производственных мастерских было выделено две комнаты для творческой работы скульпторов В. Кима, В. Троицкой, Л. Гаспаряна и художников Н. Гетмана, И. Гришина, И. Шихова и А. Грибова. Одновременно, совместно с облисполкомом удалось добиться решения вопроса о строительстве нового помещения для косторезной мастерской в пос. Уэлен и жилых домов для мастеров [1, д. 5, л. 11].

В целях повышения профессионального мастерства членов отделения проводились обсуждения работ на заседании выставочного комитета и непосредственно в мастерских художников. Помимо этого художники направлялись в Дома творчества Союза художников СССР и РСФСР.

Консультационная работа по выбору тем для произведений проводилась членами правления: заслуженным художником РСФСР Д.А. Брюхановым, искусствоведом Л.Е. Тимашевой и членом Союза В.И. Удовенко [1, д. 5, л. 10].
Одной из важнейших задач Союза являлось широкое вовлечение в искусство масс трудящихся. Коллектив Союза постоянно оказывал активную помощь самодеятельным художникам, такую, как письменные и устные консультации, беседы, анализ работ художников-любителей [1, д. 5, л. 18].

Таким образом, проанализировав имеющиеся материалы, мы пришли к выводу, что деятельность Магаданского отделения Союза художников РСФСР в рассматриваемый возможно разделить на два этапа: первый - с ноября 1957 г. по апрель 1962 г., к которому относится деятельность Магаданской орг-группы Союза художников СССР; второй этап берет начало с образования самого Магаданского отделения Союза художников РСФСР (апрель 1962 г.) и длится на протяжении 60-х гг. XX в. - это время наиболее активной деятельности Союза.

Магаданское отделение Союза художников РСФСР являлось многонациональной организацией. В его состав входили русские художники, кореец и коренные народы Севера Дальнего Востока России (чукчи, эскимосы).

В период подготовки к юбилейным, областным, зональным, республиканским и Всесоюзным художественным выставкам работа Союза велась в трех основных направлениях: оказание помощи в повышении профессионального мастерства, оказание помощи в выборе тематики и создание условий для работы художников.

Правление Союза стремилось сделать так, чтобы влияние профессионального коллектива художников чувствовалось во всех сферах художественной деятельности области. В этих целях члены отделения принимали самое активное участие в работе областного художественного совета, в работе художественного совета театра и ученого совета Краеведческого музея. Проводились анализы работы художников телестудии и газеты «Магаданская правда».

В целом, магаданские художники в период с 1957 по1969 г. внесли существенный вклад в развитие художественного искусства не только своей территории, но и всей страны. Организаторская деятельность Союза и сегодня является образцом высокопрофессионального служения своему делу.
 
Библиографический список

1. Государственный архив Магаданской области (ГАМО). Фонд Р-376 «Деятельность Магаданского отделения Союза художников РСФСР» Оп 1. Д.1-11.
2. Государственный каталог музейного фонда РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.goskatalog.ru/site/. - 20.09.2015.
3. Зорина Н. Север. Советкэн Чукотка [Электронный ресурс] / Н. Зорина. - Режим доступа: http:// zorinanata.ru/chukotskie-kostorezy/starozhily-chukotki. - 25.10.2015.
4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство [Электронный ресурс] / Т.В. Ильина. - М., 2000. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/istoria- iskusstva-russia/16.htm. - 25.10.2015.
5. Магаданский областной краеведческий музей (МОКМ): коллекции живописи и косторезного искусства.
6. Митлянская Т.Б. Художники Чукотки / Т.Б. Мит- лянская. - М. : Изобраз. искусство, 1976. - 207 с.
7. Толоконцева О.А. Прекрасного след. Художники Магаданской области : [альбом-справ.] / О.А. Толоконцева, Л.Д. Роньжина ; Магадан. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина, Магадан. обл. орг. Всерос. творч. обществ. орг. «Союз художников России». - М. : Пранат, 2002. - 256 с.
8. Чукотское и эскимосское искусство : из собр. Загор. гос. ист.-художеств. музея-заповедника : [альбом]. - Ленинград [СПб.] : Художник РСФСР, 1981. - 179 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета. - № 26. - Магадан : СВГУ, 2016.

Категория: История. Философия | Добавил: x5443x (11.09.2017)
Просмотров: 52 | Теги: союз художников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь