Вторник, 24.10.2017, 10:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

Аристотель

Аристотель (384 – 322 до н.э.)

Древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.

Аристотель основал собственную школу. Подвергнув критике теорию своего учителя Платона об «идеях» как бестелесных формах вещей, создал учение объективного идеализма, охватившее все виды знания, в вопросах объяснения природы часто совпадающее с материализмом.

Этике Аристотель посвятил три специальных труда, главный из которых – «Этика Никомаха» предназначался для его сына. Аристотель считал, что в основе моральной деятельности и нравственных доблестей лежит объективная целесообразность.

Высшее благо – это цель, к которой люди стремятся ради ее самой. Раскрывает его высшая руководящая наука – политика. Как самодовлеющее оно не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели, а определяется назначением человека, которое воплощается в прекрасном выполнении разумной деятельности и согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добродетелью. Стремящаяся к высшему благу жизнь может быть только деятельной; добрые качества, не обнаруженные в действии, не дают блаженства. Кроме высшей цели достижение высшего блага предполагает известное число подчиненных ему низших целей. Достигнуть цели человек может, обладая добродетелью, которая есть, прежде всего, умение верно ориентироваться – выбирать среднее между излишеством и недостатком. При этом «середина» не может быть найдена в пределах дурного, выбору подлежит только наилучшее из хорошего.

Добродетели Аристотель подразделил на этические, или добродетели характера (например, щедрость), и дианоэтические, или интеллектуальные (например, мудрость). Последние развиваются главным образом путем обучения, нуждаются в опыте и во времени. Добродетели не аффектны и не прирожденные способности, а приобретенные свойства, возникающие при действии, направленном на отыскание «середины» между избытком и недостатком. Поскольку найти такую «середину» трудно, нравственное совершенство – достижение редкое, похвальное и прекрасное.

Так как деятельность добродетелей проявляется в области средств, ведущих к цели, то, согласно Аристотелю, во власти человека и добродетельность, и прочность, и воздержание.

Однако стремление к истинной цели не подчиняется личному выбору; человек должен родиться с этим стремлением. Кто от природы в совершенстве владеет им – тот благородный человек. Степень произвольности действий и приобретенных свойств души, по Аристотелю, не одна и та же: действия с самого начала и до конца во власти человека, приобретенные же свойства души произвольны лишь вначале, и человек не замечает, как постепенно складывается его характер.

Настоящая цель жизни, по Аристотелю, - блаженство, которое вызывается деятельностью как таковой. Блаженная жизнь сообразна с важнейшей добродетелью, которая присуща лучшей части души. Деятельность последней созерцательна. Но созерцание истины – это самая притягательная из всех деятельностей. Ей наиболее свойственна самодостаточность. В противоположность деятельности практических добродетелей (военной, политической), которая стремится всегда к известной цели и желательная не ради самой себя, созерцательная деятельность разума отличается значимостью и ценностью ради самой себя, не стремится к какой-либо внешней цели и заключает в себе ей одной присущее наслаждение, которое усиливает энергию. Именно к такой жизни и должен стремиться человек.

Нравственный идеал Аристотеля, провозглашающий высшей доблестью самодовлеющее отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины; предпосылкой философской деятельности – досуг (порождаемый рабским трудом и созданным на основе этого труда достатком); совершеннейшим и самодостаточным созерцателем – пребывающего вне мира и над миром Бога, есть отражение в отвлеченной форме идей античного рабовладельческого общества.

Божественный образец созерцательной деятельности разума – сложное порождение характерного для греческого полиса второй половины 4 века до н.э. отделения умственного труда от физического, теоретического досуга от практической независимости от тревог и превратностей социальной борьбы классов и политических партий.

«Словарь по этике» под ред. О.Г.Дробницкого и И.С.Кона

Читайте также:

Конфуций (Кун-цзы, Кун-Фу-цзы) (551 – 479 до н.э.)

Сократ (469 – 399 до н.э.)

Демокрит (ок.460 – 370 до н.э.)

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

Аристотель (384 – 322 до н.э.)

Цицерон Марк Туллий (106 – 143 гг. до н.э.)

Марк Аврелий (121 – 180)

Лютер Мартин (1483 – 1546)

Ларошфуко (1613 — 1680)

Блез Паскаль (1623 – 1662)

Руссо Жан Жак (1712 – 1778)

Иммануил Кант (1724 – 1804)

Сен-Симон Клод Анри де Ревруа (1760— 1825)

Гегель (1770 – 1831)

Фурье Шарль (1772 – 1837)

Людвиг Фейербах (1804 – 1872)

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (21.05.2017)
Просмотров: 64 | Теги: Аристотель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь