Среда, 22.02.2017, 20:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Исторический обзор законодательства о транспортных преступлениях

Исторический обзор законодательства о транспортных преступлениях

 

Появление в УК Российской Федерации 1996 г. гл. 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», явилось логическим этапом процесса возникнове­ния и совершенствования норм уголовного права, устанавливающих ответ­ственность в названной сфере общественных отношений.

 

Развитие правовых норм, включая нормы уголовного права в области безопасности движения и эксплуатации транспорта, шло вслед за появлени­ем и развитием новых видов транспорта (автомобильный, воздушный, тру­бопроводный). Хотя их «вклад» в формирование самостоятельного транс­портного направления в уголовной политике далеко не равновелик. В инте­ресующем нас аспекте этот «вклад» определяется целым рядом обстоя­тельств. Назовем главные из них. Первое - это массовость того или иного вида транспорта (водного, железнодорожного, воздушного, автомобильного и трубопроводного). Второе - среда и условия их функционирования, опре­деляющие возможность причинения ущерба окружающим. Третье - харак­тер и тяжесть последствий нарушения безопасности движения и эксплуата­ции транспорта. Все эти составляющие взаимосвязаны и, в конечном счете, суммарно определяют степень общественной опасности рассматриваемых деяний.

Если сопоставлять тяжесть последствий отдельных случаев нарушения соответствующих правил на каждом из перечисленных видов транспорта, то первое место будет принадлежать водному транспорту, участвующему в морском судоходстве. Во многом это определяется тем, что судоходство возникло гораздо раньше других видов транспорта. После гибели в начале текущего века «Титаника» мир периодически продолжает содрогаться от морских катастроф, унося­щих сразу многие сотни человеческих жизней. В 1986 г. затонули два круп­ных советских пассажирских судна. У берегов Новой Зеландии в феврале трагедия постигла теплоход «Михаил Лермонтов», а в августе вблизи Ново­российска потерпел аварию и стремительно ушел под воду пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов». Последствия водных катастроф были бы еще более тяжкими, если бы не сложившаяся на водном транспорте система спасения, которая нередко позволяет предотвратить гибель большинства, а иногда и всех людей, находившихся на борту терпящего бедствие судна.

В последние годы мировую общественность и население отдельных стран волнуют сообщения об авиационных катастрофах.

В 1935 г. после столкновения с самолетом сопровождения рухнул на землю самый большой в то время в мире 8-моторный аэробус «Максим Горький», который принимал на борт 80 пассажиров. Эта была самая круп­ная авиационная катастрофа. Однако сегодня ее масштабы уже не удивля­ют. Современные воздушные лайнеры принимают на борт уже сотни лю­дей. Это не могло не отразиться на частоте возникновения летных проис­шествий и на тяжести связанных с ними последствий.

Следующее место в ряду транспортных средств, отдельные катастрофы которых сопровождаются большим числом жертв, следует отвести подвиж­ному составу железных дорог. Это объясняется прежде всего количеством пассажиров, которые находятся в отдельном поезде. Железнодорожные катастрофы, в результате которых погибли многие десятки и получили ранения сотни людей, зафиксированы во многих странах мира.

Любые воздушные, морские и железнодорожные катастрофы воспринимаются как чрезвычайные происшествия. Практически каждая из них освещается средствами массовой информации, вызывает широкий общественный резонанс, влечет создание комиссий по расследованию обстоятельств случившегося.

Морские катастрофы исторически первыми потребовали правового регулирования, включая установление ответственности за нарушение пра­вил судоходства.

Железнодорожный транспорт возник во второй четверти XIX в. Первая железная дорога в России (между Петербургом и Павловском) протяженно­стью 27 км была открыта в 1837 г. Движение по железным дорогам практи­чески с первых же дней воспринималось как нечто строго контролируемое, охраняемое и сопровождаемое изданием и совершенствованием норм правового регулирования. Что же касается несчастных случаев с людьми и других происшествий на железных дорогах, то ответственность за них оп­ределялась общеуголовными нормами и длительное время не нуждалась в специальной регламентации уголовным законом.

Зарождение авиации происходило в конце XIX - начале XX в. в связи с появлением двигателя внутреннего сгорания. На пороге XX в. число самолетов во всем мире исчислялось де­сятками. Массовое формирование воздушного транспорта в России началось в 30-е г.

Проследим по основным этапам формирование норм уголовного права, устанавливающих ответственность за нарушение правил безопасности дви­жения и эксплуатации транспортных средств в России.

В самых первых нормативных актах советского правительства упомина­ется железнодорожный транспорт. Так, в обращении СНК РСФСР к насе­лению от 26 ноября 1917 г., в котором речь идет о контрреволюционном восстании, указывалось, что «какое бы то ни было содействие контррево­люционерам со стороны... железнодорожного персонала будет караться по всей тяжести революционных законов» В Положении о Революционных Военных Трибуналах от 18 марта 1920 г. говорилось о необходимости укрепления дисциплины на железнодорожном транспорте и обозначались признаки ряда преступлений, включая саботаж, нарушение правильной работы железных дорог, корыст­ные посягательства на железнодорожное имущество и на вверенные доро­гам для перевозки грузы и т. п. Разумеется, в те годы борьба с транспорт­ными преступлениями интересовала законодателя не столько из-за несчаст­ных случаев с людьми, сколько из-за необходимости обеспечения беспере­бойной работы транспорта. Так, в постановлении Совета Рабочей и Кресть­янской обороны «Об ответственности за злоумышленное разрушение же­лезнодорожных сооружений» от 10 октября 1919 г. говорилось: «Для пре­сечения участившихся в последнее время случаев злоумышленного разру­шения железнодорожных сооружений или покушения на таковые пойман­ных на месте преступления расстреливать в порядке непосредственной расправы...».

Во все времена транспортные средства и перевозимые на них грузы были объектом хищений, а транспорт использовался как средство передви­жения для совершения различного рода имущественных преступлений и преступлений против личности, для транспортировки похищенного, сокрытия с места происшествия и т.п. В данном случае упоминания об этих преступлениях будут служить цели лишь более четкой концентрации внимания на тех составах, которые в конечном счете трансформировались в гл. 27 УК РФ 1996 г.

 

Предыдущая страница   Следующая страница

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.01.2013)
Просмотров: 819 | Теги: преступлениях, законодательства, исторический, обзор, о транспортных | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017