Суббота, 16.02.2019, 06:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Е.А.Кравцова, кандидат юридических наук

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Экологическое право, охрана окружающей среды, право на благоприятную окружающую среду, отходы производства и потребления, утилизации отходов, нормативное регулирование, зарубежный опыт, законодательство об утилизации отходов.

Стокгольмская декларация по окружающей среде 1972 года закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, указывает на необходимость минимизации вредного воздействия на нее со стороны человека. Отходы производства и потребления являются одним из факторов, негативно влияющих на окружающую среду. В статье с точки зрения исторической ретроспективы рассматривается проблема борьбы с мусором в Российской Федерации и за рубежом, выявляются возможные способы ее решения в России. В частности, предлагается предусмотреть не только карательные меры к лицам, производящим отходы, но и методы экономического стимулирования для лиц, вводящих безотходные технологии, а также организаций, деятельность которых связана с переработкой мусора.

 

Мировое сообщество признало наличие глобальных экологических проблем, стоящих перед человечеством, которые необходимо решать совместными усилиями. И одной из таких проблем, наряду с перенаселением, опустыниванием, озоновыми дырами, глобальным потеплением, является мусор. Несмотря на то, что данная проблема признана общей для всего человечества только в XX веке, возникла она давно.

Первый закон о мусоре, дошедший до нас, был принят примерно за 2,5 тысячи лет до нашей эры в Древней Греции, властями Афин, которые вынесли предписание о том, что граждане города обязаны вывозить мусор не менее чем за 1,5 км от города [1]. Появление первых мусорных урн также приписывают Афинам: известно, что примерно в 400 году до нашей эры на улицах города были установлены специальные плетеные корзины, куда горожане могли складировать свои отходы, которые потом вывозились в специально отведенные для этого места - свалки в современном нашем понимании. Такая же традиция - вывозить мусор за пределы населенных пунктов - существовала и в Древнем Риме. На юго-западной оконечности Рима и по сей день сохранился холм Монте-Тестаччо высотой почти 50 метров, который состоит из миллионов разбитых амфор [2].

Ситуация кардинально изменилась в худшую сторону, когда пала Римская империя. Завоеватели-варвары совершенно не заботились о гигиене и экологии. Так, во времена Меро- вингов одним из самых явных свидетельств презрения к ближнему было метнуть ему в лицо «зловонную грязь городской улицы». «Принцип «Всё - на улицу» или «Всё - в реку» был в порядке вещей» [3, c. 12]. В Германии был издан закон: прежде чем выкинуть мусор в окно, следует три раза прокричать «берегись». Горожане ходили по улицам, забитым грязью, пищевыми отходами и испражнениями. Результатом такого отношения к отходам стали многочисленные вспышки инфекционных болезней. Особенно губительной стали эпидемии бубонной чумы, число жертв которой оценивается историками примерно в 130-140 миллионов человек: треть населения Азии и примерно половина населения Европы [4].

Однако, мусор, производимый до XX века, был в основном органического происхождения, то есть довольно быстро разлагался и при правильном захоронении не представлял опасности для окружающей среды. Так, по данным экологов, срок разложения пищевых отходов составляет 1 месяц. В XX веке, с развитием промышленности, состав отходов качественно поменялся. Были изобретены пластмасса,

алюминиевые сплавы, резина, которые имеют длительный срок разложения. Например, электрические батарейки разлагаются 110 лет, а алюминиевые банки - 500 [5]. Во второй половине XX века человечество столкнулось с новой интерпретацией проблемы мусора: встал вопрос не о том, как и куда его вывозить, а о том, что с ним делать, учитывая вред, наносимый им природе и человеку.

В Стокгольмской декларации по окружающей среде, принятой в 1972 году на конференции ООН [6], было впервые провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду. Оно имплементировано в российскую систему права и зафиксировано в ст. 42 действующей Конституции. Одним из условий соблюдения права на благоприятную окружающую среду является решение проблемы отходов производства и потребления. Развитые страны мира, производящие наибольшее количество высокотехнологичных отходов, первыми осознали бессмысленность борьбы с ними методом их захоронения и пошли по пути их переработки. Так, законы о рециклинге приняты более чем в 50 странах мира [7, c. 2]. Все больше стран присоединяется к программе «Zero Waste» (ноль мусора) [8], которая основана на следующих принципах:

1) перерабатывать отходы для их повторного использования;

2) если отходы нельзя переработать, их можно использовать как вторичные энергетические ресурсы;

3) отходы свозятся на полигон только в случаях, если их невозможно использовать первыми двумя способами.

Следует отметить, что многие страны, руководствуясь данными принципами, выстроили довольно успешно функционирующую систему управления отходами. Одним из лидеров по переработке отходов в азиатских странах является Южная Корея. В стране перерабатывается 60% мусора, сжигается 7% и только 16% отправляется на свалки и полигоны [9, c. 74]. Один из самых высоких показателей в мире по утилизации отходов принадлежит Швеции, где перерабатывается 99% отходов (вторичной переработке подвергается более половины) [10] и только 1% отходов вывозится на полигоны для захоронения. До 60% энергии в этой стране вырабатывается путем сжигания мусора.

Какова же ситуация с мусором в России? Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 утверждена «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». В ней приведены следующие факты: ежегодно в стране образуется около 4 млрд тонн отходов производства и потребления, 55-60 млн тонн из них составляют твердые коммунальные отходы; в России действуют около 15 тысяч официальных свалок, которые занимают территорию примерно в 4 млн гектаров, при этом ежегодно их площадь увеличивается на 300-400 тысяч гектаров. При этом только 8% свалок соответствуют санитарным требованиям. Как справедливо замечает П.М. Кустова, «большинство легальных мусорохранилищ исчерпало свой объем вместимости» [11, c. 55], что вынуждает организации свозить мусор на несанкционированные свалки, которых в стране насчитывается около 5,5 тысячи. Таким образом, не вызывает сомнений то, что проблема отходов является весьма актуальной для России. Является очевидным, что решать эту проблему следует не только на экономическом и организационном уровнях, но и на законодательном.

Базовым в сфере обращения с отходами является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» [12]. Несмотря на то, что закон был принят в 1998 году, в нем даже не было понятия «утилизация отходов». В 2012 году Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [13], в которых указывалось на необходимость пересмотреть отношение к отходам в государстве, принять меры по предупреждению образования отходов путем внедрения новых технологий, по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем их переработки, по созданию инфраструктуры экологически безопасного размещения и уничтожения отходов. На основании этого документа был разработан ряд нормативных актов, касающихся сферы экологии и затрагивающих, кроме прочего, вопросы обращения с отходами. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ были внесены изменения в закон «Об отходах производства и потребления». Закон предусматривает внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, вводит специализированный сбор на утилизацию транспортных средств, устанавливает обязанность для производителей и импортеров товаров обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров либо выплачивать экологический сбор, устанавливает необходимость ведения единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.

Однако, несмотря на внесенные в закон «Об отходах производства и потребления» изменения, нормы закона нуждаются в дальнейшей доработке. К примеру, одной из новаций является введение экологического сбора: установлено, что лица, которые являются производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации, обязаны выплачивать взнос на их утилизацию. Экологический сбор входит в число неналоговых доходов бюджета. Закон не предусматривает аккумулирование указанных средств на специальных счетах и их целевое использование. Это значит, что денежные средства, полученные от экологических сборов, могут быть потрачены на любые нужды. И не факт, что такими нуждами будут признаны существующие экологические проблемы, в том числе и проблема утилизации отходов. Такая ситуация характерна для всех экологических платежей, сборов и штрафов.

На наш взгляд, в законах «Об охране окружающей среды» [14] (основном законе в сфере экологии) и «Об отходах производства и потребления» необходимо закрепить целевое назначение денежных средств, поступающих от любых экологических платежей. Эти средства можно направить на строительство мусороперерабатывающих заводов, оборудование полигонов для захоронения мусора, ликвидацию накопленного экологического вреда.

Кроме того, необходимо идти по пути реального привлечения к ответственности лиц, нарушивших законодательство об отходах производства и потребления. Ст. 28 закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что лиц, виновных в нарушении такого законодательства, можно привлекать к дисциплинарной, гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности. Меры дисциплинарной ответственности налагаются исключительно по усмотрению администрации предприятия, такая ответственность не является публично-правовой. Привлечение лиц, нарушивших законодательство об отходах производства и потребления, к гражданско-правовой ответственности на основании ст.ст. 4, 45, 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [15] и ст. 11 закона «Об охране окружающей среды» возможно по инициативе не только государственных органов, но и граждан, поскольку любой гражданин вправе подавать иски о возмещении вреда окружающей среде. Привлечение к уголовной ответственности возможно по ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» [16].

Для лиц, которые при производстве либо обращении с отходами создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде этой статьей предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев; ограничения свободы, привлечения к принудительным работам или лишения свободы на срок до двух лет. В случае если данные деяния повлекли за собой значительный ущерб, срок лишения свободы может составить до восьми лет. Кодекс об административных правонарушениях [17] также содержит несколько составов, связанных с привлечением к ответственности в случаях неправильного обращения с отходами: ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами»; ст. 8.6 «Порча земель»; ст. 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов» (ч. 5 предусматривает ответственность за захоронение отходов в водных объектах); ст. 8.19 «Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации», ст. 8.31 «Нарушение правил санитарной безопасности в лесах» (ч. 5 предусматривает ответственность за загрязнение леса отходами).

Однако, несмотря на наличие в законодательстве норм, регулирующих привлечение к ответственности за неправильное обращение с отходами, большинство нарушителей к ответственности не привлекаются. Уголовные дела по ст. 247 УК РФ возбуждаются редко, гражданские иски по возмещению экологического вреда не подаются. Наиболее часто к нарушителям применяются меры административной ответственности, однако размеры штрафов, налагаемых за совершаемые ими правонарушения, далеко не всегда покрывают материальный ущерб, наносимый окружающей среде. А большинство правонарушений и вовсе остаются безнаказанными в связи с невозможностью установления лиц, их совершивших.

Для преодоления сложившейся ситуации необходимо не только усиливать природоохранную деятельность правоохранительных органов, но и повышать правовую активность населения, привлекая общественность к осуществлению деятельности, направленной на охрану окружающей среды. Например, в России действует волонтерское движение «Мусора больше нет», основанное активистами из Санкт-Петербурга, есть отделения международной общественной организации «Гринпис». На сайтах данных организаций размещены карты, на которых можно обозначить, где именно располагаются несанкционированные свалки, имеется возможность указать на лиц, виновных в их возникновении.

В законодательстве необходимо предусмотреть не только карательные меры в отношении лиц, производящих отходы, но и разработать методы экономического стимулирования для тех, кто внедряет безотходные технологии, а также для организаций, деятельность которых направлена на переработку мусора. В качестве примера можно привести опыт США, где в штате Нью-Джерси принят закон, предусматривающий 50-процентную налоговую скидку при покупке оборудования, на котором производится продукция, содержащая не менее 50% вторичных материалов [18].

На бытовом уровне можно постепенно переходить к раздельному сбору отходов, как это сделано во многих развитых странах. Например, в Белгородской области к такому сбору отходов планируется приступить с 2019 года: их станут разделять на пищевые и не подлежащие переработке и твердые, непищевые, подлежащие переработке. Отходы второго типа будут измельчаться на мусоросортировочных станциях и перерабатываться [19].

Все вышеназванные меры могут, пусть и не сразу, но переломить существующую ситуацию с отходами в Российской Федерации, позволив ей приблизиться к реализации стандартов, предусмотренных концепцией «Zero Waste».

Библиографический список:

1. Краткая история мусора // Мужской журнал // URL: https://mansby.com/life/history/201-102.
2. Швец Л. Мусор мира // // URL: https://www.moya-planeta.ru/travel/view/musor_mira_13342/.
3. Сильги К. История мусора. М.: Издательский дом Текст, 2011.
4. Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. М., 2010.
5. Хижняк Н. Время разложения различного бытового мусора // Новостной интернет- портал «Hi-news.ru» // URL: https://hi-news.ru/eto- interesno/fakty-vremya-razlozheniya- razlichnogo-bytovogo-musora.html.
6. «Стокгольмская декларация» (Извлечение) (Принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 682-687.
7. Волков В.И., Шингаркина В.С. Анализ решения проблем утилизации твердых бытовых отходов за рубежом // Евразийское научное объединение. 2015. № 3. С. 95-97.
8. Мюррей Р. Цель - «Zero waste». М., 2002.
9. Напалова А. А., Насадюк А.Е. Состояние и тенденции развития рынка услуг по утилизации и переработке твердых бытовых отходов в странах АТР // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2015. № 2. С. 73-89.
10. Нулевые отходы: как в Швеции решают проблему мусора // Официальный сайт Информационного агентства ТАСС // URL: http://tass.ru/obschestvo/4285030.
11. Кустова М.П. Утилизация твердых бытовых отходов как экологическая проблемa // Gaudeamus Igitur. 2015. № 2. С. 54-57.
12. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 26. Ст. 3009.
13. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
14. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133.
15. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.
16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
18. Зарубежный опыт экорециклинга в развитых странах // URL: http://ekollog.ru/ zarubejnij-opit-ekoreciklinga-v-razvitih-stranah.html.
19. Постановление Правительства Белгородской области от 21.11.2016 № 400-пп «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области» // СПС «КонсультантПлюс».

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (54) 2018

Категория: Экология | Добавил: x5443 (31.01.2019)
Просмотров: 14 | Теги: охрана окружающей среды, экологическое право, мусор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь