Вторник, 23.04.2019, 23:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Лозовая М.А., Лозовой А.А., Коршунов В.С.

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация: рассмотрены происходящие в социуме проблемы профессионального спорта в жизненных реалиях.

Ключевые слова: Спорт, Социализация, профессия.

 

Происходящие в российском социуме трансформации на рубеже XX-XXI вв. выявили необходимость научного осмысления проблемы профессионального спорта в новых жизненных реалиях. В частности, не так давно была принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации 2016-2020 гг.» направленная на развитие как массового спорта, так и спорта высших достижений, главной целью которой является развитие физической культуры и спорта, а также привлечение людей к здоровому образу жизни и достижение российскими спортсменами высоких результатов. Профессия спортсмена требует от него наличия обязательных физических и психологических данных, а также колоссальных усилий и неимоверного стремления к достижению результата. Обыватель, далекий от спортивного мира, не всегда в полной мере может себе представить, какой тяжелой и ответственной является данная профессия, предполагающая постоянное самосовершенствование спортсмена. Благодаря французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену, в конце XIX столетия были возрождены Олимпийские игры, а вместе с тем и интерес к данной профессии. Рассматривая спорт как профессию, необходимо обратить внимание на то, что результаты этой профессиональной деятельности (т.е победы или поражение) могут наблюдать многие, а вот сущность профессии, особенности ежедневной работы закрыты от посторонних глаз. Будучи социокультурным явлением, спорт и спортивная деятельность представляют собой специфическую социокультурную институализированную область социальных взаимоотношений и действий. Причем, особое место этой системе занимают спортсмены-профессионалы, деятельность которой протекает в особой среде, носящий противоречивый характер.

Эти противоречия обнаруживаются на всех этапах социализации и карьеры спортсменов и находят свое выражение в статусно-ролевых различиях, и представляющих особый вид социальной иерархии построенной на базе личных и командных достижений спортсменов в различных видах спорта. Кроме того, сами виды спорта представляют различную ценность в культурных традициях того или иного общества. Эти и другие аспекты противоречивого состояния спорта и профессиональной спортивной деятельности остаются мало изученными в современной российской социологической науке.

Спорт пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена А. Волкова: «...спорт сегодня это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая «погремушка», которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии ни тем паче политикам». Действительно, спорт обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе. Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха. Стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя. Люди прошедшие «школу спорта», убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств: честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

Социальные функции спорта обстоятельно исследованы в многочисленных трудах социологов и философов. В них убедительно показано, что спортивные отношения как и общественные отношения являются содержательным наполнением всех социальных институтов. К первым следует отнести такие функции, как развитие физических способностей, удовлетворение социальных и естественных потребностей в двигательной активности и оптимизации на этой основе физического состояния, т.е. состояния здоровья, физического развития, улучшение телосложения.

Спорт, являясь одним из важнейших средств укрепления здоровья человека, его физического развития и совершенствования, оказывает существенное позитивное воздействие и на его духовный мир, его мироощущение, эмоции, моральные принципы, эстетические вкусы, способствуя формированию гармонически развитой личности.

Спортивная деятельность имеет творческий поисковый характер, воспитывает импровизационную точность мгновенно принимаемых единственно верных решений. Спорт предоставляет каждому человеку огромные возможности для самовыражения, самоусовершенствования и самоутверждения, Он вызывает у людей радость общения, сопереживания и сопричастности.

Современный спорт имеет также важное значение в развитии контактов между людьми не только в рамках одной страны, но и международном масштабе, играя существенную роль в углублении взаимопонимания между народами, в их сближении, способствует созданию климата доверия и мира. Поэтому спорт тесно связан с психической, нравственной, эстетической, коммуникативной и другими сферами культуры, включается в них определенными своими функциями и в этом отношении является их составным компонентом.

Сказанное относится к специфическим культурным и общекультурным функциям спорта, их органично дополняют социокультурные функции. Последние, несмотря на многообразие точек зрения в научной литературе по данному вопросу, можно представить в виде определенной градации. В ней взаимоположение функции выражает их действительный статус и значение в современном обществе. Итак, речь идет о следующих социокультурных функциях спорта.

Во-первых, следует назвать соревновательную функцию, в которой выражена основная социокультурная сущность спорта. В ней воплощены несколько важнейших аспектов спорта, связанных и с творческой активностью спортсменов, и с формированием у них необходимых волевых качеств у и с обменом спортивными результатами своего опыта и достижений, а также с другими обстоятельствами. Будучи исходной формой спортивных отношений, всякое состязание для человека представляет собой борьбу, требующую предельного напряжения всех сил и способностей. При этом поиск предела человеческих возможностей неизменно направляет спортсмена по пути постоянного развития и прогресса физических и духовных сил. В процессе соревнований демонстрируется самые разнообразные спортивные достижения и результаты, выступающие конкретизированным выражением систематических тренировок и самосовершенствования. Иначе говоря, очевидно, что без знания и учета социокультурных процессов в современном обществе невозможно обеспечить высокую готовность человека или спортивной группы к соревнованию.

Ценностный аспект спорта проявляется и через его коммуникативные функции, которые способствуют обогащению личности в процессе общения как на уровне присутствия, так и на уровне действия. Аспект общения в спорте заключен в содержании тех отношений, в которые вступает спортсмен с обществом и его институтами, с тренерами, организаторами спорта, представителями науки, другими спортсменами, любителями спорта. Смысл этой функции состоит в укреплении общности людей совместной самоцельной деятельностью, направленной преимущественно на получение положительных эмоций от самого этого общения.

Познавательная функция спорта позволяет выяснить его место и роль в жизни общества и каждого человека, значение биологических и других процессов, происходящих при выполнении физических упражнений. В ходе реализации данной функции, включающей в себя такие аспекты как образовательный, подготовительный, прикладной, прогностический и даже аспект интеллектуации, осуществляются мероприятия среди широких слоев населения по разъяснению значения спорта для здоровья, воспитания активной жизненной позиции продления творческого долголетия.

Литература

1. Беляев Э.В. Трансформация: у каждой страны уникальный путь /Э.В. Беляев //Социологические исследования. 2002. №11. С.37.
2. Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В.И Социология физической культуры и спорта: Учебное пособие. - Пенза, 1995.
3. Леш К. Возрождение спорта //Логос. 2006. №3
4. Максимова Е.С. Динамика мотивов занятий спортом в тренировочном и соревновательном периодах [Электронный ресурс] / Е.С. Максимова. 2010. - Режим доступа: http://www.psydiplorn.ru/index.php7title
5. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионов. -М., 2010.
6. Харчева В. Основы социологии: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 1997.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.03.2019)
Просмотров: 28 | Теги: спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь