Вторник, 22.01.2019, 09:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

А.С.Антохин

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация. Спорт и физическая культура в целом, несомненно, сыграли большую роль в формировании общества. Их появление обусловлено несколькими, на первый взгляд абсолютно разными, причинами. Далее можно заметить, что причины появления спорта не статичны, т.е. постоянно появлялись новые.

Ключевые слова: аспекты развития, физическая культура, упражнения, социокультурный подход.

 

Цель моей работы - углубиться во времена появления спорта и рассмотреть его значение в прошлом.

Задачи: изучениепредпосылок для появления физической культуры; их анализ; вывод социокультурного значения физической культуры как таковой.

Мной были изучены материалы, содержащие исторические данные по указанной проблеме. Были сделаны выводы, основанные на исторических фактах, мнениях экспертов и собственном анализе проблемы.

Исторические аспекты развития физической культуры в обществе.

Первое появление термина «физическая культура» выявлено в Англии в конце XX века. Физическая культура - это специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях. Задача физической культуры - посредством двигательных упражнений сделать людей подготовленными к жизни и труду. Переходя к теме работы, необходимо отметить, что физическая культура - продукт развития определенных исторических условий. В истории человечества не существовало времен, народов, которые хоть в какой-то мере не имели малейшего понятия о физическом воспитании. Здесь как раз следует перейти к хронологии появления спорта. Первыми и самыми древними средствами физической культуры стали естественные движения человека, возникающие в процессе жизнедеятельности.

Первоначальная организация физического воспитания представляла собой игры.Если речь пойдет о религии, то здесь тоже можно проследить влияние спорта. Люди поклонялись Богам и проводили специальные обряды. Множество обрядов состояло из определенного алгоритма движений, в каждом из которых был заложен смысл. Тем самым древние люди даже не понимали, что обычное поклонение являлось физической активностью и что это внесло оценимый вклад в развитие прямохождения и других способностей человеческого тела. Т.к. игра и физические упражнения способствуют развитию мышления, сообразительности и смекалки, укрепляли волю. Далее в рабовладельческом обществе физическая культура имела больше военную направленность.

Занятия спортомв каком-то виде даже сравнивались с искусством, т.е. расценивались наравне с занятиями поэзией, драматургией, музыкой. В эпоху феодализма физическое воспитание продолжило развиваться в процессе трудовой деятельности, подвижных игр, бытового, культурного и военного характера. В плане физического развития сильно отличается период капитализма, т.к. государство начало вплотную заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции по отдельным видам спорта.

Социокультурный подход к физической культуре.

Факт отсутствияиерархии физкультурного знания заметно тормозитразвитие науки о физическом воспитании. Теория физической культуры по характеру своего содержания относится к интегративным наукам, т.к. в ней представлены несколько научных аспектов. Это приводит к необходимости многоуровневого рассмотрения физической культуры как науки.

Онтологический уровень можносчитать компонентомсоциокультурной реальности и, следовательно, выделить следующие элементы: человеческое тело как элемент природы; деятельность по основным направлениям использования физических упражнений; учреждения, занимающиеся созданием условий для функционирования основного производства; различные спортивные союзы и федерации; материальные артефакты.

Накультурологическом уровнефизическую культуру можно определить какиспользование телесно-двигательных способностей человека в зависимости от принятых в культуре норм, ценностей и образцов. Здесь как раз хорошим примером последует религия и верования.
Социологический уровень существует как таковойпо ряду причин. Во-первых, изменения телесно-двигательных и сопряженных с ними психических и личностных качеств человека происходят исходя из межличностных и групповых взаимодействий людей.Также в обществе существует феномен преобразования человеческого тела в совершенный здоровый образец, которым всерьез заняты многие ученые. Важным является изучение того, как меняется мировосприятие человека, обладающим почти идеальными физическими данными и способностями.

Педагогический уровень. В процессе антропогенеза возникает целенаправленное воздействие на телесно-двигательные и сопряженные с ними качества человека. Таким образом создаются многочисленные практики. В дальнейшем у этих практик появились направленности и назначения.

Выводы: Физическая культура зародилась в среде обычной жизнедеятельностичеловека и развивалась по мере надобности использования определенногоалгоритма телодвижений;

Массовое распространение спорта в жизни людей привело к такому явлению, как спорт в виде искусства, профессиональному занятию физической культурой, образованию специальных практик по улучшению здоровья;

Понятие «физическая культура» настолько обширно, что образует несколько уровней понимания его как предмета.

Литература

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., 2003.
2. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 2. -с. 19-27.
3. Электронный pecypc:http://bmsi.ru/doc/de4f62fa-9b2b-4e86-8a7a- 8e086cldd07e
4. Электронный pecypc:http://www.studfiles.m/preview/5246586/page:2/

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.12.2018)
Просмотров: 28 | Теги: физическая культура, социокультурный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь