Вторник, 22.01.2019, 10:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И СТЕПЕНИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ БОРЦОВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРАХ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ

Апросимов В.А., Находкин В.В., Прокопьев В.Е., Махарова Н.В., Пинигина И.А., Местникова Е.Н.

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И СТЕПЕНИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ БОРЦОВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРАХ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ

Аннотация. Приведены результаты исследования уровня субъективно воспринимаемого напряжения, степени восстановления и боли в мышцах 6optfoe вольного стиля во время УТС в условиях среднегоръя. Показано, что различия степени восстановления и нагрузки значительны. Рекомендовано разделение спортсменов на группы со средними и высокими функциональными показателями, в целях устранения возможного усреднения фунщионального состояния спортсменов.

Ключевые слова: субъективно воспринимаемое напряжение, спортсмены, восстановление, спортивная подготовка.


Обоснование проблемы. В области психологии спорта психологическое обеспечение подготовки спортсменов определяется как система мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и результативность соревновательной деятельности. К основным составляющим психологического обеспечения подготовки спортсменов следует отнести анализ требований, предъявляемых видом спорта, в котором оно проводится, к психике спортсменов, планирование подготовки спортсменов с учетом психологических факторов, обучающие и развивающие программы, направленные на формирование необходимых спортсменам психотехнических навыков, развитие профессионально важных свойств психики; коррекционные и реабилитационные программы, связанные с оказанием помощи спортсменам и тренерам в решении возникающих у них психологических проблем; программ обеспечения выступлений в ответственных соревнованиях; программы психологического контроля [2].

Не раскрывая всей сущности и содержания психологического обеспечения спортивной деятельности, главным результатом является развитие человеческой психики, мобилизации и поддержания в заданных пределах всех психических возможностей спортсмена вследствие подготовки его к конкретной (спортивной) деятельности. При этом предполагается рассматривать его в виде системы взаимосвязанных мероприятий, решающих весь комплекс задач психологической подготовки, психологического сопровождения тренировочного и соревновательного процесса, снятия пост соревновательных симптомов [3].

Спортсмены высокого уровня адаптируются с разной скоростью и имеют различные потребности в восстановлении между тренировками. Быстрота восстановительных процессов связана с индивидуальными особенностями организма спортсмена. Так, известны индивидуальные различия и способности к восстановлению при одинаковом уровне тренированности. Некоторые спортсмены даже в состоянии хорошей тренированности относительно медленно восстанавливаются (Гиппенрейтер Б.С., 1966; Аванесов В.У, Талышев Ф.М., 1974; Волков В.М., 1977; Буровых А.Н., 1982; Моногаров В.Д., 1986, и др.) Для спорта высшего мастерства в тренировках существует тонкая грань между «слишком мало» и «слишком много». Недостаточные тренировки не вызывают необходимых адаптаций, что приводит к недостаточно высоким результатам. Чрезмерная тренировка влечет за собой срыв адаптационных процессов, возникновение хронической усталости и снижению спортивных результатов. «Нефункциональная» перегрузка может привести к дисбалансу между тренировкой и восстановлением и возникновению «претренированности»[5]. Опасность перетренировки еще выше в условиях интенсивных тренировок в среднегорье из-за гипоксии и нагрузки на функциональные системы спортсмена[6]. Индивидуализация тренировок помогает решить эти вопросы [1]и дать нагрузку подходящую именно для этого спортсмена.

С другой стороны, общеизвестно, чтобы сформировать профессиональное качество эмоциональной устойчивости в тренировочной и соревновательной деятельности, нужно действовать по двум направлениям. Первый путь - адаптация к стрессовым условиям. Второй - активное внутреннее противодействие их неблагоприятному воздействию. Это значит, тренировочный процесс, он должен быть приближен к соревновательным условиям, где адаптацию спортсменов нужно проводить, вводя в их тренировки различные стресс-факторы, отрицательно действующие на данного спортсмена. И учить их выходить из этой ситуации, знать свою природу борьбы со стресс-факторами, психотехниками восстановления физического и психического переутомления и умело их применять в спортивной деятельности. В этом случае для снятия и восстановления чрезмерного психического перенапряжения, связанной с физической усталостью и болью, поможет приемы психической саморегуляции (В.В.Находкин).

Цель исследования. Для подтверждения и уточнения утверждения, что индивидуализация тренировок имеет важное значение, необходимо провести исследование уровня субъективно воспринимаемого напряжения, степени восстановления и боли в мышцах спортсменов.

Все вышеперечисленное обуславливает актуальность и практическую значимость исследования.

Методы и результаты. Исследование проводилось во время учебно- тренировочных сборов борцов вольного стиля в условиях среднегорья (высота 2200 м над уровнем моря). В исследовании приняли участие 8 спортсменов мужского пола. Стаж занятия спортом 8-14 лет, мастера спорта (7 человек), кандидаты в мастера спорта (1 человек). В целях оценки субъективного степени восстановления были применены опросники: «Уровень воспринимаемого напряжения», «Самооценка степени восстановления», «Оценка степени боли в мышцах». Опрос был проведен в период острой акклиматизации (первые 3 дня) и в периоды больших нагрузок (последние 3 дня).

Результаты по опросникам отражены в таблицах 1,2,3.

Таблица 1
Оценка уровня воспринимаемого напряжения (уровень тренировки)

Спортсмены оценивают уровень напряжения тренировок от «очень легко» (12%) до «очень тяжело» (12%). В нагрузочные дни большинство (50-60%) оценило тренировки как «тяжелые», вместе с тем некоторые спортсмены (25%) оценили как «среднее». Оценка степени восстановления варьируется от «плохое» (12%) до «очень-очень хорошее» (12%). В нагрузочные дни большинство оценило тренировки как «приемлемое» (37-62%) и «хорошее» (37-50%). Некоторые спортсмены оценили восстановление в эти дни как «очень хорошее» (12%). Степень боли в мышцах большинство спортсменов (25-87%) оценивают как «умеренное» вне зависимости от интенсивности и объема нагрузок. Некоторое количество спортсменов в нагрузочные дни оценило степень боли в мышцах как «отсутствие» (25%) и «выше среднего» (37%).

Таблица 2
Самооценка степени восстановления

Таблица 3
Оценка степени боли в мышцах

Анализируя вышеуказанное можно сделать вывод, что субъективная оценка уровня воспринимаемого напряжения, степени восстановления и боли в мышцах спортсменами в основном сходна, вместе с тем, имеются различия как по оценке уровня напряжения тренировки, так и по степени восстановления. Это можно объяснить тем фактом, что каждый спортсмен имеет свои индивидуальные как психологические, так и физиологические параметры.

Анализ ситуации доказывает, что на практике учебно-тренировочных сборов и в целом всей спортивной деятельности системные и комплексные меры психологической и медико-биологической профилактики и реабилитации окажут благотворное влияние на психическое и физическое состояние спортсменов.

Выводы. Исходя из данных исследования, можно констатировать, что различия степени восстановления и нагрузки спортсменов значительны. Учитывая это, считаем целесообразным при проведении учебно-тренировочных сборов с высоким уровнем интенсивности и объема нагрузок, разделение спортсменов на группы со средними и высокими функциональными показателями, в целях устранения возможной перетренировки или усреднения спортивной работоспособности спортсменов.

Литература

1. Козина Ж.Л., Прусик К., Прусик Е. Концепция индивидуального подхода в спорте // Педагогика и психология спорта. - 2015. - №3. - С.28-37.
2. Находкин В.В. Модель психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки юных спортсменов: статья // Философия образования. - №2 (41) 2012. - С.207-218.
3. Находкин В.В. Теоретико-методологические подходы в психологическом обеспечении спортивной деятельности: статья // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - №2 - 2013. - С.70-73.
4. Находкин В.В. Наука побеждать, или как воспитать победителя? Методические рекомендации для тренера. - Якутск: ИД СВФУ, 2016. - 80 с.
5. Платонов В.Н. Перетренированность в спорте // Наука в олимпийском спорте. -2015-. № 1. - С.19-34.
6. Суслов Ф.П., Гиппенрейтер Е.Б., Холодов Ж.К. Спортивная тренировка в условиях среднегорья. - М.: РГАФК, 1999. - 202 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.12.2018)
Просмотров: 24 | Теги: среднегорье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь