Пятница, 20.09.2019, 21:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Каракетов А.К., кандидат педагогических наук, доцент
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. КарачаевскИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ У РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Результаты наших исследований показали, что только 2,6% отцов детей двух лет имеют физкультурное образование. Выявлено, что 8,2% отцов и 4,6% матерей дошкольников обладают определенными знаниями и практическими навыками в области физического воспитания детей в семье и методически правильно используют их при занятии физическими упражнениями с детьми. В 85-90% семьях детей дошкольного возраста отсутствует специальная научно-методическая литература. Таким образом, семья с момента рождения ребенка «удобряет» или наоборот, «истощает» почву для последующего общественного физического воспитания. Поэтому дошкольным учреждениям часто приходится уже корректировать то, что заложено семейным физическим воспитанием.

Ключевые слова: родители; дошкольники; здоровье; физическая культура; теоретические знания; повышение.

 

Цель данной работы — повысить теоретические знания и практические навыки у родителей детей дошкольного возраста в области физического воспитания средствами самообразования и на основе этого улучшить здоровье и моторные способности детей.

На первом этапе нашего эксперимента стояли следующие задачи:

1. Выявить родителей:

• имеющих физкультурное образование, а также имеющих звания мастера спорта, кандидата в мастера спорта и т.д.;

• имеющих высшее образование.

• имеющих незаконченное высшее образование.

• имеющих среднее специальное образование.

• имеющих среднее образование.

2. Дать общую характеристику состояния теоретического знания у родителей детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных выше задач, мы составили анкету, в которой было девять вопросов. Всех опрошенных родители мы объединили в пять групп.

Анкетирование проводилось в пределах Карачаево-Черкесской республики среди родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

В опросе участвовали 632 родителя: 313 мам и 319 пап. Было опрошено родителей детей 2 лет — 136 человек, 3 лет — 154 человек, 4 лет — 155 человек, 5 лет — 172 человек. Всего было опрошено пап детей 2 лет 76, мам 60; в 3 года соответственно: 76, 60; в четыре года: 78, 87; в 5 лет: 97, 86 человек.

Результаты опроса показали, что высшее физкультурное образование имеют 2.6% пап и 1,6% мам детей 2 лет. У родителей детей 3-4 лет количество таких пап находится в пределах 2,6%-3,8% и среди мам — 1,6% -2,2%.

В процессе исследования было выявлено, что только 4,6-8% родителей обладают определенными знаниями и практическими навыками в области физического воспитания в семье, которые методически правильно используют при занятии физическими упражнениями с детьми.

Опрос родителей показал, что они знают название болезни, т.е. диагноз своего ребенка. Однако на вопрос: «Причины заболевания Вашего ребенка?» ответ родителей часто был не определенным, расплывчатым, неточным. Это подтверждает тот факт, что родители не всегда серьезно вникают в суть вопроса — причина заболевания. Все это говорит о том, что родители несерьезно относятся к здоровью своих детей.

Основным фактором, влияющим на здоровье детей, явилось частое нарушение гигиенического режима дня ребенка в семье. Если ребенок в течение недели в детском саду строго выполнял все требования режима дня, то в выходные дни родители давали свободу действия, считая, что пусть ребенок, хоть в выходные дни отдохнет. Такое представление об отдыхе у родителей перечеркивает всю ту работу, которую провели воспитатели в процессе всей рабочей недели в детском саду. Многие родители не делают со своими детьми утреннюю гигиеническую гимнастику, не проводят прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры. Они ссылаются на нехватку времени. Поэтому у детей ослабленное здоровье, слабый иммунитет, они плохо адоптируются к часто изменяющимся внешним условиям. Исследования показали, что родители не выполняют те единые требования детских садов и семьи. Это приводит труд воспитателя к неэффективной работе в семье.

При встречах и беседах с каждым конкретным родителем мы предлагали им рассказать и показать практически, как правильно провести совместно со своим ребенком (в соответствии его возрасту) утреннюю гигиеническую гимнастику. От такого неожиданного предложения родители были смущены. Примерно до 85% родителей не смогли правильно ответить и показать практически; от 2,6% - 8,2% родителей рассказали и продемонстрировали правильное выполнение гигиенической гимнастики; 6,8% попытались что-то показать, тем самым хотели реабилитировать себя в глазах исследователей. Однако это выглядело неубедительно и несерьезно.

Из числа молодых родителей (возраст от 19 до 35 лет) не смогли методически правильно показать хотя бы те упражнения, которые они сами выполняли, обучаясь в школе, в средних специальных и высших учебных заведениях. Психологически и методически к этому родители не были готовы.

Ответы родителей на вопросы и наши наблюдения дают основание говорить о том, что многие родители далеки от таких понятий как утренняя зарядка (как ни странно для нашего времени, но это факт), проведение индивидуальных физических упражнений или подвижной игры со своими детьми в свободное время. Ребенок живет дома своей жизнью, занимается тем, чем хочет, а родители - своей жизнью: смотрят телевизор, читают и т.д. Такие родители считают, что если ребенок ни на что не жалуется, так зачем заниматься физической культурой, загружать лишний раз ребенка ненужными делами. Отдельные родители считают, зачем заниматься физическими упражнениями специально, уделять на это массу времени, если ребенок и так бегает, прыгает во дворе.

Подобные ответы родителей настораживают. Фактически они не понимают сути занятия ребенка физическими упражнениями и играми под руководством грамотных в области физического воспитания родителей, что дает хороший оздоровительный эффект, нежели бесцельное бегать во дворе. Нежелание родителей заниматься физическими упражнениями со своими детьми мы связываем с тем, что у них низкий теоретический и особенно методический уровень организации и проведения физкультурно- оздоровительных мероприятии со своими детьми. Низкий теоретический и методический уровень родителей в области физического воспитания детей в семье является одним из основных сдерживающих факторов, который «тормозит» активную деятельность родителей по улучшению физкультурно-оздоровительного мероприятия в семье.

Прежде всего, сдерживающий (тормозной) фактор был связан с психологическим состоянием родителей, зависящим от теоретического и методического уровня, которым владеют родители в области физического воспитания детей в семье. Если знания родителей находятся на высоком уровне и в то же время они приобретают хорошие практические навыки, то в таких условиях они уверены в своих практических действиях, свободно проводят совместные с детьми занятия, не обращают внимание на посторонних людей, которые часто при этом присутствуют, кто из интереса, а некоторые просто так. В таких условиях подготовленные родители проводят занятия со своими детьми раскованно и эмоционально. У них сдерживающий фактор снижается почти до нуля, чего и добивались мы в практической части нашего исследования.

Мы также выявили из ответов родителей на заданные нами вопросы, что они никогда не делали утреннюю гимнастику, даже тогда, когда они были молодыми и учились в различных учебных заведениях. В настоящее время они также считают, что это никому не нужная затея заниматься физической культуры в свободное от работы время. Им жалко времени, отведенного на занятия физической культурой в семье.

Свободное время родители в основном отводят телевизионным передачам. На вопрос: «Если Вы не занимаетесь в свободное время физической культурой, не ходите со своими детьми в походы, не играете, наверно увлекаетесь чтением? Если «Да», то какую книгу Вы в последнее время прочитали?» - Ответ: «Не помню». На вопрос: «Умеете ли Вы определить физическую подготовленность свою и Вашего ребенка?» - ответ был отрицательный, особенно среди мам.

Вопрос: «Имеются ли проблемы со здоровьем у Вас?» Оказалось, что у 48,5% родителей имеются проблемы со здоровьем. Анализ ответов родителей на наши вопросы выявили интересные и противоречивые факты. Многие родители имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья: повышенное или пониженное артериальное давление, остеохондроз шейного и спинного отдела позвоночника, миопия средней и высокой степени и др. Однако они не хотят признаться себе в том, что основной и главной причиной заболевания их и их детей является игнорирование физической культуры, считая, что это никому не нужное время препровождение.

Таким образом, семья с момента рождения ребенка «удобряет» или наоборот «истощает» почву для последующего общественного физического воспитания. Поэтому дошкольным учреждениям часто приходится уже корректировать то, что заложено семейным физическим воспитанием.

Чтобы дошкольным учреждениям не приходилось заниматься коррекционной работой по исправлению допущенных ошибок родителями в семейном физическом воспитании, необходимо было повысить теоретические знания и практические навыки у родителей в области физического воспитания, чему и посвящено наше исследование.

Одной из форм повышения теоретического уровня родителей детей дошкольного возраста в области физического воспитания является организация домашней библиотеки: сбор специальной научно-методической литературы, учебников, учебных пособий, научных статей, методических рекомендаций, терминологических словарей и т.д.

При организации домашней библиотеки, в первую очередь, необходимо проконсультироваться со специалистами по физической культуре, которые работают или работали с дошкольниками (учитель физической культуры, воспитатель). Сбор научной литературы должны соответствовать требованиям основной учебной программы по физическому воспитанию детского сада в соответствии ГОС.

В условиях научно-технической революции возрастет объем информации необходимой практическому работнику любой сферы деятельности и особенно детских образовательных учреждений. Это требует непрерывного повышения и обновления знаний как у воспитателей детских садов, так и у родителей детей. Одним из условий, позволяющих избежать их морального износа, является самообразование. Оно входит как самостоятельная часть в государственное образование и предполагает получение знаний в процессе самостоятельной работы, а также углубление их во время обучения в различных учебных заведениях.

В наш век широкого распространения периодической литературы, век радио, телевидения, когда родители получают большое количество информации из окружающей жизни, когда процесс самообразования родителей становится единственным источником, каждый родитель отличается от других не только объемом своих знаний, но той системой их получения, которая у него складывается.

В самообразовательной деятельности кроется неиссякаемый резерв для родителей, ставящих перед собой цель не только дать ребенку определенную сумму знаний, но и увлечь ребенка более глубоким изучением отдельных специальных вопросов в соответствии с возрастом. Строя свою работу с учетом самообразовательной деятельности ребенка, родитель может успешнее решать собственные учебно-воспитательные задачи.

При выявлении данного вопроса нами были проведены беседы с родителями детей дошкольного возраста. В процессе беседы был задан вопрос родителям: «У кого из родителей в коллекции домашней библиотеки имеются книги по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье?» Из 136 опрошенных родителей детей от 2 до 5 лет, многие ответили, что у них имеются книги по уходу за новорожденным ребенком, медицинская энциклопедия, книга для средних медицинских работников и т.д. Однако в семейной библиотеке у опрошенных родителей не нашлось места литературе по физическому воспитанию детей в семье (таблица 1). В таблице 1 представлены результаты организации домашней библиотеки по физическому воспитанию родителями детей дошкольного возраста до и после эксперимента.

К сожалению, родители не интересуются и другими источниками информации такими как, телевизионными передачами, посвященные физическому воспитанию детей в семье (российские каналы, канал «Тонус», «Карусель» и другие). Если и смотрят родители эти каналы, то только ради развлечения, а не для того, чтобы приобрести какие-либо знания и опыт, которые они смогли бы использовать в семейном физическом воспитании. Это все подтверждает тот факт, что родители детей дошкольного возраста обладают низким уровнем знаний в области физического воспитания дошкольников в семье.

Таблица 1
Специальная литература по физическому воспитанию, имеющаяся в домашней библиотеке родителей детей дошкольного возраста

Как показывают результаты наших опросов, чтобы их дети были здоровыми, хотят многие родители. Однако среди них выявлен очень низкий процент тех, кто проявляют живой интерес к жизни своих детей в семье. Большинство родителей не придают еще должного значения работе со специальной литературой, телепередачами и многими другими средствам информациями, которые посвящены режиму дня ребенка, пребыванию на свежем воздухе и занятиям физическими упражнениями, доступными каждой возрастной группе. Наши исследования показывают, что родители не имеют абсолютно никакой ориентации в вопросах физического воспитания детей в семье, не говоря о наличии в семье научной и методической литературы по физическому воспитанию дошкольников, что говорит о низкой культуре родителей в области физического воспитания детей. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой, она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. Однако семей, где во многом определяется отношение ребенка к физической культуре, к культуре его поведения, активности и инициативности, по ответам опрошенных родителей мы не выявили.

Дальнейший опрос родителей показал, что 85-90% родителей не имеют специальную литературу в семье и никогда этим не интересовались. Они считают, что эта пустая трата времени, они и без неё обходятся. На подобный ответ родителей нами был задан следующий вопрос (заметим, что родители неохотно на него отвечали): «Расскажите и покажите комплекс утренней гигиенической гимнастики в соответствии возрасту Вашего ребенка? (подбор физических упражнений, их последовательное выполнение, дозировка и т.д.)». Нами было выбрано 20 родителей детей 2, 3, 4, 5 лет (всего 80 человек). Только одна мама трехлетнего ребенка и три мамы пятилетних детей попытались показать упражнения на уровне оценки «2+». После такой беседы многим родителям было стыдно, они поняли, что эта работа не такая простая, как им казалось. Они поняли на собственном опыте, что без изучения специальной научно-методической литературы по физическому воспитанию хорошего здоровья у своих детей не достичь. Где бы дети ни занимались физической культурой с целью повышения здоровья (в детском саду или дома), руководство этими занятиями должно быть квалифицированным.

Успех физического воспитания детей дошкольного возраста зависит от постоянной связи детского сада и семьи [1; 2]. Например, если на уроке математики в подготовительной группе при знакомстве с новым материалом ребенку не удается освоить материал на уровне всей группы, то воспитатель об этом срочно сообщает родителям и предпринимают совместные меры по оказанию ребенку помощи. Но, вот, если ребенок попадает в аналогичную ситуацию по физическому воспитанию (ребенок не смог выполнить какое-либо упражнение из программы), то, как правило, родители об этом и не знают. Этот пример наглядно показывает отношение воспитателя и родителей к предметам «Математика» и «Физическая культура», хотя физическая культура у детей дошкольного возраста должна быть поставлена на первое место.

В процессе исследования, к сожалению, нами было выявлено, что в настоящее время еще достаточно много родителей не дооценивают роль физического воспитания, смотрят на физическую культуру как на ненужное занятие. Отдельные родители даже считают, что физическая культура мешает ребенку заниматься другими предметами. Таких родителей мы взяли на особый учет (не информируя их об этом) в наших исследованиях, чтобы в дальнейшем уделить им больше внимания и повысить их культурный уровень в области физического воспитания.

Задавая родителям простейшие вопросы по самообразованию в области физического воспитания детей дошкольного возраста в семье, мы пришли к выводу:

1. Не имеют специальную научно-методическую и популярную литературу по физическому воспитанию детей 85-90% семей с детьми дошкольного возраста.

2. Большинство из опрошенных родителей (кроме 8,2% родителей) не выписывают необходимую литературу: журнал «Дошкольное воспитание», «ЗОЖ», «Здоровье», не имеют учебников по теории и методике физического воспитания и т.д. Они не занимаются самообразованием по физическому воспитанию и, как следствие, низкий культурный уровень у родителей в области физического воспитания.

4. Многие родители не проводят совместно с детьми утреннюю гимнастику, так как они, во-первых, не уверены в своих знаниях, умениях и навыках по организации данной работы; во-вторых, у них нет особого желания заниматься по утрам зарядкой.

5. Отдельные родители шестилеток не определяют детей в какую-либо спортивную секцию, вопреки их желанию. Мало того, они препятствуют занятию детей в спортивных секциях, находя для этого различные причины: занятия в музыкальной или художественной школе, нехватка времени для выполнения домашнего задания и т.д. В основном такое отношение наблюдается у тех родителей, которые никогда сами не занимались физической культурой серьезно. Такие родители сами часто болеют, необщительные, на все смотрят с опаской и т.д.

6. Несмотря на многие трудности по организации научно-методической литературы в семье, после педагогического эксперимента были получены позитивные результаты, которые представлены в таблице 1.

 

Литература

1. Веннецкая О., Рунова М. Взаимодействие детского сада и семьи при реализации задач образовательной области «Физическое развитие» // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 6. - С. 39-42.
2. Ганюшкина Г.М., Курако Т.А., Логункова Т.А. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании и укреплении здоровья детей // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 6 ноября 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 135-138.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (24) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (27.08.2019)
Просмотров: 21 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь