Вторник, 22.01.2019, 09:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ

Аргунова А.П., Сысолятина М.П.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. В статье раскрывается актуальность и необходимость нзучення и развития детско-юношеского спорта в условиях модернизации системы спортивной подготовки, так как рост спортивных достижений во многом зависит от эффективности построения системы подготовки юных спортсменов, осуществляемой детско-юношескими спортивными школами. Экспериментальная работа направлена на анализ состояния и перспектив развития подготовки спортивного резерва на примере мониторинга деятельности физкультурно-спортивных организаций Республики Саха (Якутия). Подготовка юных спортсменов - рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки, осуществляемый детско-юношескими спортивными школами, а также многолетний процесс, который является основой «пирамиды» системы спортивного совершенствования. Детско-юношеские спортивные школы в своей деятельности решают важнейшую социальную задачу: не только готовить спортивный резерв, но и развивать массовый детский спорт, способствовать формированию у юных граждан потребности в спортивном стиле жизни.

Ключевые слова: детско-юношеский спорт, спортивный резерв, модернизация, система спортивной подготовки, мониторинг, оценка, анализ, эффективность, деятельность, нормативно-правовая база.


Современное решение задач спорта высших достижений постоянно диктует необходимость изучения и развития детско-юношеского спорта и повышения эффективности деятельности детско-юношеских спортивных школ, играющих ведущую роль в подготовке спортсменов высокого класса.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Саха (Якутия) 1153-3 № 1199- IV от 15 декабря 2012 года «О детско-юношеском спорте в Республике Саха (Якутия)» детско-юношеский спорт - составная часть физической культуры, сложившаяся в форме соревновательной деятельности и спортивной подготовки юных спортсменов (10).

Подготовка юных спортсменов - рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки, осуществляемый детско-юношескими спортивными школами, а также многолетний процесс, который является основой «пирамиды» системы спортивного совершенствования.

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» одним из основных направлений совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене и усиления мер социальной защиты спортсменов и тренеров является развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва (9).

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) создана достаточно необходимая система подготовки спортивного резерва, включающая широкую программу организационных и методических мер.

Целью исследования является анализ мониторинга деятельности детско- юношеских спортивных школ Министерства спорта Республики Саха (Якутия).

Объект исследования: деятельность детско-юношеских спортивных школ.

Предмет исследования: мониторинг результатов деятельности детско- юношеских спортивных школ.

Для решения вышеназванной цели исследования ставились следующие задачи:

  • Определить место и роль детско-юношеских спортивных школ в системе развития физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия);
  • Изучить порядок проведения мониторинга детско-юношеских спортивных школ Республики Саха (Якутия);
  • Провести сравнительный анализ результатов деятельности детско-юношеских спортивных школ Министерства спорта Республики Саха (Якутия).

База исследования: Управление детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва Республики Саха (Якутия)

Актуальность исследования обусловлена тем, что рост спортивных достижений во многом зависит от эффективности построения системы подготовки юных спортсменов, осуществляемой детско-юношескими спортивными школами, следовательно, назревает необходимость проведения постоянного мониторинга деятельности детско-юношеских спортивных школ в целях дальнейшего развития системы подготовки спортивного резерва.

В современных условиях возросла роль спортивных школ в решении таких социальных проблем, как наркомания, беспризорность, преступность, а главное - сохранение и укрепление здоровья генофонда. Указанные проблемы могут быть решены благодаря накопленному опыту работы по организации массовой физкультурно-оздоровительной работы и подготовки полноценного пополнения резерва профессиональных спортсменов, так как российский спорт остается конкурентоспособным на международной спортивной арене.

В подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта основополагающую роль играют спортивные школы. Детско-юношеский спорт является фундаментом для развития спорта высших достижений. Система спортивных школ в России, которая складывается на протяжении полувека, достаточно эффективна и носит достаточно устойчивый характер (4).

Целью детско-юношеских спортивных школ является воспитание физически и нравственно развитого юного гражданина России, укрепление здоровья детей, подростков, юношей и девушек путем совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях, развитие инфраструктуры детско- юношеского спорта и приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создание необходимых условий для самореализации спортивно одаренных детей, попадания их в составы сборных команд страны по видам спорта (6).

Функциями детско-юношеской спортивной школы являются не только физическое, но и духовное, нравственное развитие, формирование морально- волевых качеств юных спортсменов.

В целях развития детско-юношеского спорта и установления правовых, организационных, экономических и социальных основ деятельности в сфере детско-юношеского спорта в Республике Саха (Якутия) приняты ряд нормативно- правовых документов, направленных на решение вопросов, касающихся укрепления и развития системы физического воспитания и детско-юношеского спорта, формирования здорового образа жизни детей.

Таким образом, вопросы развития детско-юношеского спорта в Республике Саха (Якутия) законодательно обосновали необходимость научно-методического, правового и организационно-методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва на региональном уровне.

Мониторинг — система сбора регистрации, хранения и анализа небольшого количества ключевых (явных или косвенных) признаков параметров описания данного объекта для вынесения суждения о поведении состоянии данного объекта в целом. То есть для вынесения суждения об объекте в целом на основании анализа небольшого количества характеризующих его признаков (5).

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) всего функционируют 11 детско-юношеских спортивных школ Министерства спорта Республики Саха (Якутия), основной целью которых является подготовка спортивного резерва сборных команд. Это ГБОУ PC (Я) «ЧРССШИОР им. Д.П. Коркина» с. Чурапча МО «Чурапчинский улус»; ГБУ ДО PC (Я) «РСДЮСШОР им. Иванова А.И» с. Сунтар МО «Сунтарский улус»; ГБУ ДО PC (Я) «РСДЮСШОР в г. Покровске» МО «Хангаласский улус»; ГБУ ДО PC (Я) «РСДЮСШОР в с. Борогонцы» MP «Усть - Алданский улус»;ГБУ ДО PC (Я) «РСДЮСШОР по лыжному спорту» г. Алдан МО «Алданский район»; ГБУ ДО PC (Я) «РСДЮСШОР в с. Бердигестях» MP «Горный район»; ГБУ ДО PC (Я) «РСДЮФШ в г. Нерюнгри» МО «Нерюнгринский район».; ГБУ ДО PC (Я) «РСДЮСШ в г. Якутске» ГО «город Якутск»; ГБУ ДО PC (Я) «РСДЮСШ в г. Нюрба» MP «Нюрбинский район»;ГБУ ДО PC (Я) «РСДЮСШ по хоккею» г.Якутск и ГБУ ДО PC (Я) «РСДД)СШ» в с. Намцы. Кроме этого, функционируют спортивные отделения данных школ в 24 улусах республики.

Всего культивируются 17 видов спорта, каждая школа имеет свои базовые виды спорта. Так, наибольшее количество отделений приходится на бокс (13 районов), лыжные гонки (10), спортивные игры (футбол) - 8, вольная борьба (5), дзю-до, тхэквондо (5), стрельба из лука (5), пулевая стрельба (4), шахматы (3), легкая атлетика (2), хоккей с шайбой (2) и национальные прыжки и шашки (1).

Данными видами спорта охвачены 7923 учащихся. По данным мониторинга ежегодно за последние три года количество учащихся увеличилось на 2219, что составляет 28,3%. (рис 1)

Участие в соревнованиях различного уровня является показателем результативности деятельности спортивных школ, так, за последние три года отмечается положительная динамика участия и проведения соревнований. По сравнению с 2014 годом охват детей увеличился на 3 486 детей, что составляет 21 % (рис.2).

В связи с введением с 2015 года новой системы учета результатов выступлений только по официальным стартам, количество завоеванных медалей сократилось на 288 (48%). Так по сравнению с 2013 годом количество «золотых» медалей уменьшилось на 95 медалей, по итогам 2015 года воспитанниками завоевано 308 медалей, из них золотых 65 (21%), серебряных 112 (36,6%) и бронзовых 131 (42,4%) (рис.3).

По сравнению с 2013 годом выполнение спортивных разрядов увеличилась на 19 %, по итогам 2015 года всего выполнено 1 586 спортивных разрядов и спортивных званий, из них: МСМК - 2; МС РФ - 4; KMC - 42 и массовые спортивные разряды - 1 538 (качество выполнения составило 3%).

По подготовке спортивного резерва сборных команд Российской Федерации число подготовленных кандидатов резервного состава сборных команд РФ по видам спортасоставили 9; членов основного состава- 18; членов юниорского состава- 1 и членовюношеского состава - 1.

На базе десяти подведомственных детско-юношеских спортивных школ организована работа летних спортивных лагерей на 2015 год с охватом 2 658 юных спортсменов. По сравнению с показателями 2013 года охват детей летними спортивными лагерями увеличилось на 1477 детей, что составляет 55,6 % (рис.4].

Всего в системе подготовки спортивного резерва задействованы 1 136 тренеров-преподавателей, в том числе 913 штатных тренеров. Из них специалистов с высшим профессиональным образованием-577, что составляет 63,2% от общего числа штатных тренеров-преподавателей. Тренеры- преподаватели с высшей категорией - 250 человек, что составляет 27,38 % от общего числа штатных тренеров-преподавателей. Количество тренеров- преподавателей по сравнению с 2013 годом увеличилось на 18 штатных единиц (рис.5).

Таким образом, проанализировав, результаты мониторинга основной деятельности детско-юношеских спортивных школ Министерства спорта Республики Саха (Якутия) за последние три года (2013-2015) можно сделать следующие выводы:

В целом, отмечается положительная динамика в деятельности физкультурно- спортивных организаций, что подтверждает определенную необходимость и эффективность создания структурной единицы в системе подготовки спортивного резерва на региональном уровне;

Ежегодно увеличивается количество юных спортсменов, культивируемых видов спорта, что говорит о повышении роди физической культуры и занятий спортом среди подрастающей молодежи;

Ежегодное увеличение охвата юных спортсменов летними учебно- тренировочными сборами свидетельствует о повышении качества подготовки спортивного резерва.

Вместе с тем, необходимо отметить, что надо уделить особое внимание на подготовку юных спортсменов к официальным стартам, что предполагает целенаправленное планирование и анализ тренировочного процесса со стороны тренеров-преподавателей;

Для более детального изучения необходимо проанализировать рабочие программы спортивной подготовки, доказывающие эффективность системы подготовки спортивного резерва.

Литература

1. Воронин С.Э., Филиппов С.С. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 2003. -№ 4.
2. Камалетдинов В.Г. Культура управления физкультурно-спортивной деятельностью. - Челябинск, 2011.
3. Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности и молодежи: Дис. ... д-ра пед.наук в виде научного доклада. - М. - 1997. - 71 с
4. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов / В.Г. Никитушкин // Метод, пособие. М., 2009. - 112 с.
5. Путятина Г.Н., Пугачева Н.В. Возможности использования мониторинга в физкультурно-спортивной деятелньости/Шедагогика, психология и медико- биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2009 № 5
6. Рожков П.А. Развитие физической культуры и спорта-приоритетное направление социально политики государства//Теория и практика физической культуры, 2002 г № 1, с.38-39
7. Филин В.П., Фомин Н.А. «Основы юношеского спорта».: - М., Физкультура и спорт, 2007г. - стр.255.
8. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // «Российская газета», № 276, 08.12.2007
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 17.08.2009, № 33, ст. 4110
10. Закон Республики Саха (Якутия) 1153-3 № 1199-IV от 15 декабря 2012 года «О детско-юношеском спорте в Республике Саха (Якутия)»
11. Указ Президента Республике Саха (Якутия) от 15 ноября 2010 года №35 «О совершенствовании системы детско-юношеского спорта в Республике Саха (Якутия)»
12. Устав Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Управление детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва», утвержденный распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 12.02.2014 года

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (26.12.2018)
Просмотров: 35 | Теги: спортивный резерв, детско-юношеский школа | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь