Суббота, 16.02.2019, 06:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Исследование проблемы формирования спортивной культуры студентов на основе системного подхода

Норден А. П.

Исследование проблемы формирования спортивной культуры студентов на основе системного подхода

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе на основе системного подхода. Автором представлены различные концептуальные взгляды на определение сущности и содержания понятия «системный подход». Основными принципами системного подхода являются системность, целостность, иерархичность строения, структуризация, множественность. Основными структурными единицами системного подхода являются система, структура, процесс, функция, состояние, системный эффект.

Ключевые слова: система, педагогическая система, системный подход к исследованию, спортивная культура, формирование спортивной культуры студентов, процесс обучения студентов.

 

Введение. Проблема профессиональной подготовки относится к числу тех, разработка которых в настоящее время требует применения общенаучной методологии познания сложных объектов, одним из которых является системный подход [1, 2, 3, 4, 5].

Системный подход, рассматривающий любой объект реальности как систему, был основан австрийским ученым Людвигом фон Берталанфи, разработавшим общую теорию систем. Системный подход — направление методологии научного познания, совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы: форма конкретизации диалектико-материалистиче- ского учения о всеобщей связи и всеобщем движении, развитии материальной действительности и форм ее отражения в сознании человека (К. Маркс); целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи). Основными принципами системного подхода являются системность, целостность, иерархичность строения, структуризация, множественность. Основными структурными единицами системного подхода являются система (совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство), структура (способ взаимодействия элементов системы посредством определённых связей), процесс (динамическое изменение системы во времени), функция (работа элемента в системе), состояние (положение системы относительно других её положений), системный эффект (результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей).

Системный подход рассматривает любую систему (объект) как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющую выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой (обратная связь). Системный подход в педагогике позволяет раскрыть общность педагогических явлений и процессов с другими явлениями действительности, обогатить педагогику идеями, фактами, методами смежных наук или, наоборот, распространить данные педагогических исследований в другие области знаний, интегрировать и систематизировать педагогические знания, уменьшать субъективизм в интерпретации педагогических явлений и процессов, определять задачи дальнейших исследований. Проблема формирования спортивной культуры личности относится к числу тех, разработка которых в настоящее время требует применения общенаучной методологии познания сложных объектов — системного подхода, в качестве базовой методологической предпосылки исследования проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе.

Системный подход используется в двух взаимодополняющих направлениях -системного анализа и системного синтеза, которые применяются в диалектическом единстве. Данный подход был нами реализован при теоретическом анализе сущности и содержания формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе, а также сущности и содержания её отдельных структурных компонентов. Анализ результатов модельных характеристик дает нам основание считать, что необходимыми и достаточными компонентами содержания спортивной культуры личности являются: мотивационный, личностно-поведенческий, физический, информационный, рефлексивный, операционный.

Исследование структурных компонентов содержания спортивной культуры личности осуществлялось нами на основе представлений о каждом из них как относительно самостоятельной, целостной функциональной системе, обладающей своей специфической ролью, качественным своеобразием содержания количественного состава элементов, механизмов внутреннего и внешнего функционирования, возникновения и развития. Формирование спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания по учебной дисциплине «Физическая культура» раскрывается нами как педагогическая система, функционирующая в рамках более широкой системы общекультурных и профессиональных компетенций. Системный анализ и синтез осуществлен при рассмотрении отдельных компонентов данной педагогической системы: целей, содержания, форм, методов и средств обучения. В соответствии с методологией системного подхода спортивная культура рассматривается нами как сложный системно организованный объект и последовательно раскрывается в отношении: 1) цели функционирования (целевой анализ); 2) содержания структурных компонентов (структурный анализ); 3) механизмов внутреннего и внешнего функционирования (функциональный анализ); 4) возникновения и развития (генетический анализ).

Целью функционирования спортивной культуры, как одной из характеристик личности, является деятель- ностное присвоение ценностей спорта как социокультурного феномена на социально-личностном уровне.

Структурный анализ позволил определить внутреннее содержание спортивной культуры, выделить ее компоненты, качественно различающиеся по своему месту и роли в ее функционировании. Каждый из этих компонентов рассмотрен нами со стороны его сущности (как элемент более общей системы — спортивной культуры) и содержания (внутренней структуры). Структурный (компонентный) анализ является основой функционального анализа, который предполагает раскрытие механизмов внешнего и внутреннего функционирования. Внутреннее функционирование спортивной культуры рассматривается нами в ее обусловленности, с одной стороны, компонентным составом и структурой, с другой,— ее внешней функцией.

Диалектическая логика требует рассматривать предмет в его развитии. Поэтому целевой, структурный и функциональный анализ спортивной культуры завершается ее генетическим анализом, позволяющим выделить качественно различающиеся уровни ее развития, установить закономерности ее возникновения, развития и формирования. Материалы системного анализа были использованы нами для создания теоретической модели спортивной культуры, раскрывающей закономерности и механизмы возникновения и развития ее новых системных качеств как интегральных результатов взаимодействия ее структурных компонентов. Педагогические системы относятся к социальным системам и определяются В. П.

Беспалько как совокупность средств, методов и процессов, необходимых для организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. В настоящее время в ряде работ показана высокая эффективность подхода к обучению как к процессу управления формированием общекультурных и профессиональных компетенций, как целенаправленной педагогической системой [2, 8]. Формирование спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе, представляет собой одно из направлений системы общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста в области физической культуры и спорта. Качественное своеобразие целей функционирования обуславливает возможность и необходимость выделения формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе, как функциональной системы и исследования ее с позиции системного подхода. Достижение стратегической цели системы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе, обеспечивается через изучение дисциплин в соответствии с учебным планом.

Качественное своеобразие целей формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе, определяет возможность и необходимость ее выделения как относительно самостоятельной целостной педагогической подсистемы (по критерию целевого назначения) в рамках более широкой системы формирования спортивной культуры в рамках общекультурных и профессиональных компетенций студентов.

Таким образом, целевой анализ позволил выделить в качестве предмета исследования систему формирования спортивной культуры студентов и систему формирования общекультурных и профессиональных компетенций у студентов в процессе обучения в вузе.

Целевая целостность с необходимостью предполагает раскрытие компонентного состава системы и взаимосвязей отдельных компонентов, образующих данную систему, что дает представление о структуре системы, о ее внутренней организации. В процессе исследования сложный объект выступает как полиструктурное, многоуровневое образование. В своей совокупности различные подструктуры системы образуют интегральную совокупную структуру. Каждая из подструктур имеет свои целостные свойства, которые проявляются в функционировании системы.

Структурный анализ позволил выделить качественно различающиеся по целевой направленности составные компоненты системы формирования спортивной культуры студентов и системы формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов в процессе обучения в вузе и определить их внутреннее содержание. В соответствии с методологией системного подхода каждый из компонентов рассмотрен нами в двух качественных аспектах: с точки зрения его качественной природы (содержания) и с точки зрения его качественной специфики (сущности). В первом случае каждый компонент рассматривается сам по себе, в своих наиболее абстрактных моментах, во втором — как элемент более общей системы.

В соответствии с методологией системного анализа спортивная культура личности рассматривается нами как системно организованный объект, и последовательно раскрывается в отношении целевой направленности, содержания структурных компонентов, механизмов внутреннего и внешнего функционирования, возникновения и развития. Материалы системного анализа были использованы нами для системного синтеза, результатом стало создание теоретической модели спортивной культуры личности.

Внутреннее функционирование системы формирования спортивной культуры студентов и системы формирования общекультурных и профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе исследуются нами в их обусловленности, с одной стороны, компонентным составом и структурой, с другой — их внешней функцией. В процессе анализа внутреннего функционирования раскрываются отношения функциональной соподчиненности (субординации) и координации между отдельными компонентами. При этом учитывается положение об иерархии систем, согласно которому каждая подсистема рассматривается как составная часть вышестоящей, и, с одной стороны, подчинена ей в своих проявлениях, а с другой, сама определяет свойства вышестоящей системы на основе собственных свойств. Особенности нижележащих подсистем преобразуются в свойствах вышестоящих в процессе взаимодействия с другими подсистемами того же порядка. Вышестоящая система вовлекает в деятельность подчиненные подсистемы сугубо избирательно в соответствии с целями деятельности только в меру их содействия в получении запрограммированного результата.

Исследование структурного состава системы формирования спортивной культуры студентов и системы формирования общекультурных и профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе и механизмов их функционирования является основанием для рассмотрения закономерностей их происхождения, развития и перспектив совершенствования. Диалектическая логика требует рассматривать предмет в его развитии. Поэтому целевой, компонентный и функциональный анализы выделенных нами систем сочетаются с анализом генетическим. Применение данного вида анализа позволило выделить качественно различающиеся уровни развития спортивной культуры студентов и этапы формирования общекультурных и профессиональных компетенций в процессе спортивно ориентированного физического воспитания на основе избранного вида спорта по учебной дисциплине «Физическая культура», установить закономерности их возникновения, развития и формирования в управляемом образовательном процессе.

Результаты системного анализа были использованы нами для системного синтеза, результатом которого стало создание и экспериментальное исследование целостных теоретических моделей формирования спортивной культуры студентов и формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Это позволило раскрыть закономерности и механизмы возникновения и развития новых системных качеств, как интегральных результатов взаимодействия отдельных компонентов данных моделей.

В. Г. Афанасьев выделяет ряд признаков, по которым системы могут быть описаны как целостные образования: наличие интегративных качеств (системность), т.е. таких качеств, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов системы; наличие составных элементов, компонентов, частей, из которых образуется система; наличие структуры, т.е. определенных связей, отношений между частями и элементами; наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов; наличие коммуникативных свойств системы, проявляемых в двух формах: в форме взаимодействия со средой и в форме взаимодействия данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. системами более низкого или высокого порядка, в отношении которых она выступает как часть (подсистема) или как целое; историчность, преемственность или связь прошлого, настоящего и будущего в системе и в ее компонентах [1, 8].

Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе на основе системного подхода можно заключить следующее:

1. Системный подход — направление методологии научного познания, совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы. Основными принципами системного подхода являются системность, целостность, иерархичность строения, структуризация, множественность.

2. В соответствии с методологией системного подхода спортивная культура рассматривается нами как сложный системно организованный объект и последовательно раскрывается в отношении: 1) цели функционирования (целевой анализ); 2) содержания структурных компонентов (структурный анализ); 3) механизмов внутреннего и внешнего функционирования (функциональный анализ); 4) возникновения и развития (генетический анализ).
3. Выделенные в качестве предмета исследования система формирования спортивной культуры студента (формирования общекультурных и профессиональных компетенций) в процессе спортивно ориентированного физического воспитания на основе избранного вида спорта по учебной дисциплине «Физическая культура», раскрыты нами со стороны выделенных нами признаков (целей, содержания, форм, методов и средств обучения), являющихся необходимыми и достаточными для полного их описания.
4. Анализ результатов модельных характеристик дает нам основание считать, что необходимыми и достаточными компонентами содержания спортивной культуры личности являются: мотивационный, лич- ностно-поведенческий, физический, информационный, рефлексивный, операционный.
5. В соответствии с методологией системного анализа спортивная культура личности рассматривается нами как системно организованный объект, и последовательно раскрывается в отношении целевой направленности, содержания структурных компонентов, механизмов внутреннего и внешнего функционирования, возникновения и развития.
6. Исходя из признания обусловленности спортивной культуры целями и содержанием спортивной деятельности (деятельностный подход), свойствами личности (личностно ориентированный подход) и представления об ее системной организации (системный подход), мы понимаем под спортивной культурой целостную, системно организованную и личностно обусловленную характеристику человека, как субъекта спортивной деятельности, адекватную ее целям и содержанию и обеспечивающую ее практическую реализацию на личностно и социально приемлемом уровне.
7. Формирование спортивной культуры рассматривается нами как педагогическая система, характеризующаяся качественным своеобразием цели, задач и обусловленных их содержанием особенностей (содержание, субъект и объект физического воспитания), функциональных (средства, методы и формы организации процесса физического воспитания, виды занятий) структурных компонентов.

Литература:

  1.  Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989.— 192 с.
  2.  Бурцев, В. А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Е. Евграфов // Фундаментальные исследования, 2015.— № 2.—Ч.11.— С.2450-2454.
  3.  Бурцев, В. А. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Е. Н. Симзяева.— № 2.— Ч. 2. Режим доступа: http://www.science-education.ru
  4.  Бурцев, В. А. Критерии, показатели и методики измерения уровня развития спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, А. С. Мартынова // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11. Ч.5.— С.1147-1151.
  5.  Бурцев, В. А. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом спортивной квалификации / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, В. Т. Никоноров // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.2.— С.369-373.
  6.  Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования. —2015. — № 2. Ч.23. — С.5178- 5182.
  7.  Бурцев, В. А. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Г. Р. Данилова // Современные проблемы науки и образования.— 2015.— № 4.— Режим доступа: http://www.science-education.ru
  8.  Драндров, Г. Л. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий» Казань. № 3 (31). 2012. С.140-146.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (20.11.2018)
Просмотров: 51 | Теги: спортивная культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь