Понедельник, 27.05.2019, 04:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

Н.В. Бондарчук, кандидат психологических наук, А.И. Кулебакина

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ С КРУГЛОСУТОЧНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 31» МЭРИИ Г. МАГАДАНА)

Изложены основные аспекты изучения социально-педагогического сопровождения детей в группах с круглосуточным пребыванием в дошкольном образовательном учреждении. Приведены результаты теоретического анализа социально-педагогического сопровождения детей группы круглосуточного пребывания и исследования отношения воспитателей к процессу социально-педагогического сопровождения детей группы круглосуточного пребывания.

Ключевые слова: группа круглосуточного пребывания, сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, материнская депривация.

 

Несмотря на то, что в настоящее время количество групп круглосуточного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях снизилось, потребность в них определенной категории населения продолжает быть актуальной.

Группы круглосуточного пребывания детей дошкольного возраста создаются с целью большего удовлетворения запросов родителей, оказания помощи семье в развитии детей, для оказания помощи родителям, нуждающимся в присмотре за детьми в круглосуточном режиме, содействия социальной адаптации детей, а также их развитию и воспитанию в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 [5].

В таких группах дети находятся в условиях определенной социальной ограниченности, частичной материнской депривации, что требует особой работы педагогического коллектива, чтобы ребенок вырос инициативным, самостоятельным, доброжелательным, любознательным, уверенным в своих силах, полноценным во всех смыслах. Соответственно остается актуальной необходимость особых форм работы с детьми из круглосуточных групп, отличных от форм работы с детьми из групп с дневным пребыванием для осуществления эффективного развития и воспитания ребенка.

В рамках имеющихся в данной области исследований необходимость психолого- педагогического сопровождения и поддержки детей таких групп и их семей выявлена и обоснована. Однако процесс сокращения групп круглосуточного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях Магаданской области до одной единственной (на всю Магаданскую область) поставил перед нами вопрос о реальной реализации методов социально-педагогического сопровождения детей данной группы в конкретном учреждении.

Так, в настоящее время в Магаданской области функционирует всего лишь одна группа круглосуточного пребывания детей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 31» мэрии г. Магадана, которая была открыта в 1996 г. В группе могут быть дети от 1,5 до 7 лет. Круглосуточная группа работает пять дней в неделю с 08:30 понедельника до 19:30 пятницы. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. Родители вправе забрать своего ребенка из круглосуточной группы в любой день. В настоящее время в данной группе числится 6 детей разного пола и возраста (от 3 до 6 лет). Главная причина посещения детьми данной группы - работа родителей, а точнее график работы. Как правило, все родители (в основном это мамы, так как семьи неполные) работают допоздна и некому забирать ребенка, или мамы работают в ночную смену, а ребенка также не с кем оставить дома.

В ноябре-декабре 2017 г. нами было проведено исследование особенностей социально-педагогического сопровождения детей группы круглосуточного пребывания в МБДОУ «Детский сад № 31» мэрии г. Магадана. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе нами был проведен теоретический анализ социально-педагогического сопровождения детей групп круглосуточного пребывания. Были изучены и описаны: история развития групп круглосуточного пребывания; нормативно-правовое обеспечение социально-педагогического сопровождения детей групп круглосуточного пребывания; психологические особенности детей групп круглосуточного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

На втором этапе исследования нами была проведена беседа с воспитателями дошкольного учреждения, работающими с детьми группы круглосуточного пребывания и родителями детей, посещающих данную группу. Вопросы беседы были направлены на выявление субъективного отношения воспитателей и родителей к процессу социально-педагогического сопровождения детей группы круглосуточного пребывания, их видения данного процесса и его особенностей, оценку состояния детей.

На третьем этапе исследования нами было организовано наблюдение воспитателей за детьми группы круглосуточного пребывания. В качестве предмета наблюдения выступило поведение, эмоциональная сфера детей группы круглосуточного пребывания. Целью наблюдения было изучение особенностей общения детей, отношений со сверстниками, особенностей социально- эмоционального развития; определение уровня тревожности дошкольников. В качестве метода исследования на данном этапе нами были использованы методика наблюдения Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой [6] и методика диагностики уровня тревожности Р Сирса [8].

В данной статье нами отражены обобщенные результаты первого и частично второго этапов исследования - теоретического анализа социально-педагогического сопровождения детей группы круглосуточного пребывания и исследования отношения воспитателей к процессу социально-педагогического сопровождения детей группы круглосуточного пребывания.

В группах круглосуточного пребывания детей дошкольного возраста возникает материнская депривация, так как длительный период отсутствует связь с близкими (а именно, с родителями), а воспитатели не могут компенсировать ее отсутствие в полной мере. Вследствие чего у ребенка могут возникать проблемы в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, трудности в общении и поведении. Поэтому присутствует необходимость особого отношения к таким детям, т. е. необходимость социально-педагогического сопровождения.

Так, например, в работах М.Р. Битяновой сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности педагога, психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации [2, с. 112].

Социально-педагогическое сопровождение согласно Л.В. Байбородовой заключается в оказании своевременной социальной и педагогической помощи детям и их семьям, оказавшимся в трудном положении или ситуации, а также комплекс коррекционных мероприятий, оказывающих положительное воздействие на развитие личности ребенка [1, с. 35].

В.А. Лазарев сущностью сопровождения называет усиление позитивных факторов развития имеющихся способностей и нейтрализацию действия негативных факторов. В качестве основных задач социально- педагогического сопровождения детей В.А. Лазарев выделяет следующие: разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждение изоляции детей в группе сверстников; развитие психолого- педагогической компетентности педагогов и родителей детей [4, с. 14].

Так, например, А.Л. Уманский выделяет следующие структурные компоненты социально-педагогического сопровождения: сопровождение отношений детей через групповые формы работы; индивидуальное сопровождение развития отношений детей; сопровождение классных руководителей (воспитателей) в аспекте воспитательно- развивающего отношения к ребенку; сопровождение родительских отношений (к детям, образовательному учреждению, воспитанию, обучению); сопровождение принятия управленческих решений; сопровождение образовательного процесса; сопровождение отношений в педагогическом коллективе; сопровождение в диадах «педагог-ребенок», «педагог-родитель» [7, с. 9].

Социально-педагогическое сопровождение всегда предполагает взаимодействие педагога и ребенка, педагога и родителя, обеспечивающее успешность социализации ребенка и семьи в целом.

Взаимодействие в диаде «педагог-ребенок» предполагает организацию образовательного процесса с учетом возрастных, психофизических особенностей детей, их склонностей, способностей, интересов, потребностей и направлено на сохранение и укрепление здоровья, интеллектуально- личностное развитие каждого ребенка. Для выполнения задачи всестороннего развития воспитателями создаются условия, направленные на обогащение детской деятельности, проводятся целевые прогулки, наблюдения, игры, организовывается разнообразная самостоятельная деятельность детей в соответствии с режимом дня.

Взаимодействие в диаде «педагог- родитель» предполагает взаимодействие педагога образовательного учреждения с родителями и законными представителями интересов ребенка в целях повышения ответственности родителей за воспитание и здоровье детей, повышения их педагогической и социально-психологической компетентности. При этом основными задачами во взаимодействии в данной диаде являются: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Анализ подходов к пониманию социально-педагогического сопровождения показал, что данный феномен представляет собой многостороннее явление, включающее в себя социальный, педагогический, медицинский, психологический, юридический и экономический компоненты. Организация социально-педагогического сопровождения детей в группах с круглосуточным пребыванием предусматривает создание специальных социально-педагогических и психологических условий для полноценного развития ребенка в различных видах деятельности в рамках исполнения нормативно-законодательных актов РФ всех уровней.

Анализ нормативно-правовой документации показал, что существуют особенности в организации питания, ночного сна детей, ежедневного осмотра медицинскими работниками, комплектации по возрастному принципу, создании комфортной психологической атмосферы, осуществлении индивидуального подхода к детям. Особого внимания требует подбор персонала: воспитателей и ночных нянь. Нужен подбор опытных педагогов, умеющих установить контакт с каждым ребенком, вовремя уделить ему внимание, расположить к себе, завоевать доверие. Особого внимания требуют дети в периоде адаптации (недавно пришли из дома), им особенно нужна теплота, забота и внимание воспитателя. В работе воспитателя и ночной няни должна быть полная согласованность в передаче детей, информировании о состоянии ребенка, о ночном сне. Также желательно, чтобы уход одного из них и приход другого были, по возможности, малозаметны для детей. Одна из рекомендаций, - составлять график работы воспитателей так, чтобы в конце недели и в понедельник передавал детей родителям и принимал их один и тот же воспитатель. Особо важное значение приобретает индивидуальный подход в воспитании детей. Так как в круглосуточной группе впечатления детей от окружающей жизни ограничены, соответственно, деятельность педагогов должна быть направлена на расширение кругозора детей, их интересов посредством организации прогулок, экскурсий, наблюдений в природе, разнообразных игр и самостоятельной деятельности детей. В круглосуточной группе необходимо особое заполнение вечернего времени, детям должна быть дана возможность заняться любимым делом, например, рисованием, конструированием, лепкой, игрой и т. д. Определенное место в вечернее время должно отводиться слушанию музыки, чтению художественной литературы и т. д. Также необходимо тесное взаимодействие педагога с родителями детей в целях выявления психофизиологических особенностей детей(аппетит, пищевые предпочтения, состояние здоровья, сон), привычек, особых нужд [3].

Опрос воспитателей проводился в форме беседы по заранее подготовленным вопросам. Вопросы беседы были направлены на выявление субъективного отношения воспитателей к процессу социально-педагогического сопровождения детей группы круглосуточного пребывания, их видения данного процесса и его особенностей, оценку состояния детей. Беседа с каждым воспитателем длилась в среднем 7-10 минут. Ответы письменно фиксировались на бланке. Беседа проходила в доброжелательной обстановке, воспитатели дошкольного учреждения охотно отвечали на вопросы.

В ходе исследования беседа была проведена с тремя воспитателями группы с круглосуточным пребыванием детей: два воспитателя и один помощник воспитателя. Педагогический стаж одного воспитателя - 15 лет; второго - 20 лет. Педагогический стаж помощника воспитателя составляет 2 года, основная занятость помощника воспитателя приходится на ночное время и связана с присмотром и уходом за детьми в вечернее и ночное время (кормление, мытье, сопровождение ко сну, наблюдение за детьми во время сна и пр.).

В результате анализа ответов воспитателей нами были сделаны следующие выводы. Дети из группы с круглосуточным пребыванием приходят в понедельник в детский сад в более подавленном настроении, чем дети из групп дневного пребывания, преобладает «плаксивое» настроение. Процесс расставания с родителями очень болезненный, у некоторых детей наблюдается истерика, не хотят заходить в группу, упираются ногами.

На вопрос: «Отличается ли состояние и поведение детей Вашей группы от состояния и поведения детей дневных групп?» - воспитатели ответили однозначно - «Да». Воспитанники из группы дневного пребывания ведут себя спокойнее, уравновешеннее. В то время как дети из группы круглосуточного пребывания беспокойные, неуверенные, тревожные, наблюдаются резкие смены настроения и т. п.

Трудности у воспитателей возникают с частой сменой настроения у детей группы круглосуточного пребывания в ДОУ, но каждый воспитатель ищет индивидуальный подход к каждому ребенку.

Дети в возрасте 3-4-х лет часто задают такие повторяющиеся вопросы как: «Когда придет моя мама?», «Почему мама не приходит?». Дети в возрасте 5-6-ти лет, которые знают, что их забирают по пятницам, могут задавать в течение всей недели вопрос «А сегодня пятница?», «Когда будет пятница?». Раздражение у воспитателей бывает после того, как ребенок постоянно задает один и тот же вопрос и ответ воспитателя расстраивает ребенка. Настроение воспитателей тоже снижается, у них возникает чувство беспомощности.
Воспитатели признались, что нередко чувствуют злость на родителей, и, как следствие, вину и стыд за то, что испытывают эту злость. Воспитатели осуждают тех родителей, которые реально имеют возможность перевести ребенка с круглосуточного пребывания на дневное, но не хотят этого делать. В итоге воспитатели остаются один на один с этими «мешающими» эффективной работе и комфортному состоянию чувствами, стыдятся их. В таких ситуациях смог бы помочь педагог-психолог, но данный специалист отсутствует в дошкольном учреждении.

Воспитатели отмечают изменения в поведении детей в вечернее время, когда за другими ребятами начинают приходить их родители и забирать их домой. Дети, которых не забирают, начинают бежать в раздевалку, обнимать чужих родителей и спрашивать у них, когда их родители их заберут. Иногда воспитанники просто идут в раздевалку и сидят там в ожидании своих родителей. Нередко во время прихода чужих родителей за своими детьми ребята из группы круглосуточного пребывания начинают плакать.

Воспитатели нередко испытывают жалость к детям, чувствуют желание как-то компенсировать эмоциональный дефицит - приносят конфеты, сладости, «вкусняшки». Происходит подмена профессиональной позиции. Желание заменить родителей может приводить к потере роли воспитателя.

Основные методы и формы работы, которые используют воспитатели в организации работы с детьми в группах с круглосуточным пребыванием: групповые и индивидуальные беседы; игровые методы.

Помощник воспитателя действует в большей степени на эмоциональном (интуитивном) уровне. Она берет ребенка на руки, обнимает, сажает на колени, тем самым оказывая внимание и заботу ребенку.

Помимо неблагополучного эмоционального фона у детей, воспитатели отмечают трудности в общении со сверстниками. В беседе воспитатель говорит что: «Дети из группы с круглосуточным пребыванием менее контактны, чем дети дневной группы, очень ранимы, часто обижаются, расстраиваются из-за мелочей, некоторые предпочитают играть одни».

Как правило, проблемы с родителями таких детей возникают редко, они охотно идут на контакт с педагогами дошкольного учреждения. Воспитатели применяют следующие формы и методы работы с родителями: информационные папки-передвижки, информационные стенды; индивидуальные беседы; консультации; анкетирование.

В беседе воспитатели отметили, что нуждаются в методической помощи в разработке занятий с детьми круглосуточной группы в целях регуляции их психоэмоционального состояния, тревожности, эмоциональной неустойчивости и пр.

Одним из недостатков в работе дошкольного учреждения воспитатели считают отсутствие педагога-психолога, который бы сопровождал таких детей, корректировал их поведение и взаимоотношения с детьми и взрослыми. Психолог также необходим для сопровождения профессиональной деятельности воспитателей и других специалистов (консультации, рекомендации, беседы).

Таким образом, в результате проведенной беседы с воспитателями группы с круглосуточным пребыванием детей можно сделать вывод о том, что детей данной группы отличает повышенное беспокойство, смена настроения, подавленность, тревожность. Сами воспитатели нередко испытывают сложности во взаимодействии с детьми данной группы, не всегда чувствуют себя комфортно и уверенно в своей работе. Нуждаются в поддержке и сопровождении со стороны психолога.

 

Библиографический список

1. Байбородова Л.В. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей : учеб. пособие / Л.В. Байбородова, Т.С. Лебедева, И.Ю. Тарханова. - Ярославль : РИО ЯГПУ ; Канцлер, 2015. - 183 с.
2. Битянова М.Р Социальная психология: наука, практика и образ мыслей : учеб. пособие / М.Р. Битянова. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
3. Инструктивное письмо Минпроса РСФСР от 28.12.1984 № 285-М «О работе круглосуточных групп» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lawru.info/dok/ (дата обращения: 15.11.2017).
4. Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников : монография / В.А. Лазарев. - Ярославль : ЯрГПИ им. К.Д. Ушинского, 2005. - 273 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.11.2017).
6. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
7. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства : автореф. ... дис. д-ра пед. наук / А.Л. Уманский. - Кострома, 2004. - 318 с.
8. Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина. - М. : Апрель Пресс ; ЭКСМО, 2001. - 244 с.

Источник: Научный журнал "Вестник Северо-Восточного государственного университета" 2018. - Вып. 29.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (30.04.2019)
Просмотров: 16 | Теги: сопровождение, круглосуточного пребывания | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь