Вторник, 22.01.2019, 09:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Исследование интереса и мотивации студентов к занятиям физической культурой

Суриков А. А., Кожанов В. И.

Исследование интереса и мотивации студентов к занятиям физической культурой

Аннотация. Авторами статьи приводится определение понятия «интерес к физической культуре и спорту», выделены структурные показатели интереса. В статье проводится анализ результатов анкетирования интереса к физической культуре и спорту и мотивации студентов к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: интерес к занятиям физической культурой и спортом, структурные компоненты интереса, студенты.

 

Интерес к физической культуре является целостной, системно-организованной и личностно-обусловленной характеристикой человека, как субъекта деятельности, побуждающей и осознанно направляющей его к систематическим занятиям физическими упражнениями для удовлетворения личностно-значимых потребностей относительно независимо от внешних ситуативных факторов.

О сущности понятия «интерес» можно заключить, что интерес к физической культуре и спорту представляет специфическую характеристику направленности личности, определяющую осознанное, устойчивое, активное отношение к деятельности в области физической культуры и спорта для удовлетворения личностно-значимых потребностей [1, 2, 5, 8].

Проводя анализ научно-методической литературы, следует отметить наличие единства во взглядах авторов на психологическое содержание интереса. В качестве его структурных компонентов выделяются:

1) знания о предмете интереса, содержании, способах и результатах деятельности с этим предметом (познавательный компонент);

2) личностная значимость деятельности с предметом интереса как способа удовлетворения потребностей деятельного субъекта (мотивационный компонент);

3) эмоциональные переживания, отражающие степень и характер удовлетворенности человека осуществляемой деятельностью (эмоциональный компонент);

4) волевые усилия, проявляющиеся в преодолении препятствий при практической реализации способов деятельности (волевой компонент) [7, 9].

В условиях традиционной практики физического воспитания не наблюдается существенного повышения интереса студентов к физической культуре, к учебным занятиям по предмету «Физическая культура». В качестве причин сложившейся ситуации выступают: ограниченные возможности удовлетворения индивидуального своеобразия потребностей студентов в области физической культуры и спорта; недостаточная реализация соревновательной мотивации; преимущественная направленность процесса физического воспитания на развитие телесных (внешних) компонентов физической культуры при недостаточном внимании к формированию ее духовных (внутренних) составляющих; недостаточная реализация стимулирующей функции педагогического контроля вследствие несоответствия его содержания цели и задачам физического воспитания, субъективизма, низкой оперативности и слабой дифференциации оценивания учебных достижений студентов [3, 4, 6].

На возникновение, развитие и формирование интереса к физической культуре и спорту оказывают существенное влияние, с одной стороны, внутренние, природно обусловленные склонности и способности, с другой — ряд внешних факторов, образующих социальную ситуацию развития. В исследовании приняли участие студенты 3-х курсов факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» в количестве 32 человек (экспериментальная группа) и студенты Чебоксарского филиала НОУ ВПО «Академия права и управления (институт)» в количестве 30 человек (контрольная группа).У всех испытуемых определялись показатели интереса к физической культуре и спорту с помощью анкеты закрытого типа «Интерес к физической культуре и спорту» и мотивации. В экспериментальной группе занятия по физической культуре проводились с учетом предложенных нами педагогических условий развития интереса к физической культуре, а в контрольной группе физическое воспитание осуществлялось на основе традиционных подходов.

Таблица 1.
Сравнительная характеристика мотивационных предпочтений девушек и юношей в физкультурно-спортивной деятельности, баллы

Таблица 2.
Динамика показателей интереса студентов к физической культуре и спорту в педагогическом эксперименте, баллы

Анализируя экспериментальные данные, можно отметить, что первое место в иерархии мотивов занятий физической культурой и спортом занимает мотив физического развития: его значения находятся в диапазоне от 3,71 до 4,16 балла. На второй позиции по значимости находится познавательный мотив: от 3,47 до 3,80 балла. Наименее значим мотив телесной привлекательности: от 2,66 до 2,91 балла. Относительно небольшое значение испытуемые придают и мотиву социального признания (от 2,82 до 3,49 балла).

Остальные мотивы занимают среднее положение в иерархии мотивационных предпочтений.Динамика мотивационных предпочтений в ЭГ и КГ представлена на рисунке.

Юноши имеют существенное преимущество в показателях большинства мотивов: потребности в двигательной активности (3,59 против 3,36 балла, Р=0,04), мотива социального признания (3,49 против 3,04 балла, Р < 0,001), мотива общения (3,63 против 3,21 балла, Р = 0,01), познавательного мотива (3,80 против 3,50 балла, Р = 0,04), соревновательного мотива (3,48 против 2,96 балла, Р < 0,001) и мотива физического развития (4,12 против 3,84 балла, Р = 0,02). Юноши имеют более высокие показатели мотивов (табл. 2).

Девушки имеют более высокие показатели мотива телесной привлекательности, но только на уровне тенденции (3,06 против 2,91 балла, Р = 0,20).

Таким образом, для студентов как в ЭГ, так и в КГ доминирующими мотивами занятий физической культурой и спортом являются мотив физического развития и познавательный мотив. Наименее значимы мотив телесной привлекательности и мотив социального признания.

Динамика показателей интереса студентов к физической культуре и спорту в процессе педагогическом эксперименте представлена в таблице 2.

По уровню развития интереса к физической культуре испытуемые контрольной и экспериментальной групп на момент начала эксперимента были относительно однородными: различия в показателях интереса статистически недостоверны.

Можно заключить, что как студентам, так и студенткам учебные занятия по предмету «Физическая культура» скорее «не нравятся, чем нравятся», что большинство из них «скорее не удовлетворены, чем удовлетворены» этими учебными занятиями. За время обучения в вузе отношение к учебным занятиям по физической культуре не улучшилось, а напротив, стало более негативным.

Сравнительный анализ показателей испытуемых обеих групп после завершения педагогического эксперимента выявил, что студенты экспериментальной группы имели более высокие показатели отношения к занятиям физической культурой (1,38 против 1,58 балла, Р ≤ 0,05) и интереса к занятиям физическими упражнениями (1,55 против 1,79 балла, Р ≤ 0,05). Они значительно больше времени уделяют занятиям физическими упражнениями (4,39 против 3,89 балла, Р ≤ 0,05).

Анализируя динамику изменения показателей интереса в обеих группах испытуемых в целом за год педагогического эксперимента, можно заметить, что она существенно отличается.

В частности, у испытуемых контрольной группы снизился интерес к занятиям физической культурой (на 0,24 балла), они стали в меньшей степени проявлять интерес к занятиям физической культурой и спортом в целом (на 0,25 балла). Объем времени, уделяемого занятиям физическими упражнениями, практически не изменился.

Посещаемость учебных занятий по предмету «Физическая культура» у студентов обеих групп в начале эксперимента составила в среднем около 20 занятий за учебный год (из 24 занятий, запланированных на учебный год). К окончанию учебного года показатели посещаемости студентов контрольной группы снизились до 17 занятий в среднем у юношей и до 19 занятий — у девушек. Это косвенно говорит о снижении интереса студентов к обязательным учебным занятиям по предмету «Физическая культура».Наряду с этим посещаемость учебных занятий студентами экспериментальной группы повысилась до 22 занятий у юношей и 23 занятий — у девушек. Различия в показателях посещаемости учебных занятий студентами контрольной и экспериментальной группы статистически достоверны — у юношей они составили 5 занятий, у девушек — 4 занятия.

Результаты экспериментального исследования показали, что для большинства студентов характерна относительно низкая физическая активность в сочетании с нейтральным отношением к физической культуре как виду деятельности, большинство студентов не удовлетворено учебными занятиями по физической культуре, проводимыми в вузе. Результаты формирующего педагогического эксперимента показали, что: при традиционных подходах к обучению предмету «Физическая культура» у большинства студентов контрольной группы наблюдается; снижение показателей самостоятельной физической активности, посещаемости учебных занятий по предмету «Физическая культура» и интереса к этим занятиям.Обучение студентов экспериментальной группы предмету «Физическая культура» с учетом выявленных нами педагогических условий обеспечивает: повышение показателей самостоятельной физической активности, посещаемости учебных занятий по предмету «Физическая культура» и интереса к этим занятиям.

Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что:

  •  для большинства студентов третьего курса характерна относительно низкая физическая активность, низкая посещаемость занятий по физической культуре в сочетании с нейтральным отношением к физической культуре как виду деятельности;
  •  большинство студентов не удовлетворено учебными занятиями по физической культуре, проводимыми в вузе;
  •  доминирующими мотивами занятий физической культурой и спортом являются мотив физического развития и познавательный мотив. Наименее значимы мотив телесной привлекательности и мотив социального признания.

При традиционных подходах к обучению предмету «Физическая культура» у большинства студентов контрольной группы наблюдается снижение показателей самостоятельной физической активности, посещаемости учебных занятий по предмету «Физическая культура» и интереса к этим занятиям.

Литература:

  1.  Бурцев, В. А. Педагогические условия формирования спортивной культуры учащейся молодежи в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. И. Алексеева // Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.21.— С.4750-4754.
  2.  Бурцев, В. А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Е. Евграфов// Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.11.— С.2450- 2454.
  3.  Бурцев, В. А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Н. Мугаллимова // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.24.— С.5493-5497.
  4.  Бурцев, В. А. Теоретико-методологические аспекты спортивной культуры личности /В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Д. Бобырев// Фундаментальные исследования.— 2015.— № 2. Ч.25.— С.5655-5659.
  5.  Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.23.— С.5178-5182.
  6.  Драндров, Г. Л. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности /Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева// Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». — Казань, 2012. — № 3 (31).— С. 140-146.
  7.  Драндров, Г. Л. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры /Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева // Теория и практика физической культуры.— 2013.— № 6.— С. 14-21.
  8.  Бурцев, В. А. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультур- но-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Г. Р. Данилова// Современные проблемы науки и образования. — 2015.— № 4.— Режим доступа: http://www.science-education.ru
  9.  Бурцев, В. А. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Е. Н. Симзяева// Современные проблемы науки и образования.— 2015. — № 2. Ч.2.— Режим доступа: http://www.science-education.ru

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (13.12.2018)
Просмотров: 44 | Теги: мотивация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь