Вторник, 20.08.2019, 04:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТМЕНОВ В ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ

Пармузина Ю.В., кандидат педагогических наук, старший преподаватель Волгоградская государственная академия физической культуры

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ХОРЕОГРАФИИ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТМЕНОВ В ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ

Одной из главных и основных задач в современном спорте является поиск новых средств и методов укрепления союза между спортом и искусством. На современном этапе фитнес-аэробику признали самостоятельным видом спорта, в связи с этим нужны новые решения во всех видах подготовленности и на разных этапах спортивной подготовки. Исследуя структуру и содержание соревновательных композиций фитнес-аэробики, специалисты и судьи все чаще приходят к выводу, что очень мало спортсменов имеют высокий уровень хореографической подготовленности, который проявляется в целостности и слитности отдельных комбинаций, а также способности продемонстрировать соревновательную композицию на высоком уровне.

Ключевые слова: хореография, фитнес-аэробика, соревновательная композиция, пластическая выразительность.

 

Введение. В современном спорте существует потребность развития пластической выразительности на начальном этапе обучения. Развитие пластического творчества идет на основе обучения языку выразительных движений - это принципиальное положение программы и самая главная задача занятий со спортсменами [2].

Проведя анализ научно-методической литературы, мы выявили, что средства хореографии для развития пластической выразительности используют во многих техно- эстетических видах спорта, таких как фигурное катание, эстетическая гимнастика и др. В фитнес-аэробике эта проблема также является актуальной.

Существует много разнообразных направлений в хореографии, влияющих на повышение уровня технической подготовленности спортсменов различной квалификации, занимающихся фитнес-аэробикой [3].

Одним из основных направлений в хореографии является классический танец, который состоит из трех частей: экзерсис у станка, экзерсис на середине и прыжки.

Также для повышения уровня хореографической подготовленности следует использовать средства современного танца, способствующие развитию выразительности, что особенно актуально для спортсменов, занимающихся фитнес-аэробикой. Важными средствами хореографической подготовки являются движения народно-характерного танца. Часто хореографы используют историко-бытовой танец в детских хореографических школах, студиях, танцевальных коллективах [1].

Несмотря на постоянство структуры урока, в зависимости от замысла педагога, выполняя соответствующие упражнения, можно решать различные задачи. Бесконечно разнообразны возможности варьирования упражнений. Изменяется их сочетание, темп, амплитуда, направление, количество, ритмический рисунок, характер и продолжительность пауз, в течение которых выдерживается та или иная поза. Опорная нога может находиться на всей стопе, на носке, в полуприседе. Количество структурных групп движений также может изменяться.

Содержание методики. Основу методики составил комплекс специальных упражнений хореографии с учетом технических характеристик движений, соблюдение которых необходимо в фитнес-аэробике. Предложенная методика включала в себя упражнения для всех групп мышц и суставов в различных исходных положениях, с полной амплитудой, в различных темпах, выполняемых с музыкальным сопровождением.

Все упражнения выполнялись под специально подобранную музыку, соответствующую характеру выполняемых движений.

Занятия проводились три раза в неделю по 2 часа и были построены по общепринятой схеме: подготовительная, основная и заключительная части.

Музыкальная фонограмма для занятий подбиралась так, чтобы темп музыкального сопровождения находился в диапазоне 130-160 музыкальных акцентов в минуту. В подготовительной части урока использовались:

1. Общеразвивающие упражнения.

2. Различные разновидности ходьбы и бега (на полупальцах, в полуприседе, на пятках), выполняемые под музыкальное сопровождение с использованием разных позиций рук.

3. Стретчинг (динамический, статический). Его использование во время занятий обеспечивает комплексное улучшение эластичности мышц, гибкость и подвижность суставов, необходимые для выполнения многих двигательных элементов фитнес-аэробики, формирования умения координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки. Используются стретчинг-приемы из джаз-модерна, а также дыхательные упражнения из восточных систем.

В основной части мы использовали следующие упражнения:

4. Различные виды прыжков с использованием техник allegro.

5. Развороты корпуса с применением шести позиций port de bra.

6. Различные махи: махи первого уровня отрабатывались с помощью техники batement tendu, batement jatte, battement fondu, battement frappe, batement double frappe.; махи второго уровня отрабатывались с помощью техники battement developpe, grand battement jatte.

7. Акробатические упражнения (кувырки, шпагаты, стойки, перевороты).

Отрабатывались отдельные части соревновательной композиции под музыкальное сопровождение русского народного танца с отражением его манеры и характера исполнения. Также применялись основные движения подъема и спуска на степ - платформу, координированные с корпусом и руками в стиле русского народного танца. Эти упражнения комбинируют: перемещения вокруг платформы с элементами русского народного танца (притоп, переступание, дробушки, наклоны корпуса и повороты головы). Можно использовать также элементы и движения из танцев народов мира, используя соответствующий музыкальный материал [1].

Заключительная часть включала в себя:

8. Движения свободной пластики (расслабление, волны, взмахи).

9. Пантомима (использовалась для воспитания выразительности движений).

10. Ритмика (учит умению согласовывать движения с музыкой).

11. Образная импровизация и музыкальная импровизация на заданную тему (способствует развитию эмоциональной выразительной сферы, коммуникативных качеств, формированию актерских навыков).

12. Упражнения в парах и в группе (способствуют социализации и освоению окружающего мира).

Какое бы направление хореографической подготовки не использовалось на тренировках по фитнес-аэробике, в заключительной части целесообразно использовать дыхательные упражнения из восточных техник прана-йога, кундалини-йога.

При выполнении упражнений хореографии обращалось внимание на тесную взаимосвязь между движениями и музыкой, что требует глубокого понимания ее темпа, ритма, мелодии и других средств музыкальной выразительности.

Использование методов согласования движений с музыкой направлено на формирование у занимающихся фитнес-аэробикой:

- способности выполнять движение в соответствии с его темпом и длительностью;

- внутримышечной координации, амплитуды движений;

- качества движения, его гармоничности.

Заключение. Разработанный комплекс можно использовать в работе тренеров на всех этапах многолетней спортивной подготовки. Перенимая приемы из различных хореографических направлений, специалисты доводят своих учеников до мирового уровня. Спортсмены, тренируясь в этом симбиозе спорта и эстетической составляющей, показывают высокий уровень технической, физической и артистической подготовленности. Используя разработанные и экспериментально обоснованные упражнения, они не только добиваются высших спортивных результатов, но и учатся снимать эмоциональное напряжение после соревнований, восстанавливаться и настраиваться психологически перед ответственным стартом.

 

Литература

1. Морозова, Г.В. Пластическая культура актера // Толковый словарь терминов. - М.: «Гитис», 2009. - 316 с.
2. Примерная программа по фитнес-аэробике для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / составители: О. С. Слуцкер, Л. В. Сиднева, Г. А. Зайцева, М. В. Сахарова. - М.: Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федерация аэробики России, 2007. - 53 с.
3. Штода М. Л., Платонова Е.Ю. Программа дисциплины «Теория и методика фитнес-аэробики» для ВУЗов / Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса. - Волгоград, 2010. - С. 73-75.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (28) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (09.08.2019)
Просмотров: 9 | Теги: фитнес-аэробика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь