Вторник, 16.10.2018, 01:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ

О.А.Петренко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье исследуются проблемы использования средств физической культуры в формировании профессиональных компетенций в области безопасности жизнедеятельности у студентов технических вузов, предлагается оригинальная методика обучения безопасности жизнедеятельности на основе разработанного учебного модуля «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека»
 

Ключевые слова: физическая культура, безопасность жизнедеятельности, методика обучения

 

Введение. Организация современного образовательного процесса в высших учебных заведениях нацелена, прежде всего, на овладение студентами профессиональными компетенциями в рамках будущей специальности или направлений подготовки. Вследствие этого, образовательный процесс по общенаучным предметам, не являющимися профильными для конкретного направления высшего учебного учреждения, должен отвечать задачам подготовки будущих бакалавров с учетом их степени/квалификации. К одной из существенных проблем современного образовательного процесса в технических вузах следует отнести недостаточное внимание со стороны преподавателей общенаучных дисциплин к образованию в области безопасности жизнедеятельности при формировании профессиональных компетенций в соответствии с направлением подготовки студентов. Анализ основных образовательных программ для технических вузов и, в частности, Санкт- Петербургской Лесотехнической Академии им. С.М. Кирова (ныне - Санкт- Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова), показал, что ряд профессий требует от будущих бакалавров больших физических нагрузок, внимательности и собранности, соблюдения правил безопасности при работе с машинами и механизмами, ответственности за жизнь и здоровье не только самого работника, но и других людей, сохранность окружающей среды. «Вследствие этого, подготовка будущих бакалавров должна строиться с учетом данных факторов, а изучение других общенаучных предметов нацелено на формирование у студентов знаний, навыков и умений в области безопасности жизнедеятельности в рамках избранной профессии» [5, с. 205-218]. Однако в настоящее время в сфере общенаучных (непрофильных) дисциплин отсутствует единая методология обучения студентов безопасности жизнедеятельности, не разработаны рабочие программы (модули) и методики обучения, включающие вопросы безопасности жизнедеятельности, которые ориентированы на профессиональную подготовку будущих бакалавров.

Вместе с тем, существующие научные исследования и методические разработки: Н.П. Абаскалова [1], С.В. Абрамова [2], В.А. Девисилов [3] , П.В. Станкевич [4], позволяют выработать единый методологический подход к формированию у будущих бакалавров знаний, навыков и умений в области безопасности жизнедеятельности в процессе освоения общенаучных дисциплин.

В этой связи, представляется закономерным использование в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности средств физической культуры, в предмет которой включены различные аспекты безопасности жизнедеятельности. При этом к средствам физической культуры, способствующих формированию профессиональных компетенций студентов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности относятся учебные и наглядные пособия по безопасному выполнению физических упражнений и занятии спортом, спортивные соревнования и туристические походы, направленные на профессионально-прикладную подготовленность будущих бакалавров в соответствии с избранной профессией, а также технические средства физической культуры в виде спортивных залов и площадок, спортивных тренажеров, снарядов и оборудования, которые обеспечивают организацию образовательного процесса. Наряду с данными средствами, к средствам физической культуры относятся способы и методы сохранения и восстановления здоровья: приемы и способы оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим людям, методы лечебной физической культуры. Использование средств физической культуры, по нашему мнению, позволит расширить содержание учебного процесса и увеличить объем воспитательных и образовательных средств, повысить общетеоретическую и профессионально-прикладную подготовку будущих бакалавров технических направлений в области безопасности жизнедеятельности, обеспечить их психологическую и физическую готовность к преодолению опасных и чрезвычайных ситуаций.

Основное содержание работы. На основе данных научных исследований нами была разработана теоретическая модель профессиональной подготовки бакалавров технических направлений в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры. Разработанная модель профессиональной подготовки студентов технических вузов в предметной области знаний по безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры включала специализированный учебный модуль «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека», реализация которого возможна в образовательном процессе по различным направлениям подготовки бакалавров технических вузов. Как указывает С.В. Абрамова, «одним из направлений развития современного образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, определяющих структурно-содержательную модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности являются специализированные программы, расширяющие и углубляющие область предметных знаний в области безопасности жизнедеятельности, и, в частности,. Б.4 Физическая культура)» [2, с. 13]. «Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуальная по содержанию, формам, средствам, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучаемого» [4, с. 63]. Специализированный учебный модуль «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека» содержал следующие основные компоненты: целевой компонент; содержательный компонент; мотивационный компонент; процессуальный компонент; оценочный компонент; результативный компонент. На основе вышеуказанного модуля была разработана оригинальная методика обучения с использованием организационных форм (фронтальная, групповая и индивидуальная формы обучения), методов (педагогические, формирования сознания, психологические методы и методы педагогического контроля) и средств обучения, включая средства физической культуры.

Разработанная методика обучения была реализована в процессе проведения педагогического формирующего эксперимента, в котором задействованы студенты 1 курсов разных факультетов Санкт-Петербургской Лесотехнической Академии имени С.М.Кирова, одни из которых составили экспериментальные группы (104 студента), а другие - контрольные (107 студентов). Разработанная методика включала:

- лекции, беседы, учебные дискуссии об основных понятиях безопасности жизнедеятельности, методах защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, мер по ликвидации их последствий, а также формировании специальных знаний по безопасности жизнедеятельности в соответствии со специализацией студентов (бакалавры лесного дела) - безопасного поведения в лесу, методах защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий, профилактике травматизма, оказание пострадавшим первой неотложной помощи и методах восстановления здоровья (ЛФК);

- практические занятия с коллективным обсуждением наиболее острых проблем безопасности студентов на учебных занятиях с обучением действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, навыкам и умениям оказания пострадавшим первой неотложной помощи, методам и средствам восстановления здоровья при получении травм;

- комплекс физических занятий, направленных на формирование различных психофизических и специальных прикладных физических качеств студентов, пешие туристические походы, которые подготавливают их к прохождению практики в полевых условиях;

- самостоятельную работу студентов с подготовкой докладов и рефератов на заданные темы и проверку полученных знаний;

- промежуточную и итоговую аттестацию студентов в виде сдачи ими тестовых заданий и контрольных нормативов.

Заключение. Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:

1. Анализ современного образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности позволил определить организационно-педагогические предпосылки формирования профессиональных компетенций студентов технических вузов в данной области знаний с использованием средств физической культуры.

2. Методологически обоснован процесс обучения студентов технических вузов безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры на основе интегративного и модульного подходов. Определены принципы организации и отбора содержания образования и ведущие идеи образования в области безопасности жизнедеятельности, на основе которых была сформирована теоретическая модель образования в области безопасности жизнедеятельности в системе подготовки студентов технических вузов.

3. Предлагаемая теоретическая модель образования в области безопасности жизнедеятельности включает специализированный учебный модуль «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека», содержащий целевой, содержательный, мотивационный, процессуальный, оценочный и результативный компоненты. Данный модуль направлен на системное освоение предметных знаний и развитию профессионально-прикладных умений и навыков по безопасности жизнедеятельности с предоставлением средств физической культуры в соответствии с направлением подготовки будущих бакалавров лесного дела. Кроме того, данный модуль может использоваться при разработке рабочих программ дисциплин в других технических вузах исходя из направлений подготовки студентов.

4. Разработанная на основе специализированного учебного модуля «Безопасность жизнедеятельности и физическое здоровье человека» экспериментальная методика обучения студентов безопасности жизнедеятельности с использованием средств физической культуры, включала определение целей педагогического взаимодействия, планирование и организацию учебного процесса по обучению безопасности жизнедеятельности, его содержательную сторону в виде предоставления студентам новых знаний и приобретению ими умений и навыков, имеющих профессионально-прикладное значение, стимулирование деятельности обучающихся при усвоении ими учебного материала, контроль, оценку и анализ полученных результатов.

5. Результаты реализованной методики свидетельствуют о повышении уровня предметных знаний студентов и освоению ими практических навыков и умений в области безопасности жизнедеятельности, расширении их кругозора, значительном улучшении показателей физической подготовленности студентов и их психологической устойчивости к чрезвычайным и опасным ситуациям, овладении методами и способами сохранения и восстановления здоровья при получении травм.

Литература

1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Н.П. Абаскалова. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 135 с.
2. Абрамова С.В. Модель подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности / С.В. Абрамова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» / Педагогические науки, 2015. - № 1 (119). - С. 8-14.
3. Девисилов В.А. Концептуальные подходы к модернизации дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего профессионального образования»/ В. А. Девисилов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.11, 4 (6), 2009. - С. 1403-1410.
4. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования. Монография / П.В. Станкевич. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 122 с.
5. Станкевич П.В. Профессиональная подготовка бакалавра образования в контексте Болонского процесса / П.В. Станкевич // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - № 14. -Т. 6. - С. 205-218.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (02.04.2018)
Просмотров: 93 | Теги: безопасность жизнедеятельности, физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь