Суббота, 03.12.2016, 22:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Использование сочетания методов тренировки для развития выносливости у бегунов на средние дистанции

Д.К.Чачуа

Использование сочетания методов тренировки для развития выносливости у бегунов на средние дистанции

Бег на средние дистанции пользуется огромной популярностью у любителей легкой атлетики во всем мире. Интерес к вопросам подготовки высококвалифицированных спортсменов со стороны тренеров, ученых вполне закономерны, так как в этих видах на Олимпийских играх разыгрывается немалое количество медалей.

В настоящее время накоплен значительный опыт, который может служить основой для принятия решения при управлении подготовкой бегунов на средние дистанции. Известно, что родоначальники системы тренировки в беге на средние дистанции, английские бегуны, основывались на развитии общей выносливости и поэтому тренировались на медленных скоростях и средних темповых.

Приблизительно 60 % километража составлял медленный бег и 40 % - темповый. Большая часть темпового бега проводилась в форме прикидок на какой-либо из соревновательных дистанций. Основные принципы английской беговой школы разделялись и американскими бегунами, но в отличии от Англии, в США наибольшей популярностью пользовался бег на коротких отрезках от 100 до 880 ярдов. И не случайно, что методику тренировки американские полумиливики (миля) позаимствовали у спринтеров. Специалисты считают, что дистанция 880 ярдов по своим требованиям, а, следовательно, и по методам тренировки ближе к 440 ярдам, нежели к 1 миле.

В связи с этим тренеры рекомендовали для развития скорости пробегать короткие отрезки в полную силу, а для повышения выносливости - дистанции более длинные, чем соревновательные. И американское направление на скорость, и английское на выносливость оказали сильное влияние на развитие методики в беге на средние дистанции в Европейских странах. Большинство Европейских специалистов в беге во все времена придерживались точки зрения, что результаты на средних дистанциях в большей мере зависят от выносливости, чем от скорости.

Шведскими специалистами был найден и широко использовался новый метод тренировки, получивший название фартлек, т.е. бег по пересеченной местности с периодическим изменением скорости. Смена одной формы работы на другую, а также чередование скоростей позволило выполнить большие нагрузки без значительного утомления нервной системы.

Научные исследования, проводимые австралийскими тренерами, показали, что первой и основной задачей является развитие специальной выносливости, но только через общую выносливость.

Такая методика является лучшим средством развития внутренних органов и систем организма. Под влиянием такой тренировки общее количество микроскопических кровеносных сосудов (капилляров) увеличивается в несколько раз. Такая система предполагает три этапа подготовки. Только начальный этап, длящийся 4 месяца, в объеме составляет 2560 км (160 км в 1 неделю). Далее 3 месяца развитие специальной выносливости и 1 месяц - скорости.

Значительным вкладом в развитие современного метода, применительно к средним дистанциям, были исследования немецких ученых, обосновавших интервальный метод (продолжительный переменный бег на коротких отрезках). Но бессистемное применение этого метода отдельными бегунами привело в конечном итоге к отрицательным результатам. Кроме того, выяснилось, что в большом объеме и с высокой интенсивностью интервальный метод полезен только хорошо подготовленным бегунам, да и то недолго. И, наконец, оказалось, что связанное с гипоксией, нарушение белкового обмена было причиной значительной части травм опорно-двигательного аппарата. С точки зрения отечественных специалистов такое мнение не соответствует истинному значению интервального метода для бегунов на средние дистанции. Практика показала, что наилучших результатов можно достичь, лишь применяя комплекс методов, в котором определенное место занимает интервальный бег. Все эти направления и методики зарубежных специалистов 30-60 годов оказали сильное влияние на развитие отечественной школы средневиков.

Выдвигаются идеи о том, что специализация в беге должна предшествовать много борная подготовка, круглогодичность в тренировке. Придается большое значение бегу с соревновательной скоростью, как лучшему средству выработки чувства темпа специальной выносливости. На протяжении многих лет в подготовке отечественных бегунов на средние дистанции основное внимание уделялось совершенствованию качества выносливости. При этом предполагалось, что тренировка в подготовительном периоде должна быть главным образом направлена на всемирное развитие общей выносливости.

Таким образом, эволюцию методов тренировки можно разделить на 3 периода.

Первый период характеризуется сравнительно небольшим объемом тренировочных нагрузок и преимущественным применением непрерывного бега, бега на соревновательной дистанции несколько превышающей соревновательную.

Во втором периоде произошла дифференциация методов тренировки, появилось понятие "объем" и "интенсивность" нагрузок, было разработано большинство средств и методов тренировки, которые взяты на вооружение современной системой подготовки высококвалифицированных бегунов на средние дистанции. И в тоже время разрозненность в использовании передовых методов доказано их однобокость.

Третий период - период совершенствования методов в беге на средние дистанции, комплексность их использования. Это период научного обоснования методов тренировки, интернационализации и унификации различных тренировочных систем. Он начался в конце 60-х годов и продолжается по настоящее время. К настоящему моменту специалисты высказывают мнение, что дальнейший путь повышения спортивного мастерства бегунов на средние дистанции будет тесно связан с варьированием средств и методов подготовки. Однако в этом направлении имеются немногочисленные научные данные.

Для выработки стройной и более четкой системы подготовки бегунов на средние дистанции необходимо проводить дополнительные исследования. Цель работы состояла в определении оптимального сочетания методов тренировки для развития выносливости у бегунов на средние дистанции. Для достижения цели, были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить особенности применения различных методов тренировки для развития общей и специальной выносливости в тренировке бегунов на средние дистанции;
2. Составить комплекс тестов, позволяющих выявить уровень развития общей и специальной выносливости у бегунов на средние дистанции;
3. Определить оптимальное сочетание методов развития общей и специальной выносливости у бегунов на средние дистанции (возраста 12-14 лет).

Педагогический эксперимент.
Эксперимент проводился на группе спортсменов 14-15 лет (20 человек), специализирующихся в беге на средние дистанции. По результатом предварительного тестирования общей и специальной выносливости спортсмены были поделены на 2 одинаковые группы (контрольную и экспериментальную). Обе группы тренировались по одинаковой программе с использованием одинаковых средств развития выносливости. Различия заключались в способах использования этих средств. Исследование проводилось на предсоревновательном этапе годичного цикла (2011-2012). Были собраны и проанализированы результаты контрольных испытаний, выполненных в процессе подготовки, что позволило определить индивидуальную динамику уровня специальной и общей выносливости.

ВЫВОДЫ

1. Особенности применения различных методов тренировки для развития общей и специальной выносливости бегунов определяются спецификой физического качества выносливости, которую принято рассматривать как совокупность общей и специальной. Под общей подразумевают преимущественно выносливость к аэробным нагрузкам, под специальной - выносливость к анаэробным и смешанным (аэробно- анаэробным) нагрузкам. Для развития выносливости бегунов на средние дистанции применяют различные упражнения и методы, отличающиеся друг от друга различными методами тренировки. Основными методами можно считать равномерный, переменный, повторный и интервальный, причем, первые из них используются для развития аэробной выносливости, а последние - анаэробной. При выборе конкретного метода воспитания выносливости учитывается квалификация, возраст спортсмена, этап тренировки, а также те физиологические сдвиги в организме, которые вызывает работа данной мощности и продолжительности.

2. Выявлено, что для определения уровня развития общей и специальной выносливости бегунов на средние дистанции, и динамики прироста этих качеств, целесообразно использовать следующие тесты: бег на 800 м и бег на 1500 м для характеристики специальной выносливости; тест Купера и степ-тест для характеристики общей выносливости.

3. Установлено, что использование сочетания повторного и интервального методов оказало положительное влияние на развитие специальной выносливости у бегунов на средние дистанции 14-15 лет, что проявляется в достоверно более высоком приросте показателей, как специальной, так и общей выносливости. Различия достоверны по всем четырем тестам(< 0.05).

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.08.2016)
Просмотров: 40 | Теги: бег на средние дистанции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016