Воскресенье, 19.08.2018, 06:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Использование системы «пилатес» на занятиях по физическому воспитанию со студентами СМГ

А.В.Кизилова

Использование системы «пилатес» на занятиях по физическому воспитанию со студентами СМГ

Аннотация. В статье рассматривается опыт использования элементов системы «Пилатес» в форме учебно-тренировочных занятий со студентками специальной медицинской группы. Использование этой системы не только повышает функциональные способности занимающихся, но также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет повышения уровня положительных мотиваций к оздоровительной деятельности и разнообразия средств и методов, применяемых преподавателями кафедры физической культуры.

Ключевые слова: система пилатес, коррекция дисфункции позвоночника, улучшение здоровья студентов.

 

В настоящее время отмечается ежегодное увеличение заболеваний среди студентов, снижение двигательной активности, уровня физической подготовленности и работоспособности, а также отсутствие интереса к традиционным занятиям физической культурой в высших учебных заведениях.

По данным Госкомстата Российской Федерации за 2009-2015 годы, более 70% студенческой молодежи имеют отклонения в состоянии здоровья, 80% страдает выраженной гиподинамией, около 40% имеют заболевания опорно-двигательного аппарата. Особенно часто заболевания и различные структурно-функциональные нарушения позвоночника встречаются у студенток вузов. Это вызвано, прежде всего, недостаточной двигательной активностью студенток специальных медицинских групп (СМГ) и отсутствием программ, которые подходили бы совершенно разным по диагнозам заболеваний всем занимающимся. Отсюда возникает необходимость подбора новых путей привлечения студенток СМГ к занятиям физической культурой.

В этой связи было сделано предположение, что использование современной системы упражнений по методике «Пилатес» на учебных занятиях со студентками специальной медицинской группы, позволит сохранить и укрепить здоровье занимающихся, а также повысит интерес к нетрадиционным занятиям физической культурой.

В методике «Пилатес»особое внимание уделяется восстановлению и сохранению подвижности и гибкости позвоночника, а средства пилатеса могут широко применяться для коррекции функциональных нарушений позвоночника [1]. «Пилатес» содержит упражнения, направленные на коррекцию опорно-двигательного аппарата, восстановление естественных изгибов позвоночника, улучшения осанки.

Занятия по этой методике не требуют определенного уровня физической подготовленности, чрезмерных нагрузок и изнурительных тренировок, отсутствует соревновательный элемент. Значительная часть занятий проводится в положении сидя и лежа, что снимает ограничения для занятий студентов с патологиями органов зрения и кардиореспираторной системы (астма, хронический бронхит, фарингит).

Главная цель занятий по методике «Пилатес» — осознать свои стереотипы в движениях и осанке, найти наиболее эффективные и выполняемые без напряжения альтернативы, чтобы восстановить нервно-мышечное равновесие, а также повысить уровень двигательных навыков и функциональных возможностей организма.

«Пилатес» предлагает серию упражнений на все группы мышц. Каждое базовое упражнение пилатеса включает в себя работу с основными мышцами тела- центром силы: это мышцы пресса, нижней части спины, бедер и ягодиц, а также вовлекают глубокие мышечные группы, расположенные вдоль костей и позвоночника. Например, мышцу, выпрямляющую позвоночник, поперечную мышцу живота, мышцы тазового дна и мелкую мускулатуру, поддерживающую тело изнутри. Их укрепление и растяжение обеспечит здоровый позвоночник, крепкий живот, стройную талию и правильную осанку. Упражнения системы «Пилатес» оказывают мягкое воздействие на организм занимающихся, одновременно тренируя его.

Основные принципы системы «Пилатес» [3].
1. Концентрация — это способность осознавать и ощущать свое тело как единое целое.
2. Централизация — это задействование мышц, которые будучи в напряжении, создают стабилизирующий, силовой пояс в области брюшного пресса. Система «Пилатес» основана на стабилизации позвоночника, а сложнее всего стабилизировать самую подвижную его часть — поясничный отдел.
3. Правильное дыхание. «Пилатес» позволяет очищать кровь через насыщение легких кислородом, улучшить обменные процессы и расширить объем дыхания.
4. Мышечный контроль. Система «Пилатес» учит выполнять упражнения, контролируя мышцу или группу мышц, на которую оно направлено, не испытывая при этом дополнительного напряжения.
5. Точность — этот принцип обращает внимание на технику выполнения упражнений.
6. Плавность. Все движения должны быть плавными и медленными, переходящими из одного в другое.
7. Изоляция определенной мышцы. Изоляция способствует расслаблению неработающих мышц, она позволяет полностью сконцентрироваться на работающей.
8. Визуализация. «Пилатес» использует в своей системе зрительные образы для привлечения сознания к физической нагрузке.

В рамках физической подготовки и обученияна кафедре физвоспитания с 2010 г. применяются элементы системы «Пилатес» в форме учебно-тренировочных занятий со студентками специальной медицинской группы. На занятиях применяются два вида тренировок:
1) тренировки с собственным весом (matwork) — направлены на постановку дыхания и разучивание основных (базовых) позиций во время выполнения упражнений;
2) тренировки с оборудованием (фитболами, гантелями, амортизационной лентой и медицинскими мячами).

Основные упражнения системы «Пилатес».

1. Упражнение для вытягивания позвоночника «Мостик на плечах» (shoulderbridge). Это упражнение укрепляет глубокие мышцы живота и заднюю поверхность бедер.

Исходное положение (И.П.) — лежа на спине, поставьте стопы на пол близко к тазу на ширине плеч, руки вытянуты вдоль туловища, ладонями вниз. Расстояние между стопами и коленями одинаковое и не должно меняться во время выполнения упражнения. На выдохе, отрывая позвонок за позвонком от пола, начните поднимать корпус вверх. Упирайтесь пятками и плечами в пол, не давите на затылок. На вдохе сохраните позицию, на выдохе опуститесь вниз. Держите бедра и ягодицы в напряжении, представляя, что под вашей талией проходит ремень, который тянет вас в потолок. Во время выполнения упражнения приближайте пупок к позвоночнику, стойте на плечах, а не на голове, не давите затылком в пол.

2. Упражнение для укрепления брюшного пресса «Сотня» (hundred).Упражнение направлено на развитие центра и стабилизацию поясничного отдела позвоночника.

Оно сочетает в себе дыхательную гимнастику, активизирующую циркуляцию крови для разминки и подготовки тела к последующим упражнениям.

И.П. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Обхватите колени руками сделайте вдох и на выдохе поднимите корпус так, чтобы нижний край лопаток оставался плотно прижатым к полу, поднимите голову и плечи от пола так, чтобы видеть живот. Подбородок не прижимать к груди, старайтесь не напрягать шею. Вытяните руки вдоль корпуса, напрягите ягодицы и внутреннюю поверхность бедра. Выполняйте ударные движения руками, как будто брызгаетесь на поверхности воды, на 5 счетов глубоких вдох, на 5 выдох, разворачивая ладони вверх и вниз. Сохраняйте максимальный подъем корпуса, неподвижность плеч, контролируйте стабильность живота, дышите легкими. Если вам тяжело удерживать голову поднятой, вы чувствуете дискомфорт в области шеи, то опустите голову на пол или подложите скрученное полотенце под голову.Необходимо исключить напряжение.Начните с 20-30 дыхательных движений и постепенно увеличивайте ихколичество до 100.Со временем выполняйте более длительные по времени вдохи и выдохи, что позволит улучшить выносливость дыхательной системы.

3. Упражнение для укрепления внутренней поверхности бедра «Подъем на внутреннюю поверхность бедра» (Inner — ThighLifts).Упражнение укрепляет мышцы внутренних и внешних поверхностей бедер, растягивает задние поверхности бедер.

И.П.— лежа на правом боку, левую стопу поставьте перед правым бедром, разверните левое колено точно в потолок.Голову опустите на вытянутую правую руку, упритесь левой ладонью в пол перед собой.Выровняйте тело в одну линию, зафиксируйте естественный прогиб в талии.Выдыхая, поднимите правую ногу вверх, на вдохе опустите ее в исходное положение.После нескольких подъемов поменяйте ногу.Акцентируйте внимание наподъеме ноги, опуская ее вниз, не касайтесь пола. Отрывайте бедро от пола полностью, сохраняя легкий разворот ноги наружу в тазобедренном суставе.Не сгибайте колено при подъеме ноги.

Для экспериментальной проверки эффективности представленной выше методической основы была сформирована экспериментальная группа. За период учебного года с сентября 2015 г. по май 2016 г., занимаясь два раза в неделю по системе «Пилатес» в данной группе были получены следующие результаты.

1. Вырос уровень функциональных показателей, в частности показатели гибкости улучшились в среднем на 5-7% (тест: наклон со скамейки).

2. Улучшилось эмоциональное состояние и повысилась сопротивляемость организма различным стрессовым воздействиям, что еще и обеспечило психологическую разрядку (анализ анкет).

3. Улучшилась посещаемость занятий среди студенток.

Таким образом, данное исследование показало, что использование современной системы «Пилатес», позволяет повысить интерес к занятиям физической культурой, улучшить посещаемость и эмоциональное состояние среди студенток СМГ, заметно вырос уровень двигательных навыков и функциональных способностей занимающихся. Применение системы «Пилатес» со студентами СМГ не только повышает функциональные способности занимающихся, а также позволяет реализовать индивидуальный подход, за счет повышения уровня положительных мотиваций к оздоровительной деятельности и разнообразия средств и методов, применяемых преподавателями кафедры физической культуры.

Литература:

1. Бондарь С. Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах: организация и программа занятий: учебно-метод. пособие / С. Б. Бондарь. Ульяновск: УлГу, 2007.—155с.
2. Буркова О. В., Лисицкая Т. С. «Пилатес»-фитнес высшего класса/ Москва: Попурри, 2005.—207с.
3. Остин Д. Пилатес для вас / Минск: Радуга, 2006.—320с.
4. Лекционные материалы семинаров Body&Mind (Институт Пилатеса 2007 г.)

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (02.08.2018)
Просмотров: 15 | Теги: Пилатес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь