Пятница, 14.12.2018, 22:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

И.А.Сыроваткина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена вопросу использования различных оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании студенток педагогического вуза. Дана оценка состояния их здоровья. Выявлено, что занятия с использованием оздоровительных видов гимнастики положительно влияют на физическое состояние и двигательную подготовленность, а также способствуют повышению мотивации к занятиям физической культуры у студенток.

Ключевые слова: здоровье; физическое воспитание; мотивация; виды оздоровительной гимнастики.

 

Введение. В настоящее время проблема совершенствования физического воспитания студенческой молодежи стоит очень остро, что связано, прежде всего, с ухудшением состояния здоровья. Из года в год в вузах увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и освобожденных от занятий физической культуры по рекомендациям врачебной комиссии. При этом следует отметить, что уровень заболеваемости у девушек-студенток значительно выше, чем у юношей. Данный факт можно объяснить большей усидчивостью при подготовке к учебным занятиям.

Организация исследования. Проведенный сравнительный анализ данных медицинских осмотров в Таганрогском институте имени А.П. Чехова на факультете_педа- гогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования на 1-3 курсах позволил получить результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1
Анализ медицинского осмотра на факультете

Следует отметить, что основным диагнозом студентов, освобожденных от физической культуры, являются заболевания сердечно-сосудистой системы, второе место занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, отмечается увеличение числа студентов с миопией. Следует отметить, что чаще встречаются студенты, имеющие сочетание 2-3 патологий. Из приведенной выше таблицы видно, что из года в год снижается процент студентов основной медицинской группы, даже не в сторону специальной и подготовительной группы, а в сторону полного освобождения от занятий физической культурой. Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе, физически слабо подготовлены, большинство из них не справляется с нормативными требованиями.

К сожалению, для большого числа студенческой молодежи физкультурно- спортивная деятельность не является необходимой потребностью, а здоровье и хорошая физическая подготовленность - одной из ведущих ценностей. Реалии сегодняшнего дня показывают, что одна из актуальных задач физического воспитания в вузе заключается в том, чтобы побудить студентов заниматься физическими упражнениями с учетом их интересов, уметь использовать упражнения, которые бы соответствовали их физическим возможностям и способствовали укреплению здоровья. Добиться этого можно лишь в том случае, если педагог по физической культуре направляет свою деятельность на формирование у студентов здоровьесберегающих компонентов.

Основными из них, по нашему мнению, являются повышение уровня мотивации к занятиям и формирование адекватной самооценки (умение адекватно оценивать свои объективные возможности выполнять конкретные двигательные действия) [6, с. 71]. Для этого необходимо учитывать наиболее предпочитаемые ими виды двигательной активности и с помощью средств и методов физического воспитания сформировать у студентов интерес к занятиям, использовать индивидуальный и дифференцированный подход к физической подготовленности и физическим возможностям обучающихся [3, с. 54].

В данном контексте можно отметить, что использование стандартной организации занятий по физической культуре не способствует положительным сдвигам в физической и функциональной подготовленности студенток, и, следовательно, необходимы новые подходы к организации занятий со студенческой молодежью [3, с. 53].

В связи с этим на факультете педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 256 студенток 1-3 курсов. Опрос проводился с целью определить приоритетные направления для занятий физкультурной деятельностью и мотивирующие факторы, способствующие повышению интереса к занятиям, у студенток.

В результате опроса было выявлено, что основными мотивирующими факторами для студенток являются: улучшение внешнего вида и впечатления, производимого на окружающих - 68%; укрепление здоровья - 17%; получение эмоционального удовлетворения от занятий - 15%.

После проведения со студентками беседы, в ходе которой они были ознакомлены с основными направлениями оздоровительных технологий, большинство из них (78%) выразили желание заниматься по различным направлениям оздоровительных видов гимнастики.

Полученные данные позволили перейти к решению основной задачи педагогического эксперимента - выделить наиболее эффективные виды оздоровительной гимнастики с учетом интересов студенток, применение которых позволит более полно использовать дифференцированный подход и индивидуально-тренировочные воздействия на организм занимающихся.

В настоящее время насчитывается более 200 направлений оздоровительных видов гимнастики. В своих исследованиях И.Ф. Калинина рассматривала оздоровительные виды классической аэробики и их влияние на физическую подготовленность студенток, используя комплексный подход [2]. Ж.А. Беликова в работе со студентами специальной медицинской группы с нарушением опорно-двигательного аппарата отдала предпочтение нетрадиционным видам оздоровительной гимнастики. По ее мнению, упражнения хатха-йоги положительно влияют на состояние мышечного корсета, увеличивая силовую выносливость мышц, подвижность позвоночного столба [1, с. 4].

Нами для проведения занятий были отобраны наиболее популярные среди студенческой молодежи виды оздоровительной гимнастики с учетом материально- технической базы вуза. В занятия не включались виды аэробики, требующие специального оборудования (степ-аэробика, фитбол-аэробика, памп-аэробика и др.).

Все направления оздоровительной гимнастики были условно разделены на три группы.

В первую группу вошли виды, включающие танцевальные движения: классическая аэробика, латин-аэробика, хип-хоп, самба-аэробика.

Во вторую - виды, способствующие целенаправленному развитию форм тела: калланетика, пилатес, стретчинг [6].
В третью - дыхательные упражнения, способствующие улучшению функций дыхательной системы: дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, П.С. Брегга, «Бодифлекс».

Для проведения занятий с основной медицинской группой использовались все три направления гимнастики, также во внимание были приняты мнения ряда специалистов, отмечающих целесообразность комплексного использования традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств физической культуры, способствующих улучшению физического состояния и работоспособности студенческой молодежи [4, с. 6].

Годичный образовательный цикл (макроцикл) состоял из двух периодов - осенний и весенний семестры. Каждый период включал в себя мезоциклы продолжительностью 4-6 недель. Основой мезоциклов являлись недельные микроциклы.

Первый (осенний) период включал три мезоцикла (втягивающий, базовый и развивающий) плюс восстановительно-поддерживающий мезоцикл, включающий период зимней сессии и каникулярное время. Во втягивающем мезоцикле, продолжительностью 4 недели, использовались средства легкой атлетики (бег, беговые упражнения), комплексы классической аэробики, стретчинг, проводилось обучение различным видам дыхательных упражнений.

Для развития силы и выносливости дыхательных мышц, увеличения жизненной емкости легких использовалась дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; для коррекции массы тела - упражнения «Бодифлекс»; для снятия эмоционального перевозбуждения применялись дыхательные упражнения по П.С. Бреггу.

Упражнения аэробной направленности использовались для активизации обмена веществ у занимающихся, стимулирования работы мышц, а также для снижения психофизической напряженности. Пульсовые значения в основной части занятия составляли 110-150 уд/мин. Дифференцирование нагрузки при проведении комплексов классической аэробики проводилось путем изменения темпа музыкального сопровождения, добавления базовых движений руками, прыжков, подскоков и т.д.
Базовый мезоцикл продолжительностью 12 недель был разделен на три раздела: развивающий (5 недель), ударный тренировочный (4 недели), стабилизирующий (3 недели).

В начале развивающего раздела мезоцикла в течение трех недель со студентками разучивались упражнения системы «Пилатес» и «Калланетика». Пульсовые значения не превышали 120-130 уд/мин. В течение последующих двух недель развивающего занятия дополнительно были включены спортивные игры, в частности, волейбол и баскетбол.

На протяжении ударно-тренировочного раздела мезоцикла использовались ста- тодинамические упражнения комплекса «Пилатес», «Калланетик», которые носят локальный характер с напряжением мышц 30-60% от максимального с остановкой в различные моменты выполнения упражнений. Прорабатывались все группы мышц. ЧСС не превышала 150 уд/мин. В течение ударно-тренировочного раздела мезоцикла также были использованы спортивные игры, комплексы классической аэробики, совершенствовалось выполнение дыхательных упражнений.

Для поддержания психоэмоционального состояния студенток в стабилизирующем периоде мезоцикла применялись как традиционные средства физической культуры, так и упражнения системы «Пилатес», «Калланетика», комплексы классической аэробики и дыхательные упражнения. Занятия проводились в комфортном пульсовом режиме, ЧСС не превышала 110-140 уд/мин. В контрольном микроцикле проводилось тестирование функционального состояния и физического развития студенток.
Восстановительно-поддерживающий мезоцикл составлял 6 недель и совпадал с периодом зимней сессии и каникулами. В данном периоде предполагалось самостоятельное выполнение комплексов оздоровительной тренировки студентками по индивидуальным программам, составленным совместно с преподавателем.

Планирование второго периода обучения было аналогично первому. Соотношение средств, используемых в процессе проведение занятий, составляло: традиционные (легкая атлетика, волейбол, баскетбол) - 50% от общего времени; «Пилатес», «Калланетик» - 20%; аэробика - 20%; дыхательные гимнастики - 10%.

Для проведения занятий со студентками специальной медицинской группой применялись комплексы аэробики низкой интенсивности, упражнения систем «Пилатес», «Калланетика», стретчинга, а также традиционные системы. Соотношение средств, используемых для проведения занятий в специальной медицинской группе, составляло: традиционные (легкая атлетика, волейбол, баскетбол) - 40% от общего времени; «Пилатес», «Калланетик» - 25%; аэробика - 20%; дыхательные гимнастики - 15%. Пульсовые значения в процессе проведения занятий не превышали 110-130 уд/мин.

Результаты исследования. Проведенное в декабре тестирование функционального состояния и двигательной подготовленности студенток позволило отметить незначительный прирост по некоторым показателям, однако достоверных отличий выявлено не было (р > 0,05).

Изменения на достоверном уровне выявлены в итоговом тестировании функционального состояния студенток в конце учебного года: уменьшение ЧСС в покое в среднем на 6,1 уд/мин; ЖЕЛ увеличилась на 380,23 мл; в показателях пробы Штанге прирост составил 12,1 с; пробы Генчи - 4,8 с; определение индекса Руфье позволяет отметить уменьшения на 2,8.

Полученные данные результатов тестирования свидетельствуют об улучшение у студенток функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Анализ результатов двигательной подготовленности студенток также позволяет отметить положительные изменения. За время эксперимента у студенток улучшились показатели мышц брюшного пресса на 29,8%, мышц ног - на 37%, мышц рук - на 32%. Наблюдается улучшение в показателях бега на 2000 метров у студенток основной медицинской группы - 9,8%, что связано, прежде всего, с применением на уроках упражнений аэробного характера. Тестирование показателей в беге на 2000 метров у студенток специальной медицинской группы не проводилось. Улучшение показателей гибкости (43,7%) связано с тем, что на каждом занятии использовались упражнения для растягивания связочно-мышечного аппарата.

Кроме того, следует отметить, что за время проведения эксперимента значительно снизилось количество пропусков занятий студентками, а, следовательно, повысился интерес к урокам физической культуры.

Выводы. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что занятия с использованием оздоровительных видов гимнастики оказывают положительное влияние на физическое состояние и двигательную подготовленность, а также способствуют повышению мотивации к урокам физической культуры студенток.

Литература

1. Беликова Ж.А. Упражнения хатха-йоги как средство коррекции деформации позвоночника студентов специальных медицинских групп с нарушениями осанки: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2012. - 172 с.
2. Калинина И.Ф. Комплексный подход к проведению занятий оздоровительной аэробикой со студентками высших учебных заведений: автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2007. - 24 с.
3. Наумов С.Б., Сыроваткина И.А., Хвалебо Г.В. Особенности физиологической и психологической адаптации студентов на первых курсах в условиях первых недель учебного года по дисциплине физическая культура» // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехов. - 2016. - № 2. - С. 53-57.
4. Постол О.Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2004. - 22 с.
5. Прикладная и оздоровительная гимнастика: учебно-методическое пособие / под ред. Ж.Е. Фирилевой, А.Н. Кислого, О.В. Загрядской. - СПб.: Детство-Пресс; М.: ТЦ Сфера, 2012. - 608 с.
6. Хвалебо Г.В., Сыроваткина И.А., Туревский И.М. Формирование самооценки личности студенток специальных медицинских групп на занятиях по физической культуре // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 70-73.

Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1(23) - 2018

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.05.2018)
Просмотров: 156 | Теги: Оздоровительная гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь