Воскресенье, 11.12.2016, 12:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Использование приемов борьбы «Хапсагай» в обучении юношей 5-8 классов вольной борьбе

Д.Е.Попов, К.Н.Захаров

Использование приемов борьбы «Хапсагай» в обучении юношей 5-8 классов вольной борьбе

Актуальность. Из преданий старины глубокой видно, что ни одно большое торжество якутов не проходило без игр и развлечений спортивного характера. Одним из любимых состязаний была борьба «хапсагай», что в дословном переводе на русский язык означает «состязание в ловкости». Хапсагай, как вид спорта - это единоборство.

Усовершенствуясь, развиваясь, хапсагай дошел до наших дней. Ни одно торжество, ни один народный праздник не обходится без этого национального единоборства. Элементы хапсагая стали яркой составной частью борьбы якутских борцов вольного стиля.

Спортивная национальная борьба «хапсагай», как предмет для исследования и объект практического использования рассматривались: Н.Н. Тарским, Д.П. Коркиным, Г.Г. Андросовым, В.П. Кочневым, Н.К. Шамаевым, Л.А. Афанасьевым и др.

Объект исследования: Тренировочный процесс юношей по вольной борьбе на начальном этапе подготовки.
Предмет исследования: Значение спортивной национальной борьбы «хапсагай», как средства начального обучения борцов вольного стиля.

Гипотеза: педагогическая сущность спортивного национального единоборства «хапсагай» как средства начального обучения борцов вольного стиля может быть эффективной, если:
- элементы борьбы «хапсагай» будут использоваться борцами вольного стиля для разнообразия и дополнительно к применению вольной борьбе;
- используются борцами вольного стиля элементы «хапсагая» для достижения высоких результатов;

Новизна исследования: определение роли спортивного национального единоборства «хапсагай», как первоосновы при подготовке борцов вольного стиля.

Практическая значимость: состоит в том, что на основе спортивного единоборства «хапсагай» лежит развитие вольной борьбы. Материалы и выводы нашего исследования могут быть использованы в работе начинающих тренеров ДЮСШ, преподавателям общеобразовательных школ ведущих секционные занятия по борьбе «хапсагай» и для самостоятельных занятий.

База исследования:
Детско-юношеская спортивная школа п. Мындаба, Усть-Алданского улуса. Экспериментальная работа проводилась в 2012-2013 учебном году. В исследовании приняло участие 24 воспитанников ДЮСШ отделения вольной борьбы.
Место спортивных национальных единоборств и ее значение в жизни народов

Вольная борьба. Пользуется огромной популярностью у многих народов мира. У всех народов и во все времена она служила мощным средством физического воспитания человека и подготовки его к профессиональной деятельности. Поединок проводится также в стойке и партере, но разрешаются действия ногами и захваты всех частей туловища. Запрещается проводить болевые действия, удары руками и ногами. В остальном, правила вольной борьбы сходны с правилами греко-римской борьбы.

Особую значимость приобретают различные виды борьбы в наши дни, когда научно-технический прогресс все более и более отдаляет человека от природы, делает его слабым и физически и духовно. Борьба достаточно полно удовлетворяет естественные желания человека, померится силою, проявить свою ловкость, смелость, смекалку, противостоять злу и насилию. Занятия различными видами спортивной борьбы укрепляют здоровье, развивают физически, формируют характер, уверенность в своих силах, мужеству и отвагу. Универсальность борьбы как средства физического воспитания состоит и в том, что единоборство - это не столько противопоставление силы, но, прежде всего, умение мгновенно оценить ситуацию и находить правильное решение (защиту, прием или контрприем). Поэтому борец должен быть внимателен, быстр, иметь мгновенную реакцию. Ему необходимы хладнокровие, выдержка и решительность. Быстрая смена ситуаций, в которых оказывается борец в ходе поединка, представляет чрезвычайно высокие требования к интеллекту борца.

Одним словом, борьба - это многогранная, эмоциональная, естественная и в тоже время доступная для многих деятельность. Дети могут начинать заниматься борьбой с 9-10 лет. Борьбой дзюдо во многих странах разрешают заниматься с 6 лет. В последние годы стали бурно развиваться восточные единоборства - каратэ, тхеквандо, айкидо, кемпо, и другие.

Цель работы: Обосновать этнопедагогические аспекты и значение спортивного национального единоборства «хапсагай»; раскрыть пути дальнейшего развития этого вида единоборства, как одного из методов при подготовке борцов вольного стиля.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Анализировать теоретический материал о спортивном единоборстве «хапсагай».
2. Доказать, что элементы «хапсагая» являются более эффективным средством в тренировочном процессе начального обучения в вольной борьбе.
3. Определить место и значение спортивного национального единоборства «хапсагай» в начальном обучении борцов вольного стиля.

Методы исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ материалов по теме исследования;
2. Экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты)
3. Педагогическое наблюдение
4. Математико-статистические методы исследования

Организация исследования
Исследование проводилось на базе Детско-юношеской спортивной школы интернат п. Мындаба, Усть-Алданского улуса.

Экспериментальная работа проводилась в 2002-2003 учебном году. В исследовании приняло участие 40 воспитанников ДЮСШ отделения вольной борьбы.

Основные направления для работы с экспериментальной группой «А»:
- упражнения с элементами борьбы «хапсагай»;
- игры - упражнения с элементами единоборства;

При констатирующем эксперименте: Выявление уровня общефизической подготовленности юных борцов;

При формирующем эксперименте: Подбор специальных упражнений и игр для тренировочного процесса с применением элементов национальной борьбы «хапсагай»;

При контрольном эксперименте:
- Выявление результативности на соревнованиях в сравнении контрольной и экспериментальной групп;
- В констатирующем эксперименте участвовало 2 группы учащихся в количестве по 20 юных борцов в каждой (5-е классы).
- Группа «А» занимаются в ДЮСШ с 3-го класса национальной борьбой «хапсагай»;
- Группа «Б» занимается первый год вольной борьбой по типовой программе, предусмотренной учебным планом ДЮСШ.
- Первым этапом работы было выявление общефизической подготовленности воспитанников. Эта работа была проведена в январе месяце 2012 года.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.08.2016)
Просмотров: 58 | Теги: хапсагай | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016