Четверг, 13.12.2018, 23:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Использование подвижных игр с нестандартными заданиями при проведении уроков физической культуры

Никоноров В. Т., Файзрахманов И. И.

Использование подвижных игр с нестандартными заданиями при проведении уроков физической культуры

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы места, значения и роли подвижных игр в физическом воспитании школьников, а также использования на уроках физической культуры подвижных игр с нестандартными заданиями. Раскрываются вопросы организации и методики обучения подвижным играм. Авторами проведено исследование интереса школьников к урокам физической культуры.

Ключевые слова: подвижные игры, физическое воспитание, школьники младших классов, урок физической культуры.

 

Для повышения эффективности процесса физического воспитания необходимо использовать все многообразие форм, средств, методов, приемов школьного физического воспитания. Подвижные игры имеют достаточное преимущество перед другими средствами физической культуры и стоят на высшей ступени интересов детей, поэтому использование на уроке преимущественно игровых средств будет способствовать оптимальному решению задач физического воспитания [1-6].

Проблема исследования заключается в наличии противоречия между необходимостью использования подвижных игр как ведущего средства физического воспитания учащихся младшего школьного возраста и недостаточной систематизацией и разнообразием подвижных игр, используемых на уроках физической культуры в начальных классах.

Целью исследования является разработка и обоснование методики проведения уроков физической культуры в младших классах с использованием подвижных игр.

Предположено, что внедрение в учебный процесс методики проведения уроков физической культуры в начальных классах, основанной на применении подвижных игр позволит повысить интерес к урокам физической культуры и уровень развития двигательных способностей учащихся.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Определить место, значение и роль подвижных игр в физическом воспитании школьников.
2. Выявить особенности развития интереса школьников 1 и 4 классов к урокам физической культуры.
3. Разработать и обосновать эффективность методики проведения уроков физической культуры в младших классах с использованием подвижных игр.

В контексте решения первой задачи на основе анализа и обобщения научно-методической литературы мы выявили, что подвижные игры являются одним из наиболее эффективных и адекватных возрасту и интересам детей 8-10 лет средств физической культуры. Подвижные игры решают образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи, способствуют увеличению рациональной двигательной активности, повышают уровень физической подготовленности. Присущие игровой деятельности особенности: сюжет, содержательная и поведенческая модель, роль, правила, определяющие двигательные действия, обеспечивая проектирование, конструирование и моделирование игровой цели на основе процессов имитирования и импровизации, способствуют формированию системных знаний об основах двигательной деятельности.

Педагогическое тестирование было направлено на определение уровня развития двигательных способностей по контрольным упражнениям, представленным в авторской программе В. И. Ляха по предмету «Физическая культура» [1, 2, 7].

Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ СОШ № 2 г. Новочебоксарск, в нем приняли участие школьники первых и четвертых классов. Экспериментальная группа первоклассников состояла из 23 человек, четвероклассников -из 25 человек. В контрольной группе в первом классе насчитывалось — 20 человек, в четвертом — 26 человек.

В контрольных группах на уроках физической культуры проводились подвижные игры, составляющие программный материал дисциплины «Физическая культура» для школьников 1-4-х классов. Экспериментальные группы занимались по аналогичной программе с применением методики проведения уроков физической культуры на основе использования подвижных игр различной интенсивности в новых нестандартных условиях проведения.

В соответствии со второй задачей мы провели анкетирование учащихся 1-х и 4-х классов. Анализ интереса младших школьников к урокам физической культуры выявил, что:

  •  интерес к физической культуре учащихся 1-х и 4-х классов отличается. 50% мальчиков 1-х классов положительно относится к физической культуре, 25% безразличны и 25% отрицательно относятся к физической культуре; среди девочек процент тех, кто отрицательно относится к занятиям выше и составляет 37% опрошенных.
  •  55% испытуемых 4-х классов имеют положительное отношение к урокам физической культуры, среди девочек процент заинтересованных немного ниже (41%).
  •  87% школьников 1-го класса экспериментальной группы и 75% контрольной предпочитают подвижные игры высокой интенсивности, 80% школьников 4-го класса экспериментальной группы и 77% контрольной предпочитают подвижные игры низкой интенсивности;
  •  85% школьников 1-го класса экспериментальной группы и 78% контрольной предпочитают игры, где нужно играть в паре с другом, учащиеся 4-го класса в ЭГ и КГ на первое место ставят игры в команде, а затем в паре с партнером;
  •  большинство школьников 1-го класса в условиях выбора игр, отдают предпочтение играм, где они самостоятельно устанавливают правила, учащиеся 4-го класса предпочитают играть по установленным правилам, с возможность внесения своих изменений;
  •  для девочек 1-х классов физическая культура является значимым предметом, который находится на 3-м месте, у мальчиков этот предмет стоит на 11-м месте. У школьников 4-х классов физическая культура у мальчиков находится на 4-м месте по степени значимости среди двенадцати учебных предметов, у девочек на седьмом месте.

Для решения третьей задачи была разработана методика проведения уроков физической культуры в младших классах с использованием подвижных игр с целью обеспечения комплексного развития и совершенствования двигательных способностей и повышения интереса к урокам физической культуры у детей младшего школьного возраста. Объединение подвижных игр в группы осуществлялось на основании разделов учебной программы по предмету «Физическая культура» (подвижные игры, легкая атлетика, гимнастика с элементами акробатики и лыжная подготовка), с учетом их направленности на развитие двигательных способностей младших школьников, интенсивности подвижной игры и части урока, в которой проводятся подвижные игры [3, 6].

На уроках физической культуры проводились игры и игровые упражнения в различном объеме от общего времени урока:

  •  специальные игровые уроки, на которых все время отводится подвижным играми и игровым упражнениям
  •  уроки закрепления и совершенствования учебного материала, уроки совершенствования двигательной подготовленности учащихся (до 80% времени урока);
  •  уроки обучения, где игры составляют всю вводную и заключительную часть, до 1/2 основной части (60% времени урока). Такие уроки чередовались между собой.

При отведении всего времени урока на игровые упражнения подбор двигательных действий осуществлялся по общепринятой схеме: вводная часть, основная и заключительная: во вводной части — это 20% от общего времени урока, применялись игры с целью организации учащихся, общей и специальной разминки; в основной части — это до 50% времени урока, где игры использовались с целью развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков; в заключительной части — это около 10% времени урока.

При проведении подвижных игр учитывалась их интенсивность и направленность, по которой они были классифицированы на 5 групп: игры низкой интенсивности (до 145 уд/мин), игры средней интенсивности (146-170 уд/мин), игры большой интенсивности (471-185 уд/мин), игры высокой интенсивности (более 186 уд/мин), игры скоростно-силовой направленности (до 145 уд/мин).

Подвижные игры — это школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять, используя нестандартные задания и оборудование.

В качестве нестандартных заданий выступают:

  •  изменение правил игры (введение дополнительного водящего, уточнение и разделение действий каждого водящего, не свойственные первоначальной игре);
  •  проведение игры в нестандартных условиях (на песке, в лесу и т.д.)
  •  использование нестандартного оборудования (пуфики из поролона, ленты на резинке, пневматический коврик и т.д.);
  •  усложнение двигательного содержания игры;
  •  изменение размещения играющих на площадке;
  •  смена сигнала (вместо словесного сигнала — зрительный или звуковой);
  •  включение творческих заданий;
  •  включение дополнительных заданий;
  •  увеличение дозировки (повторность и общую продолжительность игры).

Подбор подвижных игр обусловлен содержанием урока физической культуры.

Педагогической тестирование, проведенное в конце эксперимента, позволяет сделать вывод, что школьники экспериментальной группы 1-го класса перешли по уровню развития двигательных способностей из группы ниже среднего в группу — выше среднего (4 балла), а испытуемые, обучающиеся в 4-м классе по средним показателям развития двигательных способностей, перешли из группы, имеющей средний уровень в группу — выше среднего (4 балла). Недостоверные отличия в показателях развития двигательных способностей испытуемых ЭГ от КГ выявлены в развитии силовых способностей у школьников 1-го класса, и в уровне развития гибкости у испытуемых 4-го класса.

Анализ данных анкетирования в конце педагогического эксперимента позволил также выявить различия в интересе школьников 1 и 4 классов к физической культуре вообще, и к урокам физической культуры, в частности. Среди мальчиков 1-го класса ЭГ положительное отношение к физической культуре имеет 83%, 17% безразличны к урокам физической культуры, но тех, кто отрицательно относятся к урокам физической культуры и не занимаются физическими упражнениями не выявлено. Среди девочек 1-го класса ЭГ — 90% положительно относятся, 10% — равнодушны к физической культуре. В ходе анкетирования было выявлено, что 92% мальчиков 4-го класса ЭГ имеют положительное отношение к урокам физической культуры, среди девочек заинтересованность немного ниже и составила 77%.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность предложенной методики проведения уроков физической культуры для комплексного развития двигательных способностей учащихся младших классов и повышения интереса к урокам физической культуры.

Литература:

  1.  Бурцев, В. А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, И. Е. Евграфов // Фундаментальные исследования, 2015. — № 2. — Ч.11.— С.2450- 2454.
  2.  Бурцев, В. А. Педагогические условия эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Е. Н. Симзяева.— № 2.— Ч. 2. Режим доступа: http://www.science-education.ru
  3.  Бурцев, В. А. Технологическая модель формирования спортивной культуры студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Ф. Р. Зотова // Фундаментальные исследования.—2015.— № 2. Ч.23.— С.5178- 5182.
  4.  Бурцев, В. А. Психологические механизмы развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Г. Р. Данилова // Современные проблемы науки и образования.— 2015.— № 4.— Режим доступа: http://www.science-education.ru
  5.  Бурцев, В. А. Критерии, показатели и методики измерения уровня развития спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, А. С. Мартынова // Фундаментальные исследования, 2014. — № 11.— Ч.5.— С.1147-1151.
  6.  Бурцев, В. А. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. Н. Му- галлимова // Фундаментальные исследования. — 2015.— № 2. Ч.241.— С. 5493-5497.
  7. Драндров, Г. Л. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий» Казань. № 3 (31). 2012. С.140-146.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (20.11.2018)
Просмотров: 20 | Теги: Подвижные игры, физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь