Суббота, 16.02.2019, 06:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ

КУРКОВА Н.А., кандидат юридических наук, доцент
МАКАРОВА О.А., кандидат юридических наук

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ

Проблемы правового просвещения, педагогические технологии, правовая культура, правовое сознание, правовой нигилизм, юридическая дидактика, суд присяжных, кандидаты в присяжные заседатели, судебная реформа.

Современная юридическая дидактика предлагает широкий спектр интерактивных, практико-ориентированных педагогических технологий, которые позволяют активизировать правовое просвещение граждан, способствуют формированию их правовой культуры и повышают уровень правового сознания населения. В статье анализируются проблемы, связанные с недостатком правового просвещения кандидатов в присяжные заседатели, предлагаются пути их решения в свете проводимой судебной реформы. Отмечается, что требует решения вопрос о просветительской работе среди населения, связанной с идеей о том, что суд присяжных - это не только желание и возможность граждан, но и их конституционная обязанность. Делается вывод о том, что эффективность судебной реформы во многом зависит от повышения уровня правосознания граждан.

 

На сегодняшний день такое понятие, как «правовое просвещение», в России законодательно не закреплено, однако в 2011 году Президентом утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [1], которые наметили основные принципы деятельности в этом направлении. Кроме того, за последние годы в области правового просвещения граждан Правительством Российской Федерации был разработан и утвержден ряд документов [2, 3].

Правовое просвещение в юриспруденции представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию правового сознания и повышению правовой культуры граждан и противодействия правовому нигилизму в целях реализации идеи построения в нашей стране правового государства [12, с. 77]. Таким образом, правовое просвещение тесно связано с такими понятиями, как правовая грамотность и правовая культура. Проблемам правового просвещения посвящены работы Э.И. Атагимовой и Г.И. Макаренко [4, с. 64], Ю.В. Мироновой [5, с. 75], В.Н. Си- нюкова [6, с. 34] и др.

Понятию правовой культуры посвящали свои исследования А.И. Долгова [7], Л. А. Петручак [8], В.И. Каминская и А.Р. Ратинов [9] и др. Согласно концепции, разработанной этими учеными, правовая культура представляет собой сложившуюся в сознании и мотивации индивида систему норм и правил поведения, которыми он руководствуется при выборе стиля поведения и взаимоотношения с правом. Правовая культура включает в себя в качестве структурного элемента такие понятия, как культура правового сознания, культура правовой деятельности и культура правовых отношений [5, с. 75]. Повышение уровня правовой культуры возможно лишь благодаря правовому просвещению и воспитанию, которые играют решающую роль в процессе формирования правового сознания граждан.

Вопросы правового и антикриминального просвещения являются темами исследования ученых в области педагогики профессиональной деятельности юриста [11], а также других отраслей знаний. Например, концепция антикриминального просвещения в Российской Федерации и участие юридических вузов и студенческой молодежи в ее реализации стала темой одного из исследований научной школы криминалистической ситуалогии Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (далее - БФУ), которую возглавляет профессор Т.С. Волчецкая.  Вопросами юридической дидактики, правого просвещения граждан, внедрения новых интерактивных методов обучения праву на протяжении последних нескольких лет занимается коллектив кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики БФУ. Идеи правового и антикриминального просвещения граждан нашли свое отражение и в деятельности Юридической клиники университета, которой руководит доцент Е.В. Осипова. Студенты Юридического института БФУ успешно реализовали проект «Живое право», в рамках которого выступали с обучающими лекциями перед школьниками и учащимися учебных заведений города Калининграда и Калининградской области, проводили с ними интерактивные занятия. Вопросами противодействия экстремизму и внедрением антикриминального просвещения среди педагогов школ и учебных заведений Калининграда в рамках темы научно-исследовательской деятельности кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики БФУ, осуществляемой совместно с Министерством образования и Правительством Калининградской области, под эгидой программы «Меры противодействия экстремизму в системе общего и высшего образования» занимаются доценты И.Ю. Панькина, О.А. Макарова и другие сотрудники кафедры.

Основными формами реализации педагогических технологий в рамках такой деятельности стали интерактивные лекции с участием практических сотрудников правоохранительных органов. Например, достаточно успеш - ной оказалась интерактивная лекция с участием представителя Центра «Э» УМВД по Калининградской области, проведенная для педагогов школ и учебных заведений Калининграда и Калининградской области, которая была посвящена вопросам антикриминального и антиэкстремистского поведения. Сотрудник центра «Э» с использованием примеров из правоприменительной практики рассказал об эффективных мерах профилактики противоправного и криминального поведения среди учащихся. Представляется, что повышение квалификации в данной сфере позволило учителям поднять уровень своего правосознания и своей правовой культуры.

В настоящее время в преподавании юриспруденции достаточно много внимания уделяется антикриминальному и правовому просвещению молодежи. Довольно успешно зарекомендовала себя такая педагогическая технология, как деловая игра-тренинг на тему «Модельный судебный процесс с участием присяжных заседателей». Она проводится в условиях, максимально приближенных к реальной процедуре рассмотрения уголовных дел с участием присяжных [13, с. 438-435]. В игровом процессе рассматриваются различные категории уголовных дел, основанных на реальных событиях. Роли судьи, прокурора, адвоката и присяжных заседателей исполняют сами студенты. Для усиления практико-ориентированной направленности данного тренинга приглашаются судьи, сотрудники следственных подразделений, адвокаты, которые могут поделиться опытом, накопленным ими в ходе рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.

Коллектив кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики БФУ активно использует инновационные формы обучения студентов по дисциплинам «Уголовный процесс» [14, 15] и «Криминалистика». Следует подчеркнуть, что проводится не только аудиторная, но и внеаудиторная работа с обучающимися. Например, с наилучшей стороны зарекомендовала себя интеллектуальная игра брейн-ринг по уголовному процессу и криминалистике, которая проводится на базе Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России.  В рамках игры студенты, курсанты и слушатели вузов региона могут проверить свои знания и посоревноваться. Представляется, что подобная форма внеаудиторной работы формирует у обучающихся практические навыки и умения нестандартно мыслить в различных правовых ситуациях [17, с. 92]. Еще одним примером внеаудиторной учебной деятельности студентов-юристов является подготовка конкурсного фильма для ежегодного Международного кинофестиваля студенческих фильмов по криминалистике им. В.К. Гавло «Золотой след», призерами которого в различных номинациях представители БФУ становились неоднократно. Данная форма криминалистического обучения развивает творческое мышление студентов, благодаря проигрыванию и режиссуре различных криминальных ситуаций. Она также призвана популяризировать правовые знания.

Реализация представленных форм педагогических технологий освещается на сайте научной школы криминалистической ситуалогии БФУ и на странице студенческого научно-практического кружка по криминалистике в социальной сети «ВКонтакте».

Следует отметить, что в основе действующего образовательного стандарта по юриспруденции лежит систем- но-деятельностный подход в обучении студентов. Современная дидактика находит такие методики преподавания уголовного процесса и криминалистики, которые позволяют вовлекать обучающихся в активную работу. Одной из таких методик является ситуационное моделирование. Она позволяет строить модели реальных ситуаций и проводить с ними различные мысленные и творческие эксперименты [17, с. 91-92].

Что касается правового просвещения, прежде всего, как представляется, необходимо информировать население о тех нормах права, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации в целях защиты его прав и свобод, выработки активной гражданской позиции, а также о тех изменениях, которые регулярно претерпевает отечественное законодательство. Так, например, с июня 2018 г. суды присяжных в Российской Федерации начали свою работу в новом составе [10]. С одной стороны, данная новация уголовно-процессуального законодательства расширила возможности участия обычных граждан в отправлении правосудия, с другой стороны, правоприменителю пришлось столкнуться с рядом трудностей при ее реализации.

Наиболее актуальными проблемами, на наш взгляд, являются процедура отбора кандидатов в присяжные заседатели и формирование коллегии присяжных заседателей в районных судах. Основная причина возникших трудностей - отсутствие активной гражданской позиции, низкий уровень правосознания и правовой культуры, недоверие российских граждан к судебной и правоохранительной системам [16, с. 275].

Можно отметить следующие проблемы, связанные с недостатком правового просвещения кандидатов в присяжные заседатели:

- отсутствие целостной системы нравственной культуры населения, которая является основой формирования правовой культуры. Отсутствие моральных регуляторов поведения индивида является причиной сложностей в принятии норм права и способствует развитию правового нигилизма. Так, большинство граждан относятся к исполнению функций присяжного заседателя как к неприятной обязанности. Нередко в средствах массовой информации (далее - СМИ) можно обнаружить советы, как избежать участия в исполнении роли присяжного заседателя;

- низкая правовая культура большей части населения страны, незнание правовых норм, прав и свобод, закрепленных Конституцией, а также отсутствие устойчивой установки на соблюдение норм права в любой жизненной ситуации.

Кандидаты в присяжные заседатели порой не видят, как можно реализовать свою гражданскую позицию в реальной жизни. Например, большинство кандидатов в присяжные заседатели не имеют представления о порядке и размере оплаты труда в период исполнения гражданского долга в качестве присяжного заседателя, не знают порядок работы суда и порядок отправления правосудия с участием присяжных заседателей. Практика показывает, что некоторые люди на третьем-четвертом заседании начинают возмущаться, что процесс не такой, каким они его себе представляли, как правило, основная претензия предъявляется к его длительности, зачастую у присяжных заседателей пропадает интерес и 2-3 без какой-либо причины перестают посещать судебные заседания;

- стихийное приобщение к правовому просвещению и правовой культуре через СМИ. Например, многие граждане имеют искаженное представление о работе присяжных заседателей, сформированное телевизионными передачами, иногда непосредственно в суде открыто высказывают недовольство чрезмерной «заформализованностью» процесса судопроизводства, а также заявляют, что судья от них что-то утаивает, всерьез ссылаясь на просмотренные теле-шоу.

В связи с этим представляется целесообразным предложить ряд способов решения перечисленных проблем. К таковым относятся:

- совершенствование методики правового просвещения кандидатов в присяжные заседатели. Основной акцент должен делаться именно на осознание целей и смысла правовых норм, а также практического результата их использования в роли присяжных заседателей;

- пропаганда права и правовых знаний через СМИ, активизация роли СМИ в формировании правовой культуры граждан России, профилактика правового нигилизма среди населения. К формам правопросветительской работы с использованием СМИ можно отнести беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам, интересующим граждан в связи с исполнением роли присяжного заседателя, комментарии специалистов по поводу правовых норм, связанных с отправлением правосудия с участием суда присяжных, различные тематические передачи, фильмы на соответствующую тематику (например отечественный фильм «Двенадцать» и его американский вариант «Двенадцать разгневанных мужчин», «Господа присяжные» и др.). В целях обеспечения беспристрастности и объективности присяжных заседателей необходимо исключить возможность просмотра новостей в Интернете и по телевидению, чтения газет, журналов и т.п., в которых недостоверно освещается ход судебного разбирательства по уголовному делу, по которому им предстоит вынести вердикт;

- лекционная пропаганда по данной тематике, организация дней правовых знаний с учетом тематики и направления просветительской работы (например Дня присяжного заседателя);

- разработка инновационных программ обучения не только для граждан, но и для судейского корпуса, сотрудников суда, прокуроров, защитников. Для сотрудников правоохранительных органов и судей необходимо проводить обучающие семинары, мастер-классы, тренинги, круглые столы, дискуссии с участием преподавателей и научных сотрудников юридических вузов. Например, в БФУ состоялся научно-практический семинар на тему «Поддержание государственного обвинения с участием присяжных заседателей». В работе семинара приняли участие представители судейского сообщества, сотрудники прокуратуры, преподаватели Юридического института БФУ и Академии Генеральной прокуратуры России, а также студенты [17, с. 323]. Основной акцент в деловой игре был сделан на создание оптимальных условий для работы с кандидатами в присяжные заседатели, формирования коллегии присяжных. Студенты получили прекрасную возможность попробовать свои силы в работе суда с участием присяжных заседателей, а работники прокуратуры и судьи смогли повысить свою профессиональную квалификацию. Студенты Юридического института БФУ, исполняя роли присяжных заседателей, приобрели теоретические знания и практические навыки работы в суде присяжных. Они сделали вывод о том, что участие граждан в отправлении правосудия помогает в формировании правосознания и повышении правовой культуры, а также способствует росту доверия граждан к правоохранительной и судебной системам. Считаем, что такой опыт проведения научно- практического семинара и деловой игры может быть важен для правового и антикриминального просвещения молодежи, к тому же подобные мероприятия являются прекрасным тренингом для сотрудников правоохранительной системы и представителей судейского корпуса, стремящихся к профессиональному росту;

- проведение бесед с отобранными для конкретного уголовного дела присяжными заседателями. Работники аппарата суда могут проводить детальные беседы с кандидатами на роль присяжных с целью выяснения обстоятельств, которые препятствуют отправлению правосудия гражданами в роли присяжных заседателей, а также для ознакомления граждан с их правами и обязанностями, разъяснения им порядка и размера оплаты их труда, правил и распорядка работы суда и т.п.

Таким образом, представляется очевидным, что требует решения вопрос о просветительской работе среди населения, которая продвигала бы идею о том, что суд присяжных - это не только желание и возможность граждан, но и их конституционная обязанность, такая же, как обязанность платить налоги [16, с. 273]. Эффективность предпринятой судебной реформы, на наш взгляд, во многом зависит от повышения уровня правосознания граждан. Начинать правовое просвещение и воспитание необходимо со школьников, а осуществлять его путем применения современных передовых педагогических технологий и вовлечения в учебный процесс студентов юридических вузов.

Библиографический список:

1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. № 151. 14.07.2011; СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312 (в ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы «Юстиция» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2158; СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2016 № 346 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Юстиция» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 19. Ст. 2680; СПС «КонсультантПлюс».
4. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2014. № 4 (13). С. 64-68.
5. Миронова Ю.В. О некоторых вопросах государственной политики по правовому просвещению населения // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 10. С. 75-77.
6. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 31-44.
7. Долгова А.И. Правовое воспитание молодежи. М.: Знамя, 1979. 46 с.
8. Петручак Л. А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2012. 54 с.
9. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 42-43.
10. Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 26. Ч. I. Ст. 3859; СПС «КонсультантПлюс».
11. Аминов И.И. Основы юридической педагогики: Учебник для аспирантов. М., 2017. 272 с.
12. Троян Н. А. Современный подход и перспективы развития правовой грамотности и правосознания граждан // Мониторинг правоприменения. 2017. № 3 (24). С. 77-86.
13. Авдеев В.Н., Кондрат И.Н. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей // Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс): Учебник / Под ред. Э.К. Кутуева. СПб: СПбУ МВД России, ООО «Р-КОПИ», 2016. 596 с.
14. Кузьмина О.Л., Авдеев В.Н. Возможности метода кейс-технологии в обучении будущих специалистов органов внутренних дел // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (45). С. 108-110.
15. Кузьмина О.Л., Авдеев В.Н. Об опыте реализации проектной методики преподавания уголовно-процессуального права // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (47). С. 107-108.
16. Ренер Н.А. Проблемы эффективности института присяжных заседателей в России // Современные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: сборник науч. трудов / Под ред. О. А. Заячковского. Калининград: БФУ им. И.Канта, 2017. С. 272-276.
17. Волчецкая Т.С., Ренер Н.А., Макарова О.А. Развитие ситуационного подхода в юридической науке и дидактике // Современное право. № 12. С. 88-92.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (54) 2018

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (03.02.2019)
Просмотров: 18 | Теги: присяжные заседатели, Судебная реформа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь