Суббота, 30.05.2020, 04:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Использование международного законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних в правоприменительной практике России

А.А.Беженцев

Использование международного законодательства о профилактике правонарушений несовершеннолетних в правоприменительной практике России

В статье исследованы международные нормативно-правовые документы, устанавливающие права и свободы несовершеннолетних лиц, регламентирующие деятельность по их протекции, превенции подростковых деликтов, сформулированы практические рекомендации по повышению эффективности правоприменения международного законодательства на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: международное законодательство, протекция прав и свобод несовершеннолетних, превенция подростковых деликтов, система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правоприменительная практика
 

В современную эпоху в России произошли глобальные метаморфозы об-щественных, финансовых, международных и иных отношений, в эпицентре которых неизменно обнаруживались проблемы профилактики административных и иных правонарушений несовершеннолетних лиц.

Следует учитывать, что подобные масштабные перемены присущи не только российскому, но и всему мировому сообществу, и связаны они напрямую с глобализацией, т.е. с появлением новых институтов, выходящих за рамки правового поля только одной страны, что, в свою очередь, влечет трансформацию, правоотношений, в т.ч. и в сфере превенции подростковых деликтов.

В этой связи необходима унификация действий по профилактике противозаконных деяний лиц, не достигших совершеннолетия, в масштабах всего земного шара, что, бесспорно, обеспечивается разработкой международных нормативно-правовых договоров, их подписанием государствами на всех континентах и обязательным соблюдением норм права в правоприменительной деятельности на территории стран, примкнувших к договору, прежде всего со стороны органов и учреждений системы профи-лактики безнадзорности, административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних лиц.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, они являются составной частью правовой системы нашей страны. В случае если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные законом нашей страны, то применяются правила международного договора. Не являются исключением и правовые международные нормы, регламентирующие общественные отношения в сфере профилактики противозаконного поведения не достигших совершеннолетнего возраста лиц.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ в ст. 3 детализирует и раскрывает постулаты Конституции Российской Федерации применительно к рассматриваемым в статье вопросам и провозглашает, что законодательство нашей страны, «регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права.». Важен и тот факт, что последовательный ряд международных нормативно-правовых актов и договоренностей, согласованных и ратифицированных нашей страной, прямо относится к важнейшим вопросам в области предупреждения безнадзорности, административных и других правонарушений несовершеннолетних лиц, что придаёт монолитной системе профилактики деликтов несовершеннолетних в Российской Федерации особый международный статус. Итак, подвергая рассмотрению международные правовые документы и договоры, решающие крайне значимые вопросы в сфере обеспечения прав ребёнка, превенции правонарушений среди несовершеннолетних лиц, условий обращения с несовершеннолетними правонарушителями, мы констатируем вполне определённую их достаточность и приемлемую систематизацию.

Сейчас руководство развитых стран всех континентов периодически кон-центрирует внимание на масштабных проблемах всех сфер жизнедеятельности лиц, не достигших совершеннолетия, и принимает международные нормативно-правовые документы.

Более подробно остановимся на некоторых правовых актах, представляющих наибольший интерес.

«Минимальные стандартные правила Организации Объединённых Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинские правила») (United Nations Standard Minimum Rules for the Administration of Juvenile Justice (The Beijing Rules) приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. Данные правила подготовлены на межрегиональном предварительном совещании к VII конгрессу ООН, которое проходило в Китае в г. Пекине в мае 1984 г. (именно отсюда их название «Пекинские»). Пекинские правила - стержневые нормы-принципы, разработанные ООН, относящиеся к минимальным стандартным (т.е. единым для всех государств - участников ООН) правилам реализации правосудия в отноше-нии не достигших совершеннолетия лиц.

Они описывают процедурную форму разбирательства в суде, уточняют комплексную систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, указывают на ликвидацию детерминант и условий совершения им преступления, назначают своей целью исправление и перевоспитание его поведения на законопослушное. В перспективном плане для более качественной превенции правонарушений несовершеннолетних внимание акцентировано на специализированной подготовке сотрудников правоохранительных органов, а в мегаполисах признается целесообразной организация спецподразделений органов внутренних дел по недопущению детской безнадзорности и молодёжных де-ликтов.

В правилах 1.1-1.3 указано на значительную роль, которую будет играть целостная, интегрированная в общество административная политика государства по отношению к несовершеннолетним лицам, в частности, по линии предупреждения административных правонарушений и преступлений, совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста. В правиле 1.4 правосудие применительно к несовершеннолетним уточняется как структурный элемент системы достижения социальной справедливости для несовершеннолетних. Правило 1.6 подчеркивает важность непрерывной оптимизации системы правосудия в отношении несовершеннолетних лиц, необходимость принятия вместе с этим действенных мер для оформления усовершенствованной административной политики применительно к несовер-шеннолетним в целом, учитывается необходимость постоянной модернизации работы персонала данной системы. Идея правила 1.5 состоит в том, чтобы регламентировать действующие в государствах-членах условия отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, от которых могут зависеть формы и методы применения конкретных правил. Отмечено, что данные формы в разных странах будут отличаться.

Анализируемые правила очерчивают минимальные пределы возраста уго-ловной ответственности. Подчеркивается, что они весьма разнообразны в зависимости от исторических, социальных, национальных и культурных особенностей. Регламентировано, что в целом в правовых системах, где функционирует понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, минимальный предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости. Таким образом, применение нынешнего подхода характеризуется поиском способности подростка перенести сопряженные с уголовной ответственностью моральные, нравственные, психологические аспекты, т.е. в нахождении потенциала привлечения подростка, в силу персонифицированных особенностей его восприятия и осознания, к юридической ответственности за понятное ему, бесспорно асоциальное поведение. В случае если возрастной предел уголовной ответственности установлен на слишком низком уровне или не установлен вообще, понятие ответственности становится бессмысленным.

Следовательно, существует тесная взаимосвязь между установление возраста ответственности за административный проступок или преступное поведение и другими социальными атрибутами, такими, как семейное положение и гражданское совершеннолетие. Итак, необходимо приложить наибольшие усилия для установления разумного низшего возрастного предела, который мог бы применяться в международном масштабе. С нашей точки зрения, данный предел требуется отождествлять с апробированным пределом, установленным в УК РФ, а именно с достижением четырнадцатилетнего возраста. Недопустимо при-влечение к уголовной ответственности несовершеннолетних c возраста в четырнадцать лет за совершение деяний, ответственность за которые они еще не осознают из-за не сформировавшейся психики.

«Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» (Declaration on Social and Legal Principles relating to the Protection and Welfare of Children, with Special Reference to Foster Placement and Adoption Nationally and Internationally) принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. Декларация содержит нормы права по общему благополучию семьи и ребёнка, передаче детей на воспитание и усыновление. Каждое государство должно отдавать приоритет семье и благосостоянию детей, которое зависит от благополучия семьи. Забота о ребенке лежит прежде всего на его родителях. В случаях, когда родители не уделяют должного внимания своему ребёнку, рассматривается вопрос о его воспитании родственниками, помещении его в приёмную семью или усыновлении или, в случае необходимости, об определении его в специ-ализированное учреждение.

По всем вопросам, связанным с воспитанием ребёнка родными родителя-ми, первоочередное внимание должно уделяться интересам ребёнка, в частности, должна в полном объёме реализовываться его потребность в любви, обеспечиваться право на безопасность и постоянную заботу. Лица, ответственные за процедуру передачи детей от родителей третьим лицам, обязаны иметь профессиональную или иную соответствующую подготовку. Ребёнок всегда должен иметь имя, гражданство и законного представителя. Ребёнок не должен быть лишен имени, национальности или законного представителя.

«Конвенция о правах ребёнка» (Convention on the Rights of the Child) была подписана в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Отметим, что к двадцатилетию подписания «Декларации прав ребенка» Организация Объединённых Наций определила 1979 г. Международным годом ребенка. В виду этого был выдвинут ряд законотворческих инициатив, в числе которых было предложение разработать проект «Конвенции о правах ребёнка». Работа над написанием текста проекта документа заняла десять лет и была закочена ровно через тридцать лет после подписания Декларации прав ребёнка. Во время подготовки Конвенции Генеральной Ассамблеей ООН учреждались заседания, на которых присутствовали должностные лица, органы, организации и специализированные учреждения ООН, занимающиеся вопросами протекции прав детей. В 1993 г. на конференции по правам человека в Вене было принято постановление, предписывающее добиться того, чтобы к 1995 г. Конвенция стала универсальной для большинства мировых стран.

Имплементируя основные положения данной Конвенции, договариваю-щиеся стороны признают ребёнка носителем всех общечеловеческих прав с мо-мента его рождения. Таким образом, неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена исчерпывающая специализированная протекция, даны возможности и наиболее одобрительные условия, позволяющие ему развиваться физически, умственно, нравственно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём, в условиях свободы и достоинства. Впервые на межгосударственном уровне в Конвенции нашли отражение такие главнейшие гуманистические неотъемлемые права несовершеннолетних, как:

- право на жизнь;

- право на здоровое развитие, охватывающее права на соответствующее питание, нормальное проживание, разнообразный досуг и медицинское обслуживание;

- право на получение бесплатного обязательного образования, по крайней мере, на его начальных стадиях; в частности, детям должно быть доступно образование, которое содействовало бы их общему цивилизованному развитию и благодаря которому несовершеннолетний смог бы на основе равноправия возможностей развить и реализовать свои способности;

- право на возможность игр и развлечений, которые были бы нацелены на развитие, намеченное образованием;

- право на предохранение от всех форм недобросовестного отношения, бессердечности, эксплуатации, физического и психического насилия со стороны взрослых и сверстников; в частности, дети не должны трудоустраиваться до достижения установленного возрастного ценза, сверх того, детям не должна предоставляться работа, которая была бы опасна для их жизни, здоровья или образования или мешала бы их физическому, интеллектуальному, духовному прогрессу;

- право на сохранение своей уникальности, включая гражданство, имя и родственные отношения;

- право на свободу формулировать и выражать свою точку зрения по всем вопросам;

- право на свободу совести и вероисповедания, миролюбивых собраний;

- право на частную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну переписки;

- право на доступ к сообщениям из любых национальных и интернациональных источников.

Реализация в наибольшем объёме данных прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия, позволит снизить подверженность молодёжи анти- обще-ственному поведению, направит их в законопослушное русло развития. Таким образом, это будет содействовать наилучшей профилактике административных и иных правонарушений подрастающего поколения.

В Конвенции регламентировано, что оптимальное обеспечение прав, свобод детей, защита их интересов должны быть директивным принципом для тех, на чьих плечах лежит груз ответственности за их воспитание, содержание и обучение. Мы полагаем, что в первую очередь это является задачей родителей, а затем уже органов и учреждений системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

«Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития де-тей» (World Declaration on the Survival, Protection and Development of Children) и «План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» были приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г. и посвящены не только юридическим аспектам защиты детства, но и новым принципам и программам реальных действий в пользу детей, в т.ч. и в сфере профилактики антисоциального поведения несовершеннолетних. Они очерчивают принципы образованности и грамотности, регулируют положение детей, которые находятся в крайне сложных условиях, т.е. сирот и инвалидов, уточняют принципы спасения детей во время милитаризованных конфликтов, планируют уменьшение уровня бедности, протекцию от всех форм эксплуатации, минимизацию употребления нар - котиков и рассматривают вопросы зашиты окружающей при-родной среды применительно к охране детства.

Основываясь на Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» [1], вопросы выживания, защиты и должного развития детей в соответствии с данным международным документом стояли на одном из первых мест. К настоящему времени в результате многих целевых программ («Дети России», «Безопасное материнство», «Планирование семьи», «Молодёжь России», «Индустрия детского питания», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Детская библиотека», «Дети Севера», «Россия без сирот», «Семейный детский дом») и комплексному содействию государства в оформлении и укреплении территориальной сети учреждений социальной помощи семье и детям нового типа (центров социальной помощи семье, центров реабилитации детей-инвалидов, психолого-педагогических консультаций, центров усыновления, опеки и попечительства, центров планирования семьи, медико-педагогических школ, социальных гостиниц для детей, молодых людей, матерей с детьми), можно с некоторой долей уверенности констатировать факт исполнения базовых постулатов «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» на территории нашей страны в обозначенный в международном акте период.

«Руководящие принципы Организации Объединённых Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» (United Nations Guidelines for the Prevention of Juvenile Delinquency (The Riyadh Guidelines), принятые в Эр-Рияде резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций № 45/112 от 14 декабря 1990 г., истолковывают особенно-сти отправления правосудия в отношении лиц, не достигших восемнадцати лет. В этом документе установлено, что профилактика административных деликтов и преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом профилактики преступности в обществе. Он предусматривает близкое сотрудничество между национальными, государственными, местными органами администрирования с участием частного сектора, представителей общин, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными проблемами, правоохранительных и судебных учреждений с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди подростков.

Имплементируя нормы «Руководящих принципов», договаривающиеся стороны принимают стандарты по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, включая административные меры по защите молодых людей, которые были брошены родителями, лишены заботы и являются жертвами злоупотреблений или находятся в тяжёлых жизненных условиях. Большое внимание в «Руководящих принципах» уделяется ликвидации причин и условий, которые отрицательно воздействуют на правильное развитие детей и подростков. Здесь предлагаются всеобъемлющие междисциплинарные комплексные административные меры, применение которых обеспечит подросткам жизнь, свободную от административных правонарушений и преступности, виктимизации и конфликтов с законом.

В «Руководящих принципах» большое внимание уделяется порядку ис-пользования ранних профилактических и защитных мер. Их вектор нацелен на эволюцию положительной роли различных социальных институтов, объединя-ющих семью, систему обучения, средства массовой информации, а также самих несовершеннолетних.

Подписанные в Эр-Рияде принципы делают акцент на важности реализации предупреждения правонарушений среди не достигших совершеннолетия лиц, в обход криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба дальнейшему развитию ребенка и существенного вреда другим субъектам правоотношений. В фундаменте этого постулата должно лежать прежде всего обеспечение возможности для ребёнка получить всестороннее образование и содействие, способствующее разноплановому развитию личности. Особенно это касается тех детей, которые находятся под угрозой или в социально опасном положении и нуждаются в специальной заботе и защите.

«Правила Организации Объединённых Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы» (United Nations Rules for the Protection of Juveniles Deprived of their Liberty) от 14 декабря 1990 г. в основных целях конкретизируют, что система правосудия касательно несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и способствовать их максимальному физическому и умственному развитию. Лишение несовершеннолетних свободы должно применяться лишь как крайняя мера воздействия. Правила служат удобными справочными постулатами, обеспечивающими помощь и руководство для специалистов, работающих в исправительных учреждениях для несо-вершеннолетних лиц. В них описаны распределение и помещение несовершеннолетних преступников в исправительное учреждение (регистрация, перемещение и перевод), вопросы условий пребывания и размещения, образования, профессиональной подготовки и трудовой деятельности молодых людей в местах лишения свободы, особенности отдыха, удовлетворение религиозных потребностей, подготовка к нормальной жизни в обществе.

«Европейская Конвенция об осуществлении прав детей» (European Convention on the Exercise of Children's Rights), принятая в Страсбурге 25 января 1996 г, предусматривает меры, направленные на укрепление прав детей, в частности, в ходе разбирательств по семейным делам в судах.

Конвенция обращена к защите основных интересов детей. Её цель состоит в том, чтобы обеспечивать процессуальные права несовершеннолетних, следить за тем, чтобы дети были оповещены обо всех стержневых моментах судебного процесса лично, либо через других лиц, или через другие органы, и им было предоставлено право лично участвовать в судопроизводстве, затрагивающем их интересы. Она определяет последовательность процедурных мер с тем, чтобы предоставить несовершеннолетним реальную возможность воспользоваться своими законными правами.

Положительным моментом рассматриваемого международного норматив-ного акта, в отличие от многих других, является то, что в нём точно установлен возраст детей, права и свободы которых он защищает: документ применяется в отношении несовершеннолетних, не достигших восемнадцатилетия.

Проанализировав международное законодательство по вопросам профилактики административных и иных правонарушений не достигших совершеннолетия лиц и защиты их прав, отметим, что изучение международных правовых документов на уровне правоприменительной практики позволяет констатировать факт, что рассматриваемое законодательство носит в большей степени декларативный характер и прямые ссылки на его правовые нормы в профессиональной деятельности, в т.ч. в служебной и процессуальной документации всех субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации, весьма нечасты.

Трудности в применении на практике норм права возникают и из-за некоторых «вольностей», которые допускаются даже в официальных переводах некоторых ключевых терминов и определений международного законодательства на русский язык.

Так, по мнению А. В. Краснянского [2], официальный перевод «Конвенции о правах ребёнка», подписанной в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. с английского на русский язык не является аутентичным. Таким образом, «Конвенция» на русском языке не является соответствующей «Конвенции» на английском языке. Если в депозитарии ООН хранится текст, не эквивалентный английскому, то это является необходимым и достаточным основанием, чтобы ограничить применение Конвенции.

Для повышения показателей эффективности применения на территории России международных нормативно-правовых документов, регламентирующих проблемы предупреждения административных и иных правонарушений не достигших совершеннолетия лиц, требуется следующее.

1. Комплексная симметрия внутригосударственных нормативных правовых актов с принципами и нормами международного законодательства по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, превенции их правонарушений, предупреждения преступлений в отношении них.

2. Системное упорядочивание правоотношений законодательства по проблемам предупреждения административных и других деликтов несовершеннолетних в различных отраслях российского права на основе международных договоренностей Российской Федерации. Нормы права в конституционном, административном, гражданском, уголовном праве должны быть систематизированы в отдельных разделах или главах, содержание диспозиций статей не должно иметь разночтений и диссонансов, должна быть соблюдена преемственность государственной политики по вопросам детства.

3. Содержательная неантагонистичность международных договоров и отечественных нормативных актов, обеспечивающих политику нашего государства в сфере профилактики безнадзорности и деликтов лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Для этого при ратификации новых международных нормативно-правовых договоров, особенно по проблемам протекции прав детей и профилактики совершения ими правонарушений, требуется общественное транспарентное обсуждение аутентичности перевода текста на русский язык. Данная форма вполне успешно зарекомендовала себя на сайте http:// zakonoproekt.ru/, где публично в режиме реального времени обсуждались проекты федеральных законов Российской Федерации «О полиции» и «Об образовании в Российской Федерации». Отметим, что первый закон собрал рекордные 20916 замечаний и предложений, второй - 10912. Общественное обсуждение законопроектов, дискуссии между обсуждающими показали свою состоятельность, т.к. федеральный закон Российской Федерации «О полиции» эффективно действует более шести лет, и критики в его отношении намного меньше, чем у предыдущего правового акта, регламентирующего деятельность милиции в России.

Первое, что необходимо сделать для профессионального эквивалентного перевода текста международных конвенций, принципов на русский язык - это провести качественный перевод группой ведущих специалистов в этой области, для чего необходимо создать Всероссийский научно-исследовательский институт перевода международных правовых актов. Сегодня примерно в том же направлении, только в отношении литературных источников работает, например, Институт перевода - некоммерческая организация, основная цель которой состоит в продвижении русской литературы по всему миру. В создаваемом ВНИИ - Всероссийском научно-исследовательском институте - должны работать на постоянной основе профессиональные лингвисты, знающие принципы межличностной и массовой коммуникации, фонетический и грамматический строй используемых языков, специфику смысловой структуры слов, фразеологических оборотов, сочетаемости лексических единиц; филологи, изучающие изменения, произошедшие в языке за установленный промежуток времени; редакторы юридических текстов, корректоры и иные необходимые специалисты. При недостаточной квалификации кадров института в каждом отдельно взятом случае рационально привлекать на возмездной основе специалистов, имеющих учёные степени и звания, из других профильных научно-исследовательских и образовательных организаций. Отталкиваясь от того, что подлинники многих нормативно-правовых международных договоров хранятся депозитарием на нескольких языках, чаще всего это английский, арабский, испанский, китайский и французский, тексты которых являются равно аутентичными, для правильности перевода потребуются специалисты, владеющие каждым из языков, на которых представлен международный договор.

После тщательного перевода проект текста документа одновременно на русском и всех официальных языках потребуется поместить на запущенный сайт с ориентировочным названием http:// proektperevodakonvencii.ru/, для его публичного обсуждения. В федеральных средствах массовой информации в целях поддержки обсуждения необходимо давать анонс предстоящей дискуссии, обращать внимание на её важность. Обсуждение проекта перевода международного договора не должно длиться менее четырёх месяцев. После обсуждения все материалы должны анализироваться во ВНИИ перевода международных правовых актов, наиболее точные варианты перевода должны найти отражение в тексте, который будет ратифицирован и направлен на хранение депозитарию.

Очевидно, что межотраслевой диссонанс норм как на уровне национального, так и международного права создает преграды для достижения целей административного закона в изучаемой плоскости на практике.

4. Желательно наличие конкретных механизмов реализации норм права правоприменителями в области предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних на территории Российской Федерации сквозь призму международных нормативно-правовых актов.

5. Для наиболее эффективного применения на практике норм международно-правовых договоров мы считаем рациональным создание прямых ссылок на статьи международных правовых актов в федеральном законодательстве Российской Федерации. Это уточнит главенство междуна-родного законодательства и исключит несоответствия в регулирующих единые общественные отношения диспозициях норм международного и отечественного права.

Например, ст. 63 ТК РФ «Возраст, с которого допускается заключение трудового договора» можно представить в следующей редакции: «Для обеспечения эффективного упразднения детского труда, основываясь на ч. 3. ст. 3 «Конвенции о минимальном возрасте для приёма на работу», заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет». Ст. 2 федерального закона «Об основах системы профилактики безнад- зор-ности и правонарушений несовершеннолетних»: «Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» можно дополнить фразой «.основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нор-мах международного права, в том числе "Конвенции о правах ребёнка", "Минимальных стандартных правилах Организации Объединённых Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних", "Правилах Организации Объединённых Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы"..».

Ч. 1 ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» можно предложить в следующем варианте: «Признавая право на образование в соответствии со ст. 26 "Всеобщей декларации прав человека" и ст. 28 "Конвенции о правах ребёнка" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование». Таким же образом возможно дополнение и остальных оте-чественных правовых актов по рассматриваемым вопросам.

Приоритетной задачей на ближайшие годы для всех органов и учреждений системы превенции административных и иных деликтов несовершеннолетних должно стать дальнейшее выполнение в максимальном объёме обязательств по фундаментальным международным нормативно-правовым договорам, а также факультативным протоколам к ним, что, безусловно, будет способствовать минимизации отрицательных тенденций в проблеме правонарушений не достигших совершеннолетия лиц. Это масштабные и непростые задачи, для реализации которых потребуется политическая воля, мобилизация имеющихся и выделение дополнительных административных и иных ресурсов. В этой связи целесообразно скомпилировать усилия всех государственных структур, участвующих в правозащитной и правоохранительной деятельности по предупреждению правонарушений молодёжи.

Список литературы

1. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 11 июля 1992 г. - № 23. - От. 1276.
2. Краснянский, А. В. Логический анализ юридических документов. Ч. 1. // Современные гуманитарные исследования. - М.: Издательство «Компания Спутник+», 2010. - № 1. - С. 113-115.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 2 (78) 2018 г.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (25.04.2020)
Просмотров: 32 | Теги: правоприменительная практика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь